Этапы и формы развития письма

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:44, реферат

Описание работы

Письменность – совокупность письменных, литературных памятников какой-либо эпохи, какого-либо народа.
Письмо – это показатель культурного развития человечества, развития его разума и интересов.

Работа содержит 1 файл

этапы и формы развития письма.docx

— 55.11 Кб (Скачать)

Идеографическое письмо возникло на основе пиктографии. Эволюция пиктографического письма шла в том направлении, что каждый изобразительный знак пиктограммы, все более и более обособляясь, стал связываться с определенным словом, обозначая его. Постепенно этот процесс настолько развился и расширился, что примитивные пиктограммы, утратив свою прежнюю наглядность, начали выступать как условные знаки при обозначении не только слов с отвлеченным значением, но и слов, называющих конкретные предметы, вещи, обладающие наглядностью.

 

          1. Египетское иероглифическое письмо.

 

Зарождение государств, развитие производства и торговли привели  к дальнейшему развитию идеографического письма. Появилась потребность писать быстрее и передавать более сложные и длинные сообщения, что стало причиной еще большей схематизации рисунков, превращения их в еще более условные знаки – иероглифы. Так на основе рисуночной идеографии возникло иероглифическое письмо – высший этап развития идеографии.

Древнеегипетское  письмо в науке принято называть иероглифическим (от греческих слов hieros – жрец и glyphe – резьба), так как впервые оно появилось у жрецов и у них достигло наибольшего развития. Иероглифическое письмо возникло около IV тысячелетия до н.э. и просуществовало вплоть до III в. н.э. За этот период египетские иероглифы подвергались разного рода изменениям.

Египтяне называли своё письмо «словами богов». Иероглифы были самой первой и долгоживущей формой египетской письменности. Это те самые, знакомые всем иероглифы, которые можно увидеть на настенной росписи гробниц Долины Царей и на саркофагах.

Первые иероглифы появляются на керамике, датирующейся примерно 3100 годом до н. э, а последняя иероглифическая надпись была высечена в 394 г. н. э. в храме Исиды на острове Филе. Сначала иероглифы использовались для записи различных текстов на различных поверхностях, но со временем их использование стало ограничиваться религиозной сферой, особенно часто их высекали на монументальных сооружениях.

Иероглифические знаки представляли собой изображения животных, птиц, людей и всевозможных предметов. Они могли читаться и писаться справа налево и наоборот в зависимости от того, где они использовались. Некоторые надписи исполнены в столбик и читаются сверху вниз. Знаков препинания, или пробелов, указывающих окончания слов не существовало. Наиболее употребительных иероглифических знаков насчитывается около 700. Египтяне всегда старались сгруппировать иероглифы в прямоугольники, поэтому отдельные знаки могли быть увеличены или уменьшены в угоду композиции, а некоторые размещались как вертикально, так и горизонтально.

Для более сложных понятий  египтяне стали использовать фигуры, которые имели уже не прямое, а  переносное, символическое значение. Однако этих знаков - иероглифов стало не хватать в связи с дальнейшим увеличением употребляемых в разговорной речи слов и расширением области применения письма. Поняв, что речь их состоит из звуков, повторяющихся в разных словах и что все в сущности сводится к небольшому числу составных частей или слогов, египтяне начали использовать иероглифы для обозначения не только слов, но и отдельных слогов и даже звуков. В данном случае каждый отдельный иероглиф – алфавитный знак. Египетский алфавит состоял из 24 иероглифов - букв согласных. Знаков для обозначения гласных звуков у египтян, как и у многих других народов Востока, не было, что объясняется своеобразием их языка, в котором согласные играли особо важную роль.

Иероглифы обычно подразделяются на три группы. Первая группа – это логограммы, или идеограммы, т.е. знаки, обозначающие понятия, будь то предмет или действие: "голова", "идти", "меч" и т.д.

Вторая включает символы, базирующиеся на фонетическом принципе: как, например, знак "ласточка" для обозначения прилагательного  "большой". Такие фонограммы существовали в древнеегипетском, шумерском, китайском письме. Абстрактные понятия, многие глаголы, прилагательные, географические и собственные имена всегда обозначаются фонограммами.

Третья группа символов – это детерминативы: знаки, помогающие читателю определить значение последующего или предшествующего  слова еще до его звукового  прочтения. Например, в шумерской  клинописи перед мужскими именами  всегда ставился детерминатив в виде вертикальной черты. Сегодняшние китайские  иероглифы имеют похожее явление: символ со значением "дерево" присутствует в составе множества иероглифов, обозначающих деревянные предметы или  виды деревьев. В древнеегипетском письме детерминативы были также  многочисленны и следовали за словом.

Древнеегипетская система  письма была достаточно сложной, и хотя среди египтян было достаточно много  образованных людей, умеющих читать и писать, большинство этими навыками не обладало. Требовались профессиональные писцы, на подготовку лучших из которых  уходили годы.

Чрезвычайно важным событием в истории письма было изобретение нового писчего материала - папируса, изготовлявшегося из болотного растения того же названия. Использование папируса привело к развитию к скорописи и быстрому распространению письменности. По сравнению с камнем и деревом, на которых высекались и вырезались иероглифы, папирус был более совершенным материалом для письма. Там, где требовалась быстрая запись (военное донесение, литературное произведение), писцы начали упрощать иероглифы, заменяя их знаками, имевшими лишь отдаленное сходство с первоначальными фигурами.

Долгое время ученые не могли расшифровать египетские иероглифы, так как язык был давно забыт, а ключ к чтению утерян. Прошло всего  лишь более ста лет, как ученым удалось разгадать загадку этого  письма.

Величайшую заслугу в  этом отношении имеет французский  ученый, который в 1822 году раскрыл сущность древнего письма. Удалось ему это сделать с помощью огромной плиты, найденной близ города Розетта во время похода Наполеона Бонапарта в Египет. На розеттском камне была высечена надпись на древнеегипетском (иероглифами), египетском разговорном (демотическим шрифтом) и греческом языках. Сопоставив тексты, Шампольон добрался до смысла египетских знаков.

В настоящее время  благодаря тому, что ученые смогли прочитать записи древних египтян, нам хорошо известна история Египта и его культура.

                        2.2.2.Клинописное письмо. Шумерская клинопись

 

Клинопись — наиболее ранняя из известных систем письма. Ее создателями были шумеры – древний народ, проживающий в междуречье Тигра и Евфрата (Месопотамия) в 3500-3000 гг. до н.э. Клинопись иногда называют письменами на глине, исходя из того, что материалом этого письма служили глиняные плитки, на которых при помощи деревянного тростникового резца выдавливались нужные графические знаки. Письмо данного типа было первоначально письмом вертикальными столбцами, следовавшими один за другим справа налево, а иногда и слева на право. Затем направление строки изменилось.

Возникновение письменности в Месопотамии совпадает с  появлением раннего государства. При  храмах стали появляться первые учетные  документы хозяйственного и административного  значения, списки имущества храма, записи о выдаче продуктов и т.д.

Шумерская письменность берет  свое начало от предметного письма. Для учета имущества шумеры использовали систему глиняных шариков. Изначально каждый шарик обозначал один объект (корову, барана и т. п.) Затем размер и форма комочка стали значащими. А вскоре на них стали появляться пометки (след пальца, засечка), изменяющие их «вес». Эти шарики складывались в глиняный контейнер. Таким образом, например, если контейнер содержал информацию о количестве голов скота в стаде, его необходимо было разбить, чтобы провести подсчёт находящихся в нём шариков.. К 3300 году до н. э. на поверхности контейнера вместе с печатью владельца стало появляться краткое описание его содержимого. При этом необходимость разбивать контейнер при каждой проверке отпала. Постепенно ставшие бесполезными шарики исчезли, контейнер из сферического стал плоским. Так появились первые глиняные таблички с первыми числами: кружочками и уголками, выдавленными в глине, форма и размер которых указывали на обозначаемый объект и его количество. По мнению ученых, это стало переходом от предметного письма к рисунчатым знакам на глине.

Обилие глины в Месопотамии  привело шумеров к использованию  ее в качестве писчего материала. И это сказалось на характере изображения знаков.

На мягкой глине было очень  трудно изобразить какой-либо предмет, особенно круглый. К тому же, писать нужно было очень быстро. Полагают, что шумеры использовали свыше полутора тысяч знаков-пиктограмм, каждая из которых означала либо слово, либо несколько  слов.

Между развитием клинописи  и иероглифами есть много общего. И древние египтяне, и шумеры писали рисунками, стараясь с наибольшей точностью  изобразить то, о чем хотели оставить информацию. В дальнейшем их рисунки  упрощались, а изображения стали  передавать, как и само понятие, так  и сходное с ним действие. Если египтяне долгое время старались  сохранить в качестве письма рисунок, то шумеры, исходя из особенностей глины, заменили точное изображение предмета комбинацией черточек — вертикальных, горизонтальных и наклонных. Название «клинопись» такое письмо получило за внешний вид.

Писец работал так: из сырой  глины изготавливалась небольшая  плоская табличка, на которую острой палочкой наносились письмена. На вязкой глине трудно проводить линии  одинаковой толщины. Там, где палочка  писца начинала чертить знак, на сырой глине появлялось небольшое  углубление, а когда он вел линию  дальше, знак шел тонкой чертой. Поэтому  знаки получались похожими на треугольники или клинышки. Не очень нужные записи потом можно было стереть, а таблички с важными документами обжигали на огне, и они становились твердыми, как камень. И если запись делалась на камне или металле, то и в  этом случае старались сохранить  внешний вид клинышков.

В отличие от египтян  клинопись шумеров имела не только согласные, но и гласные звуки, что  позволяло более точно передавать звучание слов, а поздняя клинопись  могла передавать даже различные  смысловые оттенки речи.

Большую роль в шумерской  клинописи играли детерминативы (определители). Они стояли перед определяемым словом, указывая к какой группе названий (мужчин, женщин, городов, деревьев и т.д.) оно относится.

Благодаря тому, что клинописью можно было передать слова в их звуковом значении, оказалось возможным  приспособить клинописные знаки  для записи иностранных слов, т.е. записать клинописью другой язык. Этим объясняется тот факт, что клинопись  была неоднократно заимствована друг у друга народами, говорившими  на разных языках, и просуществовала  более трех тысячелетий.

                

                2.2.3. Аккадская (Вавилоно-ассирийская) клинопись.

 

В 2200 году до н.э. шумерская цивилизация была разрушена кочевниками, и на ее месте были созданы новые государства. Два из них — Вавилонское и Ассирийское царства — превратились со временем в могущественные государства. Но все эти древние государства заимствовали у шумеров систему письменности, приспособив ее к своему языку.

Клинописью писали аккадцы, эламиты, хетты, вавилоняне, ассирийцы, жители государства Урарту. У вавилонян клинопись переняли персы. Они еще более усовершенствовали письмо и пользовались уже не сотнями, а лишь сорока знаками, означавшими слоги и отдельные буквы.

Сохранив общие  принципы клинописи, выработанные шумерами, аккадцы в то же время внесли в заимствованную систему письма некоторые изменения. Они сократили количество знаков с 1000 (как это было у шумеров) до 510, из которых наиболее употребительны ми были лишь 300. Слоговые знаки аккадцев формировались не только из соответствующих знаков шумерской клинописи, но и создавались на основе идеограмм, передававших односложные слова аккадского языка. В аккадской клинописи увеличилось количество слоговых знаков.

Широко использовались в ассиро-вавилонской клинописи (особенно при идеографическом написании слов) и детерминативы, заимствованные из шумерской клинописи и получившие у аккадцев большую последовательность в употреблении.

Шумеры писали сверху вниз и справа налево. Аккадцы же изменили направление строки, начав писать горизонтально и слева направо.

С конца I тысячелетия до н.э. клинопись начинает вытесняться алфавитным письмом: последний клинописный документ на аккадском языке датируется 75 годом до н.э. И хотя клинопись в древности была широко известна, умение читать клинописные тексты все-таки было надолго забыто. 
Ученые научились расшифровывать клинописные знаки лишь в XIX веке. Наука обязана умению читать это письмо двум великим людям: немцу — Георгу Фридриху Гротефенду (1775 — 1854) и англичанину, военному атташе в Персии Генри Роулинсону (1810 — 1895).

 

              2.2.4. Китайское иероглифическое письмо.

 

Китайское письмо - уже несколько тысяч лет является единственным общепринятым способом записи китайского языка. Возраст китайской письменности постоянно уточняется. Недавно обнаруженные надписи на панцирях черепахи, напоминающие по начертанию древнейшие китайские иероглифы, относят к VI тыс. до н. э, что ещё древнее, чем шумерская письменность.

Подавляющее число надписей было найдено в провинции Хэнань и выполнено на костях и черепашьих щитах. Почти все они служили для целей гадания. Для этого кость с начертанным на ней вопросом подвергалась с обратной стороны действию огня; ответ на вопрос давался в зависимости от места и формы трещины от огня, пересекавшей надпись.

Черепашьи щиты и кости  с иньскими надписями были известны еще до нашей эры. Однако со II тысячелетия до н.э. форма китайских иероглифов настолько изменилась, что иньские надписи стали непонятными даже для хорошо грамотных китайцев. Разных иероглифов в иньских надписях встречается более 2,5 тысяч. Большинство иньских надписей к настоящему времени расшифровано.

Информация о работе Этапы и формы развития письма