Художественная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 21:51, реферат

Описание работы

Художественная культура - совокупность процессов и явлений духовной практической деятельности, которая создает, распространяет и осваивает произведения искусства и материальные предметы, обладающие эстетической ценностью.

Работа содержит 1 файл

культура.docx

— 34.83 Кб (Скачать)

Художественное потребление  связано с художественным производством  через произведения искусства, обладающие определенной мерой художественной ценности.

Критика является важным "изобретением" художественной культуры, призванным решать две задачи: а) связывать  творцов искусства с публикой, помогая ей понимать содержание произведений и ощущать их истинную ценность, т.е. воспитывая общественный вкус, одновременно доводя до сознания мастеров искусства  характер восприятия и оценки их творений публикой; б) связывая художественную культуру с другими сторонами  духовной жизни общества – политической, нравственной, религиозной, т.е. либо применяя к искусству предъявляемые ему  обществом идеологические требования, либо, напротив, стремясь отгородить от них искусство, замкнуть его в  рамки “ искусства для искусства”.

Значительную помощь в решении этих задач оказывают  художественной критике науки об искусстве и философская эстетика, поскольку они несут и художникам, и публике знания истории и  теории искусства, участвуя тем самым  в формировании художественного  сознания общества. С этой точки  зрения становится понятным значение преподавания в школах и высших учебных  заведениях мировой художественной культуры, цель которого – помогать современной молодежи сознательно  входить в мир искусства, понимая  его язык, его смысл, его исторические трансформации, его роль в жизни  современного общества.

Внутреннее строение художественной культуры. Искусство  как центральное звено художественной культуры

До сих существует множество подходов к определению  сущности, строения и функции культуры. Это объясняется, прежде всего, сложностью самого состава культуры, разнородностью культурных явлений, что порождает  и разные подходы к ее изучению. Вместе с тем, сейчас вырабатывается и интегративная концепция, основанная на применении к анализу культуры системного подхода.

Суть его состоит  в том, сущность культуры выявляется в результате ее рассмотрения в целостной  системе бытия, одной из форм которого является культура. Исходной формой бытия является природа, а на определенной ступени развития природы рождается новая, отличная от природной, форма существования – человеческое общество. В обществе бытие переходит от природной, естественной, спонтанной формы существования к иному типу функционирования и развития, который проявляется не наследственно передаваемыми из поколения в поколение биологическими императивами поведения, но прижизненно вырабатываемыми людьми принципами деятельности. Поэтому третьей формой бытия оказывается сам человек, в синтезирующий в своем существовании и поведении природные закономерности и общественные, человек как воплощенное диалектическое единство природы и общества. Но связывая таким образом природу и общество, человек становится центральным звеном в цепи основных форм бытия.  

Каким же образом  возможно органическое соединение в  человеке природного и социального их взаимное отождествление? Возможность эта объясняется тем, что человек есть такое животное, бытие которого не спонтанно – активное, а деятельностное. Необходимо, чтобы накапливаемый человечеством опыт отделялся от самих людей, приобретал самостоятельное предметное существование, т.е. опредмечивался, что позволяло сохранять в объективированном, отторгнутом от самого человека – и поэтому не исчезающем с его смертью виде добываемые им знания, ценности и умения. Так рождается новая – четвертая – форма бытия – культура, человек же оказывается соответственно трехсторонним – био – социо – культурным существом.

Каким образом, культура предстает перед нами как деятельностный и исторический разворачивающийся процесс, охватывающий:

а) качество самого человека как субъекта деятельности - качество сверхприродного, т.е. такие, которые, опираясь на данные ему от природы возможности, формируются в ходе становления человечества и воссоздаются каждый раз вновь в биографии каждого индивида (по закону "онтогенез" повторяет "филогенез";

б) способы деятельности человека, не врождённые ему - ни виду, ни индивиду, - но им изобретаемые, совершенствующиеся и передаваемые из поколения в  поколения благодаря обучению, образованию  и воспитанию; на философском языке  эта деятельность и называется "опредмечиванием сущностных сил человека";

в) многообразие предметов - материальных, духовных, художественных, – в которых опредмечиваются процессы деятельности, формируя так, сказать, "вторую природу", творимую из материала "первой", подлинной природы, для того, чтобы удовлетворять сверх природные специфически человеческие потребности и служить передатчиком накапливаемого человечеством опыта из поколения в поколение; это предметность культуры оказывается инобытием человека, ибо отделяется от него и приобретает иные, отличные от человеческой, формы существования- формы орудий труда,научных трактатов, идеологических концепций, произведений искусства;

г) вторичные способы  деятельности, служащие уже не "опредмечиванию", а "распредмечиванию" тех человеческих качеств, которые хранятся в предметном бытие культуры, т. е. их усвоению и присвоению людьми; в культурных предметах процесс их создания "угасает" для того, чтобы "зажечься" в новой деятельности извлекающей из них заключённое в них человеческое содержание;

д) вновь человек вторая роль которого в культуре выражается в том, что благодаря распредмечиванию он обогащается, развивается, овладевает культурой и становится тем самым её творение;

е) силой, связывающей человека с человеком в культуре является общение людей, а затем и их общение с природными явлениями, вещами, произведениями искусства;

Культура имеет, следовательно, три модальности:

- человеческую, в  которой она предстает как  культурный потенциал человека (и  человечество, и личности), выступающего  в качестве творца культуры  и ее творения;

- процессуально-деятельностную, в которой культура выступает как способ человеческой деятельности - в деятельности распредмечивания и в деятельности общения людей, участвующих в обоих процессах;

- предметную, в которой  культура охватывает многообразие  материальных, духовных и художественных  творений, образующих “вторую природу”  – создаваемые человеком “миру”  искусственных объектов: “мир вещей”, “ мир идей” и “ мир образов”.

В этой трехмерности культуры реально живет, функционирует и развивается как целостная система

Задачи современной  культурологии, основанной на системно-диалектическом подходе к бытию, истории, культуре, состоит в том, чтобы преодолеть все эти односторонние модели мировой культуры и выработать такую ее историко- теоретическую модель, которая в согласии с богатством фактов и учитывая сущностные различия “ локальных цивилизаций” (западных и восточных, христианской и мусульманской и т.д.), выявило бы логику историко-культурного процесса, единого для человечества, при всем разнообразии конкретных форм, в которых он протекает.

Для достижения этой цели нужно исходить из того, что  динамика культуры определяется взаимодействием  внешних для нее и внутренних сил. Внешними являются изменения природы  и общества. Первые имеют эпизодический, но катастрофический характер на протяжении истории культуры - скажем, мировое  оледенение, изменение климата в  Африке, потоп, погубивший Атлантиду  или гибель помпейской культуры в  результате извержения вулкана и  т.п. В целом же изменение в  природе происходят столь медленно, что на динамике культуры они не сказываются. Другое дело - изменение  общественных отношений, социальной структуры, хотя их темп намного отличается скорости преобразования культурных форм, последние  испытывают прямые воздействия трансформации  общественных структур, экономической  и политической жизни.

Вместе с тем, непосредственной движущей силой истории культуры являются ее собственные внутренние силы. Поскольку культура – не простой  конгломерат рядоположенных форм деятельности, не их механическая сумма, но целостная, системное образование, целостность ее обеспечивается связью всех составляющих культуры подсистем и элементов, т.е. структурной данной системы. Это значит, что изменение культуры как целого обуславливаются тем, как меняется и содержание разных ее подсистем, компонентов, и их соотношение, т.е. удельный, вес каждого в целостной жизни культуры.

Структурные изменения  в истории культуры выражаются, прежде всего, в том, что меняется соотношение  основных ее слоев – материального, духовного и художественного (но при этом сохраняются основные функции  каждого из них). Для историка культуры особенно важными являются функции  художественной деятельности, поскольку  искусство является самосознанием  культуры, т.е. воссоздает содержание и  строение каждого ее исторического  типа и каждого регионального, национального, и социального и т.д. состояния. Поэтому изучение истории художественной культуры представляет интерес не только для более глубокого понимания  истории всех искусств, но и как  главный источник изучения истории  культуры, макромир которой отражается в микромире образов искусства. Теоретическое и историческое изучение художественной культуры помогает понять то место, которое в культуре, взятой в целом, занимает искусство.  

Художественная деятельность – эта такой вид человеческой деятельности, который отличается органическим слиянием того, что во всех других видах  деятельности- познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной и общении- расчлено и специализировано. Она не знает разделения на материальную и духовную, ибо творчество художника духовно и материально одновременно; она не знает разделения на практическую и теоретическую, ибо является практически- духовной, образно воссоздающей жизненную реальность, т.е. "практикой в духе" и плоды её обращены потому к такому же целостно- духовному восприятию- созерцанию, переживанию, осмыслению, истолкованию, какое свойственно человеческому восприятию реальности, но при этом ясно создаётся то, что отличает «художественную реальность» как мир вымысла от подлинной жизни людей. С этой точки становится понятным, почему и в фологенезии, и в онтогенезе (т.е. в истории человечества и в биографии отдельного человека) способность к полноценной художественной деятельности формируются раньше, чем развитые формы дифференцированной деятельности: детству человека, как и “детству человечества” свойственна синкретичная (не расчлененная еще) целостность сознания и поведения.

Искусство как плод художественной деятельности тем самым  запечатлевает общий характер культуры, в которой оно создается, которой  принадлежит и которую представляет – скажем, первобытную культуру, античную, средневековую, ренессансную и т.д., в особенности каждой из них, следовательно, представляет культуру не односторонне, а целостно. Иначе говоря, оно изоморфно культуре, т.е. имеет аналогичную структуру, ибо образно раскрывает то, что связывает культуру с природой, с обществом и с человеком.

Искусство в системе культуры

По поводу происхождения  искусства существует большое количество теорий. Практически все они видят  его корни в различных сторонах жизни и деятельности первобытного общества.

Одни теоретики  выводят искусство из трудовой деятельности, потребности которой вызвали  к жизни ритуальные танцы и  другие действа, где моделировались, имитировались реальные практические занятия людей. До сих пор известны трудовые песни, сопровождаемые движениями, демонстрирующими тот или иной процесс  труда. Эти "игрища" могли носить магический характер, предполагающий, что все совершенные людьми движения и действия затем окажут воздействие  на конкретный объект и помогут достигнуть желаемого результата. Считается  также, что в древнейших "игрищах" закреплен определенный опыт наших  пращуров. Поэтому другие теоретики (Ф.Шиллер, И.Хёйзинга) считают, что в основе первобытного искусства лежит игра как один из факторов развития культуры в целом.

Есть религиозные  теории, в которых утверждается, что искусство возникло по воле богов и представляет собой ее проявление. Платон объяснял причины художественного творчества тем, что устами певца — аэда — говорят боги певец в это время находится в состоянии экстаза, некоего поэтического безумия, и тогда искусство достигает высоких вершин. Аристотель связывал появление искусства с подражанием природе. Некоторые культурологи и искусствоведы, полагают причину возникновения искусства в особом умении художника "предчувствовать", “ вчувствоваться” в сущность вещей и передавать ее в своем творчестве.  

Но все теории без исключения отмечают, что оно  представляет собой особый мир, порожденный  человеческим духом, особую сферу человеческой деятельности. И если мораль выступает  как всепроникающее явление, без  которого невозможна никакая форма  человеческой жизни и деятельности, то искусство воссоздает в своих  произведениях всю Вселенную  человека, те ее стороны, которые желанны  или нежелательны для него, все  формы его поведения. Оно несёт  в себе огромный мир фантазии и  вымысла, с одной стороны, и выступает  как на, Добро и Красота —  с другой.

В этих рассуждениях можно заметить, что искусство, как  любой культурный феномен, включает в себя особый вид деятельности, направленной и на окружающий человека мир, который художник познает, оценивает, преобразует, и на самого человека и  его отношения с миром. При  этом окружающий мир может выступать  в искусстве как источник самого искусства, как отражаемое явление  и как то, что находится под  воздействием искусства. Именно эта  сложность и многоплановость  искусства позволяет ему быть одновременно явлением, познающим мир  в особой форме, о которой мы скажем несколько позже, и явлением, преобразующим  мир, оценивающим его. Искусство  влияет на мир, так как оно несет  в себе сильный воспитательный момент, ведь все идеи искусства выражаются в сильной, эмоциональной форме. Кроме того, искусство устанавливает "связь времён» предполагает общение  во времени и в пространстве между  народами, странами и континентами и разными эпохами. Искусство  может быть игрой, фантазией вымыслом и при этом осуществлять в себе функции познания, утверждения нравственных норм, выражения эстетического начала.

Информация о работе Художественная культура