«Культура»: Философский и научные подходы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 00:10, реферат

Описание работы

В современном словоупотреблении понятие культуры чрезвычайно многозначно, причём не только на обыденном уровне осмысления, но и научно-теоретическом. Дело в том, что каждая наука социально-гуманитарного цикла, рассматривающая культуру под собственным методологическим ракурсом, накладывает существенный отпечаток на понимание культуры.

Содержание

Введение………………………………………………….………………………..3
1. Глава 1. Философский подход…………………………………………………4
2. Глава 2.Разнообразие научных подходов…………………………………….9
2.1 Антропологический подход……………………………………………..9
2.2 Аксиологический подход……………………………………………...10
2.3 Деятельностный подход…………………………………………..……10
2.4 Знаково-символический подход……………………………………….11
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы.......………………………………………15

Работа содержит 1 файл

Реферат Культ.docx

— 35.26 Кб (Скачать)

Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение высшего профессионального  образования 
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
 

Кафедра «Философия» 
 
 
 

Реферат по культурологии 
на тему:
 

«Культура»: Философский и научные подходы. 
 

 
Выполнила:

студентка группы Н1-3ц 
Воронцова Юлия

Научный руководитель:

 Чернобаева  Т.П 
 
 
 
 
 
 

Москва 2010

Содержание : 

Введение………………………………………………….………………………..3

1. Глава 1. Философский подход…………………………………………………4

2. Глава 2.Разнообразие научных подходов…………………………………….9

       2.1 Антропологический подход……………………………………………..9

    2.2  Аксиологический подход……………………………………………...10

    2.3 Деятельностный подход…………………………………………..……10

    2.4 Знаково-символический подход……………………………………….11

Заключение……………………………………………………………………….14

Список использованной литературы.......………………………………………15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Своим появлением слово «культура» обязано древним римлянам, которые обозначали им возделывание, обработку почвы. Таким образом, используемые сегодня понятия «сельскохозяйственная культура», а также «агрикультура» (земледелие) наиболее близки к древнему, первоначальному смыслу. Со временем термин «культура» был перенесен на процесс «возделывания» человека через воспитание, формирование нравственных и гражданских добродетелей, что в древнегреческом языке выражалось словом «пайдейя». В данном смысле понятие культуры впервые употребил Цицерон (106-43 гг. до н.э.), определивший философию как «культуру души». В широкий философский оборот понятие стало входить только на рубеже XVII-XVIII вв. в среде западно-европейских философов и просветителей (Дж. Вико, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескьё, Н. Кондорсе, И.Г. Гердер, И. Кант и др.). Окончательное становление «культуры» как самостоятельной научной и философской категории произошло во второй половине XIX в.

     В современном словоупотреблении  понятие культуры чрезвычайно многозначно, причём не только на обыденном уровне осмысления, но и научно-теоретическом. Дело в том, что каждая наука социально-гуманитарного  цикла, рассматривающая культуру под  собственным методологическим ракурсом, накладывает существенный отпечаток  на понимание культуры. В итоге, в настоящее время насчитывается не менее четырёхсот научных определений культуры, которые культурология как междисциплинарная наука обязана учитывать при исследовании культуры. Несмотря на заведомую необъятность темы, всё же можно выделить несколько основных и самых распространённых методологических подходов, сложившихся в современном культурологическом знании.

       Основной целью работы является выявление различных подходов к изучению понятия «Культура» и характеристика каждого из них.

Глава 1. Философский подход

  Данный  подход обладает наиболее широкой панорамой  видения культуры. Как известно, философы рассматривают любое явление  с точки зрения целостности и  сущего, всеобщего и ценностно-рационального (или субъективно-осмысленного). Философский  анализ в отличие от научного познания включает в себя мыслительные процедуры, позволяющие выразить изучаемый  предмет в предельно широких  категориях, а также сквозь призму дихотомий — “идеальное-реальное”, “естественное-искусственное”, “субъективное-объективное”, “структура-деятельность” и т.д.

  Философы  и мыслители всех времен пытались определить смысл или основное предназначение культуры и только немногие из них  приблизились к ее истинному пониманию. Для одних культура — это известное  в мире неизвестного, “луч света  в темном царстве”. Для других ее смысл заключается в бесконечном  самосовершенствовании человеческой природы, непрерывном оснащении  людей материальными, интеллектуальными  и духовными средствами.1

  В истории мировой философии нового времени наиболее полно концепции  культуры представлены в философии  И.Канта, Г.Гердера, Г.Ф.Гегеля, философии  жизни (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, В.Дильтей, Г.Зиммель и др.), философии истории (О.Шпенглер, А.Тойнби, Н.Я.Данилевский  и др.), неокантианской традиции (Г.Риккерт, В.Виндельбанд, Э.Кассирер и др.), феноменологической философии (Э.Гуссерль и др.), психоанализе (З.Фрейд, К.Юнг и др.). 2

  В современной западной философии  исследования культуры продолжают М.Хайдеггер, представители структурализма и  постструктурализма (М.Фуко, Ж.Лакан, Ж.-Ф.Лиотар, Р.Барт и др.).3

  Одними  из наиболее известных определений культуры, встречающиеся в современной философской литературе являются:

    • Культура – это общий и принятый всеми способ мышления (К.Юнг);
    • Культура – это процесс прогрессирующего самоосвобождения человека (Э.Кассирер);
    • Культура – это то, что отличает человека от животных (В.Ф.Оствальд);
    • Культура – это совокупность факторов и измененных условий жизни, взятых вместе с необходимыми для этого средствами (А.Гелен);
    • Культура – это сотворенная человеком часть окружающей среды (М.Херскович);
    • Культура – это система знаков (Ч.Моррис, Ю.М.Лотман);
    • Культура – это специфический способ мышления, чувствования и поведения (Т.Эллиот);
    • Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей (Г.Францев);
    • Культура – это “единый срез, проходящий через все сферы человеческой деятельности” (М.Мамардашвили);
    • Культура – это способ и технология человеческой деятельности (Э.С.Маркарян);
    • Культура – это все то, что человек творит, осваивая мир объектов — природу, общество и пр. (М.С.Каган);
    • Культура – это социально значимая творческая деятельность человека, взятая в диалектической взаимосвязи с ее результатами (Н.С.Злобин);
    • Культура – это производство самого человека во всем богатстве его связей с обществом (В.М.Межуев);
    • Культура – это сфера реализации идеально-ценностных целей, осуществление идеала (Н.З.Чавчавадзе);
    • Культура – это духовное бытие общества (Л.Кертман);
    • Культура – это cистема духовного производства (Б.С.Ерасов) и др.4

  Попытки отдельных философов свести культуру к “внешним” благам и состояниям людей ничего не дали. Она “возделывает”  не только физическую природу, но и  человека изнутри, хотя и при помощи материальных или символических  посредников. В этом смысле культура есть самопроявление и самораскрытие  человеческой природы в предметах  материального и духовного мира. Без этого трудно понять сущность культуры.

  Как показывают отечественные исследователи, философское изучение культуры предполагает устремление к фундаментальным  основаниям человеческого бытия, к  глубинам самосознания народа.

  В рамках философского подхода сегодня  выделяются несколько позиций, которые  выражают различные оттенки и  смысловые значения понятия “культура”.

Остановимся более подробно на характеристике позиций отечественных исследователей, внесших немалый вклад в развитие философии культуры.

  1. Культура есть “вторая природа”, мир искусственного, то есть созданного  человеком по своему образу  и подобию или для собственных  нужд, не продиктованных однозначно  природной необходимостью (в отличие  от всего естественного) и силой  инстинкта.

  В философской литературе делаются попытки  указать существенные признаки, позволяющие  зафиксировать качественное отличие  культуры от природы. Ее появлению способствовали, по мнению П.С.Гуревича, использование  огня и орудий, возникновение речи, способы насилия над собой, образование организованных сообществ, формирование мифов и образов.

  2. Некоторые философы и ученые  идут дальше в своем понимании  культуры, заявляя, что последняя  есть не что иное, как способ  развития и саморазвития личности, способ личностного бытия в  мире, истории.

  Так, группа ученых, работавших под руководством М.Б.Туровского, еще десять лет назад  предложила подобную версию культуры, понимание которой основано на актуализации личностного начала в истории. М.Б.Туровский  в своей программной статье “Культура  как предмет исследования” полагал, что в центр исследований культуры необходимо поставить такой системообразующий  фактор, как субъектность процесса культурного развития.

  3. Культура рассматривается как  специфически человеческий, надбиологически  выработанный “способ деятельности”,  а также как технология ее  осуществления, то есть то, как  и каким образом человек реализует  свою деятельностную сущность. Следовательно,  культура в данном контексте  производна от деятельности. Она  охватывает не только то, что творит человек, но и то, как он это создает, то есть способы его деятельности. Причем последнее имеет решающее значение.5

  В отечественной философской литературе сформировалось два основных направления  деятельностного анализа культуры: системно-технологическое направление  исследования культуры (М.С.Каган, Э.С.Маркарян) и субъектно-деятельностное (В.Ж.Келле, М.Я.Ковальзон, М.Б.Туровский, В.М.Межуев и др.). Несмотря на полемику между  М.С.Каганом и Э.С.Маркаряном, их позиция  совпадает в главном: культура выражает технологическую составляющую общественной жизни людей.

  Другая  группа ученых связывает понимание  культуры с принципом деятельности. Именно деятельность рассматривается  В.Ж.Келле и М.Я.Ковальзоном как  объяснительный принцип культуры. Эта  позиция подтверждается ими в  разные периоды творчества: культура есть не что иное, “как специфически общественный способ жизнедеятельности  и саморазвития человека”, а ее исследование “связывается с исследованием 

  4. Культура есть особая разновидность  человеческой деятельности. Это  — “деятельность людей по  воспроизведению и обновлению  социального бытия, а также  включаемые в эту деятельность ее продукты и результаты”.6 
 
 
 
 
 

Глава 2.Разнообразие научных  подходов

2.1 Антропологический подход

      Одним из наиболее распространённых  подходов к определению культуры  является антропологический. Согласно  ему культура представляет собой  всё, что создано человеком.  Определение строится на оппозиции  «естественный – искусственный», разграничивая вещи и явления,  имеющие исключительно природное  происхождение («натура») и связанные  с человеческой активностью и  деятельностью (культура). Иногда  культура определяется как «вторая  природа», та область природы,  которая была изменена, организована  или творчески преобразована  человеком. Так, например, порода  собак, специально выведенная  в питомнике, представляет собой  часть культуры. То же можно  сказать и о декоративном растении. Первым строго научным определением, сформулированным в рамках данного  подхода, стало определение культуры  Э. Тайлора.  7

      Как можно заметить, антропологический  подход проистекает из первоначального  значения культуры как возделывания  и ставит акцент на её адаптирующей  функции, приспособляющей человека  к природным условиям существования.  Он максимально расширяет сферу  феномена культуры, включая в  неё всё, что связано с воздействием  человека. В связи с этим обнаруживается  его существенный недостаток: между  культурой и обществом не проводится  никакого различия. Характерна для  антропологического подхода и  другая тенденция: отождествление  культуры и цивилизации. 
 
 

    2.2  Аксиологический подход

Информация о работе «Культура»: Философский и научные подходы