Э. Б. Тайлор “Первобытная культура”

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 15:39, реферат

Описание работы

Культура в самом широком смысле слова - все, что создано людьми как общественными существами и все, что делает людей существами общественными. Культура в узком смысле слова - духовная культура. Проблема культуры является одной из основных при философском анализе общества. Ведь культура - фактор, посредством которого общество, человек как социальное существо обеспечивает свое существование, развитие. Но без всякого научного анализа ясно, что культура не есть что-то застывшее, а имеет исторические формы проявления.

Содержание

I.Введение
II.Основная часть
1.Биография
2. Первобытная культура
3.Работа Э.Б. Тайлора
4.Человек как часть развития природы
5.Составляющие культуры Э.Б. Тейлора и дальнейшая структура его работы
6.Обряды и церемонии
III.Заключение
IV.Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат культурология.docx

— 46.54 Кб (Скачать)

Реферат по культурологии по

книге:

Э. Б. Тайлор “Первобытная культура” 

Содержание

I.Введение

II.Основная часть

   1.Биография

    2. Первобытная культура

    3.Работа Э.Б. Тайлора

    4.Человек как часть развития природы

    5.Составляющие культуры Э.Б. Тейлора и дальнейшая структура его работы

    6.Обряды и церемонии 

III.Заключение

IV.Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 

I.Введение

   Культура  в самом широком смысле слова - все, что создано людьми как общественными  существами и все, что делает людей  существами общественными. Культура в  узком смысле слова - духовная культура. Проблема культуры является одной из основных при философском анализе  общества. Ведь культура - фактор, посредством  которого общество, человек как социальное существо обеспечивает свое существование, развитие. Но без всякого научного анализа ясно, что культура не есть что-то застывшее, а имеет исторические формы проявления. Причем знание предшествующих форм - ключ к пониманию сегодняшнего уровня культуры.

   Эти соображения объясняют необходимость изучения исторических типов культуры. Разумеется, что это изучение надо начинать с исходного типа культуры - культуры первобытного общества. Причем, анализ любого исторического типа, в том числе культуры первобытного общества, должен вскрыть особенности проявления культуры в материальной и духовной жизни в их взаимосвязи и развитии, что позволит определить существенные черты культуры первобытного общества в целом.

     Первую попытку определения культуры сделал английский этнограф Эдуард Бернард Тайлор (1832 – 1917), основоположник эволюционистской школы, который понимал культуру как сложное целое, слагающееся из “знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества”. Его заслугой является то, что он дал довольно широкое понимание культуры, которое охватывает большой круг жизненных общественных проявлений. Культура в понимании Тайлора предстает как простое перечисление разнородных элементов, не связанных в систему. Кроме того, он утверждал, что на культуру можно смотреть как на общее усовершенствование человеческого рода. Именно эта идея и попытка переноса идеи Ч. Дарвина на общественное развитие легли в основу эволюционизма.  
 
В подходе Тайлора к определению культуры заложена еще одна веха в становлении понятия культура. Это исследование соотношения понятий культура и цивилизация (от лат. civilis – гражданский, государственный). Цивилизация иногда выступает как уровень, ступень развития культуры. Тайлор не делает различий между культурой и цивилизацией, для него культура и цивилизация в широком этнографическом смысле - тождественные понятия. Это характерно для английской антропологии. Однако в немецкой (О. Шпенглер, А. Вебер, Ф. Теннис) и русской традициях (Н.А. Бердяев) цивилизация и культура противопоставляются. Культура понимается как "органическое" состояние общества, которому свойственны духовность и свободное творчество. В области культуры лежат религия, искусство, нравственность. Цивилизация, использующая методы и орудия, не имеет духовной составляющей, рациональна, технологична. По О. Шпенглеру, это "мертвое время" культуры.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II.Основная часть

1.Биография

     Эдуард  Бернетт Тейлор (в новой русской транслитерации – Тайлор, Edward Burnett Tylor) родился в 1832 г. в лондонском предместье Кэмбервилл в семье набожного промышленника. Его формальное образование ограничилось квакерской школой, после окончания которой, он стал помогать своему отцу. В 1855 г. по настоянию врачей Э. Тайлор отправляется в длительное путешествие.

     Во  время визита на Кубу в 1856 г. он познакомился с богатым меценатом Г. Кристи, пробудившим в нем интерес к изучению древности. Вернувшись в Англию, Э. Тайлор занялся самообразованием и научными исследованиями в области этнографии и антропологии. Первую официальную должность он получил лишь в 1883 г., став хранителем этнографического музея при Оксфордском университете. В 1884 г. он был назначен лектором по антропологии в Оксфорде, а в 1886 г. – доцентом Абердинского университета. Э. Тайлор был членом Королевского общества Англии, дважды избирался на пост президента Антропологического института Великобритании и Ирландии. Умер Э. Тайлор в Оксфорде в 1917 г.

     Основные  работы Э. Тайлора: «Анахуак, или Мексика и мексиканцы, древние и современные» (1861), «Исследования в области древней истории человечества» (1865), «Первобытная культура» (1871), «Антропология: Введение к изучению человека и цивилизации» (1881). Э. Тайлор был признанным лидером английской школы эволюционизма в этнографии и антропологии. В своих работах он стремился показать, что все народы и все культуры можно поместить в один непрерывно и прогрессивно развивающийся эволюционный ряд. Всемирную известность Э. Тайлору принесла, разработанная им, анимистическая концепция происхождения религии, согласно которой в основе всех религий лежат первобытные представления о душе и духовных сущностях. Используя богатейший этнографический материал, который гармонично вписывался в рамки его религиоведческой концепции, Э. Тайлор выдвинул формулу: «анимизм есть минимум определения религии». Эта формула стала предметом многочисленных дискуссий, способствующих дальнейшему развитию науки о религии. 

     2. Первобытная культура

     Особенная важность этого труда видна уже  потому, что автор начинает с общего вопроса, с рассмотрения науки о  культуре вообще и, что немаловажно, с рассмотрения метода исследования. Сначала Тайлор определяет предмет, которым занимается его наука и который он сам намерен рассмотреть, а затем он выбирает единственно правильный и научный с его точки зрения метод, который позволил бы рассматривать этот предмет. Первая глава его «Первобытной культуры» более важна, чем множество энциклопедических сводных обзоров по истории культуры.

     Тайлор дает такое определение: «Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества» [Тайлор. С. 18]. Хочется сразу сказать, что этим своим определением Тайлор как бы закладывает основания многих будущих исследований. В этом определении сразу бросается в глаза три важных момента. Во-первых, все то, о чем говорит Тайлор, все сферы человеческой жизни, относятся, в общем, к тому, что можно было бы назвать духовностью. Точнее, и верования, и искусства, и нравственность и т.д. не имеют меньшее отношение к развитию экономики или материальному аспекту человеческой жизни, чем, скажем, техника. И при этом, во-вторых, видно, что Тейлор берет все эти явления комплексно, не разделяя их на группы. Он перечисляет важнейшие «нематериальные» сферы человеческой жизни. И, наконец, очень важной представляется указание на то, что все эти явления будут рассматриваться как способности человека как члена общества. То есть Тайлор хочет здесь подчеркнуть общественную природу человека. И кроме того, он здесь фактически объясняет, почему его исследование, скажем, искусства, не является искусствоведением, а изучение нравственности – моральной философией или историей морали. 

     3.Работа Э.Б. Тайлора

     В первой главе своей работы («Наука о культуре») Тайлор постоянно обращается к нескольким важнейшим положениям. Эти положения он называет «двумя великими началами», и о них и будет далее рассуждать.

     Первое  из них-то, что явления различных  культур в разных областях представляют собой определенное однообразие. То есть, в различных культурах, при  всей их особенности, мы обязательно  встретим схожие черты. Этот факт, с  точки зрения Тайлора, свидетельствует о том, что существуют «однообразные законы», действию которых подчиняется ход человеческой истории.

     Второе  – это то, что «различные ступени  культуры могут считаться стадиями постепенного развития, из которых  каждая является продуктом прошлого и в свою очередь играет известную  роль в формировании будущего». [Тайлор. С. 18]

     Далее Тейлор обосновывает и доказывает необходимость  и неизбежность такого толкования. В его время такие мысли  были еще новы для общественных наук и нуждались в тщательной проработке.

     Тайлор говорит, что естественные науки «при изучении строения и жизни растений и животных или даже при исследовании низших функций человека» признаю перечисленные «руководящие идеи» как основные и естественные. Но в области изучения культуры во времена Тайлора такого единства еще не было. Но оно обязательно должно быть, поскольку «история человечества есть часть или даже частичка истории природы». Он говорит, что «наши мысли, желания и действия сообразуются с законами столь же определенными, как и те, которые управляют движением воли, сочетанием химических элементов и ростом растений и животных» [Тайлор. С. 18–19].

     Совершенно  очевидно, что в XIX в. предложенные Тейлором идеи вызывали противодействие в обществе, которое не было еще готово признать себя равным обычной природе, и в среде богословов и некоторых философов, которые видели в истории человека вмешательство высших сил. Но Тайлор, вслед за многими выдающимися учеными своего времени (вспомним, например, Дарвина), говорит: «Отстраняясь целиком от соображений о сверхъестественном вмешательстве и беспричинной произвольности, мы примем это предполагаемое существование естественных причин и следствий в качестве главной основы и, отправляясь отсюда, пойдем так далеко, как это окажется возможным. Это будет тем же основанием, опираясь на которое физические науки продолжают с постоянно возрастающим успехом свои исследования законов природы» [Тайлор. С. 19–20].

     Следует отметить, что для Тайлора важнейшим представляется цепь причинно-зависимой связи событий и явлений. С его точки зрения, в таком предмете, как человеческая культура, цивилизация, искусство и т.д. не может быть ничего случайного, неважного. Все имеется свои основания и порождает, в свою очередь, другие явления. [Тайлор. С. 20]

     Другим  важным положением для Тейлора является то, что существуют общие законы человеческой деятельности, развития истории и культуры. Эти законы можно открыть через исследование причин и следствий в человеческой истории. «Во все времена историки, насколько они стремились стать  выше простых хроникеров, – пишет Тайлор, – употребляли все усилия, чтобы показать не только последовательность, но и связь событий, которые они описывали. И кроме того, они стремились еще выяснить общие начала человеческих действий и этим истолковать частные события…» [Тайлор. С. 20]. «При рассмотрении с более широкой точки зрения характер и нравы человечества обнаруживают однообразие и постоянство явлений… Как однообразие, так и постоянство можно проследить, без сомнения, с одной стороны, в общем сходстве природы человека, с другой стороны, в общем сходстве обстоятельств его жизни» [Тайлор. С. 21].

     Исходя  из этих положений, Тайлор говорит, что отдельные сферы человеческой жизни сравнительно нетрудно можно представить как последовательность причин и следствий на основании общих законов. «Изучая различные обычаи и воззрения, мы неизбежно убеждаемся в наличии причинности, лежащей в основе явлений человеческой культуры» [Тайлор. С. 26]. «Этнография, – утверждает Тайлор, – имеет дело именно с такими общими и единообразными свойствами организованных человеческих существ» [Тайлор. С. 25–26].

     Кроме того, важно помнить, что вся человеческая культура и культура отдельного народа рассматривается именно в развитии. «Для этнографов же не может быть и вопроса о возможности развития одних видов орудий, нравов и верований из других, так как развитие в культуре доказывается общественными данными» [Тайлор. С. 27]. «Прогресс и деградация, переживание, оживание, видоизменение и пр. представляют собой связующие нити сложной сети цивилизации» [Тайлор. С. 29]. При этом для Тайлора такое развитие является в первую очередь прогрессивным. «Обнаруживается все более многочисленные ряды фактов, – пишет он, – которые по своей последовательности могут быть размещены только в одном определенном порядке, но никак не в обратном» [Тайлор. С. 28]. «Несмотря на отдельные факты деградации, основной тенденцией культуры от первобытных до новейших времен оказывается движение ее от дикости к цивилизации» [Тайлор. С. 31]. Поэтому еще одно определение культуры или цивилизации звучит у Тайлора так: «общее усовершенствование человеческого рода путем высшей организации отдельного человека и целого общества с целью одновременного содействия развитию нравственности, силы и счастья человека» [Тайлор. С. 36]. Во второй главе «Развитие культуры» Тайлор подробно доказывает и демонстрирует свою правоту на множестве конкретных примеров.

     Если  же на основании указанных правил мы станем производить классификацию различных, предметов, событий, явлений и т.д., то мы сможем выделить различные стадии одного процесса развития. Эти стадии есть и у развития одного искусства, и у развития культуры народа вообще, и, соответственно, у развития человека как такового. Эта важнейшая особенность, – то, что человеческая история представляет собой последовательность стадий, – настолько очевидна, что «не следует придавать большого значения хронологической датировке или географическому положению. Обитатели озерных жилищ древней Швейцарии могут быть поставлены рядом со средневековыми ацтеками, а североамериканские оджибве – рядом с южноафриканскими зулусами» [Тайлор. С. 21]. «При сравнении диких племен с цивилизованными народами мы ясно видим, как шаг за шагом быт малокультурных обществ переходит в быт более передовых народов, как легко распознается связь между отдельными формами быта тех и других» [Тайлор. С. 22].

     Таким образом, следует сказать, что новая  для своего времени концепция  Тейлора обладала рядом преимуществ. Важнейшим из них кажется то, что  вся человеческая история предстает  в единстве. В ней нет никаких  случайных, не связанных с другими  частей. Она вся является единым потоком развития. При этом части этого развития предстают у Тайлора в упорядоченном виде, что, разумеется, дает возможность более подробно и эффективно рассматривать и изучать различные явления истории культуры. Кроме того, имея в виду общие законы этого единого развития, можно даже предсказывать, какие изменения последуют в будущем, или предполагать, какими были те или иные не дошедшие до нас элементы древних культур. Каждый аспект культуры того или иного народа по методологии Тайлора можно рассматривать как неслучайный, необходимый фрагмент всего этапа развития этого народа, а сам этот этап – как определенный элемент всей истории народа и человечества вообще. «Каменный наконечник стрелы, украшенная рельефами палица… могут сами по себе характеризовать и отображать известную сторону культуры у данного народа с такой же достоверностью, как правильные таблицы количества смертей от отравления… выражают… другие стороны быта и культуры целого общества» [Тайлор. С. 25].

Информация о работе Э. Б. Тайлор “Первобытная культура”