Этапы и формы развития письма

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:44, реферат

Описание работы

Письменность – совокупность письменных, литературных памятников какой-либо эпохи, какого-либо народа.
Письмо – это показатель культурного развития человечества, развития его разума и интересов.

Работа содержит 1 файл

этапы и формы развития письма.docx

— 55.11 Кб (Скачать)

Китайская иероглифическая  письменность - исключительное явление  среди современных письменностей. Это - единственная иероглифическая  письменность мира, которая была изобретена за полтора тысячелетия до н. э. и продолжает существовать в наши дни. Иероглифические письменности, которые были изобретены практически во всех очагах древних цивилизаций - на Ближнем Востоке, в Южной Азии, Китае, Центральной Америке, исчезли, оставив после себя немногие памятники. И только китайская иероглифическая письменность на протяжении всей своей истории смогла приспособиться к меняющимся условиям развития китайской цивилизации и оставаться сложным, но приемлемым для Китая средством письма.

До появления  графического изображения слов китайцы если хотели передать какое-нибудь слово, событие, рисовали его картинками. Но рисунками можно изобразить только конкретные предметы. Для отвлеченных или сложных понятий китайцы начали соединять простейшие иероглифы и таким образом получали необходимое начертание. Однако с развитием языка и письменности китайцев этих иероглифов стало недостаточно. Нужно было найти способ изображения новых слогов и понятий.

Такой способ был найден в виде системы дополнительных определителей  – "ключей" и фонетиков. Первая часть сложного иероглифа (ключ) раскрывала смысл слова, а вторая – звуковая часть (фонетик) указывала, как надо произносить слово. Такая система ключей и фонетиков позволяет строить новые знаки в неограниченном количестве. В современном китайском письме имеется 214 ключей. Фонетиков насчитывается около 1000.

Особенность китайского языка в том, что в нем очень много слов одинаковых по своему звуковому составу, но разных по тону и значению. Чтобы различать их, китайцы широко пользуются своеобразной интонацией, произнося слова то отрывисто, то нараспев, то низким, то высоким тоном.

Другая особенность  китайского языка в том, что он состоит из односложных слов, которые не склоняются и не спрягаются, причем на протяжении многовекового развития  письма  китайцы  строго  соблюдали правило: для каждого слова - особый знак. Однако практическое применение в современном китайском языке находят около 4-5 тысяч иероглифов. Их вполне достаточно для набора обычной газеты. Обилие иероглифов создает  трудности  в овладении китайским письмом. Чтобы быть грамотным человек необходимо знать не меньше 1500-2000 иероглифов.

Присущие идеографическим  системам письма недостатки все более давали о себе знать по мере дальнейшего развития человеческого общества, расширения сфер применения письма, увеличения числа людей, пользующихся письмом в практических целях. Они-то и послужили основной причиной перехода от идеографических систем письма к слоговым и буквенно-звуковым системам.

 

                                            2.3. Слоговое письмо.

Слоговым письмом  называется письмо, знаки которого обозначают слоги и слогообразующие  звуки. Слоговое письмо явилось дальнейшим развитием словесно-слоговых систем.

Чаще всего  слоговая система письма применяется  для тех языков, где количество разных слогов невелико. Типичные в этом отношении японский и индийский языки. Слова в них строились из ограниченного количества слогов, повторяющихся в разных сочетаниях. Поэтому любое выражение мысли может быть передано сравнительно не большим количеством слоговых знаков. В японском письме, например, применяется всего 45 таких знаков.

 Все слоговые системы принято подразделять на четыре группы.

К первой группе относят  слоговые системы (шумерская, ассиро-вавилонская, урарту, минойская, критская, майя и др.), возникшие в результате внутреннего преобразования идеографических систем или образовавшихся на их основе, – кипрское и библосское письмо. Правда, ни одна из этих систем не является чисто слоговой. Поэтому их часто называют слого-идеографическими.

Вторую группу составляют слоговые системы (эфиопская, индийская  – кхароштхи, брахми), появившееся на основе консонантно-звукового письма путем его вокализации. Возникновение таких систем относится к последним столетиям до нашей эры и первым векам нашей эры.

Третью группу составляют слоговые системы, возникшие первоначально  как дополнение к идеографическим для обозначения грамматических аффиксов (японская кана, корейская кунмун). Появление их относится к еще более позднему периоду (конец I – середина II тысячелетия н.э.).

К четвертой группе относятся  новоизобретенные в XIX – начале XX в. слоговые системы, предназначавшиеся  для небольших народностей Америки, Африки и Азии.

 Слоговое письмо по сравнению с идеографическим более удобное и легкое для обучения и повседневного использование. Но и у него есть недостаток из-за невозможности точной передачи иностранных имен и названий, имеющих иную структуру слова.

 

                                    2.4. Буквенно-звуковое письмо.       

 

Буквенно-звуковым принято называть такое письмо, в  котором каждый графический знак (буква) обозначает не целое слово, как  в идеографии, и не слог, как в слоговом письме, а отдельный типовой звук - фонему. Поэтому буквенно-звуковое письмо иногда называют также фонемографическим и даже фонематическим.

Появление этого письма имело  огромное значение для развития мировой  культуры. Ф. Энгельс связывал появление буквенно-звуковых систем с переходом от эпохи «варварства» к эпохе «цивилизации».    

Использование буквенно-звукового  письма существенно облегчало передачу сообщения на большие расстояния при помощи минимального набора письменных знаков, способствовало распространению грамотности.

 Древнейшие буквенно-звуковые системы письма (финикийская, древнееврейская, арамейская и др.) представляли собой консонантно-звуковые системы, т.е. знаки их обозначали только согласные звуки. Системы эти возникали и закреплялись преимущественно у народов, в языках которых гласные звуки имели меньшее значение, чем согласные.

Финикийское письмо сыграло  в жизни человечества очень важную роль. Именно оно легло в основу греческого письма, от которого произошли латиница и кириллица, а соответственно, и большинство современных письменностей.

 

 

                          

 

 

      

 

 

                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        

 

 

 

 

 

 

                                                  Заключение

 

Из проделанной  работы мы выяснили, как письмо изменяло свое состояние на протяжении веков.

Выводы:

- Возникновение письменности было огромнейшим шагом в истории человечества. Этот сложный и долгий процесс перехода от примитивного пиктографического письма до буквенно-звукового повлиял на развитие людей, на их культурные ценности, на их образ жизни.

- Письменность  – важное составляющее культуры  и образования человека.  Без письма мы бы не дошли до того, что имеем сейчас: не было бы стольких открытий и изобретений. Человечество ушло бы недалеко от своей первоначальной стадии.

- Люди видоизменяли письмо, делали его проще, и оно дошло до наших дней совсем не похожим на то, каким оно было в первые дни его зарождения. На протяжении веков менялись не только типы письма, но и внешний облик графических знаков в зависимости от совершенствования орудий письма.

- До сих пор мы можем встречаться с некоторыми типами письма в наше время. Например, с пиктографией. Изображения правил дорожного движения, изображения на вывесках – все это и есть та начальная стадия, от которой мы отошли на много веков.

 Я уверена, что письменность еще будет развиваться, ведь люди всегда стремятся к совершенству. Может быть она станет еще проще, еще более схематизированной. И также я знаю, что письмо никогда не утратит своего значения, человечество всегда будет нуждаться в нем. И сколько бы лет ни прошло, письмо будет продолжать свое существование.

 

 

 

 

 

                                             Список литературы.

1. Ивацов В.П. От рисунка до азбуки/В.П. Иванцов-Ростов н/Д.: Книжное издательство, 1957.

2. Павленко Н.А. История письма/Н.А.  Павленко.-Издание 2-е, переработ. и дополн. –Мн.:Вышейшая школа, 1987.

3. Фридрих И. История письма/И.Фридрих.-М.:Наука, 1979.

        4. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма/В.А. Истрин.-М.:Наука, 1965.

5. Истрин В.А. Развитие письма/В.А.Истрин.-М.:Академия наук, 1961.

6. Кочергина В.А. Краткий очерк  истории письма/В.А.Кочергина-М.:Московский университет, 1955.

7. Кондратов А.Н. Книга о букве/А.Н.  Кондратов.-М.:Советская Россия, 1975.

8. Таранов Н.Н. Рукописный шрифт/Н.Н.Таранов.-Львов:Вища школа, 1986.

 


Информация о работе Этапы и формы развития письма