Шпаргалка по "Культорологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:12, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурология".

Работа содержит 1 файл

зачетр по культурологии.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

1.Термин  «культура» и его  значение

Культура (от лат. населять)обычно культура воспринимается как выращивание  чего либо. В России термин культура появляется сравнительно поздно где-то в 18 веке. В современных языках термины  «культура» и «цивилизация» являются синонимичными. Но культура это нравственность, а цивилизация это развитие. Культура-1)абстрактное понятие2)обозначение состояния общества3)абстрактное понятие образа жизни человечества4)абстрактное понятие худ. действительности. к 1952 году было уже 150 определений культуры, а в 21 веке уже около 500 понятий. Культура это то что отличает человека от животного, это то что не наследуется биологически, но предполагает обучение, т.е. передаётся с помощью языка.

2.Основные  подходы к определению  понятия «Культура»

Термин культура понимается по-разному:1)культура в  целом 2)историческое понятие 3)нормативные  определения: идеи образа жизни, ориентация на идеалы и ценности. 4)психологически: процесс адаптации, научения, формирования привычек и чисто психологических качеств. 5)структурные определения: структурная организация культуры. 6)генетические определения(культура с позиции появления):культура с позиции артефакта, культура как идея, роль символов в культуре, культура как нечто происходящее не от человека

3.Морфология культуры

Морфология-строение культуры

Предметом её исследования выступает изучение типичных форм культуры, существующих в обществе самостоятельно и независимо от человека, будь то культурные традиции, общественные институты и  другие формы бытия общества.

Выделяют след.  Типы культуры:

1. С точки зрения  субъекта культуры: конфессиональное(вероисповедальное); сословно-классовое; профессиональное.

2. На основе конкретных  региональных или исторических  проявлений 

3. На основе различных  сфер и способов человеческой деятельности

Субкультура - это  культура, обладающая особыми ценностями и нормами. Контркультура – культура, настроенная против устоев..

4.Функции культуры

- защитно-адаптивная; преобразовательная (освоение и  улучшение природной и социальной  среды),коммуникативная ( способствует общению и сближению людей),ценностная ( создание ценностей),информационная ( хранение и передача информации) нормативная, социализация, рекреационная функция(создание средств и способов физической и психологической релаксации).

5.Формирование  личности в системе  культуры

Личность-понятие  для характеристики человека, как  субъекта творческой деятельности, способного преобразовывать мир и самого себя. Культура-всеобщий способ самореализации личности.

Первоначально, личность-персона, личина-означала маску, которую надевал актер в античном театре. Превратившись в термин философии, личность изменила свой смысл. Человек не является в театре жизни лицедеем, а возлагает на себя определенную социальную роль, готов нести за нее отвественность.

Способ внутренней регуляции личности-совесть.

В каждой культуре формируется  определенный тип личности.

Факторы: Общее историческое прошлое,  Историческая память, Пространственно-временные  отношения,  Мифология, Религиозные  доктрины,  Общепринятые ритуалы, Био-социальный опыт,  Система общезначимых моделей-образцов,  Особенности географического пространства, Особенности социальных институтов, Групповая совесть, Преобладающие экономические модели, Коллективные мнения и ощущения, Предрассудки, Семейные образцы, Исторические традиции, идеалы и ценности, Отношение к чужим ценностям.

Личность:

- это не только  движущая сила и создатель  культуры, но и главная цель  ее становления

- личность в культуре  создает свой собственный микромир. Любаясобственная культура строится на соединении 2-х возможностей: отграничения себя от другой культуры; возможность открыть себя другой культуре;

6.Личность  как субъект культуры

7.Понятие  культурной самоидентичности

Культурная самоидентичность это осознание особенностей своей  культуры, ее оценка в истории и в сравнении с другими культурами, понимание ее отличительности и целостности в условиях глобализации и распространения массовой унифицирующей культуры в посттрадиционном мире.

К. с. — это оформленное  в виде истории, мифов, религии, духовной жизни народа стремление сохранить и защитить культурные достояния. К. с. не про сто “защитная оболочка”, а постоянно пересматриваемый и оцениваемый проект жизни индивида или народа, направленный в будущее. Можно сравнивать К. с. с автобиографией.

8.Язык  культуры

ЯЗЫК КУЛЬТУРЫ - совокупность культурных объектов, обладающая внутренней структурой (комплексом устойчивых отношений, инвариантных при любых преобразованиях), явными (формализованными) или неявными правилами образования, осмысления и употребления ее элементов, и служащая для осуществления коммуникативных и трансляционных процессов (производства культурных текстов). 

Я.к. формируется  и существует только во взаимодействии людей, внутри сооб-ва, принявшего правила  этого языка. Совокупность Я.к. - осн. коммуникационное средство в культуре (субкультуре), поэтому освоение Я. к. - ключевой элемент социализации, аккультурации. Каждому Я.к. соответствует, как правило, своя область действительности или человеч. деятельности, представленная в опр. смыслах, а также собственно знаковая система - выразит, средство языка.

Изучением Я.к. занимаются семиотика (анализ знаковой представленности Я.к.), лингвистика (анализ естеств. языков), культурная семантика (изучение Я.к. как  средства выражения смысла).

9.Способы  освоения культуры

-аккультурация (исследование  процессов культурных контактов  в межкультурных взаимоотношениях)

-инкультурация (процесс приобретения определенных черт культуры)

-социализация

Инкультурация-постепенная  выработка человеком навыков, норм поведения, длительное овладевание культурным опытом, знанием традиций, которые характерны для определенного типа культуры и исторического периода

Социализация-процесс  усвоения человеком социальных норм и правил жизнедеятельности в  обществе. В процессе социализации человек приобретает способность играть определенные социальные роли. Основные механизмы: имитация; идентификация с другими; принцип подражания.

10.Понятие  этнической культуры

Этническая культура – это культура людей, связанных  между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью, единством, так сказать, «крови и почвы», почему она и меняется от одной местности к другой. Местная ограниченность, жесткая локализация, обособление в сравнительно узком социальном пространстве (племя, община, этническая группа) — одна из основных черт этой культуры. В ней господствует сила традиции, привычки, раз и навсегда принятых обычаев, передающихся из поколения к поколению на семейном или соседском уровне.

11.Проблемы  модернизации культуры

Модернизация-это  изменения окружающей действительности, в которой традиции,как контекст, требующий пересмотра. Стратегия-на инновационность, предполагает овеществление, создание новой искусственной среды. Появление теории модернизации стало результатом сдвига от традиционного общества к современному, который произошел в европейском культурном регионе в 18-20в Она строится исходя из понимания линейного характера общественного развития, признания западной модели, как образцовой и доминирующей.

Традиция (лат-передавать) - соц. и культ. наследие, которое  транслируется от поколения к  поколению и воспроизводится  в определенных сообществах и  культурах в течение длительного  времени, культуру часто отождествляют  с традицией, хотя это понимание обыденного сознания является ошибочным.

культура - диактика противоречащая единство и новаторство

основные функции  традиций.

- социализация - интеграция  людей социальной общности, нормирование  и первичный регулятор отношений.

- атрибут аграрных обществ.

Модернизация проявляется  в индустриальном и постиндустриальном обществах. использование традицций  наиболее характерно для бесписьменных  обществ.

Пути освоения традиций.

- ритуалы (исторически  сложившиеся формы неинстинктивного  предсказуемого поведения в котором способ и порядок выполнения действий строго канонизирован)

- основополагающие  идеи, которые демонстрируют прошлое  как образец

- имитация

- вживание в культуру  прошлого

Модернизация в  культуре происходит благодаря инновациям (формирование новых моделей, стилей жизни, технологий,которые создают предпосылки досоциокультурных изменений)

12.Традиции  и инновации в  культуре

традиция от лат.-передавать-это  соц. И культурное наследие, которое  транслируется от поколения к  поколению и воспр. В опр.сообществе и культурах в течении длительного времени. Развитие к-ры вне традиции явл. Невозможным., культуру часто отождествляют с традицией,хотя это понимание обыденного сознания явл.ошибочным.

Основные функции  традиций: социализация, интеграция людей  в в соц.обязанности, нормирование, первичный регулятор отношений. Т-это атрибут аграрных обществ. Модерн6изация к-ры более четка и активна в индустр. И постиндустр. Обществах. Использование традиций более характерно для бесписьменных обществ.

Пути освоения традиций:

1)с помощью ритуалов- т.е. исторически сложившихся  форм неинстиктивного предсказуемого  соц-санкционированного поведения,  в котором способ и порядок  действий строго кононезирован.  С понятием ритуала тесно связан  этикет.

2) основополагающие  идеи

3)последствие основ.идей, демонстрирующих прошлое с помощью имитаций в к-ре,которое позволяет усвоить образцы прошлого

4)вживание в культуру  прошлого, характерно для мифолоэтических  обществ

Модернизация в  культуре происходит благодаря инновациям- это формирование новых моделей, стилей жизни, технологий, которые создают предпосылки для социокультурных изменений. Этот процесс происходит так:

1)порождение культурных  инноваций в силу опр.истор.потребностей

2)внедрение инноваций  в к-ру приобщение человека  к новому способу действий и движений, расширение числа субъектов вовлеченных в эту практику.

3)массовый,когда  инновация относится к обществу 

4)укрепление инноваций  в строение культуры.

13.Глобализация  культуры: понятие  и сущность

На современном  этапе решающее воздействие на модернизацию оказывает процесс модернизации. Глобальное понимание мира, как единого взаимосвязанного целого, предполагает реальный единый времен.практичнный ритм жизни,появление науки,технологий, глобального рынка.

Глобализм- это идеология  глоб.об-ва и к-ру, а глоболизация- это длительно вызревающий соц.процесс формирования единого мирового порядка. Г к-ры сопровождается стремит.ростом влияния информ.технологий на повседневную жизнь. Другая отличительная черта глоболизации культуры это то,что в ходе информ.революции создается новая единая среда,повседневная соц.жизнь строится из противоречий локального и глобального индивида, должны выбирать свои жизненные пути из многообразия жизненных перспектив. Происходит противостояние глобального и локального, что приводит к трансформации чувства интимности. Традиционные связи уступают место новым, формируется противоречие во взаимосвязи индивидуального опыта и абстрактных систем, усиливается тенденция заботы о себе. Естественным следствием разрыва глобального и локального является усиление различных форм организации. Все это вместе приводит к необходимости проведения особой культурной переработки, т.е. осмысленной корректировки общего содержания общественной культуры. Задачами культурной политики явл.:

1)развитие к самобытности2)следование принципам культурного разнообразия3)уважение прав меньшинств4)создание возможностей для сохранения языков и традиций

14.Понятие культурной  политики

15.Эволюционнизм  как культурная  школа

Эволюционизм —  система взглядов в изучении истории жизни, подразумевающая всеобщее постепенное (упорядоченное) и закономерное (последовательное) развитие  Человеч. культура в этих теор. рамках рассматривается как совокупность процессов адаптации людей, организованных в об-ва, к их природному окружению. Интерес к понятию “адаптация” устойчиво сохраняется на протяжении всего существования Э. и особенно отчетливо проявляется в настоящее время в эколого-антропол., культурно-материалистич. исследованиях.

Информация о работе Шпаргалка по "Культорологии"