Ю.М. Лотман его вклад в культурологию. Анализ одной из работ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 07:10, контрольная работа

Описание работы

Наследие Ю.М. Лотмана, уже получившее в настоящем времени достаточно глубокое и широкое освещение, представляет интерес для современной науки и образования. Его труды в области филологии, семиотики, культурологии ориентированы на будущее науки и практического применения в современных условиях развития среднего и высшего образования.

Содержание

Введение 3
Актуальность темы 3
Исследованность темы 3
Глава 1. Юрий Михайлович Лотман. Вклад в культурологию 4
§1. Юрий Михайлович Лотман. Краткая биография 4
§2. Понятие культуры в структурно-семиотической концепции Ю.М. Лотмана. Тартусско-московская семиотическая школа 6
Глава 2. Анализ статьи Ю.М. Лотмана «Сватовство. Брак. Развод» 15
Заключение 19
Список литературы 22

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

    Федеральное агентство по образованию  Российской Федерации

    Алтайский Государственный  Университет

    Заочное отделение

    Факультет социологии

    Кафедра общей социологии

 
 
 
 
 
    Ю.М. Лотман его вклад  в культурологию. Анализ одной из работ.

    Контрольная работа по культурологии

 
 
 
 
 
 
    Барнаул 2008

 

Оглавление

 

Введение

Актуальность темы.

    Наследие  Ю.М. Лотмана, уже получившее в настоящем  времени достаточно глубокое и широкое освещение, представляет интерес для современной науки и образования. Его труды в области филологии, семиотики, культурологии ориентированы на будущее науки и практического применения в современных условиях развития среднего и высшего образования.

    В настоящее время особенно актуальным становится обращение к философскому наследию тех мыслителей, которые предметом своего осмысления проблемы филологии, семиотики, культурологии.

    Реконструкция его культурологических взглядов позволит раскрыть новую страницу в русской  философской и культурологической мысли.

Исследованность темы.

    О Ю.М. Лотмане как выдающемся человеке, знают сегодня не только в России и Эстонии, его слава вышла за пределы постсоветского пространства. Многие писатели, ученые, журналисты упоминают о нем как о филологе, культурологе, философе, его работы принадлежат практически всем гуманитариям, а тексты имеют свою классификацию в различных отечественных и зарубежных картотеках.

    Личность  Ю.М. Лотмана характеризовалась в  статьях и воспоминаниях мемуарного и публицистического характера: В.С. Баевского, Э.М. Береговской, М.Л. Гаспарова, Л.Л. Горелик, С.М. Даниэля, М.Ю. Лотмана, Б.Ф. Егорова, Л.М. Лотман. Педагогические взгляды Ю.М. Лотмана освещались в работах Л.Н. Киселевой, некоторые аспекты методики ученого освещались в работах Г.С. Меркина.

 

Глава 1. Юрий Михайлович Лотман. Вклад в культурологию

§1. Юрий Михайлович Лотман. Краткая биография

                «Он не мог не быть человеком науки, какие  бы препятствия не ставились внешними силами».

                Б.Ф. Егоров [2,242]

    Юрий  Михайлович Лотман родился 28 февраля 1922 года в Петрограде. Вырос в семье  потомственных петербургских интеллигентов. Отец — известный адвокат, в конце 20-х гг. отказавшийся от практики в связи с невозможностью защитить своих подзащитных в условиях советского беззакония и начавшихся гонений на интеллигенцию; в дальнейшем служил юрисконсультом в ленинградском издательстве. Мать — врач. Учился в известной в Ленинграде бывшей немецкой школе Peterschule, окончив ее с красным аттестатом. В 1939 году он поступил на филологический факультет Ленинградского университета – на выбор профессии в значительной мере повлиял круг друзей его старшей сестры. Его преподавателями в университете были знаменитые профессора и академики – Г.А. Гуковский, М.К. Азадовский, А.С. Орлов, И.И. Толстой, а свою первую курсовую работу студент Лотман писал у В.Я. Проппа. В октябре 1940 года Юрия Лотмана призвали в армию, и после начала Великой Отечественной войны артиллерийский полк, в котором он служил, был переброшен на фронт. С боями он прошел все четыре военных года, закончив войну в Берлине.

    Демобилизовавшись в конце 1946 года, Юрий Лотман вернулся учиться в университет и уже в студенческие годы вел активную и плодотворную научно-исследовательскую работу. В 1950 году он с отличием окончил университет, но из-за своей национальности в аспирантуру поступить не мог – в стране боролись с «космополитами». Поэтому Лотман устроился преподавателем на кафедру русского языка и литературы Тартуского учительского института, позднее он возглавил эту кафедру. В 1952 году он защитил кандидатскую диссертацию, посвященную творческим взаимоотношениям Радищева и Карамзина, после чего опубликовал ряд работ об этих писателях. В 1954 году Лотмана пригласили на должность доцента в Тартуский университет, в котором он читал лекции. С Тартуским университетом связана вся его последующая жизнь – после защиты докторской диссертации «Пути развития русской литературы преддекабристского периода» он стал профессором, много лет возглавлял кафедру русской литературы (1960—1977), написал почти все свои научные работы.

    Значительная  часть научного наследия Лотмана посвящена изучению творчества А.С.Пушкина, и вершинами его исследований стали книги «Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий» и «Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя». В сферу интересов ученого входили также семиотика и структурализм, работы Лотмана в этой области получили мировое признание, а его имя стоит среди создателей литературоведческого структурализма. Самые ранние его публикации, затрагивающие эти вопросы, относятся к первой половине 1960-х годов, а среди наиболее известных и значительных исследований можно назвать «Семиотика кино и проблемы киноэстетики», «Анализ поэтического текста», «Структура художественного текста».

    Несмотря  на тяжелую болезнь и потерю зрения, Юрий Михайлович Лотман продолжал заниматься наукой до последних дней своей жизни, и в 1992 году вышла последняя книга ученого «Культура и взрыв», в которой он по-своему развивал идеи И. Пригожина об особых закономерностях случайных процессов. Скончался Юрий Лотман в Тарту 28 октября 1993 года.

 

§2. Понятие культуры в структурно-семиотической концепции Ю.М. Лотмана. Тартуско-московская семиотическая школа

    Проблему  культуры можно назвать проблемой  ХХ века. Теории философские, лингвистические, исторические, филологические в той  или иной степени касаются проблематики культуры в разных аспектах.

    Философские проблемы свободы, ответственности смещаются в ХХ в. к исходному началу жизни, к культурному космосу человека. Бытие культуры понимается большинством философов как первоначальное становление человека. Общий смысл культуры ХХ века понимается как нравственно-поэтическое общение индивидов. Тема культуры становится ключевой для многих значимых философских течений ХХ в.

    «В обобщенном определении культуры соединяются: во-первых, привычная феноменология культуры; во-вторых, философское осмысление современного бытия этих феноменов».[1,13]

    Своеобразие теоретической концепции Лотмана: это взаимопроникновение понятий культуры и текста.

    «Лотман, как автор с разносторонними научными интересами, в своих работах Лотман использует понятийный аппарат, выработанный как в отечественной, так и в зарубежной философии и культурологии. Проблемное поле его исследования понятия культуры соприкасается и с понятием системы культуры, и со знаковым ее характером, и с вопросом о типологии культуры, а также с понятием «культурного архетипа»».[1,14]

    Эволюция  культурологической теории Ю.М. Лотмана  связана со структурализмом и  постструктурализмом.

    Для структурализма в целом характерно обращение к языку и придание ему главенствующего значения. Знаковый характер языка выступает как основа многообразия форм культуры (быт, литература, искусство).

    Постструктурализм как философское направление  характеризуется анализом проблем  культурно-текстологического плана. Феномен письменной культуры имеет  главенствующее значение. Мир культуры понимается как мир различных текстов.

    Идеи  постструктурализма особенно значимы  для постмодернизма, теории искусства  и литературы.

    Ю.М. Лотман относится к культуре советской эпохи, которая ассоциируется с эпохой тоталитаризма.

    Духовность, изучение национальных традиций, приоритет общечеловеческих ценностей – отличает работы отечественных авторов: Д.С. Лихачева, С.С. Аверинцева, Н.О. Лосского, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана и других. Их работы – примеры культуры советской эпохи, которые представляют собой особый феномен социокультурного мышления.

    Таков фундамент и мировоззренческое  поле, на котором появилась и сформировалась культрологическая концепция Ю.М. Лотмана.

    Понятие культуры в структурно-семиотической  концепции Ю.М. Лотмана.

    Понятие культуры в структурно-семиотической концепции Ю.М. Лотмана представлена в таких работах автора, как «Культура и взрыв», «О семиотическом механизме культуры», «Культура как субъект и сама-себе объект», «О семиосфере», «Динамическая модель семиотической системы», «О проблеме значений во вторичных моделирующих системах», «Динамические механизмы семиотических систем», «Миф – имя – культура», «Феномен культуры», «О двух моделях коммуникации в системе культуры».

    Рассмотрение  культуры как сложного механизма  коллективного разума человечества объединяет разнообразные исследования авторов. Рецензии и отклики на семиотические публикации представителей европейского структурализма говорят о широком спектре исследований культурологических проблем.

    Тематика  исследований включает в себя вопросы о мифе, фольклоре, религии как вторичных моделирующих систем, проблемы семиотики искусства, поэтики, неязыковых коммуникативных систем, а также общие проблемы семиотического описания.

    Структурно-семиотическая  концепция, как в рамках тартуско-московской школы, так и в работах Лотмана, имеет две дополняющих друг друга части: семиотика культуры и основанная на ней типология культуры.

    Согласно  общей идее исследования, культура, по Лотману, выступает объектом рассмотрения в различных ее проявлениях.

    Структурно-семиотический  подход основывается на определении  культуры как системы хранения и  передачи социально значимой информации.

    Общим для всей человеческой истории, делающим мировую культуру подлинно единым целым  исторически и системно-структурно, является деятельность человека, духовное и материальное преобразование человеком действительности. Лотман положил метод такого рассмотрения культуры в основу изучения ее как объекта исследования.

    Понимание культуры как духовного образования  Ю.М. Лотман выразил в следующем определении: «культура, прежде всего, - понятие коллективное». Отдельный человек может быть носителем культуры, может активно участвовать в ее развитии, тем не менее по своей природе культура, как и язык, - явление общественное, т.е. социальное.

    Культура, по Лотману, имеет, с одной стороны, коммуникационную, с другой стороны  – символическую природу. В связи  с этим он выделял не два аспекта  изучения культуры – синхронный и  диахронный, а представлял их как  две грани организационно-коммуникативной структуры, которая объединяет людей, живших в разные времена. Культура всегда, по мнению Лотмана, предполагает по своей сути сохранение предшествующего опыта, выраженного как память коллектива. На этом основании культура всегда связана с историей и подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека. Ученый определяет культуру, с одной стороны, как определенное количество текстов, а с другой – унаследованных символов. Лотман отмечал, что символы культуры редко возникают в ее культурном срезе. Обычно они вырабатываются веками и в сущностном смысле, сохраняя свое значение для данной исторической эпохи, передаются будущим культурам.

    Истоки  человеческой культуры структуралисты, в том числе и Лотман, видели в мифологическом сознании, которое характеризуется замкнуто-циклическим отношением ко времени. Универсальным принципом такого типа культуры является принцип подобия всего всему. Ю.М. Лотман писал, что такое уподобление позволяет видеть в явлениях реального мира знаки определенного феномена, а во всем разнообразии объектов одного класса – просматривать единый объект. Для него миф представляет собой моделирующий язык культуры, вторичную знаковую систему. Структура мифа подобна по своей конструкции любому другому типу культуры, так как она строится как постоянная система «внутренних переводов и перемещения текстов в структурном поле». Подобно структуралистским идеям Леви-Стросса, Лотман формулирует принцип бинарной оппозиции, рассматривая последний как наличие двух полюсов в сознании, мышлении, культуре. Схема лотмановской «бинарной оппозиции» имеет следующее прочтение:

    «мифологическое сознание – историческое мышление»

    «иконическое, знаковое – словесное мышление»

    «мышление»

    Культура  понимается Ю. Лотманом как сверхиндивидуальный  интеллект, который предполагает связь коллективного и индивидуального сознания и представляет собой механизм, развивающий индивидуальное сознание.

Информация о работе Ю.М. Лотман его вклад в культурологию. Анализ одной из работ