Шпаргалка по "Культорологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:12, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурология".

Работа содержит 1 файл

зачетр по культурологии.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

Теория эволюционизма  — первая теоретически значимая школа в этнологии — зародилась в конце XVIII века и получила широкое распространение на протяжение XIX века. Формирование эволюционизма было связано с ведущей научной парадигмой, нашедшей свое выражение во всех естественных и общественных науках того времени — а именно, теорией развития. Последняя впервые была сформулирована в систематическом виде Л. Окенем в его концепции происхождения всего живого из “первичной слизи”. Его идеи развивал Ж. Ламарк, предположивший, что все виды живых существ в процессе развития приобретают свойства, позволяющие им приспособиться к окружающей среде и эти свойства передаются последующим поколениям путем наследования. В классической форме теорию эволюции и естественного отбора изложил Чарльз Дарвин в своей книге “Происхождение видов”, вышедшей в свет в 1859 году. Она и стала основной теоретической базой этнологических исследований.

16.Культурная  теория П.А.Сорокина

Питирим Александрович  Сорокин (1889—1968) — основоположник русской  и американской социологических  школ. Его теория существования суперсистем культуры — одна из наиболее оригинальных культурологических концепций XX в. Она изложена в четырехтомном труде «Социокультурная динамика» (1937—1941).

Сорокин рассматривает  историческую действительность как  целостное единство различных культурных систем. Подчеркивая своеобразие каждой культуры, философ вместе с тем акцентирует внимание не только на общих чертах в их исторической судьбе, но фиксирует единые и неизменные тенденции, идеи, проблемы, составляющие то, что определяет содержание каждой культуры и выражает ее главную ценность,которая,в свою очередь, является «основой и фундаментом всякой культуры»

Все имевшие место  в истории человечества культурные системы философ делит на три  основных типа, которые, по его мнению, и образуют три суперсистемы: две противоположные друг другу — идеациональную и чувственную (или - сенситивную) и третью — смешанную, промежуточную между ними — идеалистическую. В основу различия двух противоположных суперсистем культуры Сорокин полагает главный критерий: представления о природе реальности. Идеациональная суперсистема имеет сверхчувственную природу, божественное начало. Чувственная — реальна, адекватна восприятию наших органов чувств.

Сорокин подчеркивает, что в «чистом виде» в конкретном обществе идеациональная и чувственная суперсистемы культуры никогда полностью не реализуются. Речь может идти лишь о доминировании и об определенном господстве каждой из них в тот или иной исторический период.

17.Культурология  Э.Тайлора

Главой "эволюционистской школы" в этнографии был английский ученый Эдуард Бернетт Тайлор (1832 -1917). Он первым отнес этнографию к антропологическим наукам, и в англосаксонских странах антропологией до сих пор именуют весь комплекс наук о человеке. Наибольшую известность Тайлору принесла работа "Первобытная культуpa", опубликованная в 1871 г. Именно в ней Тайлор дал первое развернутое определение культуры. "Культура, или цивилизация в широком этнографическом смысле, - писал он, - слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других особенностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества"9.

В указанном определении  Тайлор лишь перечислил элементы духовной культуры, без которых невозможно стать человеком. Впоследствии он дополнит этот ряд техническими изобретениями человечества. Как истинный ученый, Тайлор тяготел к четким определениям и формулировкам. И в определении культуры он действительно стал первопроходцем. Но не нужно особых усилий, чтобы понять: перед нами наиболее простое и описательное определение культуры, не раскрывающее смысла этого феномена. Причем за пределами этого определения осталась суть позиции Тайлора, который, подобно другим этнографам-эволюционистам, подходил к культуре с мерками естественных, т.е. позитивных, наук.

18. Диффузионизм в  культурологи Л.Фробениус 

.Диффузионизм в  культурологии: Л. Фробениус: Диффузион́изм  (от лат. diffusio — разливание, просачивание) — направление в социальной  антропологии и этнографии ( этнологии), культурологии, археологии, социологии, полагающее основой общественного развития процессы заимствования и распространения культуры из одних центров в другие. Направление сложилось как реакция на эволюционизм. В отличие от последнего, в поле зрения диффузионистов попадали в первую очередь такие средства распространения культуры, как завоевание, торговля, колонизация, и лишь во вторую очередь — внутрисистемные факторы развития. Главный акцент диффузионизм сделал на изучение ранней истории человечества. Наибольшее распространение идеи диффузионистов получили в таких странах как Австрия и Германия. Главным фактором развития культуры народа является восприятие этим народом культурных достижений других народов, то есть через смешение, перенос и заимствование элементов культур. Диффузионизм отрицает существование стадий развития культур и наличие смысла в изучении эволюции отдельных элементов культур. Каждый элемент культуры имеет географическую привязку и возникает лишь однажды в одном регионе (культурный круг, культурная провинция) и из него отдельно или вместе с другими элементами культурного круга (провинции) распространяется по всей Земле. Культура (или отдельные элементы культуры) распространяется либо вместе с людьми либо посредством контактов и взаимодействия разных народов. Именно распространение культур и их элементов должна изучать этнография (этнология). Сторонником диффузионистской теории был специалист по африканским культурам Лео Фробениус. В его построениях на первое место выходила сама культура, а человек, как её носитель, отходил на второй план. В его варианте культурные круги назывались культурными провинциями, характеризующиеся главным образом совокупностью материальных предметов, аналогичных теории Гребнера. Стоит отметить почти мистическую составляющую понятия «культура» у Фробениуса. Он сравнивал культуру с органическим существом, которое рождается, нуждается в пище (человеческом хозяйстве), имеет «душу»; при этом культуру можно «пересадить» в другую почву (другие природные условия), где её развитие пойдёт иным путём и прочее. Человек же у Фробениуса является лишь её «носильщиком», продуктом (объектом) культуры, но не её творцом. Фробениус также является автором концепции о двух типах культур — хтоническо-хамитическо-матриархальной и теллурическо-эфиопско-патриархальной, позже он заменяет их на культуру Востока и культуру Запада. Первой присуще «пещерное» чувство, неподвижность, идея фатальной (непреодолимой) судьбы, а «Западу» — «чувство далёкого», динамичность, идея личности и свободы.

19.Сущность  и особенности  структурно-функционального анализа культуры

Системный метод  позволяет рассматривать культуру как систему, элементы которой находятся  в единстве и формируют своим  взаимодействием целостность, в  свете которой имеет смысл  каждый элемент. Структурно-функциональный метод применяется, если необходимо выделить и рассмотреть элементы, составляющие культуру, выявить роль каждого такого элемента функционирования. В этих целях широко используется аналитический метод, позволяющий рассматривать явления культуры в ходе ее «диалога» с другими культурами, что делает необходимым использование компаративного метода — сравнения культур по какому-либо основанию, признаку. Если такое сравнение имеет целью обобщение характеристик культурных «организмов», то речь идет о типологическом методе.

Кроме использования  указанных общих методов, в зависимости  от конкретной трактовки культуры могут  дополнительно применяться и  особенные методы, которые по своей  сути совпадают с той или иной концепцией понимания сущности культуры. Так, если культура рассматривается как совокупность конкретных ценностей, форм, социальных связей, опредмеченных форм культурной деятельности, механизма передачи культурных навыков от человека к человеку, то для ее изучения используется культурантропологический метод. Трактовка культуры как формы общения людей посредством прежде всего языка делает востребованным семиотический метод. Символически-знаковая концепция культуры предполагает для ее исследования герменевтический метод.

Изучение культуры как характеристики человека, как меры человеческого в человеке предполагает опору на биографический метод.

20.Функционалистская теория культуры Э.Дюркгейм

Функционалистская теория культуры Э. Дюркгейма: общество есть особая реальность, несводимая к  индивидам. Любая система определяется: а) единицами (элементами), ее составляющими и б) отношениями между ними. Единицами социальной системы являются "человеческие существа как совокупности поведенческих явлений, а отношения между ними - это социальные отношения". Социальная система состоит из: а) социальной структуры, б) общей совокупности социальных обычаев и в) специфических образов мыслей и чувств, связанных с социальными обычаями.

21.Теория  культуры Малиновского

Теория культуры б. Малиновского: Значительный вклад  в разработку структурно-функционального метода внес Бронислав Малиновский (1884-1942), много изучавший жизнь дописьменных сообществ. Он стремился построить логически стройную и эмпирически обоснованную теорию культуры. Однако его стремление строго и однозначно определить понятия "социальной системы", "культуры", "сообщества", "основных потребностей", "функций", "функциональности" и "дисфункциональности" вскрыло серьезные языковые и логические трудности, с которыми сталкивается структурно-функциональный метод. Как это ни парадоксально, но чем строже и точнее мы хотим определить явление, тем более спорным становится определение. По поводу теоретических основ функционального метода разгорелись бурные дискуссии.

Под влиянием книги  Фрэзера "Золотая ветвь" Малиновский  увлекся этнографией и поставил целью создать научную теорию культуры. Много путешествуя, он не только наблюдал живую культуру, но и активно участвовал в ней. Благодаря этому он пришел к очень интересным выводам. По Малиновскому, не так важно, что думает человек по поводу своего поступка, но важно, чтобы он поступал так, как предписывается общественными нормами. Не так важно, как понимают те или иные обряды, церемонии и символы. Важно, являются ли они функциональными, отвечают ли какой-либо потребности общества. Каждый человек мыслит в соответствии с уровнем своего развития и не все одинаково осознают потребности общества. Но нужно иметь такие символы, установки, верования, которые обеспечивают практическое взаимодействие, реальное выполнение обязанностей и норм. Свою теорию Малиновский изложил в книге "Научная теория культуры" (1994). Эта теория сочетает элементы натурализма, бихевиоризма, психоанализа со структурно-функциональным методом.

Теория культуры должна начать, согласно Малиновскому, с родовых или "базовых" потребностей человека, таких как потребность в пище, сексуальном партнере, движении, физическом и психическом развитии, избавлении от боли. Из первичных потребностей в условиях общественной жизни вытекают "вторичные", называемые "социальными императивами". Иногда они противоречат первичным потребностям, удовлетворяются ценой их ущемления, но в конечном счете социальные императивы все-таки обусловлены базовыми потребностями. Социальные императивы - это потребности в экономическом обмене, авторитете, социальном контроле, системе образования. Культура есть совокупность ответов на первичные потребности и социальные императивы. Функциональность культуры состоит в том, что она прямо или косвенно удовлетворяет потребностям человека.

22.Проблемы  русской культуры в трудах Н.А.Бердяева

Культурологические  идеи Н. А. Бердяева изложены в ряде его работ: «Кризис искусства» (1918), «Смысл творчества» (1919), «Воля к  жизни и воля к культуре» (1922), «О культуре» (1923), «Человек и машина» (1933) и др.

В данных теоретических  исследованиях в сфере культурологии философ

- развивал понятия  «культура» и «цивилизация»;

- выступал за признание  абсолютной ценности любой личности;

- утверждал, что  именно свободный человеческий  дух является творцом культуры;

- ратовал за возрождение  духовной православной культуры.

В своих сочинениях Н. А. Бердяев раскрывает собственное  видение культуры и цивилизации. Именно с культурой, а не с политикой  и экономикой, философ связывал достижение обществом своих целей.

Любая культура, по его  мнению, имеет:

- благородное духовное происхождение, которое является результатом работы духа над природными стихиями;

- символическую,  знаковую, а не реалистическую  форму выражения;

- индивидуальное  и неповторимое проявление своей  сущности.

В культуре, по мысли  философа, ценится:

- древность происхождения;

- неразрывная связь  с великим прошлым;

- преемственность  в развитии.

23.Проблема  русской культуры  в трудах Г.П.Федотова

Основные исследования посвящены истории ср.- век. культуры, преимущественно русской. Его философ. публицистика, ставшая заметным явлением в истории отечественной философ., культурологич. и общественно- политич. мысли первой пол. XX в., содержит размышления о смысле и перспективах истории, назначении и судьбах культуры и цивилизации, рел. и церкви, раздумья об ист. прошлом России, также о ее месте между Востоком и Западом. Главное условие духовного и нац. возрождения России, находившейся под игом “сталинократии” (термин Ф.), видел в создании политич. свободы и в освоении духовного, культур, наследия России при одновременном сохранении европейского измерения ее духовности. В фил. культуры он стремился преодолеть крайности как антропоцентристского.так и теоцентристского ее (культуры) истолкования. Ф. пытался показать, что эсхатологическая традиция христианства, утверждающая невозможность в рамках земного бытия достижения совершенства и полного воплощения идеала, вполне совместима с признанием непреходящей значимости культур, и соц. творчества (“Эсхатология и культура”, 1938)”. В трех статьях, опубликованных под общим назв. “Письма о русской культуре” (1938-1939), Ф. анализирует состояние и перспективы отечественной культуры после революции, смывшей с нее верхний европеизированный слой, обнажив ее “московские” основания. Однако тип этот оказался неустойчивым перед тоталитарной цивилизацией Запада, которая смыла с него нац. культур, различия (“Русский человек”, 1938). Положение, “Завтрашний день” (1938) отечественной культуры будет плачевным, если нация не найдет в себе сил для исполнения своей культурно-ист, миссии. Исполнение ее зависит от авангардной духовной аристократической роли интеллигенции (“Создание элиты”, 1939). Интерес для культурологии представляют многие его работы, среди которых: “Трагедия древнерусской святости” (статья, 1932); “Православие и историческая критика” (статья, 1932); “Социальное значение христианства” (1933); “Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам”

Информация о работе Шпаргалка по "Культорологии"