Социальное служение Русской Православной Церкви

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

Развитие теории и практики социальной работы в России имеет долгую многовековую традицию. В связи с долгим становлением отечественной государственности одну из центральных ролей в социальной деятельности играла Русская Православная Церковь. В настоящее время в России продолжается восстановление института социальной работы, загубленного в годы правления социалистической доктрины, в связи с чем становится очевидной необходимость изучения и практического применения опыта религиозной социальной деятельности Русской Православной Церкви, которая с самого начала своего

Содержание

Введение 3
Глава 1. Социальное служение Русской Православной Церкви:
традиции и современность 7
Основные этапы становления и развития социального
служения Русской Православной Церкви 7
Социальное служение Русской Православной Церкви в
настоящее время (значение и перспективы дальнейшего развития) 14
Глава 2. Формы, методы и основные программы социального
служения Русской Православной Церкви 18
2.1. Основные формы и методы социального служения
Русской Православной Церкви 18
2.2. Основные программы социального служения Русской
Православной Церкви 23
2.3. Практическая реализация форм, методов и основных
программ социального служения Русской Православной Церкви на
примере Мурманской и Мончегорской Епархии 31
Заключение 38
Список использованной литературы 4

Работа содержит 1 файл

курсовая РПЦ соц работа.docx

— 78.06 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение            3

Глава 1. Социальное служение Русской Православной Церкви:

традиции и современность         7                                              

    1. Основные этапы становления и развития социального

служения Русской Православной Церкви       7

    1. Социальное служение Русской Православной Церкви в

настоящее время (значение и  перспективы дальнейшего развития)         14

Глава 2. Формы, методы и основные программы социального 

служения Русской Православной Церкви              18

2.1. Основные формы и  методы социального служения 

Русской Православной Церкви                                        18

2.2. Основные программы  социального служения Русской

Православной Церкви                                   23

2.3. Практическая реализация  форм, методов и основных 

программ социального  служения Русской Православной Церкви на

примере Мурманской и Мончегорской Епархии            31

Заключение                   38

Список использованной литературы                                                    40

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Развитие теории и практики социальной работы в России имеет долгую многовековую традицию. В связи с долгим становлением отечественной государственности одну из центральных ролей в социальной деятельности играла Русская Православная Церковь. В настоящее время в России продолжается восстановление института социальной работы, загубленного в годы правления социалистической доктрины, в связи с чем становится очевидной необходимость изучения и практического применения опыта религиозной социальной деятельности Русской Православной Церкви, которая с самого начала своего существования была организацией, взявшей в свои руки заботу о бедных и неимущих людях. Церковная благотворительность на нынешнем этапе развития имеет более сложную структуру, в которую также входят и те многопрофильные благотворительные учреждения, организации и фонды, которые оказывают социальную помощь по многим направлениям – от материальной до психолого-педагогической. В настоящее время социальная деятельность Русской Православной Церкви бурно развивается, что обусловлено принятием и развитием большого количества программ, направленных на развитие и помощь большому количеству социальных слоев государства. Церковь испокон веков стояла у истоков благотворительности. Русская Православная Церковь уделяла и уделяет внимание тем проблемам, которыми сегодня занимаются специалисты социальной работы.  Церковь по-прежнему играет большую роль в развитии благотворительности и имеет практическую значимость в ее реализации. В каждой административной области государства действует определенно назначенная епархия, которая осуществляет социальную деятельность на отведенной ей территории, что позволяет охватить всю территорию Российской Федерации. На Кольском полуострове социальную деятельность осуществляет Мурманская и Мончегорская епархия. В связи с тем, что Мурманская и Мончегорская епархия на Кольском полуострове была образована сравнительно недавно, более десяти лет назад, ее социальная деятельность в настоящее время находится в зачаточном виде, что связано с длительным церковным строительством, и актуально обсуждается.

В связи, с вышеуказанными положениями можно прийти к выводу о том, что раскрываемая нами в данной работе тема социальной деятельности Русской Православной Церкви на примере Мурманской и Мончегорской епархии является актуальной в настоящее время.

По истории православной благотворительности  опубликовано большое количество работ  известных авторов, таких как: К.В. Кузьмин, Б.А. Сутырин, П.Д. Павленок, Е.И. Холостова, М.В. Фирсов (серия исследований по истории социальной работы в России), В.И. Курбатов. Исследованием понятия «социальная справедливость» занимались В.И. Жукова, В.Е. Давидович, А.И. Лященко. Исследованием истории социальной помощи занимался отечественный ученый А. Стог в работе «Об общественном призрении». 

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления социальной деятельности Русской Православной Церковью в  общем, так и Мурманской и Мончегорской Епархией в частности.

Предметом настоящего исследования являются последствия, наступившие в настоящий  период времени, в результате социальной деятельности Русской Православной Церкви, прошедшие определенное историческое развитие, а именно традиции, формы  и методы социального служения Русской  Православной Церкви на примере Мурманской и Мончегорской Епархии.

   Целью данной работы является исследование такого важного института, как социальное служение (деятельность) Русской Православной Церкви, на примере Мурманской и Мончегорской Епархии. Вышеуказанная цель будет достигнута путем решения следующих основных исследовательских задач:

       - дать  обобщающее понятие институту  социального служения (деятельности) Русской Православной Церкви;

- отразить историческое  развитие института социального служения (деятельности) Русской Православной Церкви;

- определить роль и  место института социального служения (деятельности) Русской Православной Церкви, а также его значение в современном мире;

- провести системный анализ  основных действующих в настоящее время программ социальной деятельности Русской Православной Церкви;

-проанализировать социальную  деятельность Мурманской и Мончегорской  Епархии.

Поставленные цель и задачи будут достигнуты при использовании  следующих методов научных исследований:

- диалектического метода  познания социальных явлений  и процессов;

- исторического метода;

- сравнительного метода;

- статистического метода;

- социологического метода.

В связи с вышеизложенным на наш взгляд гипотеза, ставящаяся на разрешение в данном исследовании, может звучать следующим образом: успешная социальная деятельность Мурманской и Мончегорской Епархии зависит от исторически развитых традиций, форм и методов социального служения, пропагандируемых Русской Православной Церковью, в общем и соответствующей материальной и законодательной поддержкой со стороны государства.  

Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

В первой главе данной работы рассматриваются исторические аспекты  развития социального служения Русской  Православной Церкви.

Во второй главе данной работы рассматриваются основные формы, методы и программы социального  служения Русской Православной Церкви, их практическая реализация на примере  Мурманской и Мончегорской Епархии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Социальное служение Русской Православной Церкви: традиции и современность.

    1. Основные этапы становления и развития социального служения Русской Православной Церкви.

Принятие христианства в 988 году открыло  новую страницу в истории Киевской Руси. Христианство вводилось в качестве государственной религии, из этого  следовал неразрывный союз церкви и  государства. С конца X века зависевшая от духовной юрисдикции Константинополя  Русская Православная Церковь начала выстраивать свои структуры и  занимать место, отведенное ей княжеской  властью. Тем самым Церковь неразрывно связала себя с государством. Впоследствии, являясь неотъемлемой часть государства  Церковь, несмотря на все возникающие  междоусобицы, войны, а также различные  конфликты, пыталась противостоять  не только хаосу и неустойчивости, но и сохранять русскую культурную традицию.

Церковь заложила основы и впоследствии укрепила позиции социальной работы на Руси. Церковная практика социальной помощи с первых лет христианства до становления государственности  на Руси развивалась по двум направлениям: помощь через монастыри; помощь через  приходы.

Монастыри на Руси выполняли четыре основные функции, связанные с социальной работой:

1.       лечение;

2.       обеспечение неимущих (милостыня);

3.       бучение грамоте.

В течение многих веков церковь  и монастыри оставались средоточием  социальной помощи старым, убогим и  больным. Сводами законов этого времени предусматривалось помещать неспособных к труду в госпитали, богадельни, раздавать престарелым и увечным «кормовые» деньги, устраивать госпитали для незаконнорожденных, заботиться о призрении воинских чинов.

В ХI веке Православная Церковь взяла под контроль жизнь общества, а также благотворительность. Впервые Церковь начала собирать подаяния для тех, кто не мог прокормиться. Церковь имела целую сеть социальных институтов:

1.   заведения для стариков;

2.    заведения для содержания бедных;

3.    заведения для содержания больных;

4.    заведения для содержания сирот;

5.    заведения для воспитания и обучения юношества.   

 В XIV—XV веках при ордынском  иге отмечался рост религиозности  населения, формировались национально-специфические  черты русского православия. В  связи с тем, что из-за вышеуказанных  событий положение России, как  государства, было изолировано,  а также ем, что она по-прежнему  оставалась единственной хранительницей  православной веры, во много раз  возросла активность Церкви, которая  отразилась так же и в социальной  деятельности государства. С последующим  появлением новых княжеств произошел  взлет монастырского строительства.

     В XV веке Церковь превращается в одного из крупнейших земельных собственников, в основном за счет великокняжеских пожалований, вкладов бояр и знати, захвата опустевших общинных земель, колонизации отдаленных районов.

В 1458 году Русская митрополия разделилась  на Московскую и Киевско-Литовскую. Позиции Московской митрополии укреплялись: цари и Боярская дума пользовались советами высшего духовенства при  принятии политических решений, духовные лица ставили подписи под различными государственными документами. Увеличивалось  число архиепископий и епископий, в XVI—XVII веков часто проводились  церковные соборы, решавшие вопросы  управления церковью, внутрицерковной  жизни и церковного суда. В 1589 году было учреждено Московское патриаршество

Во второй половине ХVIII века появляется новое для России понятие – «общественное призрение», под которым понималось «обратить взор со вниманием, участием, сочувствием, милосердием; дать кому-либо приют и пропитание».1 Цель призрения – разумное и организованное обеспечение нуждающихся необходимым и предупреждение нищеты.

Основными направлениями в благотворительности  в России являлись: правительственная, церковная, земская, общественная, частная. Эти направления могли взаимодействовать как в целом в государстве, так и в отдельных регионах.

Все благотворительные заведения  по своему назначению разделялись на пять типов:

1. призрения (детей и взрослых);

2. дешевого и бесплатного проживания;

3. дешевого и бесплатного пропитания;

4. трудовой помощи;

5. лечебной помощи.

Помощь нуждающимся оказывалась  в разных формах:

1. принятие сирот на казенное содержание, в училищах;

2. определение вдов и сирот женского пола в просвирни при церквях;

3. престарелые священнослужители получали пенсии от процентов с капитала.

Материалы “Свода Законов” свидетельствуют  о том, что в России в конце XIX - начале XX веков была сформирована вполне определенная, разветвленная система общественного призрения и социальной помощи. Направления этой помощи были разнообразными - это и бесплатное медицинское обеспечение, и детское призрение, и забота о старости, и призрение неимущих из числа разных слоев общества и другие. В организации ее принимали участие правительство, государственные, общественные учреждения и организации, включая благотворительные, как в центре, так и на местах. Особая роль возлагалась в этом на приказы общественного призрения, земские учреждения, духовное ведомство.

С религиозным чувством напрямую были связаны благотворительность и  пожертвования. 

Обязательность пожертвований  провозглашалась православием, а  для богатых эта обязанность  усугублялась по причине греховности богатства. Данная обязанность стала главной побудительной причиной расцвета купеческого меценатства. В этой деятельности проявлялась попытка совместить реальные жизненные дела и стремление к спасению души. 1 Были и другие причины: богатство и честолюбие, стремление выделиться, заслужить милости двора, жажда почестей и наград, льгот и привилегий. Это была именно та сфера, где дворянство могло получить общественное признание.

Однако кризис самодержавия и последующая  смена режима власти в стране, изменившие политический строй, повлекли отстранение Церкви от дел государства, а в последующем и отречение граждан Российского государства, поддерживающих указанные изменения и новый политический строй, от Церкви, вплоть до полного запрета самой веры, считая ее инакомыслием.  С указанными событиями до конца ХХ века деятельность Церкви, в том числе и социальная, были затруднены. После октября 1917 года Церкви запретили всякую социальную заботу. Ленинским декретом она была отделена от государства и школы. Храмы подвергались варварскому разрушению. Конфискации церковного имущества, разорение монастырей, убийства и высылки священнослужителей – это обычная практика того периода. Две войны, репрессии в 1928 и в 1934 годов нанесли Русской Церкви такой удар, от которого ей не удаётся оправиться и по настоящее время. Однако самым тяжким испытанием в условиях социальной изоляции стала невозможность проявлять благотворительность. Однако Русская Православная Церковь оставалась духовным пастырем в делах милосердия. В начале 20-х годов в России разразился страшный голод, унесший огромное число человеческих жизней. Советская власть была не в состоянии справиться с бедствием, а во многом и усугубляла его. Преследуемый и гонимый советской властью Святитель Тихон обращался к Христианам всего мира помочь россиянам, а также к приходам, уцелевшим от грабежа, с просьбой о пожертвовании церковных украшений, не имеющих обрядового предназначения в фонд помощи голодающим. В это время Русская Православная Церковь тратила на милосердно-благотворительную деятельность средств менее чем другие организации, фонды.

Информация о работе Социальное служение Русской Православной Церкви