Эстетика классицизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Значение этого направления для последующего развития искусства и литературы Нового времени было весьма важным; достаточно лишь упомянуть, что под знаком всевозможных модификаций классицизма процесс культурной эволюции в странах Европы, Северной и Латинской Америки проходил в течение двух столетий, а неоклассицистические тенденции прослеживаются отдельными специалистами даже в культуре многоликого XX века.

Работа содержит 1 файл

35 Эстетика классицизма.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

          Классицисты требовали от художника ясности, глубины и благородства замысла произведения и точно выверенной высокохудожественной формы выражения: «Но нас, кто разума законы уважает, // Лишь построение искусное пленяет» [Буало // 10, с. 432]. Принцип художественной идеализации может все превратить в красоту: «Нам кисть художника являет превращенье // Предметов мерзостных в предметы восхищенья» [Буало вслед за Аристотелем // 10, с.432].

             Однако в целом классицисты  были против изображения в  искусстве предметов низких и  безобразных, прописывая одну из наиболее аристократических страниц в истории эстетики.  Развивая антропоцентризм Возрождения, эстетика классицизма утверждала идеал «свободного, гармонически развитого человека».

 
         Теоретической  основой классицизма явилась  философия Рене Декарта (1596 – 1650), во главу угла которой был поставлен разум. В ряде своих произведений («Начала философии», «Рассуждения о методе») Декарт развивает мысль о том, что человек воспринимает вещи при помощи разума, но не чувства. Разум, по его мнению, служит высшим критерием прекрасного. Этот тезис, по сути, послужил отправной точкой в формировании эстетики классицизма. Идеи строгой симметрии, гармонии и единства стали восприниматься представителями классицизма как основные принципы прекрасного. В самом деле, прекрасное связано с представлением о гармоническом. Разумеется, такая схематизация бытия, оторванная от человеческих чувств, не может быть названа подлинной гармонией. [2, с.40-41] 

         Декарт усомнился во всем существующем  и выстроил логическую цепь: я сомневаюсь — значит, мыслю, я мыслю — значит, существую. Декарт (трактат «Рассуждение о методе») разработал принципы рационализма. Он считал, что изящество в искусстве сродни женской красоте, заключенной не в отдельной части, но в гармонии всех частей, когда ни одна часть не преобладает над другой и не нарушает совершенства целого. 
[6, с.275]

             Среди представителей раннего французского классицизма выделяется Ф. Малерб (1555 – 1628). Он явился зачинателем классической поэзии и поэтики. Малерб предписывал строгие правила французскому стихосложению и опасался чрезмерной эмоциональности поэзии, добиваясь логической стройности и ясности стиха. Регламентированная эстетика Малерба получила негативную суровую оценку со стороны многих писателей, в том числе Пушкина. [2, с. 41] 

              Подлинным теоретиком классицизма  стал Никола Буало (1636 – 1711), поведавший в стихотворном трактате «Поэтическое искусство» об основных положениях новой эстетики. Вслед за Декартом он полагал, что красота должна обладать атрибутами ясности, логической четкости, очевидности, геометрической выверенности. [4, с.236-237]

               Дух регламентации, рационализма, нормативности в эстетике Буало  дает себя знать в принципе  «следования разуму»: художник должен ясно мыслить, подчинять форму содержанию, быть логичным и последовательным; его критерий художественности — соответствие произведения требованиям разума. В процессе художественного творчества Буало видит два этапа:

              1) нахождение нужных мыслей;

              2) их художественное оформление.

        Согласно Буало принцип следования разуму охватывает и композицию произведения: 
                           Поэт обдуманно все должен разместить. 
                          Начало и конец в поток единый слить 
                          И, подчинив слова своей бесспорной власти, 
                         Искусно сочетать разорванные части.

 
           Буало считает (трактат «Размышления о Лонгине»), что древние поэты-классики (Гомер, Софокл, Вергилий) воплощают вечные вненациональные нормы искусства; поэт, особенно трагический, должен черпать сюжеты и героев в мифологии и истории древнего мира.

              Для классицизма трагедия — высокий жанр, отражающий несчастья великих личностей. Комедию, предмет которой, — повседневная жизнь и пороки людей, Буало считает низким жанром. Сатира — по Буало (а он и сам сатирик!), — смех, бичующий «льстецов» и «ленивых бездельников» и оказывающий морально-этическое воздействие; сатира значимее оды. 
        Теория жанров Буало отрицает важность лирики, ибо последняя интересуется индивидуальным, а задача поэзии — общее. По Буало, поэтический стиль речи различен в идиллии, элегии, оде, мадригале,

эпиграмме, рондо, сонете. 
           Буало формулирует концепцию художественной правды:

                           Невероятное растрогать не способно. 
                         Пусть правда выглядит всегда правдоподобно.    

[6, с.275-276]                       

                                    
          Важнейшим принципом эстетики Буало было требование во всем следовать античности. При этом под античностью он в основном понимал римское искусство: «Энеиду» Вергиния, комедии Теренция, сатиры Горация, трагедии Сенеки. Буало считал античность хорошим орудием в борьбе «своевольного», «недисциплинированного» барокко.

           Художник должен быть логичным  и последовательным и подчинять  форму содержанию:

                         Обдумать надо мысль и лишь потом писать,

                        Пока неясно вам, что вы сказать хотите,

                        Простых и ясных слов напрасно  не ищите…

           Таким образом, сначала должно  быть содержание, «мысль», а затем  ее художественное оформление. [5, с.74-75] 
           Свою доктрину Буало изложил в трактате «Поэтическое искусство»(1674). В первой части трактата он говорит о предназначении поэта и его нравственной ответственности. Во второй части философ анализирует такие жанры творчества, как ода, элегия, баллада, эпиграмма.

                  Элегия сильна лишь чувством непритворным,

                    Трагедия в слезах рисует скорбь и страх,

                     И, развлекая нас, рыданья исторгает,

                                В пучину горести ввергает.  

 [11, с.57]

                     В третьей части Буало дает свое видение комедии и трагедии. В заключение он обращается к поэту, призывая во всем следовать античности.

                     Считалось, что правила и методы  Буало хорошо продуманы и позволяют  воплощать в поэзии жизнь и  природу. [3, с.48]

           Поэтика  Буало оказала влияние на эстетическую  мысль и литературу XVII—XVIII вв  многих европейских стран, в  том числе России.

           Рассвет и расцвет классицизма связан с эстетикой Буало, закат — с идеями Баттё.  И. Кронберг замечает, что теория Баттё употребляет эстетические понятия, не вникая в их сущность, — отсюда сбивчивость его рассуждений. 
           По Баттё, сущность искусства определяется сущностью гения-творца и подражанием по законам вкуса. Для Баттё искусство есть прекрасное изображение прекрасного, возникшее от скуки. Художественное творчество рождается потому, что человек, пресытившись природой, вбирает в себя лучшие ее части и составляет из них «вторую действительность», новое натуральное целое, превосходящее реальную природу. Гений подражает природе, списывает с образцов, вымысел ему не нужен. По Баттё, у природы четыре сферы:

       1) современный физический, нравственный и политический мир;

       2) мир исторический, наполненный великими именами и подвигами;

       3) мир, населенный богами и героями;

      4) мир идеальный или возможный, где находится общее (родовое).

           Эти четыре сферы природы — предмет искусства. Гений изящно подражает не всякой, а лишь изящной природе, творит и оценивает изящное. Творчество требует особого состояния духа — энтузиазма. Изящная природа делится на подлежащую чувству зрения (на этой основе рождаются скульптура, живопись, танец) и подлежащую чувству слуха (на этой основе — музыка и поэзия).  Гений формирует вкус. По Баттё, вкус — способность различать хорошее, дурное и посредственное. Хороший вкус — один, частных — много. [6, с.276]

            Одним из самых крупных классиков своего времени стал Пьер Корнель (1606 – 1684) после представления трагикомедии «Сид» в 1637 г. Его творчество – это художественная практика классицизма, в оценку которой история привнесла много идеологии. [5, с.75]        

             Для Корнеля долг — категория разума, любовь — категория чувства. В их столкновении победа на стороне разума, именно он в картезианский век — высшая общественная ценность. Разум — представитель общества и государства в характере героя, чувство — представитель личного начала. Таким образом, Корнель выразил рационалистический дух своего века и стал связующим звеном между гуманизмом Возрождения и Просвещением. 
В «Сиде» ренессансные традиции сказываются в силе и величии чувств героев. Ромео и Джульетта далеки от рассудочных в чувствах и регламентированных в поступках Родриго и Химены. И все же кое-что сближает пьесы Шекспира и Корнеля. И там и здесь персонажи, окружающие влюбленных (Меркуцио, Бенволио, Кормилица, Лоренцо, Джованни в «Ромео и Джульетте», Дон Фернандо, Инфанта, Дон Дьего, Эльвира в «Сиде»), находятся на стороне их любви, несмотря ни на какие условности. И, несмотря на регламент, Корнель в духе традиций Возрождения не губит чувства своих героев во имя долга. [6, с.279]

            Французская революция 1789—1794 гг. вызвала к жизни революционные формы классицизма (в литературе — М.Ж. Шенье, в живописи — Давид). Французский классицизм повлиял на рождение и развитие национальных форм классицизма в европейских странах.

            В Англии последователи классицизма: Бэн Джонсон, Дж. Драйден. Переходными фигурами от классицизма к Просвещению были Дж. Аддисон и Р. Стил.

            В Италии классицизм (конец XVIII — начало XIX в.) создал героическую трагедию,   проникнутую   пафосом    национально-освободительной борьбы (В. Альфиери). 
          Русский классицизм (возник в 30—50-е гг. XVIII в.) социально опирался на петровские реформы и растущую государственность России и был проникнут национально-патриотическим пафосом. Основоположник русского классицизма в драматургии — А.П. Сумароков. Это художественное направление развивали в драматургии Я.Б. Княжнин (в трагедии «Вадим» осуждает антигуманные проявления абсолютизма) и В.А. Озерова, в сценическом творчестве трагические актеры А.С. Яковлев, Е.С. Семенова. 
             В трактате Сумарокова «Эпистола о стихотворстве» (1747) в духе классицизма строго разграничиваются жанры драматургии, подчеркивается, что трагедия не терпит низменных сюжетов, а комедия — слез. Русский классицизм ориентирован не на античные сюжеты, а на сюжеты из русских летописей («Димитрий Самозванец» Сумарокова). 
Русская классицистская комедия отличалась сатирической остротой (таков "Недоросль" Фонвизина). Имена ее персонажей нарицательны и обозначают особенности характеров. Язык комедии включает в себя народные словечки, выражения и интонации. Гражданственность, героическое начало, идейность классицизма утверждали в своих художественных произведениях и теоретических идеях декабристы. Характер в искусстве классицизма изолирован от условий места и времени. Проблемы своего времени классицизм обычно решал на материале древнегреческом, римском, испанском или настолько абстрактном, что ни место, ни эпоха не ясны.                                 Классицизм часто брал историю в качестве материала для трагедий. Однако художественное мышление классицизма было внеисторично. В художественной концепции классицизма история трактовалась как плод деяний выдающихся личностей. В трагедию как «высокий жанр» простолюдину доступ был заказан, ему отводилось место только в комедии. [6, с.280-281]

 

     

         

                                ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ КЛАССИЦИЗМА    

              Эстетика классицизма – образец рафинированной сознательно заостренной акцентации внимания на эстетической сущности искусства, доведенной до строгой нормативизации системы художественных правил. Начала складываться в Италии в 16 в. и достигла своего апогея в 17 в. во Франции в русле картезианского рационализма.

              Главные из классицистских художественно-эстетических  принципов, так или иначе модифицируясь,  принадлежат всему данному направлению.  Академизм усваивает из них  чисто формальные; Просвещение, напротив, отказывается от формальной нормативизации, но развивает рационально-гуманитарные, дидактические, отчасти антиклерикальные и материалистические тенденции. Аристократизму классицизма противопоставляет абстрактный демократизм. Особое внимание уделяется поискам объективных оснований красоты, гармонии, вкуса; связи этических и эстетических принципов, этико-эстетическому воспитанию.

             Одна из характерных черт эстетики  классицизма – установление строгих  правил творчества. Художественное произведение понималось классицистами не как естественно возникший организм, а как произведение искусственное, сотворенное, созданное руками человека по плану, с определенной задачей и целью. [1, с.39]

              Основной эстетический принцип классицизма – верность природе, логически организованной и творчески облагороженной разумом. По мнению теоретиков классицизма, объективно присущая миру красота – симметрия, пропорция, мера, гармония и т.п. – должна воссоздаваться в искусстве в совершенном виде, по античным образцам.

               Эстетика классицизма, создаваемая в основном самими деятелями искусства, носит нормативный характер. Это объясняется задачей осмыслить и возродить художественные идеалы античности, а также свойственным эпохе метафизическим и механистическим характером взглядов. [7, с.149]

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

  Классицизм — стиль и  направление в искусстве и  литературе XVII — начала XIX в., ознаменовавшие  возвращение к античному наследию  как к норме и идеальному  образцу. 

  Для этого направления характерны рационализм, нормативность, тяготение к гармонии, ясности и простоте выражения, уравновешенность композиции и в то же время определенная доля схематизации и идеализации в художественных произведениях, что выражалось, например, в иерархии «высоких» и «низких» стилей в литературе, требовании «трех единств» — времени, места и действия — в драматургии, подчеркнутом пуризме в области языка и т.п.

Информация о работе Эстетика классицизма