Шпаргалка по "Культорологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:24, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурология".

Работа содержит 1 файл

1Культура и природа.docx

— 105.40 Кб (Скачать)

Переход к новому типу общества — постиндустриальному происходит в последней трети XX века. Общество уже обеспечено продовольствием и товарами, и на первый план выдвигаются различные услуги, в основном связанные с накоплением и распространением знаний. А в результате научно-технической революции произошло превращение науки в непосредственную производительную силу, которая стала главным фактором и развития общества, и его самосохранения.

Вместе с этим у человека появляется больше свободного времени, а, следовательно, и возможностей для  творчества, самореализации. В это  время технические разработки становятся все более наукоёмкими, теоретические  знания приобретают наибольшее значение. Распространение этого знания обеспечивает сверхразвитая сеть коммуникаций

 

  1. Х.Ортега-и-Гассет о сущности кризиса культуры в работе «Восстание масс».
  2. Ключевым понятие анализируемого произведения,  на мой взгляд, является понятие «человек-масса». Это усредненный тип  человека,- по мнению автора, - который поступает и думает  как «все» и не переживает из-за этого. Он сам и есть  порождение современной цивилизации, он воспринимает блага цивилизации как само собой разумеющееся, естественно данное состояние. Он слишком ленив, чтобы утруждать себя критическим мышлением, да и не всегда способен к нему. Соответственно, он не стремится доказывать свою правоту и не желает признавать чужую. Он прав по определению, как часть массы.
  3. «В поисках хлеба, - пишет автор, - во время голодных бунтов толпы народа обычно громят пекарни. Это может служить прообразом поведения нынешних масс в отношении всей цивилизации, которая их питает. Предоставленная своим инстинктам масса... в стремлении улучшить свою жизнь обычно сама разрушает источники этой жизни»1
  4. Таким образом, основная мысль реферируемого произведения, заключается в том, что масса – это «совокупность лиц невыделенных ничем»2
  5. Автор акцентирует призвание людей «вечно быть осужденными на свободу, вечно решать, чем ты станешь в этом мире. И решать без устали и без передышки». Представителю же массы жизнь представляется «лишенной преград»: «средний человек усваивает как истину, что все люди узаконенно равны». «Человек массы» получает удовлетворение от ощущения идентичности с себе подобными. Его душевный склад суть типаж избалованного ребенка. По мысли Ортеги-и-Гассета, благородство определяется «требовательностью и долгом, а не правами»3.
  6. Характеризуя человека-массу, Ортега выделяет следующие, присущие ему черты: врожденное ощущение безвозмездности и легкости жизни, чувство собственного превосходства и всесилия, а также желание вмешиваться во все, навязывая бесцеремонно свою ничнотожность и плебейство, то есть в духе «прямого действия». Индивида, обладающего вышеназванными качествами, исследователь сравнивает с избалованным ребенком и взбесившимся дикарем, то есть варваром. По мнению Ортеги, в слове цивилизация сфокусировано следующее: грани, нормы, этикет, законы, писаные и неписаные, право и справедливость. Все эти средства цивилизации предполагают глубокое и сознательное желание каждого считаться с остальными. Корень понятия цивилизации, подчеркивал исследователь, — civis, гражданин, то есть горожанин, указывает на происхождение смысла, который заключается в том, чтобы сделать возможным город, сообщество, сосуществование. Следовательно, цивилизация является, прежде всего, волей к сосуществованию4. По мере того как, люди перестают считаться друг с другом, они дичают, то есть одичание — есть процесс разобщения, и периоды варварства являются временем распада, временем крохотных враждующих и разъединенных группировок.
  7. Необходимо отметить, что впервые термин «восстание масс» был употреблен Ницше, однако не в том контексте, в котором употребляет его Гассет. Ницше относил это понятие прежде всего к искусству. Гассет же поднял его на более высокий, социальный уровень.
  8. Общество по мненю автора, подразделяется на меншинство и массу – это следующий ключевой момент реферируемого произведения. Общество аристократично по самой своей сути, общество, подчеркивает Ортега, но не государство. Меньшинством Ортега именует совокупность лиц, наделенных особыми качествами, которыми масса не обладает, масса — это средний человек. По мнению Гассета: «...деление общества на массы и избранные меньшинства ... не совпадает ни с делением на социальные классы, ни с их иерархией... внутри любого класса есть собственные массы и меньшинства. Нам еще предстоит убедиться, что плебейство и гнет массы даже в кругах традиционно элитарных - характерное свойство нашего времени. ... Особенность нашего времени в том, что заурядные души, не обманываясь на счет собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее, навязывают ее всем и всюду. Как говорят американцы, отличаться - неприлично. Масса сминает все непохожее, недюжинное, личностное и лучшее. Кто не такой, как все, кто думает не так, как все, рискует стать отверженным. И ясно, что «все» - это еще не все. Мир обычно был неоднородным единством массы и независимых меньшинств. Сегодня весь мир становится массой»5. Необходимо помнить, что автор имеет ввиду 30-е годы прошлого века.
  9. Последнее замечание очень важно, поскольку на мой взгляд само «Восстание масс» следует рассматривать в нескольких перспективах – в авторской, то есть эпохе 20-30 гг.  20 века и современной. Таким образом, можно увидеть, что некоторые проблемы, актуальные тогда, несколько потеряли свое значение  в современной реальности. Это, например, отмеченная Ортега гипертрофия государства. Одна из глав анализируемого произведения так и называется – «Государство как главная угроза».
  10. «Современное государство - самый явный и наглядный продукт цивилизации. И отношение к нему массового человека проливает свет на многое. Он гордится государством и знает, что именно оно гарантирует ему жизнь, но не осознает, что это творение человеческих рук, что оно создано определенными людьми и держится на определенных человеческих ценностях, которые сегодня есть, а завтра могут улетучиться. С другой стороны, массовый человек видит в государстве безликую силу, а поскольку и себя ощущает безликим, то считает его своим. И если в жизни страны возникнут какие-либо трудности, конфликты, проблемы, массовый человек постарается, чтобы власти немедленно вмешались и взяли заботу на себя, употребив на это все свои безотказные и неограниченные средства.
  11. Здесь-то и подстерегает цивилизацию главная опасность - полностью огосударствленная жизнь, экспансия власти, поглощение государством всякой социальной самостоятельности - словом, удушение творческих начал истории...»6
  12. Логично, что данное положение было характерно для государств того времени, когда в общем смысле прослеживалась тенденция к тоталитаризации обществ. Фашистские и большевистские режимы набирали силу и являли миру реальную угрозу. Сейчас вопрос о государстве в демократических обществах, отнюдь не потеряв актуальности, ставится все-таки по-другому. Но для того, чтобы эти нюансы проследить, нужно вспомнить основное из того, что сказал Ортега о массах и об их восстании.
  13. Восстание у автора – это скорее количественный процесс, то есть возрастание общей массы населения, подстегивающийся научно-техническим прогрессом и теми социальными улучшениями, которые приобрела цивилизация в 20 веке.  Жить стало не в пример проще. Людям теперь не нужно бороться за выживание, появились права человека и социальный, житейский комфорт. Отсюда главное и почти роковое последствие: современный человек утратил понимание цены цивилизации, стал смотреть на нее едва ли не как на природное явление, автоматически наделяющее всевозможными благами. Произошла утрата воли к культуре:
  14. «Никогда еще рядовой человек не утолял с таким размахом свои житейские запросы... С каждым днем росло чувство надежности и собственной независимости. То, что прежде считалось удачей и рождало смиренную признательность судьбе, стало правом, которое не благословляют, а требуют... Этой материальной доступности и обеспеченности сопутствует житейская - комфорт и общественный порядок... во всех ее основных и решающих моментах жизнь представляется новому человеку лишенной преград...
  15. ...видя мир так великолепно устроенным и слаженным, человек заурядный полагает его делом рук самой природы и не в силах додуматься, что дело это требует усилий людей незаурядных. Еще труднее ему уразуметь, что все эти легко достижимые блага держатся на определенных и нелегко достижимых человеческих качествах, малейший недобор которых незамедлительно развеет прахом великолепное сооружение... не видя в благах цивилизации ни изощренного замысла, ни искусного воплощения, для сохранности которого нужны огромные и бережные усилия, средний человек и для себя не видит иной обязанности, как убежденно домогаться этих благ, единственно по праву рождения»7.

12 Тенденции культурной универсализации в современном мире. Место и роль России в мировой культуре.

 

Изменения являются неотъемлемым свойством культуры и включают в  себя как внутреннюю трансформацию  культурных явлений (их изменения во времени), так и внешние перемены (взаимодействие между собой, передвижение в пространстве и т. п.). Благодаря этому происходят поступательное движение культуры, ее переход от одного состояния к другому.

В процессе культурных изменений рождаются, фиксируются  и распространяются различные элементы культурного опыта. Значение, влияние  и степень распространения этих элементов зависят во многом от источника  их возникновения.

Культурные заимствования являются наиболее распространенными источниками  культурных изменений по сравнению  со всеми другими. Этот источник культурной динамики может носить как прямой (через межкультурные контакты индивидов), так и косвенный характер (через  действие СМИ, потребляемые товары, образовательные  учреждения и т. д.). Однако в процессе заимствования народ-реципиент заимствует не все подряд, а лишь то, что является близким его собственной культуре, может принести явную или скрытую выгоду, даст преимущества перед другими народами, отвечает внутренним потребностям данного этноса.

Культурная диффузия как процесс стихийного и никем  не контролируемого заимствования  культурных ценностей имеет как  позитивные, так и негативные аспекты. С одной стороны, она позволяет  народам больше общаться между собой  и узнавать друг о друге. Общение  и познание способствуют сближению  народов. С другой стороны, чрезмерно  активное общение и заимствование  опасно потерей культурной самобытности. Распространение одинаковых культурных образцов по всему миру, открытость границ для культурного влияния  и расширяющееся культурное общение  заставляют говорить о процессе глобализации современной культуры.

Глобализация культуры представляет собой процесс интеграции отдельных этнических культур в  единую мировую культуру на основе развития транспортных средств, экономических  связей и средств коммуникации. В  межкультурной коммуникации она  выражается в расширении культурных контактов, заимствовании культурных ценностей и миграции людей из одной культуры в другую.

В настоящее время  процесс глобализации охватил самые  разные сферы нашей жизни. Финансы, идеи и люди ныне мобильны, как никогда. Закономерно, что глобальные финансовые и товарные рынки, средства информации и миграционные потоки привели к  бурному росту культурных обменов, которые выражаются в стремительно возрастающем количестве прямых контактов  между государственными институтами, социальными группами и индивидами различных стран и культур. В  ходе этих контактов исчезает множество  традиционных форм жизни и способов мышления. Но одновременно процесс  глобализации ведет к возникновению  новых форм культуры и образов  жизни. 

Историческая практика свидетельствует, что в самом процессе культурной глобализации изначально заложен определенный конфликтный потенциал, поскольку  зачастую приходится пересматривать или  отказываться от некоторых традиционных принципов и ценностей собственной  культуры. Различные общества реагируют  на чуждые изменения по-разному. Диапазон сопротивления процессу слияния  культур достаточно широк – от пассивного неприятия ценностей  других культур до активного противодействия  их распространению и утверждению. В результате мы являемся свидетелями многочисленных этнорелигиозных конфликтов, националистических настроений в политике, региональных фундаменталистских движений.

 

  1. Русская культура XIX – начала XX века.

 

Конец XIX - начало XX в. стали  чрезвычайно плодотворным периодом в развитии отечественной культуры. Духовная жизнь общества, отражая  те стремительные перемены, которые  произошли в облике страны на рубеже двух столетий, бурную политическую историю  России в эту эпоху, отличалась исключительным богатством и разнообразием. "В  России в начале века был настоящий  культурный ренессанс, - писал Н.А. Бердяев. - Только жившие в это время знают, какой творческий подъем был у  нас пережит, какое веяние духа охватило русские души". Творчество русских  ученых, деятелей литературы и искусства  внесло огромный вклад в сокровищницу мировой цивилизации.  
   Просвещение. "Культурный ренессанс" затронул, правда, в первую очередь, верхние, образованные слои населения. Проблема приобщения социальных низов к элементарной грамотности была еще весьма далека от разрешения. Правда, и здесь наметились сдвиги. Процент грамотности населения, поднялся с 31 для мужчин и 13 для женщин в 1889 г. до соответственно 54 и 26 в 1913 г. Число начальных школ, находившихся в ведении Министерства народного просвещения, увеличилось с 37 тыс. в 1900 г. до 81 тыс. в 1914 г., а число учащихся в них с 2,6 млн. до 6 млн. человек. Кроме того, накануне Первой мировой войны еще 2 млн. человек посещали церковно-приходские школы. Стремительно росло число различных добровольных образовательных обществ, народных университетов.  
   Расходы государства, органов местного самоуправления на нужды образования увеличивались весьма высокими темпами. Если в середине 1890-х гг. на эти цели ежегодно отпускалось примерно 40 млн. руб., то к 1914 г. уже 300 млн. Тем не менее в плане финансового обеспечения образования Россия уступала наиболее развитым государствам. Так, в 1914 г. расходы на просвещение в России, население которой по численности превышало население Англии в 4 раза, были больше, чем соответствующие расходы в Англии, лишь в 1,5 раза. 
   Наука. Конец XIX - начало XX в. ознаменовались интенсивным развитием отечественной науки. Крупными достижениями снискали себе заслуженную известность ученые-естественники. П.Н. Лебедев получил известность своими работами в области светового давления. Н.Е. Жуковский и его ученик С.А. Чаплыгин заложили основы аэродинамики. Исследования К.З. Циолковского предвосхитили современные достижения в освоении космоса. Мировую известность приобрели исследования в области минералогии и геохимии В.И. Вернадского. Созданное им учение о ноосфере, сфере разума, возникающей на планете в процессе сознательной деятельности человечества, сыграло огромную роль в формировании современных представлений о взаимоотношениях человека и природы. На рубеже двух веков успешно работал в области ботаники К.А. Тимирязев. Признание международной общественностью успехов отечественной науки проявилось в присуждении русским ученым Нобелевских премий. Их лауреатами были выдающийся физиолог И.П. Павлов (1904) и один из основоположников сравнительной патологии и микробиологии И.И. Мечников (1908).  
   Значительным был вклад русских ученых и конструкторов в технический прогресс. А.С. Попов вошел в историю техники как изобретатель радио. В 1910 г. в воздух поднялся аэроплан отечественной конструкции, созданный Я.М. Гаккелем. Выдающийся русский авиаконструктор И.И. Сикорский построил сверхмощные (для тех лет) самолеты "Илья Муромец", "Русский витязь". Эмигрировавший впоследствии, в 1919 г., в США И.И. Сикорский сыграл там огромную роль в развитии американского вертолетостроения. Создателем первого ранцевого парашюта стал Г.Е. Котельников (1911). Больших успехов достигли русские ученые в исследовании многих малодоступных, практически еще "неоткрытых" районов планеты. Сподвижник Н.М. Пржевальского П.К. Козлов прославился серией путешествий по Центральной Азии. Известный геолог В.А. Обручев организовал экспедиции в районы Сибири и Дальнего Востока. В 1914 г. при попытке достигнуть Северного полюса погиб ученый-гидрограф, смелый полярный исследователь Г.Я. Седов. Материалы, собранные его экспедицией, имели большое научное значение и были впоследствии использованы советскими исследователями Арктики.  
   Конец XIX - начало XX в. были исключительно плодотворным периодом в развитии русской философской мысли. В обстановке острейших конфликтов, раздиравших общество, мучительных идейных исканий расцвела русская религиозная философия, ставшая одним из наиболее ярких, если не самым ярким явлением духовной жизни страны. Своеобразным религиозным ренессансом стало творчество плеяды блестящих философов - Н.А. Бердяева, В.В. Розанова, Е.Н. Трубецкого, П.А. Флоренского, С.Л. Франка и др. Опираясь на соответствующие традиции русской философии, они видели важнейшее средство гармонизации общественных отношений в нравственном самосовершенствовании личности. Русская религиозная философия, начала которой были неотделимы от основ христианской духовности, стала одной из вершин мировой философской мысли, уделяя основное внимание теме творческого призвания человека и смысла культуры, теме философии истории и другим вопросам, вечно волнующим человеческий ум. 

 

14 Культура советского общества.

 

Культура Советской  России, СССР –  крайне противоречивое явление, содержит в себе и положительные и крайне негативные тенденции, фантастические успехи и невосполнимые потери. Своеобразные черты культуры советского общества: господство официальной идеологии марксизма-ленинизма, тотальный контроль государства над учреждениями культуры, творческими союзами, госбюджетное, остаточное содержание культуры. Определяющим моментом культурного развития советского общества надо считать разделение общего культурного пространства на культуру официальную и культуру неофициальную, значительная часть которой представлена диссидентством и нонконформизмом. За пределами государства, в Европе, Америке, формировалась мощная культура Русского зарубежья, которая, как и неофициальное искусство внутри СССР, находилась в антагонизме с официальной культурой.

Перемены в сфере культуры произошли сразу после октября 1917 г. Государственная политика в  сфере образования была направлена на решение двух задач – сделать  образование доступным для рабочих  и крестьян и перестроить его  на новых идеологических основах. Ликвидация неграмотности – одно из центральных  направлений политики в области  культуры. В годы НЭПа многообразие форм социально-экономического развития сопровождалось творческим плюрализмом, возникновением различных объединений (научных, художественных, культурно-просветительных). В конце 20-х годов усиливается  контроль государственной власти за развитием духовной культуры общества, это приводит к свертыванию творческого  плюрализма. Главным методом стал социалистический реализм, основным принципом  которого является партийность, социалистическая идейность.

В годы Великой Отечественной  войны культура была подчинена задачам  борьбы с врагом. Были перестроены  и созданы вновь структуры  по идеологическому руководству  культурной работой. Изменилась государственная  политика по отношению к религии  и церкви. Формы культурной работы: радио, кинематограф, печать как наиболее оперативные, мобильные, доступные  и эффективные выдвинулись на первый план.

В послевоенные годы центральное  место в работе ЦК партии заняли идеологические вопросы. Советское  руководство проводило изоляционистскую политику, проводилась широкая идеологическая кампания борьбы с низкопоклонством перед Западом. Главной задачей  в области народного образования  стало введение обязательного семилетнего  обучения детей. Научные достижения – это исследования в области  полупроводников, ракетостроения, средств  механизации и автоматизации. Исследования в области использования атомной  энергии велись под руководством академика И. В. Курчатова. Изучение люминесценции в 1958 г. отмечено Нобелевской  премией. Художественная культура определялась постановлениями ЦК ВКП(б) 1946 г.: «О журналах «Звезда» и «Ленинград», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь»; 1948 г. – «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели».

Во 2 половине 1950-х – начале 60-х наметились тенденции либерализации  общественно-политической жизни. «Оттепель» хрущевской поры стала временем осмысления событий предшествующих лет. В искусство  входит тема репрессий, начало которой  положила повесть А. Солженицина «Один день Ивана Денисовича». Происходит реабилитация многих деятелей науки и культуры, печатаются ранее запрещенные произведения отечественных и зарубежных авторов. Активизируются международные культурные связи. Открываются новые театры («Современник»), художественные выставки, издаются журналы («Новый мир»).

 

16 Фашизм как характерное явление XX в. и его влияние на мировую культуру

 

 

 Фашизм (итал. Fascio- объединение) -  открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, шовинистических, империалистических элементов финансового капитала. Выражает неспособность удерживать власть обычными , демократическими методами…

 

Фашизм служит выражением того, что растущее стремление народных масс к свободе можно пресекать лишь кровавым насилием и террором. Поэтому характерным для фашизма является уничтожение всех, даже элементарных, демократических свобод  внутри страны

 

 

 разразился глубочайший  кризис традиционной буржуазной идеологии, всей системы ценностей, в том  числе и либеральных.  
Фашистское движение смогло предложить массам некую "третью" идеологию, направленную как против буржуазных ценностей, так и коммунистических. Возникновение фашистских движений в этот период Нольте считает неизбежным "даже если бы не было ни Гитлера, ни Муссолини" . 

 

 

   По мнению Гитлера, человечество  следует подразделять на три  расы : основатели культуры, носители культуры и разрушители культуры. Только арийскую расу можно считать основательницей культуры, ибо она «заложила основание и возвела стены храма человеческих творений».  Азиатские народы. Например, японцы и китайцы, лишь переняли арийскую культуру, придав ей свою форму. Поэтому они являются носителями культуры. В то же время еврейскую расу можно отнести к разрушителям культуры. Существование «низших людей» служит основным условием создания высшей культуры. Первая культура человечества опиралась на использование низших рас.  В древности для пахоты в ярмо сначала впрягали побежденных и только позже стали использовать животных. Так и арийцы будут использовать другие расы для решения своих задач

 

В целях духовного  отупления масс, эффектного и эффективного воздействия на массовую психологию фашисты большое внимание уделяли организации всякого рода массовых сборищ : маршей, манифестаций, собраний, зрелищ, игр и т.п

 

Информация о работе Шпаргалка по "Культорологии"