Эпоха Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:58, контрольная работа

Описание работы

Эпоха Возрождения — это период перехода от средневековья к Новому времени, который охватывает приблизительно три века — с XIV до XVII. Поиск новых жизненных ориентиров, соответствующих новым социальным условиям, начавшись в Италии, в её городах-государствах, в чем-то аналогичным городам-государствам Древней Греции, переносится затем во Францию, Германию, в другие страны севера Европы.

Работа содержит 1 файл

ФИЛОСОФИЯ КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 32.78 Кб (Скачать)

Введение

Эпоха Возрождения —  это период перехода от средневековья к Новому времени, который охватывает приблизительно три века — с XIV до XVII. Поиск новых жизненных ориентиров, соответствующих новым социальным условиям, начавшись в Италии, в её городах-государствах, в чем-то аналогичным городам-государствам Древней Греции, переносится затем во Францию, Германию, в другие страны севера Европы. Духовное брожение, охватившее европейские страны, стимулируется и, в свою очередь, стимулирует процессы разрушения феодальных порядков, становления национальных государств, церковных реформ. Это эпоха возникновения нового искусства, первых шагов современного естествознания, новых политических и социальных концепций, социалистических утопий. И эта хотя эпоха не оставила великих философских систем, а философское творчество разворачивалось в основном в форме «осовременивающего воспоминания», она обосновала идею доверия к естественному человеческому разуму, заложила основы философии, свободной от религиозно-мировоззренческих предпосылок.

На протяжении всего средневековья  господствует представление о том, что земная жизнь человека не имеет  самостоятельной Ценности, что она  только подготовка к жизни загробной, осуществляемая под руководством и  водительством церкви. Такое суждение, покоящееся на противопоставлении природного и божественного, отвечавшее массовому  чувству жизни людей поздней  античности и средних веков нашло  свое отражение в знаменитом средневековом  трактате диакона Лотаря (позднее  папы Иннокентия III) «О презрении к  миру и ничтожестве человека». Именно это представление было подорвано  творчеством двух великих поэтов-мыслителей Италии — Данте и Петрарки, ставших  провозвестниками и инициаторами гуманистической  мысли — одного из характернейших явлений данной эпохи.

 

 

  1. Общая характеристика эпохи.

Эпоха Возрождения для  большинства стран Европы — это  эпоха зарождения капиталистических  отношений, формирования национальных государств, эпоха борьбы с феодальной реакцией, глубоких социальных конфликтов. Одновременно это эпоха развития естествознания, эпоха великих географических открытий. В это время человечество расширило свои познания об окружающей среде, о живом мире, космосе. Были сделаны первые шаги в систематизации растений, возникла научная анатомия, положив начало современной медицине, открыто кровообращение. Значительные открытия сделаны в астрономии, математике, механике.

Философская мысль эпохи  Возрождения охватывает два с  половиной столетия (от раннего гуманизма XIV в. до натурфилософии XVII в.). Самоназвание эта эпоха получила в силу того, что в это время начался процесс возрождения классической древности, античной философии. Вызванные к жизни творчеством гуманистов открытия философов Древней Греции и Рима дали мощнейший толчок развитию философской мысли.

Философская мысль эпохи  Возрождения создает новую картину  мира. В своей главной тенденции  она пантеистическая. Тяготея к  отрицанию Бога как главной творческой силы, философия растворяет Бога в  природе, отождествляет Бога и природу. Бог философии эпохи Возрождения  — это не Бог ортодоксальной религии, не Бог схоластического и догматического теоретизирования. Философия перестает  быть «служанкой богословия», а становится выражением знания и мудрости.

 

 

 

 

 

 

  1. Антропоцентризм философии Возрождения. Натурфилософия и проблема человека и общества.

Второй важной особенностью философии этою периода является ее антропоцентризм. Именно человек, согласно этому подходу, становится основным объектом философского рассмотрения. Одновременно человек становится и  центром мироздания. Он уже не тварь  при Творце, а цель природы, творящее и одухотворенное начало.

В философии эпохи Возрождения  можно выделить три периода:

1) Гуманистический или  антропоцентрический (период с  середины XIV в. до середины XV в.);

2) Неоплатонический период (с середины XV в. до первой трети  XVI в.);

3) Натурфилософский период (вторая половина XVI в. - начало XVII в.).

Первый период характеризовался тем, что человек, его мир, духовные ценности были противопоставлены средневековому теоцентризму, когда во главе угла было понятие Бога и его сущности. Второй период был связан с формированием  гносеологических и онтологических представлений, и третий — с созданием  целостной картины бытия.

Сдвиг в сторону антропоцентризма. Внимание возрожденческих философов  направлено по преимуществу на человека, именно он становится адресатом философского интереса. Мыслителей интересуют уже  не столько заоблачные религиозные  дали, сколько сам человек, его  природа, его самостоятельность, его  творчество, его самоутверждение, наконец, красота. Истоки такого философского интереса во многом определились переходом от феодально-сельского к буржуазно-городскому образу жизни и индустриальному  хозяйству. Самим ходом истории  выявлялась особая роль творчества человека, его активности.

Понимание человека как  творческой личности. Сдвиг в сторону  антропоцентризма означал понимание  творчества как первостепенного  достоинства человека. В средние века считалось, что творчество является прерогативой Бога. Теперь же считают по-другому. Человек, полагает Фичино, могущественен подобно Богу. Он в состоянии и должен реализовывать себя и в искусстве, и в политике, и в технике. Человек эпохи Возрождения стремится максимально расширить поле своих дерзаний. Леонардо да Винчи - живописец и изобретатель, Микеланджело - живописец и поэт, оба к тому же талантливые философы.

Эстетическое - доминирующий аспект философии Возрождения. В  средние века была широко распространена моралистика, не знавшая разумного  предела. Напротив, к телесно-природному, способному, как считалось, умалить  достоинство божественного, относились подозрительно: если в церкви петь слишком  благозвучно и приходить туда в нарядной одежде, то внимание от божественного  будет отвлечено.

Возрожденческое мировоззрение  выдвигает на первый план не мораль, она многим надоела, и не науку, она  была развита слабо, а искусство  и вместе с ним прекрасное. Главным  объектом искусства становятся человеческое тело, безмерное любование его  красотой. Отнюдь не случайно необычайного расцвета достигает живопись. Работы Леонардо да Винчи, Микеланджело (например, серия картин на потолке Сикстинской  капеллы в Ватикане), Рафаэля Санти («Сикстинская мадонна» и др.), Альбрехта  Дюрера («Портрет молодого человека»  и др.) выше всяких похвал. Как внимательно  относились художники к человеческому  телу: Дюрер многие годы изучал его  пропорции, а рост человека он делил на 1800 частей.

Эстетическое, что в переводе с греческого означает относящееся  к чувству, доминирует в возрожденческой  философии.

Гуманизм (от латинского гуманос - человечный) - есть воззрение, основывающееся на самоценности человека как личности, его праве на свободу, счастье, благополучие. Гуманизм имел длительную предысторию  в античности и средневековье, но как широкое общественное движение, имеющее важнейшие политические, социальные и нравственные приложения, он складывается впервые именно в эпоху Возрождения. Спор шел принципиальный - о новом мировоззренческом, нравственном и политическом идеале. Критике и осмыслению подвергалась схоластика, т.е. бесплодное, оторванное от жизни умствование. В стремлении достигнуть справедливого общественно-государственного устройства в Италии вводилось парламентское правление. Велся также поиск путей согласования интересов людей. Основу человеческих отношений, считали гуманисты, составляют любовь, дружба, взаимоуважение, что не противоречит защите частного интереса и индивидуализма. Гуманизм, в этой связи показательно творчество Данте, ставит вопрос об истинном благородстве человека.

Философы  эпохи Возрождения впервые в  истории философской мысли и  на основе накопленных, на то время знаний пытались постичь природу в целом, дать ей общее философское описание. Такой подход к познанию природы получил название Натурфилософии (от слова "natura- природа).

Плодотворное  начало философии природы положил  выдающий философ и естествоиспытатель, кардинал католической церкви Николай  Кузанский (1401 - 1464). В результате собственного философского исследования он пришел к заключению о бесконечности  Вселенной. “Машина Мира, - писал  он, - имеет свой центр везде, а  конца сферы - нигде".

Свои натурфилософские взгляды Парацельс (1493-1541) подтверждал  всеми доступными ему знаниями из медицины, химии, лечебной практики, в  том числе - и магии. Для него всеобщей наукой была медицина, поскольку именно она беспокоится о благе человека. Его реальная биография стала  основой, на которой Гете писал образ  своего Фауста в одноименной драме.

Крупным философом  своего времени был Бернардино Телезио (1508-1588). В Падуанском университете он изучил философию и математику, прибыв в Рим начал заниматься естествознанием. Он решительно выступил против схоластического  изучения природы, против церковной  канонизации представлений Аристотеля о геоцентризме. В 1565 году он издает в двух томах свой труд "О природе  вещей сообразно их собственным  принципам".

Видным натурфилософом, талантливым профессором был  мученик науки Джордано Бруно (1548 - 1600). Он был доминиканским монахом  и священником, потом порвал с  верой в христианского Бога и  католической церковью и занялся  вольным философствованием, чтением  лекций в разных университетах Европы. Джордано Бруно учил о бесконечности  мира, допускал возможность жизни  и разума на других планетах, написал  большое количество лекций и сочинений, в которых наряду с другими  мыслями излагал свои атеистические  взгляды. Инквизиция заманила Джордано Бруно в Италию, шесть лет подвергала его истязаниям в своих тюрьмах  и, наконец, 17 февраля 1600 года сожгла его  перед окнами папского дворца. Благодарные  потомки на месте сожжения ученого  соорудили ему памятник, который  и сейчас стоит на Площади Цветов, напротив балкона, с которого Папа римский  и сейчас приветствует молящихся, собирающихся на Площади святого Петра. Перед  зажиганием костра инквизиторы начали читать привязанному к столбу ученому  страшные проклятия. Джордано Бруно  прервал своих мучителей и  спокойно заметил: "Вы с большим  страхом читаете мне приговор, чем я его выслушиваю".

Мы уже  говорили о том, что античная философия  заложила фундамент европейской  философской мысли, что в античной философии, практически, начали решаться, таким образом, мировоззренческие проблемы, которые потом разрешались на всех этапах развития общеевропейской философии. А теперь нам надо запомнить, что обновленная деятелями Возрождения философия античности в новых и в свою очередь условиях способствовала зарождению основных отраслей научных знаний человечества, заложили основы, практически, всех современных наук. С натурфилософией эпохи Возрождения было органически связано развитие целого ряда невиданных раньше наук. Характерно, что натурфилософские взгляды Николая Кузанского о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца предшествовали научному открытию и публикации в 1543 году Николаем Коперников его гениального произведения: "О вращении небесных кругов".

Испанский математик  Франсуа Виет (1540-1603) является творцом  той алгебры, которую изучают  и сейчас. Шотландский математик  Джон Непер ввел логарифмы, без которых  сейчас немыслима ни одна отрасль  физико-математических исследований. Нидерландский ученый Андрей Везалий (1514-1564) положил начало изучению анатомии человека. Вскрытием трупов он доказал, что и у мужчины, и у женщины - 24 ребра и тем опроверг современные  ему представления о том, что  у мужчины на одно ребро меньше, поскольку Бог из ребра первого  человека Адама создал ему жену Еву. За богопротивные высказывания и  действия инквизиция приговорила Везалия  к смерти. Английский ученый Гарвей (1578-1657) в опубликованной им работе "О  движении сердца и крови" открыл малый и большой круг кровообращения и положил начало физиологии как  науки. Гениальный Леонарда да Винчи (1452-1519) был одновременно художником, изобретателем  летательного аппарата, механиком, математиком, архитектором... О нем, как позднее  и про Галилея, говорили, что он знал всю современную науку... Одним  словом, истоки большинства современных  наук находятся в эпохе Возрождения  и текут оттуда к нам непрерывными потоком.

Отдельно  следует сказать о деятельности одного из виднейших ученых мира - Галилео  Галилее (1564-1642). Это был последний  в мировой истории ученый энциклопедических  знаний. После Галилея наука так  разрослась и так обогатилась, что  уже ни одному ученому было не под  силу знать все науки, а сейчас - знать все в своей собственной  области знаний. Уже нет ученых, которые бы знали всю математику, или всю физику, или всю, медицину, или всю химию и так далее. Галилей знал всю науку своего времени. И при всем при этом Галилей  был осторожным в отношении до церкви и до веры в Бога. Исходя из его творчества, можно сделать  вывод, что он придерживался "Теории двойственной истины", согласно которой  религия и наука не противоречат друг другу, поскольку касаются принципиально  разных предметов и по-разному  приобщаются к ним: первая - Бога, другая - природы; первая опирается на веру, вторая - на разум, доказательства, знания. Католическая церковь вынудила уже старого Галилея публично отказаться от учения о вращении Земли, о наличии гор и долин на Луне. Говорят, что после отречения от учения о вращении Земли, Галилей поднялся с колен и произнес: "А все-таки она крутится!"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Николай Кузанский - Выдающийся мыслитель Возрождения.

           Он родился в Германии в местечке Куза в 1401 г. в семье крестьянина. Главные философские труды «Об ученом незнании», «О сокрытом Боге», «О мудрости», «О бытии - возможности» и другие оказали огромное влияние на умы его современников. Его философия тесно связана с традицией средневекового неоплатонизма. Но он разорвал со средневековой ортодоксальной традицией схоластического богословия. Ему были чужды стремления создать «рационалистическую» систему веры, для подкрепления которой использовался авторитет Аристотеля.

Информация о работе Эпоха Возрождения