Элитарная культура как антипод массовой культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 11:59, контрольная работа

Описание работы

С формированием массовой культуры, становлением постиндустриального общества, развитием разделения труда и профессиональной специализации, укреплением идеологии плюрализма совпал рост субкультуры. Теперь субкультура прочитывается как обозначение “подсистемы” культуры, указывая на мультикультурный характер современного общества. Само явление субкультуры исторически долговременно, но реализуется всякий раз в конкретных условиях в виде локальных групповых культур (молодежных, лагерных, житейски неустроенных и пр.), которые вырабатывают специфические типы общения, языка (языков) и т. п., требуют их жесткого соблюдения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Исторические условия и этапы становления массовой культуры. 4
Глава 2. Экономические предпосылки и социальные функции “массовой” культуры. 5
Глава 3. Элитарная культура как антипод массовой культуре 7
Глава 4. Проблема молодежной субкультуры, рок-культуры………………… 9
Заключение 12
Список использованной литература

Работа содержит 1 файл

Контрольная по Культурологии_Культура республики Саха (Якутия)..doc

— 80.50 Кб (Скачать)

Оглавление 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

      В настоящее время происходит омассовление потребления во всех его формах: массовые продукты питания, массовая литература и искусство, массовые политические партии и движения и т. д. Наиболее характерно омассовление культуры в появлении, например индустрии развлечений, индустрии досуга и удовольствий.

      В этих условиях человек оказывается нивелированным, схожим со всеми другими как по своим желаниям и установкам, так и по образу жизни. Человек утрачивал свою личность, свое “я”, более того, и элитарная культура размывалась и теряла свою прежнюю ценность перед лицом надвигающегося массового потребления. Стандартные модели потребления предлагают усредненные модели поведения человека, а в итоге приводят его к заброшенности и опустошённости. Впервые опасность саморазрушения человека, его культурной деградации заметили Ф. Ницше, X. Ортега-и-Гас-сет и другие исследователи.

          С формированием массовой культуры, становлением постиндустриального общества, развитием разделения труда и профессиональной специализации, укреплением идеологии плюрализма совпал рост субкультуры. Теперь субкультура прочитывается как обозначение “подсистемы” культуры, указывая на мультикультурный характер современного общества. Само явление субкультуры исторически долговременно, но реализуется всякий раз в конкретных условиях в виде локальных групповых культур (молодежных, лагерных, житейски неустроенных и пр.), которые вырабатывают специфические типы общения, языка (языков) и т. п., требуют их жесткого соблюдения. Одной из разновидностей субкультуры является рок-культура. Рок, с точки зрения культурологии, это выражение общественного синтеза. Культура рока обращена к людям из различных социальных и политических сред, имеющим различные эстетические взгляды.

 

Глава 1. Исторические условия и этапы становления

      массовой культуры.

     Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания. Это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая и средства массовой информации и коммуникации.

     По  поводу истоков массовой культуры существует ряд точек зрения. Приведем в качестве примера, наиболее часто встречающиеся в научной литературе:

     1.Предпосылки массовой культуры формируются с момента рождения человечества, и уж, во всяком случае, на заре христианской цивилизации. В качестве примера обычно приводятся упрощенные варианты Священных книг (например, “Библия для нищих”), рассчитанные на массовую аудиторию.

      2.Истоки массовой культуры связаны с появлением в Европейской литературе XVII-XVIII веков приключенческого, детективного, авантюрного романа, значительно расширившего аудиторию читателей за счет огромных тиражей. Здесь, как правило, приводят в качестве примера творчество двух писателей: англичанина Даниэля Дефо (1660-1731) — автора широко известного романа “Робинзон Крузо” и нашего соотечественника Матвея Комарова (1730-1812) — создателя нашумевшего бестселлера XVIII-XIX веков “Повести о приключениях английского милорда Георга” и других не менее популярных книг.

      3.Большое влияние на развитие массовой культуры оказал и принятый в 1870 году в Великобритании закон об обязательной всеобщей грамотности, позволивший многим освоить главный вид художественного творчества XIX века — роман.         

      В собственном смысле массовая культура проявила себя впервые в США на рубеже XIX-XX веков. Для рубежа XIX-XX веков стала характерной всеобъемлющая массовизация жизни. Она затронула все ее сферы: экономику и политику, управление и общение людей.

      Глубокий анализ “массовой культуры” сделали профессор Колумбийского университета Д. Белла “Конец идеологии” (1960 г.) и канадский социолог М. Маклюэн (1911-1980) в своих работах “Галактика Гутенберга” (1962 г.), “Понимание средств связи” (1964 г.), “Культура нагие дело” (1970 г.).

      Субъектами массовой культуры в наши дни являются не просто масса, но и индивиды, объединенные различными связями. Поскольку люди выступают одновременно и как индивиды, и как члены массовых социальных общностей, постольку субъект “массовой культуры” может рассматриваться одновременно как индивидуальный и массовый. В свою очередь понятие “массовая культура” характеризует особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанное на массовое потребление этой культуры. При этом массовое производство культуры понимается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией.

     Глава 2. Экономические предпосылки и социальные

       функции “массовой” культуры.

 

      Истоки широкого распространения массовой культуры в современном мире кроются в коммерциализации всех общественных отношений, на которую указывал еще К. Маркс в “Капитале”. В этом сочинении К. Маркс рассмотрел через призму понятия “товар” все многообразие социальных отношений в буржуазном обществе.

      Стремление видеть товар в сфере духовной деятельности в сочетании с мощным развитием средств массовой коммуникации и привело к созданию нового феномена — массовой культуры. Заранее заданная коммерческая установка, конвейерное производство — все это во многом означает перенесение в сферу художественной культуры того же финансово-индустриального подхода, который царит и в других отраслях индустриального производства. К тому же многие творческие организации тесно связаны с банковским и промышленным капиталом, что изначально предопределяет их (будь то кино, дизайн, ТВ) на выпуск коммерческих, кассовых, развлекательных произведений. В свою очередь потребление этой продукции — это массовое потребление, ибо аудитория, которая воспринимает данную культуру - это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионных и киноэкранов.

      В социальном плане массовая культура формирует новый общественный слой, получивший название “средний класс”. Процессы его формирования и функционирования в области культуры наиболее конкретизированно изложены в книге французского философа и социолога Э. Морена “Дух времени” (1962 г.). Понятие “средний класс” стало основополагающим в западной культуре и философии. Этот “средний класс” стал и стержнем жизни индустриального общества. Он же и сделал столь популярной массовую культуру.

    Массовая  культура – это культура, рассчитанная на бездумное массовое потребление для извлечения максимальной прибыли и идеологической обработки потребителей. Массовая культура мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует реальные процессы, происходящие в природе и в человеческом обществе. Происходит отказ от рационального начала в сознании. Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирование потребительского сознания у реципиента (т. е. у зрителя, слушателя, читателя), что в свою очередь формирует особый тип — пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Происходит манипулирование человеческой психикой и эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств человека, и прежде всего чувств одиночества, вины, враждебности, страха, самосохранения.

      Отсюда и использование в массовой культуре таких жанров искусства как детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс. Именно в рамках этих жанров создаются упрощенные “версии жизни”, которые сводят социальное зло к психологическим и моральным факторам. Несмотря на свою кажущуюся бессодержательность, массовая культура имеет весьма четкую мировоззренческую программу, которая базируется на определенных философских основаниях.

Глава 3. Элитарная культура как антипод массовой культуре.

 

      При всей простоте и прозрачности тезиса о благотворности демократии для судеб культуры, его более пристальное рассмотрение показывает, что для многих выдающихся представителей общественной и культурологической мысли он оказывается далеко не столь бесспорным. В определенных исторических условиях демократия как господство народа может превращаться в “медиократию” — господство посредственностей или, еще хуже, в “охлократию” — господство толпы.

      Если  демократия в политической жизни  может представляться чуть ли не идеалом, то в области науки и искусства  как господство ученых или художников среднего уровня она выглядит довольно сомнительно, наиболее наглядно воплощаясь в массовой культуре, которая сознательно ориентирует материальные и духовные ценности на некие усредненные и стандартизированные образцы. Будучи продуктом общества потребления с его прагматизмом и бездуховностью, массовая культура становится и социальным наркотиком, отвлекающим людей от более глубокого духовно-практического освоения мира.

      Совершенно  естественно, что повсеместное наступление  массовой культуры, обычно сопровождающее демократические процессы, не могло  не вызвать тревоги в наиболее рафинированных кругах мировой научной и художественной интеллигенции, особенно в той ее части, которая придерживается теории “элит” и “героев” как основных движущих сил культурного и общественного процесса.

      Одним из наиболее ярких духовных отцов  элитарной идеи в развитии культуры был выдающийся немецкий философ  Фридрих Ницше (1844—1900) с его концепцией “сверхчеловека” и нападками  на демократическую идеологию, якобы  закрепляющую “стадные инстинкты” толпы. Он вполне разделял хрестоматийную мысль Вольтера о том, что “когда чернь принимается рассуждать — все потеряно!”. Но, несмотря на это, несомненной заслугой немецкого философа, считавшего современного “среднего” человека “стыдом и позором” истории, стала острейшая критика буржуазно-мещанской массовой культуры, низводящей людей до уровня “стадной” посредственности. Именно поэтому Ницше был враждебен демократии и социализму, безжалостно вскрывая их существующие несовершенства и недостатки.

      Из  других ранних поборников решающей роли личностей и элит в судьбах человечества выделяется Томас Карлейль (1795—1881гг.) — английский писатель и историк. Томас Карлейль был “властителем дум” в культурной жизни Европы XIX в. и глубоким критиком социокультурных процессов, определявших действительность того времени. В современной культурологии Карлейль явился родоначальником элитарного подхода к культурно-историческому процессу, по своему предвосхитив взгляды таких мыслителей, как Ф.Ницше, К.Н. Леонтьев, а также других философов и социологов антидемократического толка. Наиболее известный труд Карлейля, определивший его неповторимое лицо в истории европейской культуры, — “Герои, почитание героев и героическое в истории” (1841г.).

      Если  не вдаваться в детали общего элитарного подхода к культуре во всех его индивидуальных и концептуальных вариантах, то в его основе лежит довольно простая мысль: любая духовно не связанная группа людей, толпа, безымянная масса сама по себе пассивна. Люди могут стать носителями цивилизации или варварства в зависимости от того, есть ли среди них личность, способная взять на себя общепризнанное бремя верховенства. Как от сложения множества “серых” людей нельзя получить гениальности, так и от сложения массы посредственностей невозможно получить высокой культуры.

      Какой же должна быть оптимальная структура общества для поддержки и развития талантов? Ведь подлинно творческой личности столь же претит самодурство очередного тирана, сколь и всевластие свергающей его “черни”. Где же выход? Ответ на этот вопрос опять-таки можно найти у Н.А. Бердяева.  Речь идет об извечном иерархическом строении общества, обусловленном изначальным неравенством людей, одни рождаются умными и талантливыми, другие — лишенными этих прирожденных качеств. Это — иерархизм человеческих качеств и даров, противопоставленный формальному иерархизму физической силы, происхождения и должностей. Так и в условиях демократии должна сохраняться и поддерживаться социальная дифференциация, основанная на реальных заслугах и талантах отдельных личностей. По этому пути, собственно, и пошла, хотя и не без издержек, после Великой Французской революции западная культура, успешно сочетающая демократическое начало с иерархическим.  

Глава 4. Проблема молодежной субкультуры, рок-культуры». 

      СУБКУЛЬТУРА — культура группы людей, объединенных общими интересами в определенной области жизнедеятельности. Рост субкультуры совпал с формированием массовой культуры, становлением постиндустриального общества, развитием разделения труда и профессиональной специализации, укреплением идеологии плюрализма. Среди основных форм выделяют профессиональные, возрастные, культурные, региональные и т. д. Примеры субкультур: хиппи, вегетарианцы, культуристы, различные электронные сообщества и т. д. Функция субкультуры — помогать человеку найти социальную и культурную связи с др. людьми.

Информация о работе Элитарная культура как антипод массовой культуре