Социальное служение Русской Православной Церкви

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

Развитие теории и практики социальной работы в России имеет долгую многовековую традицию. В связи с долгим становлением отечественной государственности одну из центральных ролей в социальной деятельности играла Русская Православная Церковь. В настоящее время в России продолжается восстановление института социальной работы, загубленного в годы правления социалистической доктрины, в связи с чем становится очевидной необходимость изучения и практического применения опыта религиозной социальной деятельности Русской Православной Церкви, которая с самого начала своего

Содержание

Введение 3
Глава 1. Социальное служение Русской Православной Церкви:
традиции и современность 7
Основные этапы становления и развития социального
служения Русской Православной Церкви 7
Социальное служение Русской Православной Церкви в
настоящее время (значение и перспективы дальнейшего развития) 14
Глава 2. Формы, методы и основные программы социального
служения Русской Православной Церкви 18
2.1. Основные формы и методы социального служения
Русской Православной Церкви 18
2.2. Основные программы социального служения Русской
Православной Церкви 23
2.3. Практическая реализация форм, методов и основных
программ социального служения Русской Православной Церкви на
примере Мурманской и Мончегорской Епархии 31
Заключение 38
Список использованной литературы 4

Работа содержит 1 файл

курсовая РПЦ соц работа.docx

— 78.06 Кб (Скачать)

Во время Великой Отечественной  войны Русская Православная Церковь не оставалась в стороне от общего дела борьбы с врагом, пробуждая патриотические чувства у верующих, призывая к исполнению священного долга перед родиной, сбору подаяний, средств для обороны.

После войны Русская Православная Церковь совместно с другими религиозными организациями активно участвовала в борьбе за мир. Немалые взносы были сделаны ею в советский фонд мира. Опыт миротворческого служения Русской Церкви общепризнан. Он укрепил ее международные связи как гуманитарного, так и экономического характера. Несмотря на то, что открытые нападки на Церковь, в силу ее заслуг перед страной прекратились, она, как и прежде, была вынуждена совмещать активную патриотическую позицию во внешней политике с социальным индифферентизмом внутри страны. Если отдаление Церкви от государства способствовало восстановлению ею автономии, то, с другой стороны, это же “отлучило” религию от благотворительности. Попытки Церкви стать полезной обществу разбивались о принцип: “Социализм можно построить и без Бога”.

Перестройка изменила отношение  официальной власти к неоднократным  заявлениям деятелей Церкви о желании  включиться в возрождающееся движение милосердия. Ответ на них ограничивался  включением духовенства в состав Советского фонда культуры, Детского фонда им. В.И. Ленина и т. д. Неудовлетворенность  возникшими на волне обновления форм благотворительности выражалось еще  и в том, что милосердие для  христианина, как сказано в Евангелии, не может быть абстрактным. Это любовь на деле. Священнослужители всё чаще высказывались против формального  отношения к средствам Церкви как к источнику финансирования общегосударственных социальных акций  и планов благотворительной работы глобального характера.

Одним из первых в 1991 году был образован  отдел по церковной благотворительности  и социальному служению Московского  Патриархата (ОЦБСС МП). Он призван  заниматься организацией, координированием и развитием социального служения на приходском, епархиальном и общецерковном  уровнях на канонической территории Русской Православной Церкви. Синодальный Отдел осуществляет взаимодействие с Министерством здравоохранения РФ, Министерством труда и социального развития РФ, Комиссией по вопросам гуманитарной и экономической помощи при Правительстве Российской Федерации, Комитетом по взаимодействию с религиозными организациями Правительства Москвы и рядом администраций субъектов РФ. Принятая в 1993 года Конституция Российской Федерации подтвердила отделение религиозных объединений от государства, но уже на фоне всеобщего признания роли Церквей в процессе обновления.

 Главным результатом работы комиссии явилось подписанное Святейшим Патриархом Алексием и Министром здравоохранения РФ Ю.Л. Шевченко нового Соглашения о сотрудничестве между Минздравом РФ и Московской Патриархией. В данном Соглашении, подписанном 5 марта 2003 года, обозначены основные направления, формы и методы взаимодействия лечебных учреждений и канонических подразделений Русской Православной Церкви. Кроме того, благодаря усилиям и работе членов Комиссии были достигнуты следующие результаты:

- Подготовлено принятое 11 августа 2003 года Постановление Правительства Российской Федерации № 485 «О перечне социальных показаний для искусственного прерывания беременности». Данным Постановлением Правительства РФ существенно сокращен список социальных показаний для искусственного прерывания беременности.

- В рамках деятельности Комиссии создана рабочая группа по изучению опыта взаимодействия медицинских и религиозных организаций в сфере оказания помощи лицам, страдающим алкоголизмом и наркоманией.

Таким образом, можно сделать вывод, что процесс становления социального служения Русской Православной Церкви - явление длительного характера, который исторически незавершен и должным образом не оформлен. Складывающаяся парадигма помощи нуждающимся представляет собой сложную совокупность исторических форм защиты и поддержки, традиций и обычаев социального служения, а также законов и индивидуальных инициатив, действий и поступков.1 Однако, на наш взгляд, церковная система помощи в настоящее время, как и в конце XIX века, возвращается к своим исконным традициям, когда призрение осуществляется через монастыри и приходы, где предоставляется комплекс социальных услуг: обучение, лечение, воспитание, вспомоществование, предоставление приюта.

    1. Социальное служение Русской Православной Церкви в настоящее время (значение и перспективы дальнейшего развития).

В невероятно трудных условиях Русской Православной Церкви приходилось и в настоящее время приходится совершать свой путь, восстанавливая в полном объеме исконно присущие ей формы служения, одной из которых является благотворительность. Данная сфера церковного свидетельства многопланова и многогранна: оказание материальной помощи; социально-медицинский патронаж в домах ребенка, больницах и хосписах; социальная работа с престарелыми, осужденными, наркоманами и алкоголиками; оказание помощи мигрантам и жертвам стихийных бедствий. Традиционно данные направления диаконического служения Русской Православной Церкви осуществляются на уровне приходов, монастырей и епархий. Церковная благотворительность сегодня имеет более сложную структуру, в которую входят и многопрофильные благотворительные учреждения, организации и фонды, которые оказывают социальную помощь по многим направлениям – от материальной до психолого-педагогической. Часто люди сталкиваются с такими проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни члены их семей, ни друзья, ни соседи, ни даже доброжелательные чиновники. Эти проблемы призваны решать, и решают церковно- и священнослужители, а также церковные социальные работники. Помимо человеческого и психологического факторов, здесь важно учесть то принципиальное отличие церковной благотворительности от социальной работы, осуществляемой государством и общественными организациями, которое касается мотивации: в Православии - милосердие — это не жалость, это образ жизни целого церковного организма, в котором отсутствуют прагматические критерии.1

В настоящее время наряду с государственной  системой социальной защиты дошкольников и школьников (детскими садами, яслями, детскими домами и интернатами, коррекционными школами) существует исторически закрепленная система социальной защиты подрастающего  поколения. В ее структуру входят приходские и монастырские приюты, ремесленные и воскресные школы, культурно-образовательные учреждения, профильные учебные заведения.

В настоящее время во многих епархиях сироты получают кров, воспитание и  образование в десятках приходских и монастырских приютах. Богатый  опыт в этой сфере социальной работы накоплен в Белгородской, Владимирской, Иваново-Вознесенской, Костромской, Минской, Московской, Оренбургской, Санкт-Петербургской  и Ярославской епархиях. Широкую  известность получила деятельность целого ряда детских приютов Москвы и Хотьковского Покровского монастыря.

В течение столетий Церковь поддерживала и опекала престарелых и инвалидов. Традиционной формой социального попечительства над пожилыми людьми, не способными в полной мере осуществлять свои права  и выполнять свои обязанности  по состоянию здоровья, является функционирование системы богаделен и патронажных  служб.

Многие из вынужденных переселенцев обращаются за помощью в Отдел  по церковной благотворительности  и социальному служению Московского  Патриархата. С каждым из них проводится беседа. Как правило, проблемы мигрантов  связаны с изменениями физического  и психологического здоровья; снижением  уровня профессиональной активности; трудоустройством; потерей права  на такой жизненный уровень, включая  пищу, одежду, жилье, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния.

Оказание гуманитарной помощи организациям беженцев — «Общий дом», Российский фонд помощи беженцам «Соотечественники», «Патриотический союз женщин» —  еще одно направление деятельности Отдела по церковной благотворительности  и социальному служению Московского  Патриархата.

Взаимодействие с епархиями и реализация межъепархиальных проектов – приоритетное направление в деятельности Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата. Данного рода работа проводится по нескольким направлениям:

1. Проведение межъепархиальных  семинаров по подготовке церковных  социальных работников. В данных  встречах, посвященных распределению  гуманитарной помощи, работе с  мигрантами, подготовке сестер милосердия, организации патронажа и богаделен,  уходу за ранеными солдатами,  функционированию церковных детских  приютов, охране материнства и  детства, системе безопасности  церковных социальных учреждений  принимают участие представители  41 епархии.

2. Второе направление - это посещение  епархий с целью ознакомления  с проводимой на епархиальном  уровне благотворительной деятельностью  и оказания консультативной помощи  в деле социального служения.

3. Еще одно направление - это  оказание консультативно-методической  помощи руководителям и сотрудникам  епархиальных отделов по благотворительности. 

4. Распределение продуктовой и  вещевой помощи через епархиальные  структуры - четвертое направление  в работе по взаимодействию  Отдела по церковной благотворительности  Московского патриархата с епархиями.

Ежедневно в Отделе по церковной  благотворительности и социальному  служению Московского Патриархата  осуществляется первичный социальный прием нуждающихся, которым, по возможности, оказывается справочно-информационная, консультативная, психологическая и разовая материальная помощь

Социальная деятельность Отдела по церковной благотворительности  и социальному служению Московского  Патриархата проявляется и в  следующей форме: акции милосердия, благотворительные вечера и концерты, пасхальные праздники и рождественские елки. Вышеуказанные благотворительные  мероприятия, адресованы детям-сиротам, инвалидам, членам многодетных семей, престарелым, ветеранам, пациентам  лечебных учреждений, заключенным.

Социальная деятельность Русской  Православной Церкви относится к  одному из особых видов деятельности, так как  его специфика заключается, прежде всего, в том, что цель социальной работы - содействие людям в благоуспешном разрешении их жизненных проблем. Сюда следует отнести любые затруднения и противоречия в жизни человека, которые не могут быть решены привычными для него способами и требуют поиска новых путей, методов и средств. Попадая в затруднительное (физическое, материальное или психологическое) положение, человек стремится выйти из него, ему важно обрести равновесие с самим собой и окружающим его миром. Данного рода мотивация движет человеком, когда он, зачастую, будучи не церковным, идет в храм, ту или иную церковную структуру. Каждый человек с его нуждами и проблемами ставит перед пастырем, перед Священноначалием и народом Божиим новые задачи, стремление решить которые заставляет вести социальную работу по самым разным направлениям.1 Из этого следует вывод, что основные направления работы благотворительных учреждений являются ответом на нужды людей, на вызовы времени. Милосердие — это состояние, когда милосердным человек становится не во имя себя или даже другого, не из-за почета и уважения, а ради Христа.1 Данная идея является основополагающей процесса возрождения и развития церковной благотворительности.

В настоящее время Русская  Православная Церковь несёт большое социальное служение, но, к сожалению, на наш взгляд, она не имеет больших возможностей и прав. Церковь почти вне закона, и всё-таки она пытается в союзе с предпринимателями помогать бедным в их делах и скорбях. Всегда были бедные, и всегда были богатые. Богатство дано Богом человеку для того, чтобы он помогал бедным. А бедный для того и беден, чтобы помогать богатым совершать дела милосердия.2

Глава 2. Формы, методы и основные программы социального служения Русской Православной Церкви.

2.1. Основные формы и  методы социального служения  Русской Православной Церкви.

В период с 07.07.2011 года по 09.07.2011 года был проведен первый съезд глав епархиальных отделов по социальному  служению, духовников и старших сестер сестричеств милосердия. Данный съезд  был проведен Синодальным отделом  по церковной благотворительности  и социальному служению по поручению  Архиерейского собора 2011 года Съезд  собрал более 300 человек из 92 епархий  Московского Патриархата в России, Белоруссии, Украине, Казахстане, Латвии, Эстонии, Франции, Литве, Узбекистане. В ходе проведения съезда Святейший  Патриарх обратился к его участникам со словами напутствия и подчеркнул, что социальное служение - это одно из самых важных дел Церкви.

Входе проведения вышеуказанного съезда его участниками были определены  следующие принципы церковной социальной деятельности, а именно: «социальное служение Церкви основано на оказании помощи конкретному страдающему человеку, на индивидуальном подходе к нуждающимся, а также на понимании того, что в каждом человеке, даже самом опустившемся, сохраняется образ Божий. Поэтому во многих сферах социального служения Церковь сегодня имеет уникальный опыт. При этом задача церковной социальной работы — не дублировать функции государства, ее главная цель — духовная: ее участники призваны научиться любви. Дела милосердия спасительны: милосердное служение помогает человеку обрести любовь, а вместе с ней — самоотверженность, кротость, долготерпение, смиренномудрие и другие христианские добродетели».1

Участники съезда, обсудив  перспективы церковного социального  служения, установили важнейшие направления его развития и внесли ряд практических предложений:

1. Одним из основных направлений православного социального служения должна стать поддержка семьи. Основными методами при помощи которых будет реализовываться данное направления являются: создание епархиальных центров защиты материнства, которые оказывали бы практическую помощь одиноким будущим матерям, проблемным и неполным семьям, поддержка многодетных семей. Установлено, что необходимо разработать в каждой епархии программу помощи многодетным семьям прихожан.

Информация о работе Социальное служение Русской Православной Церкви