Художественная Культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 23:41, реферат

Описание работы

Художественная культура - совокупность процессов и явлений духовной практической деятельности, которая создает, распространяет и осваивает произведения искусства и материальные предметы, обладающие эстетической ценностью.
Что такое "художественная культура"? Часто полагают, что художественная культура и искусство - это одно и то же. Это не совсем так. Конструктор паровоза меньше всего думал о том, чтобы гудящее чудо было еще и красивым. Но красота паровозов завораживала людей нескольких поколений. А кого сегодня ни приводит в восторг взмывающий в небо современный авиалайнер!

Работа содержит 1 файл

художественная культура.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

в так называемом «переходном стиле». В Германии, как и в других странах

западной Европы, был принят разработанный во Франции  тип большого

двухбашенного кафедрального  собора из тёсанного камня (Кёльнский собор

(середина XIII в.), и  др.). Но внешний вид некоторых  других соборов в

Германии, где не было достаточного количества камня, пригодного для

строительства, в  употребление вошел кирпич. Строительство  церкви в Любеке

положило начало так называемой «кирпичной готике», широко распространённой в

ряде северных стран Европы.

     Италия. Экономическая и политическая раздробленность средневековой Италии

наложила свой отпечаток на развитие итальянской  народности, и на её культуру. В

конце XII – начале XIII в. между население двух важнейших центров Италии:

Сицилийского королевства  на юге и Тосканы в средней  Италии – имелись ещё

большие отличия  в языке и в культуре. Культурное развитие различных районов

Италии шло по-разному. Наибольшего расцвета итальянская культура в XI – XIII

вв. достигла в  крупнейших городах (Флоренции, Венеции  и др.). Однако в течение

длительного времени  она оставалась культурой отдельных  городов-государств, не

превращаясь в  обще-итальянскую.

В Италии с её развитой городской жизнью, очень рано появились такие

идеологические  явления, которые были тесно связаны  с хозяйственными с

хозяйственными  и политическими потребностями  бюргерства и городской

патрицианской верхушки. Так, уже в конце XI в. в Италии получила

распространение так называемая «рецепция римского права», то есть возрождение

норм римского права, регламентировавшего отношения  простых

товаропроизводителей  между собой, и приспособление этих норм к экономике и

политической жизни  средневековой Италии. Раннее развитие товаро-денежных

отношений, ремесла  и ростовщичества в Италии, а также  связанный с этим

переход земельной  собственности из одних рук в  другие порождали

заинтересованность  патрициата и бюргерства в таком  юридическом оформлении

всевозможных сделок с движимостью и недвижимостью, которое выходило за

ограниченные рамки  раннефеодального право, покоившего на господстве

натурального хозяйства.

Особенностью сицилийской  культуры было то, что в ней скрещивались греческие,

арабские и норманские влияния. К тому же сицилийская культура приобрела ярко

выраженный аристократический  отпечаток. Философы и учёные (медики,

астрологи), а также  поэты и архитекторы, группировавшиеся при сицилийском

дворе Фридриха II Гогенштауфена, обслуживали главным  образом этот двор и

потребности местных  феодалов (баронов). Подражая во многом провансальским

трубадурам, поэты  Южной Италии, писавшие на итальянском  языке создали своё

литературное направление  оказавшее влияние и на североитальянскую  поэзию

конца XIII – начало XIV в.

Определенных успехов  в XIII веке в Италии достигли географические знания.

Торговые сношения северных итальянских городов-республик  со странами Азии

очень расширили  географический кругозор европейцев. Венецианец Марко Поло

составил подробное  описание своих путешествий по Китаю  и Северной Индии. Его

путешествие, предпринятое с торговыми целями, было совершено  в 1275 – 1292

гг. через Сирию, Иран и Афганистан. В XII – XIII вв. в  Италии достигли

значительного развития архитектура, живопись и скульптура. В архитектуре

Италии в XII в. большое распространение имел романский стиль.

    

Художественная  культура Византии.

В области культуры Византия вплоть до XIII в. превосходила Западную Европу.

Наиболее ярко это превосходство проявлялось  в философии, где была жива

античная традиция. Ещё в XII в. в Византии была забыта материалистическая

философия Демокрита  и Эпикура, хотя особенно большое  распространение имело

учение Платона. Из последователей философской системы  Платона наиболее

выдающимся византийским философом XII в. был Михаил Пселл. Перу Пселла

принадлежат многочисленные трактаты по философии, праву, логике, астрономии,

медицине, математике, риторике, музыке и грамматике. В  своих трудах Пселл

доказывал, что  философия и религия представляют самостоятельные области

познания. Несмотря на господство церковной догмы, появился и ряд мыслителей,

в учении которых  ярко проявлялось свободомыслие. Таким  выдающимся мыслителем

был в XI в. ученик Пселла Иоанн Итал. Он смело выступил против церковной

схоластики, а так  же против использованного ею учения Аристотеля. Церковь

обвинила Иоанна Итала в ереси и подвергла  его жестоким гонениям. Философские

взгляды как Пселла, так и Итала оказали влияние  на развитие

западноевропейской  философии. В XI в. наметился и некоторый подъём в развитии

естественных наук, особенно медицины. К этому времени  относятся медицинские

трактаты Дамнастия, Стефана Магнетия и Симеона Сета.

Изобразительное искусство и архитектура в XI – XIII вв. переживали в Византии

значительный расцвет. В архитектуре преобладал тип крестово-купольного храма.

Наиболее выдающимися  памятниками  архитектуры XI – XII вв. являются церковь

монастыря Хора в  Константинополе и церковь св. Пантелеймона в Фессалонике.

Мозаики, украшавшие храмы того времени, были расположены по строго

определённому плану, отражавшему существовавшую в Византии феодальную

иерархию. В церковной  живописи наблюдалось сочетание  реалистической традиции

с элементами условности, сухости и всё большей стилизации. Наряду с церковной

живописью большое распространение в этот период получило светская

монументальная  живопись. Высокой степени развития достигли прикладное

искусство и книжная  миниатюра. Византийские изделия из слоновой кости и

камня, керамика художественное стекло и ткани чрезвычайно ценились в Европе и

Азии и имели  широкое распространение за пределами  Византии. В этих

произведениях художественного  ремесла особенно ярко проявилось влияние

народного творчества и находило своё отражение многообразная  культура

народов, населявших Византийскую империю. 
 

 
 
 
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Эпохой Возрождения (Ренессанс) называют период развития европейской культуры, пролегающий между поздним Средневековьем и Новым временем. В Италии Ренессанс пришелся на XIV - XVI вв., в других странах - на конец XV - XVI вв. Термин «Возрождение» был введен мыслителем и художником этой эпохи Джорджо Вазари («Жизнеописания знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550)). Так он назвал период, который, по его мнению, был временем возрождения античности. 
Действительно, первоначально новое явление в культурной жизни выглядело как возвращение к забытым достижениям античной культуры. В Италии разыскивали рукописи античных писателей, вновь «открывали» для себя античную скульптуру и архитектуру. Великое прошлое, постоянно напоминавшее о себе в этой стране, воспринималось как высшее достижение человечества, образец художественного совершенства, по сравнению с которым искусство Средних веков казалось варварским и неумелым. 
Однако феномен Возрождения заключался в том, что очень скоро античное наследие из объекта восхищения превратилось в оружие ниспровержения церковных канонов и запретов. Оно стало отправной точкой рождения новой картины мира - антропоцентричной по своему характеру, в отличие от средневековой - теоцентричной, в центр всего ставившей Бога. Новый взгляд на мир, новая философия получила название гуманизма. 
Приверженцы гуманистических идей провозгласили высшей цен-ностью человека и его благо. Критике было подвергнуто характерное для Средневековья убеждение в греховности человека и испорченности человеческой природы. Произошел отказ от средневекового аскетизма и презрения к земному миру. Новой чертой стала вера в человека и его необычайные возможности. Человека стали рассматривать в качестве творца своей собственной жизни и судьбы.  
Однако мыслители Возрождения не собирались приравнивать человека к Богу, сократилась лишь дистанция между Богом и человеком. Бог стал мыслиться пантеистически: Он был слит с миром, Он одухотворял мир. «Бог пребывает во всем», - так сформулировал новые представления философ Николай Кузанский. В результате, постижение окружающего мира стало восприниматься как главная задача человека. Но любое изучение начинается с визуального восприятия, что привело в данную эпоху к расцвету пространственных видов искусства - живописи, скульптуры, архитектуры. 
Искусство стало способом постижения мира. В эпоху Возрождения художники, поэты, ученые были окружены всеобщим поклонением, их почитали теперь так, как в античности героев, а в средние века - святых. Фигура художника-творца стала символом Ренессанса. В то же время по своему характеру ренессансный гуманизм был умственным движением элиты, сравнительно узкого круга лиц. Широкие слои народа, особенно за пределами Италии, не были затронуты ими. 
Очагами итальянского гуманизма были гуманистические академии. Так назывались свободно организованные, подчас нерегулярно собирающиеся кружки эрудитов и единомышленников - людей разного звания и положения, которых объединял интерес к античному наследию и стремление к обогащению новыми знаниями. Целью встреч было приятное времяпрепровождение, взаимное просвещение, ознакомление с новыми трудами. На собраниях академий каждый должен был чем-нибудь блеснуть, что побуждало к совершенствованию в науках и искусствах. Наибольшую известность получила Платоновская Академия М. Фичино. 
Коренной переворот в сознании «массового» человека произошел в ходе Реформации (от лат. «преобразование», «исправление») - широкого общественно-политического и идеологического движения, участники которого требовали преобразовать католическую церковь в демократическом духе. Основными лозунгами Реформации были: восстановление апостольской бедности церкви (дешевая церковь), ликвидация папских привилегий. В результате Реформации возникло новое направление в христианстве - протестантизм. 
Протестантизм, отвергнувший учение о спасающей роли церкви, оставил человека один на один с Богом. Это привело к индивидуализации веры: человек теперь сам должен был отвечать за свои поступки перед Богом. Однако, став равноправным собеседником с Богом, человек быстро осознал свою экономическую, политическую и интеллектуальную свободу. В результате родился «массовый» человек, ответственный за свою судьбу.

Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии. В истории итальянского Возрождения выделяют следующие периоды: Про-торенессанс (Треченто) - XIII - XIV вв.; Ранний Ренессанс (Кватроченто) - середина XIV - XV в.; Высокий Ренессанс (Чинквеченто) - конец XV -первая четверть XVI в., Поздний Ренессанс - XVI в. 
Проторенессанс ознаменован творчеством великого поэта Данте Алигьери и живописца Джотто ди Бондоне. 
Данте приписывают роль создателя современного итальянского литературного языка. Из многочисленных произведений великого поэта самым значительным считается «Божественная комедия» - эпическая поэма в трех частях («Ад», «Чистилище», «Рай») и 100 песнях. 
С именем Джотто справедливо связывают начало новой эпохи в живописи. Самые знаменитые фрески Джотто находятся в Капелле дель Арена, или капелле Скровеньи (по имени заказчика) в городе Падуя. Это 38 сцен из жизни Христа и Марии, связанные в единое целое. Впервые вместо разобщенных отдельных фигур и сцен, свойственных средневековой живописи, Джотто сумел создать связанный рассказ, и при этом показать различные человеческие типы. 
Фигуры на джоттовских фресках, несмотря на малоподвижность и массивность, обрели объем и естественность движений. В изображениях появилось трехмерное пространство, однако у Джотто оно достигалось не перспективным углублением, а определенным расположением фигур в отдалении друг от друга на плоскости стены. Джотто ввел в свои изображения черты быта, создав впечатление достоверности обстановки. 
Талант Джотто проявился и в том, что еще никто до него не изображал христианские сюжеты так драматично. Он первым сумел преодолеть традиционный средневековый аллегоризм и превратить пороки и добродетели в живые человеческие характеры.
 

 
 
 
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVIII ВЕКА.

XVIII век стал поворотным в истории развития европейской культуры. Европейские страны обнаруживают динамизм развития, невиданный ранее другими цивилизациями. Одновременно вырисовывается харак-тер западной цивилизации как цивилизации индустриальной, техногенной, чье развитие тесно связано с научно-техническим прогрессом. 
Иначе XVIII век называют веком Просвещения. Отличительным признаком общественного сознания была вера в могущество челове-ческого разума, его безграничные возможности, рационализм. Недаром, символом «эпохи рационализма» стал известный литературный персонаж - Робинзон Крузо - человек, верящий в себя и преодолевающий несчастья и невзгоды силой своих знаний. Однако просветители апеллировали не просто к разуму, а разуму научному, который свободен от религиозного авторитета и традиций. Разуму, который способен постичь тайны бытия, опираясь на опыт и практику. В итоге, наука, научные знания были поставлены на невиданную ранее высоту. Главным предметом научного познания объявлялись природа и законы ее существования. 
Разумное начало, по мнению просветителей, должно было харак-теризовать и общественные отношения. На смену сословному делению должно было прийти социальное равенство. Вместо деспотизма королевской власти в обществе должен утвердиться либо просвещенный абсолютизм, при котором монарх заботится о благоденствии своего народа, либо республиканская форма правления, столь успешно проявившая себя в истории Рима. Право на жизнь, свободу, собственность, равенство перед законом объявлялись «естественными правами человека». Религия в той форме, в которой ее утверждала церковь, провозглашалась результатом невежества. Свобода совести, свобода вероисповедания, возможность даже атеистической позиции должны были стать принципами нового общества. 
При этом для Просвещения был характерен исторический оптимизм. Просветители искренне считали, что мир может быть преобразован по законам разума и справедливости, следует только устранить порядки, извращающие человеческую природу, моральную по своей сути. Эта вера в возможность переустройства человеческого общества вызвала невиданный накал критики государственной власти и существующего социального устройства, что в свою очередь привело к тому, что работы Просветителей (Ж. Ж. Руссо) стали идеологической основой будущих буржуазных революций: в первую очередь, войны за независимость американских колоний (1775 - 1788) и Великой Французской буржуазной революции (1789 - 1794). 
Большое значение в деле переустройства общества отводилось искусству. Оно, с одной стороны, должно было заниматься поиском гармонии индивидуальной и общественной жизни, с другой стороны, просвещать, образовывать, быть выразителем общественных на-строений. Однако Просвещение не породило какого-то нового стиля в искусстве. Выразителем его идеалов стал начавший складываться в XVII в. классицизм. Одновременно в XVIII в. в аристократических кругах европейских стран получил распространение манерно-изысканный стиль рококо (иначе его называют «стиль Помпадур», по имени знаменитой фаворитки Людовика XV). 
Появление классицизма относят к концу XVII в. Новый стиль фор-мировался в борьбе против барокко с его помпезностью и замыслова-тыми формами. Классицизм проповедовал иные принципы: рационализм, стремление к ясности и благородной простоте. В этом он следовал высочайшим образцам античной и ренессансной культуры. Отсюда и происхождение термина «классицизм», однако «образцовый», следующий образцам, традициям, вовсе не означал «подражательный». Классицизм стал вполне самостоятельным стилем, оказавшим огромное влияние на все направления культуры. 
Классицизм ввел в искусство строгую регламентацию. Он поделил жанры на «высокие» (трагедия, ода, история, мифология, картины на исторические, религиозные и мифологические сюжеты) и «низкие» (комедия, сатира, басня, портреты, пейзажи, натюрморты). Установил жесткую систему норм и правил. 
В литературе - правило трех единств, согласно которому в драме необходимо было придерживаться единства действия (не могло быть отклонений от основной событийной линии), места и времени (действие должно было разворачиваться лишь в одном месте и на протяжении только одних суток). Наиболее яркое воплощение правило трех единств получило в творчестве французских драматургов П. Корнелия, Ж. Расина, в комедиях Мольера. 
В архитектуре классицизм ориентировался на античность, из-вестную по сохранившимся памятникам Древней Греции и Рима, по трудам Витрувия. Однако крестным отцом архитектурного классицизма стал итальянский зодчий XVI в. Андреа Палладио. Его знаменитая по-стройка - вилла Ротонда с колоннами портиками и круглым центральным залом под куполом - стала в XVIII в. главным образцом для подражания. Теоретический труд Палладио «Четыре книги по архитектуре» превратился в настольную книгу всех архитекторов-классицистов. В Англии возникло даже целое течение - «палладианство». 
Архитектурный классицизм любил простоту и ясность. Формы классицистических сооружений тяготели к простым геометрическим фигурам: кубу, параллелепипеду. Структура зданий была относительно проста. Во всем господствовал принцип симметрии. В центре - колонный портик, увенчанный треугольным фронтоном (ордер стал основой архитектурного языка классицизма). Портик примыкал к увенчанному куполом кубовидному блоку центрального здания, по сторонам от которого строились корпуса-флигели. Стены классицистических построек были лишены пышного барочного декора. Ценилась ровная поверхность, оживленная лишь немногими, строго отобранными архитектурными деталями. Ясность, простота, логичность - вот качества, которые отличали архитектуру классицизма. 
К архитектурным памятникам классицизма XVIII в. относят Малый Трианон, построенный для Людовика XIV французским архитектором Жаком Анжем Габриэлем, церковь Святой Женевьевы (Жак Жармен Суфло). В годы Французской революции церковь назвали французским Пантеоном (портик здания походил на портик древнеримского Пантеона), где ныне здесь покоится прах величайших людей Франции. В Германии примером архитектурного классицизма являются знаменитые Бранденбургские ворота в Берлине архитектора Карла Готхарда Дангханса.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Художественная Культура