Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 13:56, курсовая работа
В 18 столетии русская культура вступила в новый период своего развития. После долгого времени насильственной культурной изоляции, обусловленной трехвековым монгольским завоеванием, а также влиянием православной церкви, старавшейся оградить Русь от всего "еретического", "западного", русское искусство вступает на путь общеевропейского развития и постепенно освобождается от оков средневековой схоластики. Это был первый век развития светской культуры, век решительной победы нового, рационалистического мировоззрения над суровыми, аскетическими, догмами религиозной морали. "Мирское" искусство приобретает право на общественное признание и начинает играть все более важную роль в системе гражданского образования, в формировании новых устоев общественной жизни страны.
Введение 3
Глава 1. Просвещение и наука 4
Глава 2. Архитектура 9
Глава 3. Литература 13
Глава 4. Изобразительное искусство 16
Глава 5. Театр 18
Заключение 19
Список литературы 20
Иван
Егорович Старов (1745-1808) – автор ряда
замечательных архитектурных
Сохранившиеся здания XVIII века и сегодня являются не только украшением русских городов, но и шедеврами мирового значения.
Первой русской печатной газетой стали «Ведомости» (1702-1727), издававшиеся по указу Петра 1. В 1703-1704 гг. вышло 39 номеров. С 1710г. газета печаталась гражданским шрифтом.
Широкая
книгоиздательская деятельность во
многом ускорила развитие литературы.
Введение гражданского шрифта способствовало
укреплению светского языка, хотя еще
широко был распространен
Мятежное поэтическое творчество неизменно сопутствует народу на протяжении всей его истории, являясь художественным откликом на крупнейшие события действительности. В различные эпохи народное творчество принимало разные формы. Для XVIII в. характерно возникновение новых тем и образов, вызванных к жизни изменившимися историческими условиями.
В это время популярными были стихотворные произведения – сатиры, оды, басни, эпиграммы русского поэта и просветителя Антиоха Кантемира (1708-1744).
Основоположником Руссой драматургии стал А.П.Сумароков (1717-1777), поэт, автор первых комедий и трагедий, директор Российского театра в Петербурге.
Последняя четверть XVIII века стала временем расцвета творчества крупного поэта того времени Гавриила Романовича Державина (1743-1816). Основным жанром его произведений была ода. В них он дал широкую картину современной ему жизни: пейзажные и бытовые зарисовки, философские размышления, сатиру на вельмож. Известная его ода «Фелица» проникнута идеей сильной государственной власти.
Русские нравы и обычаи выразил в своих социальных комедиях «Бригадир» и «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин (1744/45-1792), обличавший невежество, тиранию.
В рукописную демократическую литературу XVIII в. проникли произведения народного творчества, которые не могли быть напечатаны из-за цензурных рогаток. Таков “Плач холопов”, который выразительными сравнениями раскрывает “свирепство” бар и подневольное положение крепостных. “Куда бы ты ни сунься — везде господа”, — горестно восклицает неизвестный автор “Плача”; смерть — вот единственное избавление от тяжелой судьбы. Трудная жизнь голодающих дворовых отразилась в крестьянской “Повести пахринской деревни Камкина”. То жалоба, то горький смех сквозь слезы слышатся в рукописных пародиях на официальные документы. В “Глухом паспорте” автор с горечью говорит о невозможности беглому крестьянину найти работу; нищета толкает его на путь грабежа и разбоя. Тяжкая солдатская служба ярко описана в рукописных повестях солдатского происхождения — в пародийной челобитной к богу и в “Горестном сказании”. Народная сатира проникает и в лубочные листы — такова картинка “Бык не захотел быть быком”, где в иносказательной форме выражаются мечты народа о социальной справедливости.
Основные мотивы устной народной драмы — резкое обличение царя-злодея (драма “Царь Максимилиан”), насмешка слуги над разорившимся дворянином (“Мнимый барин”), призывы к расправе над дворянами (“Лодка”). Этот жанр устного народного творчества отразил в доходчивой игровой форме классовые противоречия того времени.
Основоположником русского сентиментализма ((от французского - чувство), направление в литературе и искусстве в конце XVIII – начале XIX веков, провозглашающее культ чувств и природы) стал Николай Михайлович Карамзин (1766-1826), автор повестей «Бедная Лиза», «Деревня», «Наталья, боярская дочь».
В XVIII веке претерпевает изменения и изобразительное искусство – живопись, скульптура и др. Это время расцвета портретной живописи.
Наиболее
известные художники того времени
– Андрей Матвеев (1701-1739) и Иван Никитин
(ок. 1690-1742) – основоположники русской
светской живописи. Живописному мастерству
они учились за границей. Андрею
Матвееву принадлежит первый в русском
искусстве «Автопортрет с женой».
В портретах «Напольный гетман»,
«Петр I на смертном ложе» Иван Никитин
намного опередил своих современников
по глубине и форме
К концу 20-х годов наметился перелом к придворному направлению в живописи. Лучшие портретисты XVIII века – А.П. Антропов, Ф.С. Рокотов, Д.Т. Левицкий, В.Л. Боровиковский, скульпторы – Ф.И. Шубин и М.И. Козловский. Это было время интенсивного развития личности, что нашло отражение в портретных изображениях художников.
Крупнейшим
портретистом был Дмитрий Левицкий
(1735-1822). Он создал богатую серию парадных
портретов – от портрета Екатерины
II до портретов московских купцов. В
его произведениях
Классическое направление представлял Михаил Козловский (1753-1802) – скульптор и рисовальщик. Его творчество проникнуто идеями Просвещения, возвышенным гуманизмом, яркой эмоциональностью. Особенно ярко это выразилось в статуе для каскада в Петергофе. «Самсон, раздирающий пасть льва» - аллегорической фигуре, олицетворяющей победу России над Швецией. Интересен его памятник А.В. Суворову в Петербурге.
В конце XVIII века формируется одна из богатейших художественных коллекций мира – Эрмитаж. Эрмитаж (от французского ermitage – место уединения) – один из крупнейших в мире художественно-исторических музеев. Здания Эрмитажа – Зимний дворец (1754-1762, архитектор В.В. Растрелли), Малый Эрмитаж (1764-1767, архитектор Ж.Б. Вален-Деламот), Старый Эрмитаж (1771-1787, архитектор Ю.М. Фельтен), Новый Эрмитаж (1839-1852, архитектор Л. Фон Кленце), Эрмитажный театр (1783-1787, архитектор Дж. Кваренги). В его основе частное собрание картин западноевропейских мастеров (с 1764 года) Екатерины II. Открыт для публики в 1852 году.
Изобразительное искусство XVIII века сделало значительный шаг вперёд в развитии светского направления.
В
1802 году в Петербурге было создано
Филармоническое общество, в котором
исполнялась старинная и
На рубеже XVIII-XIX веков появился жанр камерной лирической песни – русский романс на стихи русских поэтов. Одним из создателей русского романса стал О.А. Козловский (1754-1831), написавший «Российские песни», героико-патриотические полонезы. Один из них на слова Г.Р. Державина «Гром победы развивайся» долгое время был русским национальным гимном.
Итоги
историко-культурного развития России
в XVIII веке весьма значительны. Продолжалось
развитие русских национальных традиций
во всех видах искусства. В то же
время укрепление связей с зарубежными
странами способствовало проникновению
западного влияния на русскую
культуру. Укрепление могущества русского
государства, которое стало одним
из крупнейших государств мира, способствовало
формированию русской нации и
единого русского языка, ставшего величайшим
культурным богатством русского народа.
Получили развитие все направления
культуры – образование, книгопечатание,
литература, архитектура, изобразительное
искусство. Произошло обмирщение, секуляризация
культуры, проникновению в Россию
идей Просвещения. Это способствовало
появлению новых видов культуры
– первых литературных журналов, художественной
литературы, общедоступного театра, светской
музыки. Идёт становление русского
классицизма. Значительно расширилась
сфера духовной деятельности русских
людей.