Художественная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 21:51, реферат

Описание работы

Художественная культура - совокупность процессов и явлений духовной практической деятельности, которая создает, распространяет и осваивает произведения искусства и материальные предметы, обладающие эстетической ценностью.

Работа содержит 1 файл

культура.docx

— 34.83 Кб (Скачать)

          Художественная культура - совокупность процессов и явлений духовной практической деятельности, которая создает, распространяет и осваивает произведения искусства и материальные предметы, обладающие эстетической ценностью.

Поскольку художественная культура является подсистемой культуры, изучение жизни искусства, его функционирования, исторического развития, требует  предварительного выяснения того, что  представляет собой культура в целом, в полноте её состава и строении, в её роли в истории человечества, в закономерностях её развития, ибо  только в этом контексте её реального  существования может быть постигнуто бытие художественной культуры. Понятие "культура" родилась в Древнем Риме как оппозиция понятию "натура" - природа. Оно обозначало "обработанное", "возделанное", "искусственное", в противоположность "естественному", "первоздан-ному". Со временем слово "культура" стало вбирать в себя всё более широкий круг предметов, явлении, действии, общим свойством которых был их сверхприродный характер. Соответственно и сам человек, рассматриваемый как творец самого себя, попадал в сферу культуры, которая приобретала смысл "образования" и "воспитания" (например, немецкое Bildung). Правда, само различие между естественным и созидаемым человеком, рукотворным, было замечено и обозначено общественным сознанием задолго до того, как вошёл в употребление термин “культура”: так древнегреческое "техне" ("ремесло", "искусство", "мастерство", отсюда – "техника") имело близкий смысл, а в 1053 в. культура стала предметом специального теоретического и исторического изучения (Вико, Гердер, французские энциклопедисты). С тех пор было сделано немало попыток уточнить содержание самого понятия “культура”, однако единства взглядов достигнуто не было. В 1952 году американские исследователи А.Кребер и А.Клакхон в книге “Культура” классифицировали все представления о культуре, которые были предложены в конце 133134 – начале 65675 веков, и при этом собрали около 200 определений.

В России исследования культуры начались в 30 – 40-е гг.в поре славянофилов и западников на материале отечественной культуры, а первая целостная философско-культурологическая концепция была сформулирована Н.Я Данилевским, который в книге ”Россия и Запад” обосновал принцип различия исторических типов культуры в мировом масштабе. Изучение культуры активизировалось в Росси в начале 20в., а затем в70 – 80-е гг., но разноречивость определения её сущности, строения и функции не была преодолена. Это объясняется прежде всего, сейчас вырабатывается и интегративная концепция, основанная на применении к анализу культуры системного подхода.

Место художественной культуры в культуре в целом определяется существенными различиями между  материальной, духовной и художественными  формами деятельности. Их различия не следует понимать в том смысле, будто одна является, только и чисто  материальной, другая – только и  чисто духовной, третья – не материальной и не духовной. Несомненно, что продукты духовной деятельности должны быть материализованы  – иначе они просто не могли  бы существовать, равно как и то, что в материальной деятельности воплощаются духовные цели, планы, модели. Суть дела, однако, в том, что в  данных слоях культуры соотношение  материального и духовного начал  диаметрально противоположно: материальная культура материальна по своему содержанию и способу функционирования, духовная же культура в этих отношениях духовна. Что касается художественного творчества, то в нём духовное и материальное проникают друг в друга, образуя  нечто третье, ибо они не просто соединяются, как в сферах материального  и духовного производства, а органически  сливаются, взаимно отождествляются. Эту духовно-материальную целостность  и называют "художественностью". Следовательно, художественное творчество должно быть интерпретировано не как присущее плодам духовной активности человека материальное воплощение результатом работы его мышления, но как мышление в материале, т.е. с помощью представления цвета, пластики, звука. Именно поэтому такое мышление нельзя перекодировать, т.е. перевести на другой материальный язык, нельзя пересказать ни словом, ни языком, другого вида искусства. Тут нужно сразу же оговорить принципиальное отличие художественной культуры от культуры эстетической. Эстетическая культура выражает ниуверсальность, повсеместность, проявления эстетической активности людей, художественная деятельность есть специфический вид его продуктивной деятельности, поэтому художественная культура оказывается относительно самостоятельным слоем культуры, следовательно, её можно определить как совокупный способ и продукт художественной деятельности. Понятие "совокупный" означает, что художественная культура охватывает все отрасли художественной деятельности (словесную, музыкальную, театральную и т. п.), включает в себя все процессы, протекающие "вокруг" искусства (создание, хранение, восприятие и т.д.), и процессы, обеспечивающие его успешное функционирование (воспитание художников, публики, критиков и т.д.).

Функции художественной культуры, как и функции культуры в целом, определяются тем, что она  живёт в пространстве и во времени. В социальном пространстве, т.е. в  одновременной жизни людей страны, региона, всего человечества, художественная культура призвана обеспечить максимальную эффективность и процессов творчества, создания художественных ценностей, и  процессов их восприятия публикой, в соответствии с их разнообразными духовными потребностями. Если же мы будем рассматривать историческую жизнь художественной культуры, т.е. её существование во времени, то увидим, что её главные функции – обеспечить охранение художественных ценностей, передачу их из поколения в поколение, поскольку историческая изменчивость социальной жизни не ведёт к уничтожению художественного наследия, но требует его актулизации, его включения в духовную жизнь каждой новой эпохи. Вместе с тем, художественная культура должна обеспечить постоянное обновление искусства в соответствии с изменениями, происходящими в общественной жизни, в других областях культуры, логикой собственного развития искусства. Таким образом, художественная культура призвана передавать традиции, творческий опыт, накапливаемые веками способы художественного освоения мира и обеспечивать постоянное движение искусства, его обновление, совершенствование.

Такой ансамбль функции  определяет структуру художественной культуры, её трёхмерное строение. Её первое измерение – духовно-содержательное: речь идёт о специфическом для каждого исторического, этнического и социального типа художественного сознания, – картине мира и места в образного представления о бытии нём человека.

Второе измерение  художественной культуры – зональное  или морфологическое – мы обнаруживаем тогда, когда от общей характеристики её духовного содержания переходим  к характеристике его особенностей в разных видах искусства. Ибо  целостность художественной культуры общества охватывает многообразие тех  форм, в которых творчество выступает  в словесных искусствах, изобразительных, в музыке, театре, танце, кино, архитектуре  и т.д. Нужно иметь в виду, что  все эти виды искусства не просто сосуществуют одно рядом с другим, но образуют некую исторически самоорганизовавшуюся систему. Поскольку художественное творчество имеет духовное содержание и материальную форму,. Морфологическое строение художественной культуры определяется тем, как меняется их соотношение в общем пространстве культуры, в котором художественная деятельность находится как бы между сферой духовного производства и производства материального. Это ведёт к тому, что на обеих границах художественной культуры образуются переходные зоны, в которых деятельность людей, оставаясь материальной в одном случае и духовной в другом, становится одновременно художественной. Так, в переходной зоне от материальной культуры к художественной находятся архитектура и прикладные искусства, плоды художественного ремесла, а с переходом ремесленного производства к индустриальному здесь образовалась в 20 веке ещё одна разновидность материально-художественное конструирование, или дизайн.

Точно такое же положение  характерно для места встречи  духовной культуры и культуры художественной: здесь художественная деятельность овладевает основным средством объективации духовной активности человека- языком, в начале устным, а затем письменным. В результате возникают такие же двойственные структуры, как и в архитектуре и прикладных искусствах: в устной речи- ораторское искусство, а в культуре письменной словесности – художественная публицистика. Здесь искусство "оформляет" политическое, проповедческое, юридическое содержание.

Схема зонально-слоевого строения художественной культуры

Духовная культура

переходная зона словесных "прикладных" искусств

ораторское искусство  художественная публицистика

зона художественного  словесного творчества

зона музыкального творчества

зона актёрского словесно-пластического и музыкально-пластического  творчества

зона пантомического и танцевального творчества

зона художественного  предметно-изобразительного творчества

переходная зона архитектонических бифункциональных искусств на ремесленной базе на индустриальной основе.

2. Формы материального  воплощения, основа характер художественной  культуры. Третье измерение художественной  культуры – функционально-организационное  или институциональное, ибо оно  охватывает формы организации  художественной жизни как систему  социальных институтов. Система  эта складывалась постепенно  в истории культуры. Изначально  художественная культура не выделяется  сколько-нибудь определённо из  общего контекста культуры, посколько художественная деятельность была растворена во всех процессах практической деятельности первобытных людей. Дальнейшее развитие культуры связано с процессами внутренней дифференциации её подсистем, в частности, с обособлением, автономизацией и самоопределением художественной культуры. А это влекло за собой всё более отчётливое вычленение и институционализацию различных её блоков, поскольку лишь внутренняя организованность могла обеспечить художественной культуре возможность самоуправления, необходимого ей несмотря на воздействие извне со стороны экономики, государства, церкви, идеологических концепций.  

Функциональная организация  художественной культуры выражается во взаимодействии следующих её институтов: художественного производства, создающего произведения искусства как носителей  художественных ценностей; художественного  потребления, организующего восприятия произведении искусства; художественной критики, обеспечивающей самоуправления художественной культуры как процесс  художественного общения людей  в соответствии с требованиями, предъявляемыми к искусству каждым типом общества и культуры.

Художественное производство, так или иначе организованное обеспечивает реальное осуществление  потребности художника творить, ибо для этого нужны материальные условия – например, наличие издательств, типографий, выставок кинофабрик и  т.д. На разных этапах истории художественной культуры условия эти меняются, но они всегда существуют в той или  иной форме, скажем, в форме монастырской мастерской иконописи, придворного  положения художника или музыканта, положения свободного художника, произведения, которого предназначены для продажи  на рынке и т.д. При этом сама творческая деятельность может быть рассмотрена  на двух уровнях, каждый из которых  имеет свои организационно- структурные  особенности: уровень первичного творчества, который представляет деятельность писателей, живописце, композиторов, уровень  вторичного творчества, на котором  находится деятельность исполнительская, сотворческая (актёрско- режиссёрская, музыкально-исполнительская и т.д.).

Особой отраслью художественного производства является организация воспроизводства самих  творцов художественных ценностей - система обучения и воспитания новых поколений художников, способы  их приобщения к существующей культуре.

Художественное потребление  – это конкретно-историческая форма  организация восприятия публикой художественных творений, т.е. самого процесса общения  людей с произведениями искусства  в театрах и кинотеатрах, концертных залах и музеях. Очевидно, например, как изменился характер восприятия живописи, когда она вышла из храмов в музейные собрания, а затем, когда  эти последние превратились из частных, королевских и княжеских в  общедоступные места встречи  массы горожан с художественными  ценностями. Аналогичные процессы в  истории сцены и библиотечного  дела радикально меняли характер общественного  функционирования искусства, а значит всей художественной культуры. Другая сторона художественного потребления  как социального института –  формирование публики, соответствующей  данному типу художественного производства. Появление массовой искусствоведческой литературы, чтение публичных лекции на эти темы, художественно- критических  статей в газетах и журналах, наконец, включение соответствующих дисциплин  в программу обучения в школе  – всё это сыграло и продолжает играть огромную роль в воспитании художественного сознания, вкуса, потребности  в общении с искусством.

Наличие в художественном производстве первичного и вторичного (исполнительского) творчества порождает  два типа потребления художественных ценностей – индивидуальный и  коллективный. Первый характерен для  восприятия произведений литературы, станковых форм искусства, второй –  для восприятия произведений, требующих  исполнения (сценических, музыкальных, кинематогра-фических), а также произведений архитектуры и связанного с ней монументально-декоративного изобразительного искусства. Однако, научно-технический прогресс предоставляет возможность превращать некоторые произведения исполнительского творчества в предметы индивидуального восприятия благодаря магнитофонной записи, кинопроекционной аппаратуре и т.д. Более того, он сделал возможным и такое явление, как тиражирование и воспроизведение произведений искусства. Это – книгопечатание, репродуцирование произведений изобразительных искусств, грамзапись, кино и телезапись произведений сценического искусства. Происходящее на этой основе расширение аудитории и, следовательно, демократизация художественного потребления имеет, безусловно, положительное историко-культурное значение, хотя замена подлинников репродукциями, нередкая в массовом потреблении, зачастую отрицательно сказывается на уровне публики.

Информация о работе Художественная культура