Эпоха Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:58, контрольная работа

Описание работы

Эпоха Возрождения — это период перехода от средневековья к Новому времени, который охватывает приблизительно три века — с XIV до XVII. Поиск новых жизненных ориентиров, соответствующих новым социальным условиям, начавшись в Италии, в её городах-государствах, в чем-то аналогичным городам-государствам Древней Греции, переносится затем во Францию, Германию, в другие страны севера Европы.

Работа содержит 1 файл

ФИЛОСОФИЯ КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 32.78 Кб (Скачать)

Центральной проблемой философии  Кузанца является проблема соотношения  Бога и мира. «Рациональному» обоснованию  средневекового теоцентристского богословия в духе Августина или Фомы Аквинского, Николай Кузанский противопоставил  концепцию «ученого незнания». Ученое незнание - это не отказ от познания мира и Бога, это не скептицизм. Он стремился в таком названии отразить невозможность, выразить полноту познания в терминах средневековой схоластики. Кузанский возражает против познания Бога через перечисление его атрибутов: ни одно определение, ни все они в  совокупности не могут исчерпать  божественной природы. Такой подход к познанию Бота свидетельствует  об отходе от канонической теологии. Это  уже философский подход. Бог трактуется им как бесконечное начало и как  скрытая сущность всего.

В этом подходе заметен  уход от религиозной персонификации Бога, от упрощенных антропоморфных представлений  о нем. Это уже не религиозный  Бог, это философский Бог, философская  идея, характеризующая первоначало  всего сущего.

Николай Кузанский - отвергает  терминологию Священного Писания. Он ставит проблему Бога как философскую проблему. В ней речь идет о соотношении  конечного мира, мира вещей с их бесконечной сущностью. Постижение бесконечного бытия рассматривается  в соотношении с бытием конечным. А это и есть философский статус проблемы.

При трактовке перехода от Бога к миру Николай Кузанский  отказывается от понятия единовременного  акта творения. Он не употребляет также  неоплатонического понятия «эманация», истечение мира из Бога. В этом, по его мнению, имеет место процесс  «развертывания» из Бога того, что  содержится в нем в «свернутом»  виде. В этом плане Бог есть все, что он есть в свернутом виде; мир же есть то, что развертывается из него.

От позднейшего натуралистического пантеизма Николая Кузанского отличает отказ признать «развернутую» в  мире божественную сущность тождественной  природному началу. Бог и природа, согласно философии Николая Кузанского, не одно и то же. Материя и все  материальные вещи не только не тождественны божественной сущности, но никогда  не исчерпывают ее, не могут выразить полностью. Это лишь видимый мир, мир сотворений, мир кажимости, за которым скрывается мир подлинной  сущности.

Вселенная есть развертывание  божественного первоначала. И это  вечное развертывание и есть ее развитие. Такой подход тоже является подлинно революционным. Схоластической картине  мира, где сотворенный в пространстве и времени мир конечен и  неизменен как акт единовременного  творения, соотношение Бога и мира противопоставлено как первотолчок  и вечное движение, развитие.

Человеческая природа  рассматривается Николаем Кузанским  как результат наиболее значительного, высшего божественного творения. Человек как бы помещен над  всеми его творениями и стоит  ближе всех к Богу. Человек есть совершенство творения. Но это качество присуще не одному конкретному человеку, а всему человечеству.

Возможность познания человеком  мира не ограничивается трактовкой и  толкованием Священного Писания. Эта  возможность заложена в самой  природе человеческого ума, в  его практической деятельности. Так  же, как Бог развертывает из себя мир, так и человек развертывает из себя предметы рассудка. Ум человека основывается на ощущениях, соединенных  с воображением. Начало процесса познания невозможно без чувственного возбуждения. Этим Николай Кузанский, по сути, закладывает основы философской гносеологии - теории познания, в которой высшим формам познавательной деятельности предшествуют ощущения и восприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Завершая рассмотрение философских  исканий эпохи Возрождения, необходимо отметить неоднозначность оценок ее наследия. Несмотря на общее признание  уникальности ренессансной культуры в  целом, этот период долгое время не считался оригинальным в развитии философии  и, следовательно, достойным выделения  в качестве самостоятельного этапа  философской мысли. Однако двойственность и противоречивость философского мышления этого времени не должна умалять  его значения для последующего развития философии, ставить под сомнение заслуги мыслителей Ренессанса в  преодолении средневековой схоластики и создании основ философии Нового времени.

Английский  философ и моралист А.Шефтсбери (1671 - 1713) как-то заметил: всякий конфликт между  двумя сферами жизни говорит  либо о том, что общество несовершенно, либо несовершенстве человека в себе самом.

Возрождение утвердилось в дуализме индивидуального  и общественно-государственного, эмпирического  и идеального, эмоционального и рационального.  XVII век на основе их противопоставления и анализа пытается решить, что  же является определяющим в человеке.

Эпоха Возрождения - один из наиболее плодотворных этапов развития европейской истории. Возрождение - точка выбора в историческом процессе, когда ищутся новые пути интеллектуального  и цивилизационного развития. Мыслители, с одной стороны, возвращаются к  классическому античному наследию в более полном объеме, чем это  имело место в средневековой  культуре, а с другой - открывают  новый мир человека и природу.

Итак, Возрождение, или Ренессанс - эпоха в жизни  человечества, отмеченная колоссальным взлетом искусства и науки. Искусство  Возрождения, возникшее на основе гуманизма - течения общественной мысли, провозгласившего человека высшей ценностью жизни. В  искусстве главной темой стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями. Искусство Возрождения заложило основы европейской культуры Нового времени, кардинально изменило все основные виды искусства. В архитектуре утвердились творчески переработанные принципы античной ордерной системы, сложились новые типы общественных зданий. Живопись обогатилась линейной и воздушной перспективой, знанием анатомии и пропорций человеческого тела. В традиционную религиозную тематику произведений искусства проникало земное содержание. Усилился интерес к античной мифологии, истории, бытовым сценам, пейзажу, портрету. Наряду с монументальными настенными росписями, украшающими архитектурные сооружения, появилась картина, возникла живопись масляными красками. На первое место в искусстве выступила творческая индивидуальность художника, как правило, универсально одаренной личности.

В искусстве  Возрождения тесно переплелись  пути научного и художественного  постижения мира и человека. Его  познавательный смысл был неразрывно связан с возвышенной поэтической  красотой, в своем стремлении к  естественности оно не опускалось до мелочной повседневности. Искусство  стало всеобщей духовной потребностью.

Безусловно, эпоха Возрождения – одна из прекраснейших  эпох в истории человечества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Алексеев П.В., Учебное пособие, Хрестоматия по философии – М.:Тк Велби, Изд. Проспект, 2004.
  2. Горфункель, А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения / А.Х. Горфункель. М., 1997.
  3. История философии в кратком изложении. М., 1991. С. 288–344.
  4. Кудрявцев, О.Ф. Ренессансный гуманизм и «утопия» / О.Ф. Кудрявцев. М., 1991.
  5. Рутенберг, В.И. Титаны Возрождения / В.И. Рутенберг. М., 1991.
  6. Сидорина Т.Ю., Философия: учебник –М.: Гардарики, 2003.
  7. Кузнецов В.Г., Философия: учебник – М.: Инфра-М, 2005. –519с.
  8. История философии/колл. авт. Лекции. М., 2000.

 

 


Информация о работе Эпоха Возрождения