Эстетика Э.Золя

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

В истории французской литературы творчество Золя является важным и содержательным этапом.

Золя - художник больших, необозримых полотен. Ему тесны были масштабы одной книги, одного романа, и потому он объединял свои произведения в огромные циклы и серии.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ _______________________________________ 3

2. Эстетика натурализма _______________________________ 5

2.1. Э.Золя как теоретик натурализма ___________________ 5

2.2 Ругон-Маккары ___________________________________10

2.3. Феномен натурализма в романе «Западня» ___________ 14

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ _____________________________________ 18

4. Список использованной литературы ____________________20

Работа содержит 1 файл

эстетика золя.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

      Золя был прав, говоря, что  рабочих  "изображали  доныне  в  совершенно ложном свете". Не понимая исторических процессов, происходивших в буржуазном обществе середины и конца XIX века, не понимая  исторической  роли  рабочего класса, многие писатели, независимо от  своих  политических  и  литературных симпатий,  оказались  неспособными  не  только  разрешить,  но  и  правильно поставить в своих произведениях проблему пролетариата.

      Работая над "Западней", Золя также  оказался  не  в  состояний  придать своим наблюдениям глубокий, обобщающий характер. Он говорил об  эстетических трудностях, возникающих  перед  художником,  изображающим  жизнь  социальных низов. "От пошлости интриги меня может спасти  лишь  величие  и  правдивость изображенных мною картин народной жизни. Поскольку я беру глупую,  пошлую  и грязную обстановку, я должен дать рисунку большую рельефность. Сюжет  беден, поэтому надо постараться сделать его  настолько  правдивым,  чтобы  он  явил чудеса точности" ("Набросок" к роману "Западня").

      Таким образом, Золя в полном согласии с принципами  натурализма  ставил перед собой задачу  преодолеть  "неблагодарный"  сюжет  своего  произведения точностью описаний и характеристик.

      Вторая задача, которую  Золя  поставил  перед  собой,  -  задача  чисто филантропическая. Он искренне  верил,  что  романы,  подобные "Западне",  в которых   показано   бедственное   положение   трудового   люда,    заставят правительство принять необходимые меры. "Западню", - замечает Золя, -  можно резюмировать следующими словами: "Закройте кабаки - откройте школы".

      Совершенно очевидно, что, ставя перед собою подобные цели, Золя был  не в состоянии вскрыть истинные причины тяжелых условий жизни рабочего. История Купо и Жервезы должна была свидетельствовать, по  мнению  Золя,  о  пагубном влиянии алкоголизма, о фатальной силе законов наследственности.

      Существенно и то, что Золя обратился в своем романе к  менее  активной, наименее сознательной части рабочего класса. Понятие "рабочий", "пролетарий" Золя толковал расширительно, подразумевая под этими словами социальные  низы вообще. Его "рабочий" пассивен, лишен классового самосознания. Золя всячески подчеркивает безразличие рабочего к политике, ко всему тому, что  происходит за пределами его бытовых интересов.

      В конечном счете  роман  Золя  оказался  сродни  тем  произведениям,  в которых, по словам Энгельса, "рабочий класс фигурирует как пассивная  масса, неспособная помочь себе, не делающая даже никаких попыток и усилий  к  тому, чтоб помочь себе".3 Все это крайне  отдаляло  Золя  от  цели,  которую он первоначально перед собою ставил: сказать правду о рабочем.

      Но даже при всех указанных  недостатках  "Западне"  принадлежит  особое место в истории французского реалистического романа. Впервые во  французской литературе появился роман,  в  котором  обездоленность  низших  общественных классов была показана с суровой прямотой. Жизнь обитателей  улицы  Гут  д'Ор невозможно  было  объяснить  с  помощью  "теории  наследственности".   Перед читателем  открывалась  картина   вопиющей   несправедливости   общественных отношений, при которых возможно одичание широких масс трудового народа.

      Уже в первых эпизодах романа показаны причины всей  последующей  драмы. Купо и Жервеза полны  решимости  бороться  за  свое  скромное  счастье,  они трудолюбивы и расчетливы. Кажется, ничто не должно омрачить  их  свадьбу,  к которой они готовятся с такой трогательной тщательностью. Но даже  и в эти безоблачные для них дни обстоятельства и люди  напоминают  им  о социальном бесправии бедняка, о тщетности надежд на счастливую жизнь. В ресторане,  где Купо заказал обед для приглашенных на свадьбу, хозяин сделал все возможное, чтобы   бесцеремонно   надуть   незадачливую   компанию.   Свадебный    день заканчивается встречей  Жервезы с пьяным  факельщиком Базужем,   который предсказывает ей безрадостное будущее.

      В первые годы совместной жизни супруги упорным трудом достигают сносных условий существования. Им  удается  скопить  немного  денег,  снять  дешевую квартирку, обставить ее старой  мебелью.  Но  сколько  требуется  для  этого усилий, ценою какого изнуряющего,  отупляющего  труда  Жервеза  поддерживает порядок в своем доме! На четвертый день  после  родов  она  уже  работает  в заведении г-жи Фоконье, ибо "хорошо  барыням  корчить  из  себя  больных.  У бедняков не хватает на это  времени".  Достаточно  Купо  выйти  из  строя  и остаться на несколько месяцев безработным, чтобы благосостояние трудолюбивой рабочей семьи пошатнулось.

      Золя придает исключительное значение несчастному случаю, происшедшему с Купо. Приобретя вкус к праздности и познакомившись с кабачком дяди  Коломба, Купо становится обузой для семьи и первопричиной ее разорения.  Надуманность и фальшь этого сюжетного  хода,  делающего  все  последующие  события  игрою случая, с очевидностью обнаруживаются при сравнении судьбы Купо и Жервезы  с судьбами других персонажей. Характерна в этом отношении история маляра Брю. В жизни старого рабочего не было никаких фатальных происшествий. Он  счастливо избег "западни", но после пятидесяти лет  честной  трудовой  жизни  оказался выброшенным на улицу и был вынужден просить подаяние.

      Обездоленность  социальных  низов,  их  одичание  -  прямое   следствие звериных законов  капитализма.  В  ряде  эпизодов  Золя  нарисовал  страшную картину физической и духовной деградации ремесленного люда Парижа.  Массовый алкоголизм, побои и драки, половая распущенность, потрясающая нищета  -  все это  невозможно  было  объяснить  законами  наследственности  или   пагубным воздействием  среды.

        Изучая положение рабочего класса в Англии, Энгельс назвал  пролетарские слои населения оклеветанным классом. Буржуазные  ученые  в  своих  трудах  и многие  буржуазные   писатели   в   своих   произведениях   создали   лживые представления о рабочем классе. Золя не развеял их до конца. В какой-то мере он понимал это и сам, когда писал в предисловии  к  "Западне",  что  из  его романа "ни в коем случае не следует заключать, что весь народ был плох,  ибо мои персонажи вовсе не плохи: они только невежественны и испорчены средой, в которой живут,  обстановкой  жестокой  работы  и  нищеты".  Отчасти  это  же соображение побудило Золя создать образ кузнеца Гуже,  столь  непохожего  на всех остальных персонажей романа.  Но  Гуже  Золя  не  удался.  Среди  ярких жизненных персонажей "Западни" Гуже - самая бледная фигура.  Произошло это потому, что Золя попытался вложить в образ Гуже порочную идею. Ему казалось, что трудолюбие и трезвость могут избавить рабочего от нищеты, обеспечить ему сносное существование. Объективно роман Золя  осуждал уродство  буржуазных порядков, но сам автор был далек от  мысли о революционном преобразовании общества.

      "Западня"  появилась в печати  в   1877   году.   Буржуазная   пресса откликнулась разноречивыми суждениями  о новом произведении  Золя.  Успех книги, по справедливому замечанию Салтыкова-Щедрина, был "успехом испуга". Французский буржуа надолго запомнил дни Коммуны,  и его интерес к жизни рабочего класса питался страхом.  Новая книга Золя  показала  "дуракам и лицемерам своего времени низы такими, каковы они есть, а не  такими,  какими привыкли их воображать себе невежество, глупость или сознание этих глупцов и лицемеров", - писал впоследствии Барбюс.4 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 Писатель исключительного трудолюбия, Золя верил в свое призвание, верил в правильность выбранного пути. Ему было 28 лет, когда он приступил к работе над «Ругон-Маккарами», 53 года, когда он ее завершил. Тысячи препятствий вставали на его пути, множество трудностей приходилось преодолевать, но писатель настойчиво шел к цели. Жизнь Золя, внешне не богатая событиями, полна огромного творческого напряжения и борьбы. Он горячо ненавидел и горячо любил и еще в молодости провозгласил святость ненависти ко всему, что угнетает, ломает, калечит жизнь. «Ненависть священна, - писал Золя. – Ненависть – это  возмущение сильных и могучих сердец, это воинствующее презрение тех, в ком пошлость и глупость вызывает негодование. Ненавидеть – это значит любить, значит ощущать в себе душу пылкую и отважную, значит глубоко чувствовать отвращение к тому, что постыдно и глупо».5

Творчество  Золя полно противоречий. Ему казалось, что в условиях бурного прогресса  наук реалистический метод в искусстве  должен быть ограничен научной теорией, но под научным методом в литературе Золя подразумевал механическое перенесение законов природы на социальные отношения людей. В основе его теоретических взглядов лежало слепое преклонение перед фактом, перед документом, он преувеличивал роль биологического начала в жизни человека, в жизни общества. Тем не менее в своих лучших произведениях Золя неизменно сохранял чувство меры, преодолевая ограниченность своих теоретических взглядов, и создавал произведения, сильные жизненной правдой и новаторством.

Произведения  Золя – это целый мир, в котором  отражена почти полувековая история буржуазной Франции. «Указать роману новый путь, вводя в него описание и анализ современных экономических организмов-гигантов и их влияние на характер и участь людей, - это было смелым решением, - писал о романах Золя Поль Лафарг. – Одна попытка осуществить это решение делает Золя новатором и ставит его на особое, выдающееся место в нашей современной литературе».6

Противоречивость  творчества Золя порождала горячие  споры в оценке его произведений. Не остыли эти споры и сегодня. Правильное истолкование творчества Золя является нелегкой проблемой освоения классического наследия. Прогрессивная критика видит в Золя прежде всего реалиста, смелого критика капитализма, честного художника-гуманиста. Он дорог нам своим страстным желанием постигнуть социальные законы общества, защитой угнетенных классов, острым восприятием современности и желанием заглянуть в будущее, поверив в него и отстаивая его. Золя – продолжатель реалистических традиций Стендаля, Бальзака, Флобера, писатель, давший человечеству одно из крупнейших произведений мировой литературы – социальную эпопею «Ругон-Маккарты», человек, ставший, подобно Вольтеру и Гюго, примером для других в смелой и мужественной борьбе против сил реакции.

Список  использованной литературы 
 

  1. Анисимов  И. И. Золя. // Классическое наследство и современность. -  М., 1960.
  2. Барбюс А. Золя./Вступ. статья А. Луначарского, М. - Л., 1933.
  3. Золя Э. Жерминаль. Западня. Экспериментальный роман. Натурализм в театре. //Э.Золя Собрание сочинений в 26-ти томах. - М.: Художественная литература, 1966.
  4. Реизов Б., Французский роман ХIХ века. - М., Высшая школа, 1969.
  5. Лану А. Здравствуйте, Эмиль 3оля! -  М., 1966.
  6. Литературоведческий энциклопедический словарь/ Под  общ. ред. В.М.Кожевникова, П.А.Николаева. –  М.: Сов.энциклопедия, 1987.
  7. Луначарский А. На кисельных берегах. Современная литература на Западе. // Литературное наследство, т. 82, - М., 1970.
  8. Манн Г. Речь о Золя в Праге.// Э.Золя, Соч. в 8 тт., т. 8. - М., 1958.
  9. Эйхенгольц М. Творческая лаборатория Золя. -  М., 1940.
  10. Якимович Т. Молодой Золя. Эстетика и творчество. -  М, 1971.
  11. Меринг Ф. Литературно-критические статьи.- М. — Л., 1964.
  12. Тагер Е. Б. Проблемы реализма и натурализма, в кн.: Русская литература конца 19 — начала 20 в.- М., 1968.

Информация о работе Эстетика Э.Золя