Содержание письма

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 16:37, реферат

Описание работы

Итак, вы заинтересовались возможностью быстрого, качествен­ного, легкого - насколько это вообще возможно - написания вашей диссертации, диплома, курсовой или любой другой академической работы, которая, как вам кажется, испортит вам немало крови.
Сейчас трудно найти какие-либо справочники, пособия, пакеты документов (кроме, конечно, весьма сухих и кратких методичек, со­ставленных в вашем же вузе), посвященных тому, как облегчить ваш труд, а порой даже свести его на нет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ДЛЯ КОГО ПРЕДНАЗНАЧЕНА ЭТА КНИГА И ЧЕМ ОНА ХОРОША
1. КАК ПИСАТЬ ЛЮБЫЕ РАБОТЫ
2. С ЧЕГО НАДО НАЧИНАТЬ
2.1. ТЕМА РАБОТЫ
2.2. УТВЕРЖДЕНИЕ ТЕМЫ
3. ОТКУДА И КАК БРАТЬ ЛИТЕРАТУРУ
3.1. КАК ПОПЫТАТЬСЯ ОБОЙТИСЬ БЕЗ БИБЛИОТЕК
3.2. КАК ОБРАЩАТЬСЯ С БИБЛИОТЕКАМИ
4. ОТКУДА И КАК МОЖНО СПИСЫВАТЬ
4.1. КАКИЕ БЫВАЮТ РАБОТЫ
4.2. КАКИЕ БЫВАЮТ КНИГИ
4.3. КАКИЕ ЕСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
4.4. КАКИЕ БЫВАЮТ ПРЕПОДАВАТЕЛИ
5. ЧТО МОЖНО И НУЖНО ДЕЛАТЬ С ТЕКСТОМ, ИЛИ КАК ДОВЕСТИ РАБОТУ "ДО УМА"
5.1. КАК РЕДАКТИРОВАТЬ
5.2. КАК ОФОРМИТЬ
6. КАК СДЕЛАТЬ РАБОТУ ЗА ТРИ ДНЯ
7. ЕСЛИ ВСЕ-ТАКИ НЕ ПИШЕТСЯ
8. КАК СДАВАТЬ ЭКЗАМЕНЫ В НОЛЯХ
1. БОРЬБА С СОБОЙ
2. БОРЬБА С ЭКЗАМЕНАТОРОМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

ПИСЬМЕ~1.DOC

— 588.00 Кб (Скачать)


 

ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ.

ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ВСЕХ, КТО ПИШЕТ ДИПЛОМНЫЕ, КУРСОВЫЕ, КОНТРОЛЬНЫЕ, ДОКЛАДЫ, РЕФЕРАТЫ, ДИССЕРТАЦИИ

2003

Степаненко С. Е. Письменные работы в вузах. Практическое руководство для всех, кто пишет дипломные, курсовые, контроль­ные, доклады, рефераты, диссертации. – 5-е изд. – М., Бэст, – 2003. Электронное издание.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ДЛЯ КОГО ПРЕДНАЗНАЧЕНА ЭТА КНИГА И ЧЕМ ОНА ХОРОША

1. КАК ПИСАТЬ ЛЮБЫЕ РАБОТЫ

2. С ЧЕГО НАДО НАЧИНАТЬ

2.1. ТЕМА РАБОТЫ

2.2. УТВЕРЖДЕНИЕ ТЕМЫ

3. ОТКУДА И КАК БРАТЬ ЛИТЕРАТУРУ

3.1. КАК ПОПЫТАТЬСЯ ОБОЙТИСЬ БЕЗ БИБЛИОТЕК

3.2. КАК ОБРАЩАТЬСЯ С БИБЛИОТЕКАМИ

4. ОТКУДА И КАК МОЖНО СПИСЫВАТЬ

4.1. КАКИЕ БЫВАЮТ РАБОТЫ

4.2. КАКИЕ БЫВАЮТ КНИГИ

4.3. КАКИЕ ЕСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ

4.4. КАКИЕ БЫВАЮТ ПРЕПОДАВАТЕЛИ

5. ЧТО МОЖНО И НУЖНО ДЕЛАТЬ С ТЕКСТОМ, ИЛИ КАК ДОВЕСТИ РАБОТУ "ДО УМА"             

5.1. КАК РЕДАКТИРОВАТЬ

5.2. КАК ОФОРМИТЬ

6. КАК СДЕЛАТЬ РАБОТУ ЗА ТРИ ДНЯ

7. ЕСЛИ ВСЕ-ТАКИ НЕ ПИШЕТСЯ

8. КАК СДАВАТЬ ЭКЗАМЕНЫ В НОЛЯХ

1. БОРЬБА С СОБОЙ

2. БОРЬБА С ЭКЗАМЕНАТОРОМ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ВВЕДЕНИЕ

ДЛЯ КОГО ПРЕДНАЗНАЧЕНА ЭТА КНИГА И ЧЕМ ОНА ХОРОША

 

Итак, вы заинтересовались возможностью быстрого, качествен­ного, легкого - насколько это вообще возможно - написания вашей диссертации, диплома, курсовой или любой другой академической работы, которая, как вам кажется, испортит вам немало крови.

Сейчас трудно найти какие-либо справочники, пособия, пакеты документов (кроме, конечно, весьма сухих и кратких методичек, со­ставленных в вашем же вузе), посвященных тому, как облегчить ваш труд, а порой даже свести его на нет.

Существует немало книг о том, как писать школьные сочинения, сдавать вступительные экзамены, как поступать абитуриенту в тех или иных проблемных ситуациях, а вот литературы о том, что делать сту­дентам и аспирантам, когда они сталкиваются с необходимым и не самым радостным этапом своей учебной деятельности, как ни стран­но, вы не найдете. Чем же хороша эта книга, кроме того, что она не имеет себе подобных, и чем она может вам помочь?

Во-первых, приведенные здесь сведения не являются теорети­ческими и абстрактными. Книга возникла из реального опыта авто­ра, семь лет успешно писавшего сотни рефератов, докладов, контроль­ных, курсовых, дипломов и диссертаций по всем гуманитарным дис­циплинам в такие московские вузы, как Московский государственный университет им. Ломоносова (МГУ), Университет международ­ных отношений (МГИМО), Российский университет дружбы наро­дов (РУДН), Московский педагогический государственный универ­ситет (МПГУ), Российский государственный гуманитарный универ­ситет (РГГУ), Институт стран Азии и Африки (ИСАА), Московскую юридическую академию (МГЮА), Московский экстерный государ­ственный университет (МЭГУ). В этой книге описаны проблемы, с которыми вы столкнетесь, и даны пути их реального решения. Общих рассуждении не будет: будут лишь советы, — что и как надо делать.

Во-вторых, в этой книге собрана и систематизирована вся необ­ходимая информация, связанная с написанием академических работ. Вы можете последовательно, шаг за шагом следуя рекомендациям, потратив на это минимум времени и сил.

В общем, эта книга предназначена для всех тех, кто сталкивается с необходимостью писать тексты для их проверки и оценки в акаде­мической системе, т. е. в системе, объединяющей в себе образование и науку. Каждый раз, когда возникает такая необходимость, перед сту­дентом или аспирантом встает совершенно новая задача, требующая, конечно, индивидуального подхода. Однако, как и во всем другом, здесь возможны обобщения, позволяющие выработать универсаль­ный подход, годный на все случаи академической жизни.

Представляемая здесь версия такого подхода опирается главным образом на опыт общения с общественными и гуманитарными дис­циплинами, однако может быть полезна и для «технарей», «естест­венников» и «точников», во-первых, потому, что им также часто при­ходится писать отчетные работы на социальные и гуманитарные темы, а во-вторых, потому, что и в их «точных» сферах существуют те же проблемы, решаемые теми же способами.

Следует обратить особое внимание на тот факт, что нижеследую­щие советы и указания будут полезны не только для «халявщиков», думающих только о том, как бы ничего не делать, но и для серьезных учащихся, стремящихся получить хорошее образование и любящих учиться.

Эти указания представляют собой, так сказать, комплексный ре­цепт того, как можно написать абсолютно любую работу быстро, ка­чественно, спокойно и без излишнего труда. Кем бы вы ни были, как бы вы ни относились к академическому процессу, все написанное в этой книге будет полезно вам, облегчит вашу жизнь и избавит вас от многих и многих неприятностей.

А как убедиться в том, что все это правда? Нет ничего проще. Достаточно лишь взглянуть на оглавление или бегло пролистать книгу, чтобы понять: вы держите в руках то, что вам нужно.

Удачи вам!

 

 

 

1. КАК ПИСАТЬ ЛЮБЫЕ РАБОТЫ

Прежде чем начать разговор о том, что следует предпринимать для написания той или иной письменной работы, сначала просто необ­ходимо определиться в своем отношении к той системе, в которой вы обучаетесь и действуете.

Развитие цивилизации требует огромных жертв. Вопиющим при­мером такой жертвы являются студенты и прочие учащиеся, стону­щие под прессом академической машины, выжимающей из них все соки и непрерывно требующей от них демонстрации своей увлечен­ности учебно-научным процессом в форме всевозможных отчетных письменных работ.

Студент (и иной учащийся) постоянно попадает в ситуацию, ког­да в экстремальных условиях своей жизни, под угрозой всевозмож­ных наказаний, в жестко ограниченные сроки он вынужден присту­пать к процессу писания чего-то такого, о чем он не имеет ни малей­шего представления и к чему вообще неизвестно как подступиться.

Так вот - из этой книжки вы узнаете, как всегда выходить из любой подобной ситуации с наименьшими потерями.

Страдания миллионов студентов, павших жертвами современной системы образования, не прошли даром — их горький опыт собран и обобщен, для того чтобы последующий подобный опыт был наиме­нее неприятным и наиболее безболезненным.

Прежде всего каждому следует знать, что бояться нечего, потому что эта пресловутая академическая машина уже давно пережила себя и пришла к саморазрушению. И каким бы смелым ни казалось по­добное утверждение, — оно подтверждается опытом.

Многие думают, что, чтобы написать какую-либо работу (особен­но, например, диплом), надо день и ночь сидеть в библиотеке и меся­цами в творческих муках рождать мысль, которую потом необходимо будет кропотливо оформлять научным стилем я робко подавать на суд строгих специалистов. Все это не так.

Не надо так думать и бояться писать что-либо по следующим при­чинам.

Во-первых, все у же написано. Сотни тысяч деятелей науки за всю ее историю уже так или иначе охватили все сферы, интерес к кото­рым может вменяться в обязанность учащемся. За редким исклю­чением, от вас никто и никогда не может потребовать сотворить что-то новое. Можно ставить сто против одного, что то, что от вас требу­ют написать, уже существует. Остается лишь это найти, списать, гра­мотно отредактировать и оформить.

Объективный опыт показывает, что девяносто процен­тов преподавателей и иных столпов современной академической ма­шины находятся в глубоком неведении относительно содержания сотен и тысяч текстов и исследований, даже непосредственно касаю­щихся их епархии. Опять же, за редкостным исключением, нынеш­ние преподаватели не в состоянии реально и объективно оценить вашу писанину. Почти нет тех, перед кем стоит испытывать страх и ради кого имеет смысл стараться. Они могут оценивать ваши старания, вашу прилежность, ваши манеры, вашу осведомленность об их до­стижениях, ваше почтение к ним, посещаемость вами их лекций и т. п., но не то, что вы написали, как самостоятельное проявление научной мысли. Большинство студентов приходит в свой вуз, как в храм науки, где они под руководством мудрых, благородных и опыт­ных ученых будут вести строгий и независимый поиск истины, тво­рить новые мысли и решать вековые проблемы. Ничего этого нет. А есть достаточно жестко организованное сообщество больных са­молюбии, вымещающих свою нереализованность на несчастных уче­никах. Вот это и следует учитывать тому, кому выпало горе писать отчетный труд под руководством какого-нибудь из современных де­ятелей науки (см. 4.4. «Какие бывают преподаватели»).

И наконец, развитие научной мысли (имеется в виду социальная и гуманитарная мысль), окончательно преодолев все условия для со­держательного обновления (ее содержание вообще уже невозможно контролировать ввиду неисчислимых трудов миллионов начетчиков и т. п.), привело к настолько детальной разработке формальных тре­бовании к академическим работам, что их написание регламентиро­вано чуть ли не для каждой страницы. Учащемуся уже почти не нуж­но думать, чтобы написать работу; он должен строжайшим образом следовать запросам своих академических учреждений - и никто к нему не придерется.

Таким образом, если вы будете не спать ночами, часами корпеть над научными томами, каждый день ходить в библиотеку, чтобы изу­чить великое научное наследие, каждьж день ловить своего препода­вателя, чтобы получить его бесценные указания, стараться, вклады­вать свою душу в научное творчество, дрожать в ожидании автори­тетных оценок ваших трудов, вы не добьетесь ничего, кроме неприят­ностей. Вы много потеряете, и вас никто не оценит. Поэтому бросьте все это и прочтите предлагаемую вам книгу — она облегчит вашу за­дачу и, возможно, ваши лучшие годы не будут так сильно омрачены придирчивыми домогательствами вашей alma mater.

Те, кто все же еще хочет (или может) позволить себе иллюзии по по­воду состояния и целей современного гуманитарного образования и стремится создать нечто, что составит гордость современной науки, сможет также найти в этой книге массу полезных практических сове­тов, позволяющих ему не зависеть от бесчисленных мелочей, кото­рые способны испортить жизнь кому угодно и отбить охоту к учебе даже у самых искренних любителей поучиться.

Итак, получив самое общее представление о том, где вы находи­тесь и с кем имеете дело, и столкнувшись с необходимостью зало­жить начало своей работе и написать что-либо, перед вами встает во­прос; с чего надо начинать?

Всякая беда лишь тогда касается человека, когда он о ней узнает. К сожалению, о том, что со студентом случилась беда и от него по­требовали что-то написать для проверки, сам студент часто узнает слишком поздно, когда времени на раздумья остается совсем мало. Поэтому действуйте как можно быстрее.

 

2. С ЧЕГО НАДО НАЧИНАТЬ

2.1. ТЕМА РАБОТЫ

2.2. УТВЕРЖДЕНИЕ ТЕМЫ

 

В принципе, нет такой работы, которую нельзя было написать за три-четыре дня (кроме, пожалуй, диссертаций, на которые может по­надобиться, скажем, неделя). Некоторым известным мне людям при­ходилось писать черновик диссертации в сто пятьдесят стандартных машинописных страниц и на незнакомую для них тему именно за этот срок. Надо только знать, как это сделать.

Если вы оказались в курсе о постигшем вас несчастье, постарай­тесь не ограничиваться знанием о самом этом факте и узнать как мож­но больше о том, что именно вас ждет и что от вас хочет ваш препода­ватель или научный руководитель.

Прежде всего необходимо выяснить тему работы.

 

2.1. ТЕМА РАБОТЫ

Незнание четкой формулировки темы работы часто приводит к самым плачевным последствиям. Люди тратят массу времени и сил, а в конце концов выясняется, что они писали не о том, что требова­лось. Поэтому приступать к работе можно тогда и только тогда, когда вы абсолютно ясно и отчетливо видите ее тему.

Первым делом попытайтесь не допустить, чтобы вас вынудили взять какую-то определенную тему.

Например, тему диссер­тации или диплома вы определяете самостоятельно и можете сделать это так, как вам удобно. Научный руководитель и кафедра могут ока­зывать на вас давление, с тем чтобы название вашей работы соответ­ствовало их вкусам. В этом случае следует пойти на компромисс: пре­тензии преподавателей достаточно мелочны и не идут дальше фор­мы, которую можно подправить, не изменяя содержания. Например, одна студентка писала диплом на тему о переходе Польши от социа­лизма к капитализму под названием «Крушение тоталитаризма и по­беда прогрессивных сил в Польше». На ее кафедре засели отчаянные коммунисты, и ей пообещали, что она не защитится. Тогда, по совету друзей, она переименовала свою работу следующим образом: «Роль социально-политических противоречий в современном кризисе польско­го общества». Тему благожелательно утвердили; содержание можно было оставить, хотя излагать его пришлось в идеологически нейтраль­ном тоне.

Темы менее серьезных работ (курсовые, рефераты, доклады и т.п.) формулировать самостоятельно студентам, как правило, не дают. Зато часто дают списки уже сформулированных (в самом общем виде) тем. Не допускайте, чтобы выбор из такого списка делал за вас препода­ватель. Сделайте это сами.

Конечно, при этом перед вами встанет проблема выбора, а вы можете не знать, чего именно вы хотите. Понятно, что нужно выби­рать тему, в которой вы наилучшим образом ориентируетесь, кото­рая наиболее вам близка, по которой вы уже что-то писали, читали, по которой существует необходимое количество литературы и т. п. Однако может быть и так, что ни одна из предложенных тем не гре­ет вашу душу. Здесь существует ряд универсальных критериев, про­веренных на опыте:

1) старайтесь выбрать тему, по которой не может быть много (или вообще не может быть) источников на иностранных языках (это, есте­ственно, не касается тех, для кого иностранные языки не проблема);

2) выбирайте тему как можно более общую, отвлеченную и тео­ретическую («глобальную») — такие темы наиболее безответственны, в наименьшей мере требуют чтения специальной литературы и, что самое важное, позволяют избежать проведения каких-либо эмпири­ческих исследований (это самое страшное и тяжелое в социологии, психологии, экономике и т. п.);

3) выбирайте тему, которая в наименьшей мере знакома тем лю­дям (или тому человеку), которые будут читать вашу работу, - это может существенно снизить энтузиазм проверяющих;

4) пишется работа другим человеком в той же группе или на той же ка­федре, - сравнение вам ни к чему;

5) выбирайте тему, которая идеологически нейтральна и, по воз­можности, не имеет отношения к современным научным дискуссиям.

Узнав тему работы, обязательно выясните, писал ли что-нибудь на эту же тему кто-либо из преподавателей вашего учебного заведе­ния. Если вы не знаете фамилии и специализацию ваших преподава­телей, то постарайтесь узнать их и проверить наличие соответствую­щих произведений по библиотечным каталогам. Обнаружение подоб­ных произведений поможет вам, во-первых, избежать списывания, в котором вас могут уличить люди, узнавшие собственный текст либо текст своего ближайшего коллеги, а во-вторых, включить в свой текст цитатку, которая будет несомненно приятна вашему преподавателю (кому же не приятно, когда его цитируют).

Информация о работе Содержание письма