Экзистенциализм и психоанализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Предметом культурологии выступает понятие культуры. К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры. Они разбили их на несколько групп. В первую вошли описательные определения, во вторую определения связывающие культуру с традициями, в третьей подчеркивается значение для культуры правил. Культурология относится к гуманитарным наукам. Если предметом естественнонаучных наук является изучение внешнего мира, структуры и качества предметности, т.е. изучение материи как таковой, то гуманитарные науки обращены к внутреннему миру человека и его жизнедеятельности. Отличие гуманитарных наук от естественнонаучных дисциплин описано у Мерло-Понти: «Наука манипулирует вещами и отказывается вжиться в них. Она всегда остается мышлением трактовать всякое сущее в смысле «объекта как такового», то есть сразу и как ни в чем от нас независимое и предназначенное для нашей обработки».[4, С 25].

Содержание

Введение 3

1. Теория культуры 4

1.1. Культурология как наука 4

1.1.1. Теория организации 5

1.1.2. Знаки и символы культуры 5

1.1.3. Смыслы, коды и универсалии культуры 5

2. Культура. Структура и функции 7

2.1. Морфология культуры 10

2.2. Функции культуры 11

2.3. Динамика культуры 12

2.4. Понятия теории культуры 12

3. Типология культур 13

3.1. Культура первобытного общества 13

3.1.1. Периодизация 13

3.1.2 Базовые потребности первобытного общества 14

3.1.3 Первоначальные формы религии 15

4. Античная культура 16

5. Культура средневековья 17

5.1. Средневековье, стиль жизни 19

6. Культура возрождения 19

6.1. Культура нового времени. Барокко. Рококо. Классицизм 20

6.1.1. Принцип игры 21

7. Романтизм. Стиль эпохи 22

8. Европейская культура ХХ века 23

9. Экзистенциализм и психоанализ 25

9.1. Экзистенциализм. Принцип свободы в культуре 25

Заключение 27

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Культ.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

     XVIII в. – это эпоха Просвещения,  а классицизм XVIII в называют просветительским классицизмом или просветительским реализмом. Главные представители Просвещения – Монтескье, Дидро, Вольтер, Руссо, Лессинг. Они опирались на теорию естественного права, утверждавшую свободу, равенство людей и их право на частную собственность. Они выступали против крепостничества, против религии и считали, что все пороки исходят от невежества людей, их необразованности, безграмотности либо от невежества монарха. Все общественные вопросы сводились к борьбе с крепостным правом и его остатками. Энгельс характеризовал представителей французского Просвещения следующим образом: «Никаких внешних авторитетов какого бы то ни было рода они не признавали. Религия, понимание природы, общество, государственный строй - все было подвергнуто беспощадной критике; все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него».

     Барокко представляет мировоззренческое и художественное направление, охватывающее период с XVII по XVIII века. Термин барокко (от итал. barocco причудливый, вычурный) в переводе с португальского означает «жемчужина неправильной формы». С понятием барокко в целом связывается представление о сознательно преувеличенном, намеренно импозантном, заведомо фиктивном.

     Формы барокко были и остаются в полном смысле этого слова формами искусства, искусственными формами. С середины XVIII века начинается отделка парика рядами жестких, накрахмаленных локонов над ушами, высоконачесанным хохлом и лентой, которой парик перевязывается сзади. Всякая видимость подражания природе исчезает, парик окончательно стал орнаментом. Следует затронуть еще два момента. Женщины носят парик только в случае крайней необходимости, но их прическа в общих чертах следует мужской моде, с использованием пудры и стилизацией, которая достигает максимума в конце XVIII века. Второй момент заключается в следующем. Господство парика не было абсолютным. В то время как, с одной стороны, в театре даже трагические роли героев древности игрались в современных париках, можно, с другой стороны, видеть изображения ряда лиц начала XVIII века, прежде всего молодых людей и прежде всего в Англии, которые носят естественные длинные волосы. Все это означает тенденцию к непринужденности и легкости манер, к намеренной беспечности, невинной естественности, которая на продолжении всего XVIII века, уже со времени Ватто, противостоит жеманству и чопорности.

     Главная цель художников барокко – удивить, поразить, вознести в иной мир. Французская революция возвестила конец моды на парик, но отнюдь не отменила ее. Дефиниция рококо (от фр. rocaille – «рокайл», бриллиант, или украшение из раковин) едва ли будет полной без прилагательного «игривый» ("speels").Рококо – художественный стиль, возникший в 18 в. Стиль живет тем же, что и игра: ритмом, гармонией, чередованием и

     повторением, рефреном и метром. Наше собственное время лишь постепенно стало вновь осознавать высокое содержание искусства XVIII века. В элегантной витиеватости, богатстве форм орнамента, скрывающего как в музыкальных украшениях, прямую линию, рококо сохраняет всю благородную стать своих гармонических пропорций. Немногие эпохи искусства умели выдерживать серьезное и игровое в таком чистом равновесии, как рококо. И не многим эпохам удалось достигнуть такого созвучия между пластическим и мусическим выражением, как в XVIII веке.

     6.1.1. Принцип «игры» 
 

     В «игре» существенен момент движения. У Платона движение состоит из двух видов: перемещение и изменение. «Потому, что, двигаясь, оно (единое) перемещалось бы или изменялось: это ведь единственные виды движения» (Платон). Шиллер говорит о «свободном движении, которое само для себя есть и цель, и средство». Мыслительную способность осуществить эту свободу Шиллер видит в воображении, которая может создавать собственный порядок «согласно законам красоты». Главное в игре - установление и строгое соблюдение правил.

     Игра  есть спонтанное, свободное действие человека. Развлечение также представляет некоторую активность. В случаях развлечения, игры, спорта, художественной деятельности чувство удовольствия вызывается не результатом активности, а самим ее процессом. Идея тождества игры и учения (Руссо). Учение и игра служат цели развития внутренних сил. Учение всегда предполагает что-то, чему обучаются. 

 

     7. Романтизм. Стиль эпохи 
 

     Романтизм - художественное направление в европейской  духовной культуре конца 18 – 19 веков. Слово романтизм (от фр. romantisme) означал в конце 18 в. «странное», «фантастическое», «живописное».

     Романтизм вырастает из классицизма и становится противоположным ему. Вместо просветительских идеалов «естественного» и «разумного» наступает эпоха пессимизма, безнадежности, разочарования в буржуазной действительности. Отвержение буржуазных норм и уход в глубину субъективности, разрыв между человеком и действительности, раздвоенности между действительностью и мечтой, между реальностью и вымыслом, сферой грез - основные темы романтизма.

     В отличие от художников эпохи Просвещения, романтики не стремятся исправить недостатки действительности, а просто бегут от нее в историческое прошлое, экзотические страны или чистый вымысел. 

 

     8. Европейская культура ХХ века 
 

     Человек как природное существо живет  в обществе. Положения человека в эпоху Нового времени коренным образом отличается от средневековья и Возрождения. Если человек христианского Средневековья мыслил себя частью мира и посреди мира, рассматриваемый как результат божественного творения, а возрожденец - центром мира, запечатленное понятием антропоцентризма, то человек Нового времени функционирует как внешний наблюдатель мира и сам зримый в этом положении. Он начинает наблюдать за самим собой. Знаменитый постулат Декарта: «Я мыслю, следовательно существую» характеризует наблюдателя второго порядка.

     Демократизм, сциентизм, европоцентризм – главные характерные черты современной культуры и мышления. Система тоталитаризма характеризует кризисный аспект западной культуры, который проявляется в психологическом ощущении неустроенности, бездомности, потерянности. Массовая культура функционирует как механизм адаптации индивида к различным социокультурным событиям. Элитарная культура. Элита - это господствующие общественные группы, вырабатывающие государственную, культурную, социально-экономическую политику. Элита является «передовым отрядом», авангардом той или иной социальной группы. Авангард – (от фр. avantgart) слово, возникшее в бодлеровское время по отношению к тем художникам, которые во многом определили вкус своей эпохи.

     Модернизм (от фр. - новейший, современный) – главное направление современного западного искусства. К нему относятся: абстракционизм, сюрреализм, футуризм, дадаизм и множество других художественных группировок. Модернисты настаивают на полном разрыве с прошлым – его традициями и ценностями. Различия между модернизмом и постмодернизмом в их общих чертах проявляются в следующем. Главным свойством авангарда всегда был дух протеста и антагонизма. Этот дух разрушения в большей степени выразился в таких направлениях модернизма, как дадаизм, абстракционизм, сюрреализм. Их представители, во-первых, бросили вызов идее искусства как мимесиса; а во-вторых, в своем стремлении к полной оригинальности отказались в своем творчестве от художественных традиций искусства прошлого. Объективная универсализация культуры приводит к глобальным проблемам (от лат. globus – земной шар), а именно, экологический кризис, истощение природных источников энергии, неравномерность развития европейских стран и стран третьего мира. Глобализация – это процесс формирования единого социально-политического и экономического, информационно-коммуникативного пространства в виде государств.

     Этапы: 1-й этап – рубеж 19 –20 веков; 2-й  этап – 70-е года ХХ в.; 3-й этап - современность. Для него характерно – развал СССР и деструкция идеи коммунизма, развертывание информационной революции, функционирование международных организаций и капиталов. Позитивные факторы: Мир как взаимосвязанное целое, увеличение потока информации, увеличение продолжительности жизни у многих народов мира.

     Негативные  факторы: Экономический разрыв между европейскими странами и странами третьего рынка, международный терроризм, организованная преступность, неравномерная плотность населения, глобализация как фактор распространения американской культуры, игнорирование национального и этнического самосознания, разрушение традиций, исчезновение обычаев и обрядов. Экзистенциализм - философия существования; учение о первичности существования. Основная тема - свобода. Человек - это свобода. Свобода - это возможность выбора. Человек - это поступок.

     Экзистенциальный  метод - эвристичен. Сартр выделяет два хода, и два направления в методе - регрессивный, который определен объективными условиями, влияющими на формирование личности (марксизм) и прогрессивный, цель которого - показать как та или иная личность превосходит и преодолевает социальную ситуацию, воздействуя на нее (психоанализ). Для него к сущности человеческого существования принадлежит страх, неуверенность в будущем, всеобщая бессмысленность жизни. Человеческая деятельность, по Сартру, заключается в постоянном преодолении противоречий человеческого существования, а поскольку преодоление имеющихся противоречий приводит к возникновению новых, прогресс этот оказывается бесконечным. В результате происходит обогащение личности жизненным опытом, или пережитым, человек обретает относительную самостоятельность и свободу в выборе вариантов преодоления противоречий. Психоанализ - учение о бессознательном. Личностная драма человека заключается, по Фрейду, в том, что агрессивные и сексуально-аморальные влечения стремятся прорваться в сознание, но на своем пути встречают противодействие «Идеал-Я», строгого морального цензора, который подавляет их и изгоняет в сферу бессознательного. Поскольку полностью это сделать невозможно, возникают «вторичные образования», которые лишь частично реализуют «принцип удовольствия», согласно которому человек хотел бы жить.

 

     9. Экзистенциализм и психоанализ 
 

     Психоанализ возник в начале ХХ века как средство, или метод, лечения психических расстройств. Значение психоанализа:

     -впервые было открыто и научно обосновано бессознательное. Его роль в жизни человека;

     - Томас Манн: «Аналитические откровения  Фрейда – революционная сила, которая содействует прояснению и завоеванию сознанием новых сфер психики, что будет способствовать в будущем спасению людей от страха и ненависти, а в итоге – всеобщему миру»;

     - Герберт Маркузе: Дуалистическая  концепция Фрейда Эроса и Танатоса, влечение к жизни и влечения к смерти в последний период жизни Фрейда сводится на наличие подвижной энергии, которая нейтральна в себе, но способна объединиться с эротическими и деструктивными побуждениями - с инстинктом жизни и смерти. 
 

     9.1. Экзистенциализм. Принцип свободы в культуре 
 

     Экзистенциализм - это не только академическое философствование, оформленное в виде того или иного учения, которое исследует основы мира и бытия. Экзистенциализм - это практика художественного творчества. Свою популярность он получил как раз благодаря блестящей литературной деятельности крупнейших философов-экзистенциалистов, а именно: Ж.-П.Сартра, А.Камю, С.де Бовуар, Ортега-и-Гассет. Экзистенциализм в последние десятилетия является одним из самых распространенных учений в буржуазных странах. В своем содержании экзистенциализм чутко уловил и возвел в ранг философской истины мироощущение потерянности и трагичности жизни, представление о неустойчивости и бессмысленности человеческого существования, неминуемом крахе естественных устоев человеческого общежития. Многим экзистенциалистам присущи напряженные поиски преодоления кризисных состояний и отчуждения личности, поиски путей истинной жизни и подлинного существования человека.

     Для Сартра эмоциональное отношение к миру есть всегда бегство от мира. Эмоции отключают человека от реального воздействия на него опасной ситуации. Эмоция (переживание) вызывает изменение сознания человека, при котором он либо вовсе перестает воспринимать окружающий мир (например, обморок), либо искажает восприятие реальности. Другими словами: эмоции - средство избегания трудностей, реальности как таковой, свободы как таковой. Чувство отвлекает человека от собственного существования, от реальных, то есть неприятных, по Сартру, обязанностей и решений. В эмоции тело, руководимое сознанием, меняет свое отношение к миру. Эмоции делают сознание "воображающим сознанием". Это "воображающее сознание" переживает новый мир, который оно только что конституировало (организовало). Объективный мир выступает уже "воображаемым миром".

Информация о работе Экзистенциализм и психоанализ