Художні форми модернізму , їх особливості

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:35, реферат

Описание работы

конструируемые: от трактовки творчества как процедуры самовыражения художника до идеи о невозможности и немыслимости бессубъектной онтологии.
Первым признаком начинающегося падения художественной культуры в наиболее развитых капиталистических странах было академическое и салонное повторение прежних стилей, особенно наследия Ренессанса, превратившегося в школьную азбуку форм. На смену бессильному повторению традиционных форм приходит воинственное отрицание традиции - явление, аналогичное новым течениям в буржуазной политике и философии.

Содержание

Модернизм 3

Формы модернизма 9

Особенности форм модернизма 11

Работа содержит 1 файл

культурология.docx

— 122.68 Кб (Скачать)

Сверхреалистическая достоверность  образов С. Дали иногда столь сильна, что, кажется, они вот-вот вылезут  из рам и пойдут гулять по свету. (С. Дали специально изучал разные оптические «техники» , работал с зеркалами, интересовался голографией, электронной  фотографией и проч.). А с другой стороны, реалии окружающей действительности вторгаются в его художественный мир и начинают жить в нем. Искусство  С. Дали апокалиптично. Оно пророчествует  о смерти и гибели не когда-нибудь, а немедленно, сейчас. Мир ясной  гармонии — разрушился, распался, смешался в беспорядке.

Какими бы разными ни были «миры» П. Пикассо, В. Кандинского, С. Дали —  это только разные образы единого  мирозданья, держащего привычные  ориентиры и параметры, переставшего совпадать с обжитым и понятным пространством человеческого бытия. Всякого рода «измы» и «арты» модернистской  живописи являют нам образ расколотого, вздыбленного мира, чья фрагментарность  и есть его порядок.

По мнению модернистов, особую роль в современном миропонимании  может сыграть театр. Идеолог  модернизма французский философ  Ж. Лакан считал, что причиной многих неврозов, психозов и других нарушений, представляющих угрозу для душевной жизни человека — вплоть до безумия, — являются театральные эффекты  человеческого «я». Будучи вовлеченным  в процесс идентификации, то есть поиска собственного реального «я», человек неминуемо подвергает себя искушению игры. Суть ее в потребности  и, одновременно, в удовольствии проигрывать  свою жизнь многовариантно, представляя  себя то в одном образе, то в другом. В связи с этим режиссеры-модернисты Англии, Германии, России, Франции на протяжении XX столетия стали выдвигать  идеи радикального преобразования сценического искусства. Поговорим о некоторых  из них.

Идея трагедийного театра принадлежит английскому режиссеру-реформатору Гордону Крэгу. Эта идея эта в последствии обрела форму всеохватывающей концепции театра. Г. Крэг был убежден, что современный ему реалистический театр «задушен литературой и литературщиной». Некогда великое искусство ввергнуто в реалистический хаос. Поэтому Г. Крэг настойчиво советовал режиссеру искать источники вдохновения не столько «внутри театра», сколько «вне мира театра»: речь идет, пояснял он, о природе. Театр, вбирая в себя «природные» впечатления, должен научиться организовывать их в абстрактных, отвлеченных от бытовой конкретности формах, свойственных произведениям зодчества и музыкального искусства. Г. Крэг впервые заявил, что режиссер обязан материализовать в сценическом пространстве свое видение не конкретного произведения драматурга, а всего его творчества, воспринимая его как целостный мир взаимодействующих образов и взаимосвязанных коллизий. Эта идея была подхвачена практически всеми режиссерами-модернистами XX века. В непосредственную задачу режиссера входит не только идейная интерпретация драматургического материала жизни и творчества автора. Этот материал непосредственно складывается на сцене в наглядно запечатленные куски пространства с их постоянными изменениями во времени, воплощаемыми и интерпретирующими драматическое действие.

Трагедийный театр Г. Крэга во многом созвучен с философскими изысканиями  Ф. Ницше. В XIX веке театр на многие десятилетия  отказался от идеи трагического целого во имя идеи отдельного характера  Г. Крэг настаивал на тотальном переустройстве этого театра. Основываясь на идее «сверхчеловека» («супермарионетки», по Г. Крэгу), он предлагал разом заменить все сценические средства выразительности. И при этом — наполнение театрального действия сверхсмыслом, надличной истиной  всеобщего и закономерного, считал Г. Крэг, режиссер может осуществить  только через постановку трагедии.

Резче всего в модернистском  искусстве идее Г. Крэга противопоставлен театральный манифест немецкого  драматурга и режиссера Бертольда  Брехта — основателя эпического театра. Б. Брехт порывает со всякой традицией, вплоть до Аристотеля, и создает систему новых взаимоотношений, основанную на веселой относительности и нравоучительной безнравственности, на циничной свободе общения актера с образом. Любой исполнитель, уже в силу того, что он живой человек, а не выдумка поэта, по праву неопровержимой «витальности» может смотреть не только со стороны, но, предпочтительнее — сверху вниз на персонаж, кем бы он ни был — Гамлетом, Галилеем, маркитанткой Кураж или принцессой Турандот. У Г. Крэга актер — всего лишь человек, он благоговеет перед Героем. У Б. Брехта актер — Человек с большой буквы, он обращается с героем без церемоний. Цель Г. Крэга — театр, раскрывающий философию бытия. Цель Б. Брехта — театр, истолковывающий уроки истории. Концепция Б. Брехта, делающая всех персонажей своего рода пешками в идейной и политической игре, исходит из предположения, что актер — идеолог, который ведет игру персонажами.

Идеи Г. Крэга и Б. Брехта сходятся только в одной точке. Они оба  допускают работу актера с маской и в маске, признавая принципы еще одного модернистского направления — театра социальной маски, основанного русским режиссером-экспериментатором Всеволодом Мейерхольдом.

Театральная маска, как правило, обычно выражает окостенение социального  типа, утерю им индивидуальных черт, делающих его еще живым лицом, его предельную схематизацию и общность.

Она всегда противостоит характеру  или низшей его ступени — жанровой фигуре. Создавая сценические условия  для жизни «маски», В. Мейерхольд прибегал к умерщвлению живого конкретного  содержания эпохи, изображенной в данном произведении, к уничтожению внутренней динамики образов пьесы. Он стремился  воспроизвести на сцене не отношения  между людьми определенного времени  и определенной среды, а серию  не связанных между собой лиц, точнее, социальных типов, не вступающих в непосредственный диалог и совместные действия, а изъясняющихся со сцены  монологически. В спектаклях В. Мейерхольда  отношения между действующими лицами чрезвычайно ослаблены, конфликты  между ними затушеваны. Каждый персонаж был обращен лицом в зрительный зал и самостоятельно докладывал о себе аудитории. Чтобы окончательно исключить внутренний мир человека как материал для актерского творчества, В. Мейерхольд изобрел биомеханическую  систему игры. Она исчерпывала  мастерство актера чисто внешними выразительными средствами и была основана на однотемности маски, требующий от актера не создания образа в процессе внутреннего развития, а своеобразного жонглирования  уже заданным образом, обыгрывания  его в различных пластических ракурсах.

В модернистском театре опыты и  эксперименты французских режиссеров и драматургов стоят особняком. Здесь, в отличие от вышеназванных  театральных направлений, мы имеем  дело не с выверенным практикой методом, но лишь с неясной сценической  метафизикой: полуфилософией, полумифологией театра. Пожалуй, самой популярной подобной идеей в сегодняшнем модернистском  театре является идея «театра жестокости», разработанная режиссером и теоретиком сценического искусства Антоненом Арто.

.

Освобождаясь от необходимости  быть понятым, особый язык «театра жестокости»  «непосредственно» и «яростно»  воздействует на зрителя. Более того, он врачует его душу, возвращая  ей гармонию чувств и разума, уберегая от разрушительных сил Истории. Отсюда у А. Арто мысль о том, что «театр жестокости» представляет интерес  для зрителя как ритуальное святилище  с занавесом, где благодаря «тотальному  зрелищу» он может приобщиться и  к первоначальным — «космическим»  — стихиям жизненности. Этот феномен  новой театральности А. Арто называл  «трансцендентным трансом».

Параллельно с «театром жестокости»  развивался театр абсурда, с его  трактовкой сцены, как конкретного  автономного физического пространства, где нет ни действия, ни сюжета, ни персонажей, ни языка. С точки зрения абсурдистов, человек, оторванный от своих  метафизических и религиозных корней, обречен. Он превращается в антигероя, лишенного каких бы то ни было норм, в противоборстве с которыми тот  мог бы самоутвердиться. Театр абсурда, созданный драматургами Э. Ионеско, А. Адамовым, Ж. Жене и нобелевским  лауреатом С. Беккетом требовал новых  актеров и новых режиссеров. Он издевается над связями человека с обществом. Единственное, что берется  в расчет, — это космический  порядок. В театре абсурда означаемое бесконечно откладывается на будущее, слово из привычного средства коммуникации превращается в нечто самоценное и самодостаточное, обессмысливая  тем самым традиционный вопрос о  том, что выражает произведение искусства. По мнению абсурдистов, максимально  продуктивной для театра является позиция: «выражать нечего, выражать не из чего, нет силы выражать, нет желания  выражать, равно как и обязательства  выражать» (Как всегда — об авангарде. — М., 1992. С. 121). Иначе говоря, только в искусстве объект предстает  — и сохраняется — в своей  неповторимой (невозможной) реальности бытия, то есть — как невоспроизводимый.

Можно по-разному оценивать такую  эстетическую позицию, в том числе  и как трагическую. Но одно остается несомненным: убеждение абсурдистов  в том, что привилегия искусства, его способность дотянуться до Смысла, реализуется лишь посредством игры, то есть возможностью невозможного.

Этим можно объяснить характерную  для всего XX столетия склонность к  радикальному абстрагированию. Желание  абстрагировать — и, насколько можно, воплощать полученные абстракции на практике — более всего проявляется  в кинематографе. Кино, как известно, является самым сложным синтетическим  искусством. Через свои основные составляющие — изображение, слово и звук —  оно в той или иной мере охватывает практически все виды искусства. Эта чрезвычайная его сложность  позволила В. Шкловскому утверждать, что кино — «самое отвлеченное  из искусств», близкое в своей  основе к некоторым приемам математики» (Шкловский В. За 60 лет. —М., 1985. С. 34). Не имея возможности для анализа  всего историко-культурного контекста  развития и становления кинематографа, отметим всего лишь некоторые  его стили, которые наиболее близки идеям модернизма.

Из кинематографистов, наиболее полно  выразивших тип сознания позднего модернизма, начиная от мировоззрения и теории познания и кончая самим пониманием творческого процесса, следует назвать  немецкого кинорежиссера и сценариста Райнера Вернера Фасбиндера, с  именем которого связывают стиль  «пост-Голливуд».

Если кинематограф во многом сам  является порождением модернизма, то академическая музыка, напротив, предполагает тесную связь с эстетическими  нормами и традициями классического  искусства. Поэтому на различных  исторических этапах в понятие «модернизм в музыке» вкладывался различный  смысл. В конце XIX века этим понятием обозначалось творчество композиторов-импрессионистов  К. Дебюсси, М. Равеля, Р. Штрауса; в 20-х  годах нашего века оно употреблялось  по отношению к произведениям  французского композитора Э. Сати и  композиторам группы «Шестерка», которые  выступали приверженцами принципа математического расчета композиции; с середины XX века под модернизмом  стали понимать авангард, отвергающий  музыку и Дебюсси, и Равеля, и Сати.

Наиболее ярким выразителем  музыкального модерна в середине XX столетия стал немецкий философ, социолог, музыковед и композитор Теодор Адорно. В наше время, считал он, истинной является такая музыка, которая передает чувство  растерянности индивидуума в  окружающем мире и полностью отгораживается от каких бы то ни было социальных задач. Среди наиболее известных течений  современного музыкального авангарда  этому требованию соответствуют  следующие:

Конкретная музыка, создающая звуковые композиции с помощью записи на магнитную ленту различных природных или искусственных звучаний. Все это затем смешивается и монтируется. Изобретателем конкретной музыки является французский инженер акустик и композитор Пьер Шеффер.

Алеаторика, провозглашающая принцип случайности главным формирующим началом в процессе искусства и творчества. Представители этого направления вносят в музыку элемент случайности разнообразными методами. Так, музыкальная композиция может строиться с помощью жребия, на основе ходов шахматной партии, числовых комбинаций, разбрызгивания чернил на нотной бумаге, бросания игральных костей и проч. В результате возникает некая запись, предлагаемая исполнителям. Алеаторика появилась в Западной Германии и во Франции в 1957 году. Среди ее сторонников самые влиятельные представители современного музыкального авангарда: немецкий композитор, пианист и дирижер Карлхайнц Штокгаузен и французский композитор Пьер Булез.

Пуантилизм, излагающий музыкальную мысль не в виде тем или мелодий, а с помощью отрывистых звуков, окруженных паузами, а также коротких, в 2-3 звука, мотивов. Сюда же могут присоединяться сливающиеся с ними разнотембровые звуки-точки ударных и другие шумовые эффекты. Наиболее известный представитель пуантилизма — австрийский композитор и дирижер Антон Веберн, один из основателей «нововенской школы» в музыке.

Из поставангардных течений, проросших  в 70-х годах из авангарда и вошедших в музыкальный обиход, выделим электронную музыку, созданную с помощью электронно-акустической и звуковоспроизводящей аппаратуры. Объектом работы композитора в электронной музыке становится не только звуковая тема и композиция, но и сами звуки, которые «сочиняются» путем складывания в музыкальные тона и шумы синусоидных чистых тонов. Здесь первенство изобретения принадлежит немецким композиторам X. Эймерту, К. Штокгаузену и В. Майер-Эпперу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Список литературы:

 

 

 

  1. Білий А. Символізм якмиропонимание.-М., 1994

 

  1. Дмитрієва Н.А. Коротка історіяискусств.-М.,1995.-Т.3

 

  1. http://znaimo.com.ua

 

 

  1. http://uk.wikipedia.org/wiki

 

 

  1. http://referat.ukraine-ru.net

 

 


Информация о работе Художні форми модернізму , їх особливості