Эстрадное искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:45, реферат

Описание работы

Своими корнями эстрада уходит в далекое прошлое, прослеживаясь в искусстве Египта, Греции. Элементы эстрады присутствовали в представлениях странствующих - скоморохов (Россия), шпильманов (Германия), жонглеров (Франция) и так далее. Трубадурское движение во Франции (конец XI в.) выступило носителем новой общественной идеи. Его особенностью было написание музыки под заказ, жанровое разнообразие песен от сюжетов любовной лирики до воспевания боевых подвигов военноначальников. Распространяли музыкальное творчество наемные певцы и бродячие артисты.
Сатира на городской быт и нравы, острые шутки на политические темы, критическое отношение к власти, куплеты, комические сценки, прибаутки, игры, музыкальная эксцентрика явились зачатками будущих эстрадных жанров, родившихся в шуме карнавальных и площадных увеселений. Зазывалы, которые при помощи прибауток, острот, веселых куплетов сбывали любой товар на площадях, рынках, в последствии явились предшественниками конферанса. Все это носило массовый и доходчивый характер, что и явилось непременным условием существования всех эстрадных жанров. Все средневековые карнавальные артисты не играли спектаклей. Основой представления была миниатюра, что отличало их от театра, главной особенностью которого являются элементы, связывающие действие воедино. Эти артисты не изображали персонажей, а всегда выступали от собственного имени, напрямую общаясь со зрителем. Это и сейчас основная, отличительная черта современного шоу - бизнеса.

Содержание

Введение
1. Номер - ведущий из компонентов эстрадного искусства
2. Классификация эстрадных номеров в соответствии с родовыми жанрами эстрады
3. Жанры эстрадного искусства
4. Музыкальные жанры на эстраде. Основные принципы, приемы и режиссура
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Эстрадный номер.docx

— 50.94 Кб (Скачать)

Для стиля характерен раскачивающийся ритм 2/4, когда гитара играет на четные удары барабанов, а  контрабас или бас-гитара подчеркивает нечетные. Мелодия исполняется духовыми инструментами, такими, как труба, тромбон  и саксофон. Среди мелодий ска  можно встретить джазовые мелодии.

Рокстеди ("rock steady", "rocksteady") — музыкальный стиль, существовавший на Ямайке и в Англии в 1960-е. Основа стиля — карибские  ритмы на 4/4, с повышенным вниманием  к клавишным и гитарам.

Регги (англ. reggae, другие варианты написания — "реггей" и "рэгги"), ямайская популярная музыка, впервые упоминается с конца 1960х  годов. Иногда употребляется, как общее  наименование для всей ямайской музыки. Тесно связана с другими ямайскими  жанрами - рокстеди, ска и другие.

Даб (англ. dub) — музыкальный  жанр, возникший в начале 1970-x годов  на Ямайке. Первоначально записи в  этом жанре представляли собой песни  реггей с удалённым (иногда частично) вокалом. С середины 1970-х годов  даб стал самостоятельным явлением, считающимся экспериментальной  и психоделической разновидностью реггей. Музыкально-идейные наработки  даба дали рождение технологии и культуре ремиксов, а также прямо или  косвенно повлияли на развитие новой  волны и таких жанров, как хип-хоп, хаус, драм-энд-бэйс, трип-хоп, даб-техно, дабстеп и других.

9 Поп

Поп-музыка (англ. Pop-music от Popular music) — направление современной  музыки, вид современной массовой культуры.

Термин "поп-музыка" имеет двоякое значение. В широком  значении, это любая массовая музыка (включая рок, электронику, джаз, блюз). В узком значении — отдельный  жанр популярной музыки, непосредственно  поп-музыка с определенными характеристиками.

Основные черты  поп-музыки как жанра — простота, мелодичность, опора на вокал и  ритм с меньшим вниманием к  инструментальной части. Основная и  практически единственная форма  композиции в поп-музыке — песня. Тексты поп-музыки обычно посвящены  личным чувствам.

Поп-музыка включает в себя такие поджанры, как европоп, латина, диско, электропоп, танцевальная музыка и другие.

10 Рэп (Хип-хоп)

Хип-хоп (англ. hip hop) —  культурное направление, зародившееся в среде рабочего класса Нью-Йорка 12 ноября 1974. Диджей Afrika Bambaataa первым определил  пять столпов хип-хоп культуры: эМсиинг (англ. MCing), ДиДжеинг (англ. DJing), брейкинг (англ. breaking), граффити (англ. graffiti writing), and knowledge. Другие элементы включают битбоксинг, хип-хоп моду и слэнг.

Возникнув в Южном  Бронксе, в 1980-х годах хип-хоп стал частью молодёжной культуры во многих странах мира. С конца 1990-х из уличного андеграунда, имеющего остро социальную направленность, хип-хоп постепенно превратился в часть музыкальной  индустрии, а к середине первого  десятилетия нынешнего века субкультура  стала "модной", "мэйнстримной". Однако, несмотря на это, внутри хип-хоп  немало деятелей всё ещё продолжают его "основную линию" — протест  против неравенства и несправедливости, оппозицию ко властям предержащим.

Известно, что режиссура  эстрады подразделяется на режиссуру  эстрадного представления и режиссуру  эстрадного номера.

Методология работы над  эстрадным представлением (концерт, обозрение, шоу), как правило, не включает в себя задачи создания номеров, из которых оно состоит. Режиссер объединяет уже готовые номера сюжетной линией, единой темой, выстраивает сквозное действие представления, организует его  темпо-ритмическую структуру, решает задачи музыкального, сценографического, светового оформления. То есть перед ним стоит целый ряд художественных и организационных проблем, требующих разрешения в программе в целом и не имеющих прямого отношения к собственно эстрадному номеру. Эту позицию подтверждает и тезис известного режиссера-постановщика эстрадных представлений И.Шароева, который писал, что "чаще всего режиссер эстрады принимает номера от специалистов различных жанров, а затем из них создает эстрадную программу. Номер имеет большую самостоятельность".

Работа над эстрадным  номером требует от режиссера  решения целого ряда специфических  задач, с которыми он не сталкивается в постановке большой программы. Это, прежде всего, умение раскрыть индивидуальность артиста, выстроить драматургию  номера, работать с репризой, трюком, гэгом, знать и учитывать природу  специфических выразительных средств  номера и многое другое.

Многие методологические постулаты создания номера опираются  на общие фундаментальные принципы, существующие и в драматическом, и в музыкальном театре, и в  цирке. Но дальше на фундаменте строятся совершенно разные конструкции. В режиссуре  эстрады заметна существенная специфика, которая, в первую очередь, определяется жанровой типологией эстрадного номера.

На эстраде режиссер в качестве творца добивается в номере конечной цели любого искусства - создания художественного образа, что составляет творческую сторону профессии. Но в  процессе постановки номера присутствует работа специалиста над технологией  выразительных средств. Это обусловлено  самой природой некоторых жанров: скажем, большинство поджанровых  разновидностей спортивно-циркового  рода требуют репетиционно-тренировочной  работы с тренером над спортивными  элементами, специальными трюками; работа над вокальным номером невозможна без уроков специалиста-педагога по вокалу; в хореографическом жанре  существенна роль балетмейстера-репетитора.

Иногда эти технические  специалисты громко называют себя режиссерами  номеров, хотя, их деятельность, по сути, ограничивается лишь выстраиванием  специальной трюковой или технической  составляющей номера, - не важно акробатика это, танец или пение. Здесь говорить о создании художественного образа можно с большой натяжкой. Когда  ведущие мастера эстрады (особенно в оригинальных жанрах) делятся в  печатаных трудах секретами своего мастерства, то они, в основном, описывают  технику фокусов, акробатики, жонглирования  и т.п.

Хочется еще раз  подчеркнуть, что художественная структура  эстрадного номера сложна, разнообразна, зачастую конгломеративна. Поэтому  постановка эстрадного номера - один из самых сложных видов деятельности режиссера. "Сделать хороший номер, даже если он идет всего несколько  минут, очень трудно. И мне кажется, что эти трудности недооцениваются. Может быть, поэтому я так уважаю и ценю искусство тех, кого иногда несколько пренебрежительно кличут эстрадниками, отводя им не очень почетное место в неписаной шкале профессий". Эти слова С. Юткевича еще раз  подтверждают важность анализа художественной структуры эстрадного номера с конечным выходом на исследование основ методологии  его создания, особенно в части  режиссерско-постановочной работы. 

Заключение 

ЭСТРАДНОЕ ИСКУССТВО (от фр. estrade — помост, возвышение) —  синтетический вид сценического искусства, объединяющий малые формы  драмы, комедии, музыки, а также пение, худож. чтение, хореографию, эксцентрику, пантомиму, акробатику, жонглирование, иллюзионизм и т. д. Несмотря на свою интернациональную природу, сохраняет  народные корни, которые придают  ему особую национальную окраску. Зародившись  в эпоху Возрождения на уличных  подмостках и начав с клоунады, примитивных фарсов, скоморошества, Э. и. в разных странах эволюционировало по-разному, отдавая преимущественное предпочтение то одним, то др. жанрам, тем  или иным образам-маскам. В эстрадных  программах возникших позднее салонов, кружков и клубов, в балаганчиках, мюзик-холлах, кафешантанах, кабаре, театрах миниатюр и на сохранившихся эстрадных садово-парковых площадках преобладают жизнерадостный юмор, острословные пародии и шаржи, едкая общежитейская сатира, заостренная гипербола, буффонада, гротеск, игривая ирония, задушевная лирика, модные танцевально-музыкальные ритмы. Отдельные номера полифонической пестроты дивертисмента нередко скрепляются на эстраде конферансом или несложным сюжетом, а театры одного или двух актеров, ансамбли (балетные, музыкальные и пр.)— оригинальным репертуаром, собственной драматургией. Эстрадное искусство ориентируется на самую широкую аудиторию и опирается прежде всего на мастерство исполнителей, на их технику перевоплощения, умение создавать лаконичными средствами эффектную зрелищность, яркий характер — чаще комедийно-отрицательный, чем положительный. Обличая своих антигероев, обращается к метафорическим чертам и деталям, к причудливому переплетению правдоподобия и карикатуры, реального и фантастического, способствуя тем самым созданию атмосферы неприятия их жизненных прототипов, противостояния их процветанию в действительности. Для эстрадного искусства типичны злободневность, сочетание в лучших образцах развлекательности с серьезным содержанием, воспитательными функциями, когда веселье дополняется разнообразием эмоциональной палитры, а подчас и социально-политической, гражданской патетикой. Последнего качества лишен порожденный буржуазной массовой культурой шоу-бизнес. Почти всем оперативным "маленьким", "легким" разновидностям, включая распространенные "капустники", свойственны сравнительно короткие сроки существования, быстрая амортизация масок, что зависит от исчерпанности актуальности темы, реализации социального заказа, смены интереса и потребностей зрителей. Будучи одним из наиболее подвижных видов искусства, в то же время более древних искусств, эстрадное искусство подвержено болезни штампования, снижения художественно-эстетической ценности талантливых находок, вплоть до превращения их в кич. На развитие сильное влияние оказывают такие "технические" искусства, как кино и особенно телевидение, часто включающее в свои программы эстрадные представления, концерты. Благодаря этому традиционные формы и приемы эстрады обретают не только большую масштабность и распространенность, но и психологическую глубину (использование крупного плана, др. изобразительно-выразительных средств экранных искусств), яркую зрелищность.

В системе зрелищных  искусств эстрада сегодня прочно занимает обособленное место, представляя  собой самостоятельное явление  художественной культуры. Популярность эстрады в самых широких и  разнообразных зрительских слоях  заставляет ее откликаться на противоречивые эстетические потребности различных  групп населения по социальному, возрастному, образовательному и даже национальному составу. Эта особенность  эстрадного искусства в значительной степени объясняет наличие негативных аспектов в профессиональных, эстетических и вкусовых достоинствах эстрадных  произведений. Массовость аудитории  эстрады в прошлом и настоящем, ее разнородность, необходимость сочетания  в эстрадном творчестве развлекательной  и воспитательной функций, - предъявляет  специфические требования к создателям произведений эстрадного искусства, накладывает  на них особую ответственность.

Сложность исследования произведений эстрады, а также выработки  методологических подходов к их созданию обусловлена тем, что она в  целом представляет собой конгломерат  различных искусств. В ней синтезируются  актерское мастерство, инструментальная музыка, вокал, хореография, живопись (например, жанр "художник-моменталист"), В  этот синтез искусств вклинивается спорт (акробатические и гимнастические номера) и наука (среди эстрадных жанров есть математический номер -"живая  счетная машинка"). Более того, существуют жанры эстрады, основанные на трюковой составляющей, которая  требует проявления уникальных способностей и возможностей человека (например, ряд эстрадно-цирковых поджанров, гипноз, психологические опыты). Множественность  выразительных средств, их неожиданные  и необычные сочетания в различных  синтетических формах на эстраде  очень часто более разнообразны, чем в других зрелищных искусствах. 

Список  использованной литературы 

Бермонт Е. Конкурс  эстрады. //Театр. 1940, №2, с.75-78

Бирженюк Г.М., Бузене Л.В., Горбунова Н.А.

Кобэр. Гвоздь программы: Пер. с нем. Л., 1928. С. 232-233; Станишевский Ю. Номер и культура его подачи // СЭЦ. 1965. № 6.

Конников А. Мир  эстрады. М., 1980.

Ожегов С. И. и Шведова  Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений

Розовский М. Режиссер зрелища. М., 1973.

Русская советская  эстрада // Очерки истории. Отв. ред. докт. иск., проф. Е.Уварова. В 3-х Т. М., 1976, 1977,1981.

Смирнов-Сокольский Н. Эстрада перед конкурсом. //Советское  искусство. 1939, 24 сентября.

Уварова Е. Эстрадный  театр: Миниатюры, обозрения, мюзик-холлы (1917-1945). М., 1983; Аркадий Райкин. М., 1986.; Как развлекались в российских столицах. СПб., 2004.

Шароев И. Режиссура  эстрады и массовых представлений. М., 1986; Многоликая эстрада. М.,1995.

Информация о работе Эстрадное искусство