Эпоха возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 00:59, реферат

Описание работы

Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от «ri» — «снова» или «заново рожденный») — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

Работа содержит 1 файл

возрождение.docx

— 36.24 Кб (Скачать)

С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения  культ красоты. В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Выше всего в  эту эпоху ставится своеобразие  и уникальность каждого индивида.

В эпоху Возрождения философия  вновь обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается  к концу XV — началу XVI века по мере того, как пересматривается средневековое  отношение к природе как несамостоятельной  сфере.

В понимании природы, так  же как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет  свою специфику — природа трактуется пантеистически. Христианский Бог здесь как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется.

Натурфилософы Возрождения, например знаменитый немецкий врач, алхимик  и астролог Парацельс применял магико-алхимическое понимание природы, выраженное стремлением  управлять природой с помощью  тайных, оккультных сил, характерное  именно для XV-XVI веков. Натурфилософы  стремились устранить идею творения: мировая душа представлялась как  имманентная самой природе жизненная  сила, благодаря которой природа  обретает самостоятельность и не нуждается больше в потустороннем  начале.

[править]Мишель Монтень

 

Основная статья: Мишель Монтень

Мишель Эйкем де Монтень (1533—1592) — выдающийся философ и писатель эпохи Возрождения, автор книги «Опыты», в которой с литературной красочностью проводится тонкий анализ душевных переживаний человека. Исходный пункт учения — скептицизм. В отличие от агностицизма скептицизм Монтеня не отрицает познаваемости мира. Монтень считал, что человеку необходимо постоянно совершенствовать своё мышление путём познания закономерностей природы. Высказывал идею равенства всех людей, идеализировал «естественное состояние» человечества, которое нарушил прогресс цивилизации. Считал, что счастье людей возможно лишь при отсутствии сословий и социального неравенства. Главный принцип его морали: человек не должен пассивно ожидать своего счастья, которое религия обещает ему на небесах, он вправе стремиться к счастью в жизни земной.

[править]Николай Кузанский

 

Основная статья: Николай  Кузанский

Николай Кузанский, настоящее  имя — Николай Кребс; прозвание  Кузанский получил из-за места  рождения — Куза на Мозеле (1401—1464) — теолог (был кардиналом при папе Пии II), философ, крупный учёный, особенно значимы его исследования в области математики, астрономии и географии. Высказывал идею единства Бога и его проявления в природе (см. пантеизм). Предлагал гелиоцентрическую систему мира, вселенную считал бесконечной, считается, что его идеи оказали влияние на Джордано Бруно, Николая Коперника и Галилея. Подчёркивал познавательную мощь человека («человек есть его ум»), уподобляя творческие способности божественным. Одной из центральных тем его философии являются сомнения и противоречия. Он рассуждал о границах применимости закона противоречия в математическом познании, и о возможности применения математических понятий в познании природы.

Все вещи благодаря причастию  Единому суть то, что они суть. Единое же, причастие чему есть бытие  как всего, так и отдельного, по-своему сияет во всех вещах и в любой  вещи. Поэтому в твоих размышлениях тебе нужно искать тождества во множестве  или же единства — в одинаковости.

Джордано Бруно

Джордано Бруно (1548—1600) —  итальянский философ, один из последних  представителей философии эпохи  Возрождения. Придерживался пантеизма, согласно которому Бог отождествляется  с мировым целым. Призывал познавать  не сверхприродного Бога, а саму природу, являющуюся «Богом в вещах». Разделял гелиоцентрическую теорию Николая Коперника, высказывал идею диалектического единства противоположностей (на бесконечности прямая смыкается в окружность, периферия совпадает с центром, материя сливается с формой). Единицей сущего считал монаду, в деятельности которой оказываются слиянной телесное и духовное, объект и субъект. «Монадой монад» является Бог. В этических воззрениях придерживался идеи «героического энтузиазма» и безграничной любви к бесконечности, возвышающей людей. 17 февраля 1600 г. был заживо сожжён как еретик на площади Цветов в Риме после 8-летнего заключения .

Представители

Франческо Петрарка (1304—1374)

Колюччо Салютати (1331—1406)

Георгий Гемист (ок.1360-1452)

Леонардо Бруни (1370/1374-1444)

Поджо Браччолини (1380—1459)

Джорджо из Трабзона (1395—1486)

Николай Кузанский (1401—1464)

Виссарион Никейский (1403—1472)

Лоренцо Валла (1405—1457)

Иоанн Аргиропул (1415—1487)

Марсилио Фичино (1433—1499)

Леонардо Да Винчи (1452—1519)

Джироламо Савонарола (1452—1498)

Иоганн Рейхлин (1455—1522)

Пьетро Помпонацци (1462—1525)

Джованни Пико делла Мирандола (1463—1494)

Алессандро Ахеллини (1463—1512)

Эразм Роттердамский (1466—1536)

Николло Макиавелли (1469—1527)

Виллибальд Пиркгеймер (1470—1530)

Николай Коперник (1473—1543)

Томас Мор (1478—1535)

Франческо Гвиччардини (1483—1540)

Мартин Лютер (1483—1546)

Ульрих Цвингли (1484—1531)

Агриппа (1486—1536)

Ульрих фон Гуттен (1488—1523)

Хуан Гинес де Сепульведа (1489—1573)

Хуан Луис Вивес (1492—1540)

Парацельс (1493—1541)

Франсуа Рабле (1493—1553)

Уильям Тиндейл (1494—1536)

Андре де Говейа (1497—1548)

Филипп Меланхтон (1497—1560)

Джероламо Кардано (1501—1576)

Нострадамус (1503—1566)

Бернардино Телесио (1509—1588)

Гийом Постель (1510—1581)

Андрей Везалий (1514—1564)

Пётр Рамус (1515—1572)

Франческо Робортелло (1517—1567)

Жан Боден (1529—1596)

Франческо Патрици да Керсо (1529—1597)

Этьен де Ла Боэси (1530—1563)

Джакомо Дзабарелла (1533—1589)

Мишель Монтень (1533—1592)

Франсуа Виет (1540—1603)

Юст Липсий (1547—1606)

Джордано Бруно (1548—1600)

Франсиско Суарес (1548—1617)

Джон Непер (1550—1617)

Чезаре Кремонини (1550—1631)

Олива Сабуко де Нантес (1562—1625)

Галилео Галилей (1564—1642)

Томмазо Кампанелла (1568—1639)

Иоганн Кеплер (1571—1630)

Уильям Гарвей (1578—1657)

Гуго Гроций (1583—1645)

Компанаци

Основные направления

Гелиоцентризм

Гуманизм

Неоплатонизм

Секуляризм

Гелиоцентрическая система мира — представление о том, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты. Противоположность геоцентрической системе мира. Возникло в античности, но получило широкое распространение с конца эпохи Возрождения.

В этой системе Земля предполагается обращающейся вокруг Солнца за один звёздный год и вокруг своей оси за одни звёздные сутки. Следствием второго  движения является видимое вращение небесной сферы, первого — перемещение  Солнца среди звёзд по эклиптике. Солнце считается неподвижным относительно звёзд.

Гумани́зм (от лат. humanitas — человечность, humanus — человечный, homo — человек) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения (см. ренессансный гуманизм).

Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право  на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей[1]

Неоплатони́зм — идеалистическое направление античной философии III—VI вв., соединяющее и систематизирующее элементы философии Платона, Аристотеля и восточных учений. Наиболее известным и значительным выразителем идей неоплатонизма является Плотин. Парадигма неоплатонизма сводится:

к диалектике платоновской триады Единое-Ум-Душа;

к концепции ступенчатого удаления-перехода от высшего «единого и всеобщего» к разобщенной материи;

к мистически-интуитивному познанию высшего;

к освобождению души человека от мате́рийной обременённости, к достижению чистой духовности с помощью аскезы и/или экстаза.

Таким образом, неоплатонизм — учение об иерархически устроенном мире, возникающем от запредельного  ему первоначала; учение о «восхождении»  души к своему истоку; разработка теургии (практических способов единения с  Божеством).

Секуляризм — концепция, согласно которой правительство и другие источники права должны существовать отдельно от любого типа религий и религиозной веры.

С одной стороны, секуляризм может означать свободу от религиозных законов и учений и отсутствие принуждения к религиозному вероисповеданию со стороны государства и общества, которые должны быть нейтральными в вопросах религии. С другой стороны, секуляризм может означать концепцию о том, что деятельность людей, особенно политическая, должна быть основана на доказательствах и фактах, непредубеждённой вследствие религиозного вмешательства[1].

Современный секуляризм берёт начало в сочинениях античных философов, таких как Эпикур и Марк Аврелий, средневековых исламских мыслителей (Ибн Рушд), философов эпохи Просвещения (Дидро, Вольтер, Джефферсон и др.)

 


Информация о работе Эпоха возрождения