Эпоха возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 00:59, реферат

Описание работы

Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от «ri» — «снова» или «заново рожденный») — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

Работа содержит 1 файл

возрождение.docx

— 36.24 Кб (Скачать)

Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от «ri» — «снова» или «заново рожденный») — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

Термин Возрождение встречается  уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В  современном значении термин был  введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение или Возрождение XII века.

Общая характеристика

«Витрувианский человек» Леонардо да Винчи

Новая культурная парадигма  возникла вследствие кардинальных изменений  общественных отношений в Европе.

Рост городов-республик  привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая  система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и  её аскетичный, смиренный дух. Это  привело к появлению гуманизма  — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и  критерий оценки общественных институтов.

В городах стали возникать  светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне  контроля церкви. Новое мировоззрение  обратилось к античности, видя в  ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны  ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканья и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.

Периоды эпохи  Возрождения

Возрождение делят на 4 этапа:

Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)

Раннее Возрождение (начало XV века — конец XV века)

Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)

Позднее Возрождение (середина XVI — 90-е годы XVI века)

 

Проторенессанс

Проторенессанс тесно  связан со средневековьем, с романскими, готическими традициями, этот период явился подготовкой Возрождения. Этот период делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в первый период. Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию. Все открытия совершались на интуитивном уровне. В конце XIII века во Флоренции возводится главное храмовое сооружение — собор Санта Мария дель Фьоре, автором был Арнольфо ди Камбио, затем работу продолжил Джотто, спроектировавший кампанилу Флорентийского собора.

 

Ранее всего искусство  проторенессанса проявилось в скульптуре (Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано). Живопись представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ, Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини). Центральной фигурой живописи стал Джотто. Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло её развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.

Раннее Возрождение

Период так называемого  «Раннего Возрождения» охватывает собой  в Италии время с 1420 по 1500 года. В  течение этих восьмидесяти лет искусство  ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать  к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники  совершенно бросают средневековые  основы и смело пользуются образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.

Тогда как искусство в  Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в  других странах оно долго держалось  традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение  наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего века.

Высокое Возрождение

Третий период Возрождения  — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением». Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год. В это время центр влияния  итальянского искусства из Флоренции  перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II — человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художеству. При этом Папе и при его ближайших преемниках Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство заменяют собой игривую красоту, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для себя из античного греко-римского искусства.

Творчество трех великих  итальянских мастеров знаменует  собой вершину Ренессанса, это  — Леонардо да Винчи (1452 - 1519), Микеланджело Буонаротти (1475 - 1564) и Рафаэль Санти (1483 - 1520).

Позднее Возрождение

 

 

Кризис Возрождения: венецианец Тинторетто в 1594 г. изобразил тайную вечерю как подпольную сходку в тревожных  сумеречных отсветах

Позднее Возрождение в  Италии охватывает период с 1530-х по 1590—1620-е годы. Некоторые исследователи  причисляют к Позднему Возрождению  и 1630-е, но эта позиция вызывает споры  среди искусствоведов и историков. Искусство и культура этого времени  настолько разнообразны по своим  проявлениям, что сводить их к  одному знаменателю можно только с большой долей условности. Например, Британская энциклопедия пишет, что  «Возрождение как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 году». В Южной Европе восторжествовала Контрреформация, которая с опаской  смотрела на всякое свободомыслие, включая  воспевание человеческого тела и  воскрешение идеалов античности как краеугольные камни ренессансной идеологии. Мировоззренческие противоречия и общее ощущение кризиса вылились во Флоренции в «нервное» искусство  надуманных цветов и изломанных линий  — маньеризм. В Парму, где работал  Корреджо, маньеризм добрался только после смерти художника в 1534 году. У художественных традиций Венеции была собственная логика развития; до конца 1570-х гг. там работали Тициан и Палладио, чьё творчество имело мало общего с кризисными явлениями в искусстве Флоренции и Рима.

Человек эпохи  Возрождения

 

Основная статья: Ренессансный гуманизм

Философы Возрождения  от Эразма до Монтеня преклонялись перед разумом и его творческой мощью. Разум — это бесценный  дар природы, который отличает человека от всего сущего, делает его богоподобным. Для гуманиста мудрость являлась высшим благом, доступным людям, и  поэтому своей важнейшей задачей  они считали пропаганду классической античной литературы. В мудрости и  познании, верили они, человек обретает настоящее счастье — и в  этом состояло его подлинное благородство. Улучшение человеческой природы  через изучение античной литературы — краеугольный камень ренессансного  гуманизма.

Наука

Развитие знаний в XIV—XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нём. Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира Николая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нём, положили начало научной медицине и анатомии.

Крупные изменения произошли  и в общественных науках. В работах  Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Благодаря интересу к античности были восстановлены, выверены и напечатаны многие античные тексты. Почти все гуманисты так или иначе занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка.

В целом, преобладающая в  данную эпоху пантеистическая мистика  Возрождения создавала неблагоприятный  идейный фон для развития научных  знаний. Окончательное становление  научного метода и последовавшая  за ней Научная революция XVII ст. связаны  с оппозиционным Возрождению движением Реформации[1].

Изобразительное искусство

 

Основная статья: Изобразительное  искусство Возрождения

Для живописи эпохи Возрождения  характерно обращение профессионального  взгляда художника к природе, к законам анатомии, жизненной  перспективе, действию света и другим идентичным естественным явлениям.

Художники Возрождения, рисуя  картины традиционной религиозной  тематики, начали использовать новые  художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа  как элемент сюжета на заднем плане. Это позволило им сделать изображения  более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие  их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении.

Архитектура Возрождения

Главное, чем характеризуется  эта эпоха — возвращение в  архитектуре к принципам и  формам античного, преимущественно  римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся  симметрии, пропорции, геометрии и  порядку составных частей, о чём  наглядно свидетельствуют уцелевшие  образцы римской архитектуры. Сложная  пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением  колонн, пилястр и притолок, на смену  несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы. Наибольший вклад в развитие ренессансной архитектуры внесли пять мастеров:

 

Филиппо Брунеллески (1377—1446) — основоположник ренессансной архитектуры, разработал теорию перспективы и ордерную систему, вернул в строительную практику многие элементы античной архитектуры, создал впервые за многие столетия купол (Флорентийского собора), до сих пор доминирующий в панораме Флоренции.

Леон Баттиста Альберти (1402—1472) — крупнейший теоретик ренессансной архитектуры, создатель её целостной концепции, переосмыслил мотивы раннехристианских базилик времён Константина, в палаццо Ручеллаи создал новый тип городской резиденции с фасадом, обработанным рустом и расчленённым несколькими ярусами пилястр.

Донато Браманте (1444—1514) — зачинатель архитектуры Высокого Возрождения, мастер центрических композиций с идеально выверенными пропорциями; на смену графической сдержанности архитекторов кватроченто у него приходят тектоническая логика, пластичность деталей, цельность и ясность замысла (Темпьетто).

Микеланджело Буонарроти (1475—1564) — главный архитектор Позднего Возрождения, руководивший грандиозными строительными работами в папской столице; в его постройках пластическое начало выражается в динамичных контрастах как бы наплывающих масс, в величественной тектоничности, предвещающей искусство барокко (собор Святого Петра, лестница Лауренцианы).

Андреа Палладио (1508—1580) — родоначальник первой фазы классицизма, известной как палладианство; с учётом конкретных условий бесконечно варьировал различные сочетания ордерных элементов; сторонник открытой и гибкой ордерной архитектуры, которая служит гармоничным продолжением окружающей среды, природной или городской (Палладиевы виллы); работал в Венецианской республике.

За пределами Италии итальянские  влияния наслаивались на местные  средневековые традиции, порождая национальные изводы ренессансного стиля. Для  иберийского ренессанса характерно сохранение готического и мавританского  наследия вроде мелкой ажурной резьбы (см. платереско и мануэлино). Во Франции эпоха Возрождения оставила памятники в виде причудливо декорированных луарских шато с готическими наклонными крышами; эталоном французского ренессанса считается Шамборский замок Франциска I. В елизаветинской Англии архитектор Роберт Смитсон проектировал рационально-прямолинейные особняки с огромными окнами, заливавшими интерьеры светом (Лонглит, Хардвик-холл).

Общая характеристика Философии  Возрождения

 

Философское мышление этого  периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое.

В эпоху Возрождения индивид  приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе. Разносторонность — вот идеал возрожденческого человека. Человек становится творцом самого себя. В результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.

В период возрождения огромную значимость приобретает искусство, и как результат, возникает культ  человека-творца. Творческая деятельность приобретает своего рода сакральный (священный) характер.

Информация о работе Эпоха возрождения