Эллинистическая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 18:38, реферат

Описание работы

Эллинистическая культура -термин, имеющий два смысловых значения: хронологическое — культура эпохи Эллинизма и типологическое — культура, возникшая в результате взаимодействия греческих (эллинских) и местных элементов.

Работа содержит 1 файл

Эллинистическая культура.docx

— 22.59 Кб (Скачать)

Эллинистическая культура  -термин, имеющий два смысловых значения: хронологическое — культура эпохи Эллинизма и типологическое — культура, возникшая в результате взаимодействия греческих (эллинских) и местных элементов.

Особенности э.к.

В период эллинизма  наблюдается интенсификация хозяйства, рост общественного и личного  богатства социальных слоев и  отдельных людей. Эллинистические  общества располагали большими материальными  возможностями, и часть средств  могла быть затрачена на финансирование культуры.

Изменилась и роль государства в сфере культуры по сравнению с классическим временем. Эллинистические монархии, располагавшие  огромными материальными ресурсами, разветвленным центральным и  местным аппаратом, выработали определенную политику в области культуры, сделали  попытку направить процесс культурного  творчества в нужное им русло, выделяя  значительные средства для финансирования тех или иных отраслей культуры. Особое внимание было уделено превращению  столиц, резиденций эллинистических  правителей и их центрального аппарата в мощные культурные центры не только своей державы, но и всего эллинистического мира.

Литература.

В эллинистическое  время известную популярность приобрел жанр искусственного эпоса, наиболее видным представителем которого стал Аполлоний Родосский, автор обширной поэмы "Аргонавтика".

Типично эллинистическим  литературным жанром, отражающим общественные настроения своего времени, стал жанр буколической поэзии, или идиллии, и  социальных романов-утопий.

Градостроительство  и архитектура. Период эллинизма  был временем основания множества  новых и благоустройства древних  городов. Естественно, этот процесс  послужил мощным стимулом для градостроительного искусства и архитектуры. Элементы правильно спланированного и  благоустроенного города появились  еще в классическое время, но полное использование градостроительных  принципов регулярного города и  их самое широкое распространение  при основании многочисленных новых  городов произошло лишь в эллинистический  период. Основные принципы регулярного  города заключались в следующем: 1) выбор для города (если он основывается заново) благоприятной в климатическом  отношении, снабженной питьевой водой, на пересечении торговых путей, удобной  для обороны местности, 2) составление  генерального плана застройки, рассчитанной на долгие годы.

Одним из самых грандиозных  сооружений не только эллинистической  эпохи, но и всей древности является Александрийский маяк, построенный  на острове Фарос архитектором Состратом из Книда в 280 г. до н. э. Он вознесся на 120 м и состоял из трех ярусов.

Для эллинистической  архитектуры характерно стремление к грандиозности построек, роскоши  внутренней и внешней отделки, нарочитой  помпезности и масштабности, которые  подавляли маленького человека, подчеркивали его слабость и ничтожество перед  лицом могущественного монарха  или божественных сил. 

Религия и мифология. Наиболее характерной чертой эллинистической религии и мифологии является синкретизм

Одним из главных  культов стал культ Зевса Гипсиста (высочайшего над всем), отождествлявшегося с финикийским Ваалом, египетским Амоном, вавилонским Белом, иудейским Яхве и др. Его многочисленные эпитеты — Пантократор (всемогущий), Сотер (спаситель), Гелиос (солнце) .

Специфическим порождением  эллинистической эпохи был культ Сераписа — божества, которое обязано своим появлением религиозной политике Птолемеев.

Эллинистические цари, используя восточные традиции. 

Философия. В эпоху эллинизма продолжают свою деятельность Академия Платоновская, аристотелевский Ликей (Перипатетическая школа), Киники и Киренская школа. В то же время возникают три новые философские школы, оспаривающие друг у друга влияние на эллинистический мир: Скептицизм,Эпикуреизм и Стоицизм. Объединяет их общая сосредоточенность на вопросах умонастроения и поведения индивида, достижения им внутренней независимости от окружающего мира и связанное с этим вытеснение онтологической проблематики этической.

Архитектура и изобразительное  искусство.          Эллинистическое зодчество отличают стремление к освоению огромных открытых пространств, к эффекту грандиозности, желание поразить человека величием и смелостью инженерно-строительной мысли, логикой конструкций, импозантностью форм, точностью и мастерством исполнения.         

 Характерные  для эллинистической пластики  драматизм, экспрессия и патетическая  страстность, призванные активно  воздействовать на зрителя, внутренняя  напряжённость образов и внешняя  эффектность форм, построенных на  взаимодействии с окружающим  пространством, неожиданные ракурсы  и динамичные жесты, сложный  рисунок композиции и смелые  контрасты света. 

Социология.

Эмиль Дюркгейм - один из создателей социологии как науки, как профессии и

предмета  преподавания. Он родился 15 апреля 1858 г. в г Эпинале  на  северо-

востоке  Франции,  в небогатой семье потомственного  раввина.  В детстве

будущего  автора  социологической  теории  религии  готовили  к  религиозному

поприщу его  предков, обучая древнееврейскому языку. 

   В  1879 г. Дюркгейм с третьей попытки  поступил в Высшую Нормальную  школу в

Париже, где одновременно с ним учились,  в частности,  знаменитый  философ

Анри Бергсон.

В 1887 г.  Дюркгейм  был  назначен  преподавателем  «социальной  науки  и

педагогики» на филологическом факультете Бордоского университета. Там же  в

1896 г. он  возглавил кафедру  «социальной   науки»  -  по  существу,  первую

кафедру социологии во Франции.

Профессиональная  деятельность занимала главное место  в  жизни  Дюркгейма,

но, несмотря на это, он активно и непосредственно  участвовал в разного  рода

общественных  организациях и движениях. Он был человеком демократических  и

либеральных убеждений, сторонником социальных реформ, основанных на  научных

рекомендациях. 

Эмиль Дюркгейм скончался 15 ноября 1917 г. в Фонтенбло  под  Парижем  в

возрасте 59 лет, не успев завершить многое из задуманного. 
 

Дюркгейм - один из общепризнанных создателей социологии  как  науки,  как

профессии и предмета преподавания. Влияние  его  идей  присутствует  в  самых

различных отраслях социологического знания: от общей социологической теории

до сугубо эмпирических  и  прикладных  исследований.  Все  более  или  менее

значительные  социологические теории XX  в.  так  или  иначе  соотносились  с

теорией  основателя  Французской  социологической  школы.  В  самых   разных

странах  мира   формирование   социологии   происходило   под   воздействием

дюркгеймовских идей. 

  Дюркгейм  дал одно из наиболее развернутых и убедительных  онтологических

обоснований необходимости и возможности  социологии как науки. Он  доказывал,

что общество - это реальность особого рода, не сводимая ни к  какой  другой.

Вместе с  тем он подчеркивал, что эта реальность обладает  столь  же  высокой

прочностью  и устойчивостью, что и природа, и так же, как природные  явления,

она не поддается  произвольному  манипулированию.  Таким  образом,  Дюркгейм

отстаивал необходимость осторожного и  уважительного отношения к  обществу  в

социальной  практике, важность опоры на  реальные  спонтанные  тенденции  при

воздействии на социальные процессы. 

Дюркгейм  внес  важнейший  вклад  в  понимание  общества  как  ценностно-

нормативной  системы.  Он  подчеркивал,  что  социальное  поведение  всегда

регулируется  некоторым  набором  пpaвил  ,  которые являются  одновременно

обязательными и привлекательными, должными и желательными. Правда, Дюркгейм

недооценивал  тот факт, что различные социальные группы зачастую  по-разному

интерпретируют  одни и те же нормы  и  ценности.  Но  он  прекрасно  выразил

значение  кризисов,  нарушений  и  пустот  в  ценностно-нормативной  системе

общества, введя  в социологию очень важное понятие  аномии.

 

 Дюркгейм  разработал методологические принципы  социологической  мышления,

конкретные  методы, правила и процедуры, касающиеся определения,  наблюдения,

объяснения  социальных явлений, научного  доказательства  и  т.  д.  Он  внес

вклад в  самые разные отрасли  социологическою  знания:  в общую теорию,  в

частные теории, в исследование отдельных сфер и  явлений  социальной  жизни:

морали,  права,  отклоняющегося  поведения.  семьи,   воспитания,   религии,

ритуала и  т. д. 

Информация о работе Эллинистическая культура