Эллинистическая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:29, реферат

Описание работы

Цель данной работы – показать, что местные древние культуры в странах, которые попали под власть македонян и греков, и в соседних с эллинистическими государствами областях оказались очень устойчивыми и продолжали развиваться, испытывая в той или иной мере влияние эллинской культуры и, в свою очередь, воздействуя на неё.

Работа содержит 1 файл

Культурология 1.docx

— 46.87 Кб (Скачать)

Введение. 

Древняя Греция и ее культура занимают особое место  в мировой истории. В высокой  оценке античной (т.е. греко-римской) цивилизации  сходятся мыслители разных эпох и  направлений. Греческая цивилизация

— не единственная, да и не самая древняя. Когда она  появилась, некоторые цивилизации  древнего Востока  измеряли свою историю уже тысячелетиями. Это относится, например, к Египту и Вавилону. Однако наблюдается  необычайно быстрый расцвет греческой цивилизации.

Создание греческой  цивилизации относится к  эпохе "культурного переворота" — VII - V вв. До н. Э. В течение трех веков в Греции возникла новая форма государства — первая в истории демократии. В науке, философии, литературе и изобразительном искусстве Греция превзошла достижения древневосточных цивилизаций, развивающихся уже более трех тысяч лет.

В культурном развитии эллинистического мира обнаруживаются те же главные черты, которые характеризуют  эллинистическую экономику, социальные отношения и политическое устройство. С одной стороны, в этой культуре выступают некоторые общие элементы, определённый культурный комплекс, свойственный и греческим полисам Балканского  полуострова, и городам Малой  Азии, и большим восточным эллинистическим  государствам, и греческим поселениям в Средней Азии или далёкой  Индии; с другой — в религии, литературе или искусстве развиваются своеобразные черты, направления и школы, отражающие особые условия и ход исторического  развития каждой данной страны.

 Цель данной работы – показать, что местные древние культуры в странах, которые попали под власть македонян и греков, и в соседних с эллинистическими государствами областях оказались очень устойчивыми и продолжали развиваться, испытывая в той или иной мере влияние эллинской культуры и, в свою очередь, воздействуя на неё.

  1. Особенности и общие черты эллинистической культуры.
 

   Эллинистическая культура ,как термин, имеет два смысловых значения: хронологическое — культура эпохи эллинизма и типологическое — культура, возникшая в результате взаимодействия греческих (эллинских) и местных элементов. Типологическое понимание приводит к расширению хронологических и географических рамок вплоть до включения в понятие «эллинистическая культура» всей культуры античного мира от времени походов Александра Македонского (4 в. до н. э.) до падения Римской империи (5 в. н. э.).

   Процесс культурного развития в период эллинизма  проходил в новых условиях и имел значительные особенности по сравнению  с предшествующим временем. Эти новые  условия создавались в расширившейся ойкумене - округе земель, в которых жил человек эллинистической эпохи. Если некоторое время назад человек ощущал себя прежде всего жителем небольшого полиса в Греции или деревенской общины на Переднем Востоке, то в эпоху эллинизма усилилось перемещение и смешение населения, раздвинулись узкие рамки и житель не только крупных держав Селевкидов, Птолемеев, Македонии или Пергама, но и небольших греческих полисов почувствовал, что он не только член своего города или общины, где родился, но и более крупного территориального объединения и в определенной степени всего эллинистического мира.

Расширение окружающего  человека мира, знакомство с новыми условиями жизни и местными, часто  очень древними традициями обогащало  умственный кругозор, усиливало творческое начало каждого человека, создавало  благоприятные условия для развития культуры.

В  период эллинизма  наблюдается развитие хозяйства, рост общественного и личного богатства социальных слоев и отдельных людей. Эллинистические общества располагали большими материальными возможностями, и часть средств могла быть затрачена на финансирование культуры.

Социальная структура  эллинистического общества, предполагала сочетание рабовладения полисного  типа и древневосточных общественных отношений, многообразие социальных и  классовых противоречий, нестабильность социальной системы эллинизма в  целом создавали особую общественную атмосферу, комплекс различных взаимоотношений  общественных групп и слоев, которые  воплощались в различных идеологических системах, по-разному проявлялись  в философии и науке, архитектуре  и скульптуре или литературе.

Изменилась и  роль государства в сфере культуры по сравнению с классическим временем. Эллинистические монархии, располагавшие  огромными материальными ресурсами, разветвленным центральным и  местным аппаратом, выработали определенную политику в области культуры, сделали  попытку направить процесс культурного  творчества в нужное им русло. Особое внимание было уделено превращению  столиц, резиденций эллинистических  правителей и их центрального аппарата в мощные культурные центры не только своей державы, но и всего эллинистического мира. К царским дворам приглашали крупных ученых из разных уголков  эллинистического мира, получавших содержание из государственных средств и  ведущих научную работу. Такие  коллективы ученых сложились в Антиохии на Оронте, Пергаме, Сиракузах, Афинах, на Родосе и других городах, но наиболее крупный находился в Александрии  при царском дворе Птолемеев.

Важным фактором активного развития эллинистической  культуры было взаимодействие традиций собственно эллинской и древневосточной  культур. Синтез греческих и древневосточных  начал дал особенно богатые результаты в области мировоззрения и  философии, науки и религии. Признанным языком был греческий в форме  общегреческого языка койне, на котором  общались все образованные слои эллинистического общества, создавалась эллинистическая  литература. На греческом языке говорили и писали не только греки, но и воспринявшие греческую культуру образованные люди из местных народностей. Греческий облик эллинистической культуры определялся также и тем, что решающий вклад в создание большинства культурных ценностей внесли именно греки (представителей местных народов нам известно мало), а развитие большинства отраслей культуры (кроме, возможно, религии) определялось тем, что создали греки в классический период V—IV вв. до н. э. (градостроительство, архитектура, скульптура, философия, театр и др.). Эллинистическая культура является закономерным продолжением тех направлений, жанров, круга идей и представлений, которые сложились в Греции в V—IV вв. до н. э.

 Сложившаяся  на всей территории эллинистического  мира культура не была единообразной.  В каждой области она формировалась  путём взаимодействия местных,  наиболее устойчивых традиционных  элементов культуры с культурой,  принесённой завоевателями и  переселенцами — греками и  «негреками». Формы синтеза так  же определялись воздействием  многих конкретных обстоятельств:  численным соотношением различных  этнических групп (местных и  пришлых), уровнем их экономики  и культуры, социальной организацией, политической обстановкой и т.  д. Даже при сопоставлении крупных  эллинистических городов (Александрии,  Антиохии на Оронте, Пергама и  т. д.), где греко-македонское население  играло ведущую роль, отчётливо  видны особые, характерные для  каждого города черты культурной  жизни; ещё яснее проступают  они во внутренних областях  эллинистических государств (например, в Фиваиде, Вавилонии, Фракии). Однако, всем местным вариантам  эллинистической культуры  свойственны  некоторые общие черты, обусловленные,  с одной стороны, сходными тенденциями  социально-экономического и политического  развития общества на всей  территории эллинистического мира, с другой — обязательным участием  в синтезе элементов греческой  культуры. Образование эллинистических  монархий в сочетании с полисной  структурой городов способствовало  возникновению новых правовых  отношений, нового социально-психологического  облика человека и общества, нового  содержания его идеологии. Напряжённая политическая обстановка, непрерывные военные конфликты между государствами и социальные движения внутри них также наложили существенный отпечаток на эллинистическую культуры.  В  ней более отчетливо, чем в классической греческой, выступают различия в содержании и характере культуры эллинизированных верхних слоев общества и городской и сельской бедноты, в среде которой устойчивее сохранялись местные традиции. 

  1. Религия и философия.
 

В религиозных  верованиях народностей Восточного Средиземноморья ясно отразились черты  социальной психологии. Для эллинистической эпохи характерно повышение роли религии во всем укладе общественной и культурной жизни по сравнению с V—TV вв. до н. э. Расселившиеся по всему Ближнему Востоку греки и македоняне принесли на новую родину свои исконные культы олимпийских божеств, которым они поклонялись. Однако на новых местах традиционные греческие боги подверглись серьезной трансформации как под влиянием новых условий жизни среди коренного восточного населения, так и под воздействием более разработанных и древних восточных религиозных систем. Наиболее характерной чертой эллинистической религии и мифологии является синкретизм, в котором восточное наследие играло огромную роль. С падением значения независимого полиса его культы перестали удовлетворять духовные потребности народных масс: греческие боги не были ни всемогущи, ни милосердны; им не было дела до страстей и бедствий человеческих. Философы и поэты пытались переосмыслить древние мифы, придать им нравственную ценность. Но философские построения оставались достоянием лишь образованных слоев общества. Восточные религии оказались более притягательными не только для основного населения эллинистических государств, но и для переселившихся туда греков. Во многих случаях, даже когда божества носили имена греческих богов, сам культ был совсем не греческим.

Интерес населения  Восточного Средиземноморья к новым  культам вызывался желанием найти  богов наиболее могущественных и  заручиться их покровительством.

С этим же была связала  и множественность культов в  эллинистических государствах. Эллинистические, цари стремились объединить культы греческие  и восточные, чтобы иметь идеологическую опору в разных слоях населения; кроме того, они поддерживали многие местные храмы и храмовые организации  по политическим соображениям. Характерным для религиозного синкретизма является не только совмещение функций греческих и восточных черт в системе традиционных греческих или древневосточных богов, но и появление синкретических новых божеств. Наиболее ярким примером является культ Сараписа в Египте, разработанный как греческими, так и египетскими жрецами по указанию царствующего правителя. Птолемей Лаг, желая создать новый культ, который бы удовлетворял религиозной потребности как эллинов, так и местного населения, поручил его разработку гелиопольскому жрецу Манефону и элевсинскому жрецу Тимофею. Новый культ греко-египетского божества создавался на основе культа Осириса-Аписа, почитаемого при мемфисском храме, с элементами олимпийских богов Плутона, Зевса и Диониса. Под именем Осораписа, трансформировавшегося в Сараписа, новое божество было объявлено верховным богом эллинов и египтян, широко распространялось во всех внеегипетских владениях Птолемеев, а затем проникло на территорию Малой Азии и Балканской Греции. В образе Сараписа стали почитать единое верховное божество, тем самым удовлетворялась потребность в вере в единого бога, тяга к монотеизму, которая была особенно велика в ряде восточных стран, например в Иудее. Среди греческого населения получают признание и поклонение восточные культы Великой Матери Богов, но особую популярность приобрела египетская богиня Исида.

Культ Сараписа и Исиды (считавшейся его женой) распространился далеко за пределы Египта. Во многих странах почитались одно из древнейших малоазиатских божеств — Кибела (Великая матерь), месопотамская богиня Нанай, иранская Анахита. В эллинистическое время начинается распространение культа иранского солнечного бога Митры, который особенно почитаемым станет в первые века нашей эры(Следует заметить, что митраизм, распространившийся в дальнейшем по Средиземноморью, кроме имени божества имел мало общего с культом индоиранского Митры; круг идей и мифов митраизма надо скорее искать и Малой Азии и соседних странах.).

Восточные культы в греческих городах часто  появлялись сначала как неофициальные: алтари, святилища воздвигались отдельными лицами и товариществами. Затем полис особыми декретами делал общественными наиболее распространенные культы, жрецы их становились должностными лицами полиса. Из греческих, божеств в восточных областях наиболее популярны были Геракл, олицетворение физической силы и могущества (статуэтки, изображающие Геракла, найдены во многих городах, в том числе в Селевкии на Тигре), и Дионис, образ которого к этому времени значительно трансформировался. Главным содержанием мифа о Дионисе становятся рассказы о его смерти и воскрешении его Зевсом. Согласно учению почитателей Диониса — орфиков, Дионис сначала был рожден Персефоной под именем Загрея; Загрей погиб, растерзанный титанами. Затем Дионис воскрес уже под своим именем как сын Зевса и Семелы.

Период эллинизма  был периодом оживления местных  культов божеств-покровителей деревень.

Часто такое  божество носило имя какого-либо из важнейших богов (Зевса, Аполлона, Артемиды) и локальный эпитет (по названию местности). Но и в сельских поселениях, как и в городах, встречаются посвящения сразу многим богам.

В неспокойной  общественной и политической обстановке эллинистического мира, в котором  рушились и воздвигались царства, уничтожались и перемещались обширные массы населения, происходили глубокие перемены в  жизни, политические потрясения, люди начинают обожествлять Судьбу — Удачу  в качестве богини Фортуны, приносящей счастье, славу и богатство. Были обожествлены такие понятия, как  Добродетель, Здоровье, Счастье, Гордость. Одной из особенностей религиозных  поисков эллинизма является обожествление  царствующего монарха. Маленький подданный  нередко рассматривал могущественного  владыку огромной державы как  сверхчеловека, близкого богам, как  часть божественного мира. Сами эллинистические  правители, стремясь идеологически  обосновать и укрепить свое Господство, сплотить свои многонациональные государства, активно внедряют свой культ среди  подвластного им населения. Правители  Египта, Селевкиды и ряд других эллинистических монархов принимают  божественные эпитеты Сотер (спаситель), Эпифан (явленный), Эвергет (благодетель) и др.

Информация о работе Эллинистическая культура