Справочно-библиографическое обслуживание: традиции и новации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 18:40, дипломная работа

Описание работы

Цель. Выявления сущностной структуры и содержания справочно-библиографического обслуживания в библиотеках на материале СОУНБ им. В.Г. Белинского.
Задачи:
1. Анализ теории состояние современного отечественного СБО для выявления основных компонентов системы СБО;
2. Выявления новых направлений СБО, обусловленных развитием электронной среды, в частности, рассмотрение особенностей электронного СБО, описание особенностей онлайнового(виртуального) СБО удаленных пользователей;

Содержание

Глава 1. Справочно-библиографическое обслуживание: сущность, структура, свойства.
Введение……………………………………………………………………………..4
1.1 Возникновение и развитие справочно-библиографического обслуживания.8
1.2 Организация и ведение справочно-библиографического обслуживания…16
Глава 2 Инновации справочно-библиографического обслуживание
2.1 Электронное справочно-библиографического обслуживание ……………35
2.2 Онлайновое справочно-библиографического обслуживание……………..52
Заключение ……………………………………………………………………….75
Список используемой литературы………………………………………………78
Приложения………………………………………………………………………82
Приложение №1…………………………………………………………………..83
Приложение №2………………………………………………………………….85
Приложение №3………………………………………………………………….88

Работа содержит 1 файл

диплом вариант окончательный (Автосохраненный).docx

— 145.10 Кб (Скачать)

     Как и большинство библиотечных служб, онлайновая служба «Белинки» дает ответы на вопросы, связанные библиотеками, книжными фондами и с поиском  фактографической информации. И ею, как и другими, не рассматривается  вопросы, связанные с предоставление готовых рефератов и курсовых работ, с решением математических, химически  и прочих задач. В январе 2005 года в связи с  реконструкцией сайта  библиотеки служба временно прекратила принимать вопросы. Сейчас ВСС опять  возобновила принимать запросы.

     Виртуальная справка «Библиотечное дело» Свердловской областной  универсальной научной библиотеки им В.Г. Белинского работает на сайте библиотеки с октября 2002 года. Как видно из самого названия – это тематически-ориентированная справочная служба. Ее основная цель – предоставление консультаций библиотечным специалистам по вопросам профессиональной тематики, а также по вопросам, касающихся фондов и информационных ресурсов СОУНБ им. В.Г. Белинского.

     Общие положения о работе данной службы типичны для всех виртуальных  справочных служб России. Это общедоступность  и бесплатность, конфиденциальность информации о пользователях, оперативность  выполнения запросов. Получить ответ  может любой пользователь, обратившийся в службу, но приоритет отдается выполнению запросов из библиотек Свердловской области. Ежедневно служба принимает  до 5 вопросов, в выходные и праздничные  дни служба не работает.

     Как и во многих других библиотеках, для  выполнения запросов в первую очередь  используется традиционный справочно-поисковый  аппарат библиотеки, система электронных  каталогов СОУНБ им. В.Г. Белинского и крупнейших библиотек страны, ресурсы  Интернет, а также приобретаемые  библиотекой по подписке библиографические, реферативные и полнотекстовые базы данных. На вопросы отвечают специалисты  различных отделов библиотеки, в  целом работы службы координирует Справочно-библиографический  отдел.

     Вопрос  можно задать на сайте библиотеки через специальную веб-форму, содержащую следующие поля: имя, город/регион, адрес  электронной почты и вопрос в  свободной форме.

     Архив выполненных вопросов и ответов  доступен на сайте библиотеки. В  настоящее время в базе насчитывается  порядка 646 вопросов по различным аспектам библиотечного дела. Особо необходимо отметить возможность оставить комментарий  к ответу. Ведь при обычной организации  виртуальной справочной службы с  помощью веб-формы обратная связь  с пользователем затруднительна и практически невозможно, отследить, степень удовлетворенности пользователя полученным ответом. А благодаря  этой функции читатель может, поблагодарить за ответ, а так же уточнить свой запрос.

     Помимо  выполнения запросов пользователей  собственной виртуальной справочной службы «Библиотечной дело», СОУНБ  им. В.Г. Белинского участвует и в  корпоративного проекта ВСИС ПБ «1-я  Виртуальная справка». как и все  участники этого проекта, библиотека осуществляла выполнение запросов пользователей  Виртуальной справочно-информационной службы публичных библиотек, размещенной  на информационно-справочном портале  «library.ru» . в настоящее время СОУНБ участвует в проекте корпорации универсальных научных библиотек.

По мимо виртуальной справки библиотека выполняет Скорая справка по ICQ: Дежурный библиограф выдаст справку по фондам, каталогам, режиму работы, правилам пользования, мероприятиям в библиотеке. Через ICQ подбор литературы по теме не осуществляется. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Справочно-библиографическое  обслуживание справедливо относят  к наиболее сложным интеллектуальным видам библиотечного труда. Оно  требует высокой квалификации, соответствующей  организации информационных ресурсов библиотек. СБО, являясь одним из ведущих направлений библиографической  деятельности библиотеки, в современных  условиях приобретает приоритетное значение. Активная востребованность СБО обусловлена, во-первых, возросшими требованиями пользователей к полному  и оперативному удовлетворению их запросов; во-вторых, дефицитом документно-информационных ресурсов публичных и общественных библиотек; в-третьих, активным внедрением в СБО новых информационных технологий.

     Обобщая опыт работы библиотечных виртуальных  служб, можно придти к выводу, что  их создание дает возможность пользователям  независимо от возраста, уровня образования  и места проживания быстро и доступно получать нужную информацию. При этом библиотека раскрывает свои возможности, ресурсы, знания своих специалистов для пользователей сети Интернет. Действующие виртуальные справочно-информационные службы библиотек активно участвуют  в создание единого информационного  пространства. Они не являются конкурентами, а наоборот способствуют повышению  качества удовлетворения информационных потребностей и воспитанию информационной культуры современных пользователей.

     Виртуальное справочно-библиографическое и информационное обслуживание является одной и перспективных  и активно развивающихся форм обслуживания удаленных пользователей  в сетевой среде и распространению  во всех типах библиотек, включая  национальные.

     Наиболее  распространенным является организация  виртуального обслуживания в асинхронном  режиме (через электронную почту  или веб-форму на сайте библиотеки), которое все больше ориентируется  на обслуживание в режиме «скорой  справки», что предполагает передачу пользователям коротких ответов или перенаправление пользователей к сетевым ресурсам с готовой информацией. В то же время наблюдается тенденция к объединению библиотек для создания корпоративных интегрированных ВСС  с использованием комплексных технологических решений. Широко используется архивация и сохранение данных в режиме «вопрос-ответ» для формирования баз знаний для самостоятельного поиска информации, что обеспечивает двухуровневую организацию ВСО.

     Что же касается проблем, то на настоящей  момент одной из самых важных является проблема подготовки и переподготовки персонала. Это связано с тем, что сетевая среда изменяет роль и задачи библиотечных специалистов, требую от них новых навыков и  знаний.

       Нерешенными на данный момент  остаются проблемы выбора оптимальных  моделей обслуживания, обеспечения  качества обслуживания удаленных  пользователей, получение обратной  связи, внедрение стандартов, программно-технической  и финансовой поддержки реализуемых  проектов.

     В отечественных библиотеках ВСО  находится в стадии становления.

     Так же необходимо отметить недостаточную  освещенность темы виртуального обслуживания в целом и опыт работы российских виртуальных служб в частности  и профессиональной печати.

     То  незначительное (особенно по сравнению  с зарубежными) количество публикаций, посвященных данным вопросам не дают полной информации о состоянии проблемы в отечественных библиотеках.

     В настоящее время в отечественной  профессиональной печати публикуются  материалы описательного характера, раскрывающие деятельность виртуальной  справочной службы в отдельно взятой библиотеке.

     Теоретическая значимость работы состоит в том, что получила дальнейшее развитие проблема создания и развития виртуальных справочных служб в российских библиотеках.

     Практическая  значимость работы определяется тем, что содержащиеся в работе теоретические положения и практические материалы могут быть использованы при составлении плана-проекта виртуальной справочной службы в библиотеке.

     На  современном этапе СБО, как самостоятельное  направление деятельности библиотек, не теряет своей значимость, а, напротив, органично выстроившись в электронную среду, развивается в направлении дальнейшего обеспечения доступности всех видов информации, не зависимо от их степени свертывания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авдонина, Н. А. Фонд выполненных справок – важный элемент СБА / Н. А. Авдонина, Н. С. Масловская // Библиография. – 2008. – № 5. – С. 30 – 34.
  2. Авдонина, Н. А. Нам пишут – мы отвечаем : (об организации работы с письменной справкой) / Нина Алексеевна Авдонина, Надежда Сергеевна Масловская // Мир библиогр. – 2008. – № 4. – С. 24 – 26.
  3. Беркутова, Л. С. Проблемы сочетания традиционных и новых технологий в справочно-библиографическом обслуживании и информационном обслуживании читателей публичных библиотек / Л.С. Беркутова. – СПб.: ГУКИ, 2003. – 180с.
  4. Берестова, Т. Ф. Общедоступная муниципальная библиотека в едином информационном пространстве: науч.- метод. пособие / Т. Ф.  Берестова. – М.: Либерея- бибинформ, 2005. – 288с. – Библиогр. : с. 268 – 283. – (Библиотекарь и время. ХХI вкк).
  5. Брежнева, В.В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий / В. В. Брежнева, В. А. Минкина. – СПб.: Профессия, 2004. – 304с. – (Библиотека).
  6. Вершинин, М. И. Электронный каталог: проблемы и решения : учеб.-практ. пособие / М. И. Вершинин. – СПб.: Профессия, 2007. – 231 с. : ил. – (Серия «Библиотека»). – Библиогр. в конце глав.
  7. Волкова, Н. Главное направление – модернизация системы обслуживания / Н. Волкова // Библиотековедение. – 2008. – №2. – С. 12, 13.
  8. Вохрышева, М. Г. Библиографическая деятельность: структура и эффективность / М. Г. Вохрышева. – М.: Кн. Палата, 1989. – 199с.
  9. Гладкова, Н. В. Компьютеризация библиографической деятельности / Н. В. Гладкова // Библиография. – 2009. – №2. – С. 53 – 56.
  10. Гречихин, А. А. Общая библиография: учебник для вузов / А. А. Гречихин. – М.: МГУП, 2000. – 588 с.
  11. Губанова, Г. А. Современное знание СБО / Г. А. Губанова //
  12. Дворкина, М. Я. Сущность и структура библиотечно-информационной деятельности/ М. Я. Дворкина // Науч. и техн. б-ки. – 2008. – №5. – С. 5 – 21.
  13. Диомидова, Г. Н. Библиографоведение / Г. Н. Диомидова. – СПб.: Профессия, 2002. – 228с. – (Библиотека).
  14. Добрынина Н. Е. Рекомендательно-библиографическая деятельность: миссия, предназначение и роль / Н. Е. Добрынина // Библиография. – 2007. – № 1. – С. 28–37.
  15. Долматова, Е.Н. Использование интернет-ресурсов в справочно-библиографическом обслуживании / Е.Н. Долматова // Библиография. – 2006. – №3. – С. 68 – 70.
  16. Ефимова Е.А. Грани виртуальности / Е.А. Ефимова // Библиотечное дело. – 2008. – № 06 (72). – С 28-31
  17. Ельмикеева Н. И. Электронные информационные ресурсы в СБО / Н. И. Ельмикеева // Библиография. – 2007. – № 2. – С. 57 – 60.
  18. Ефременко Т. М. Быть или не быть: изучение использования каталогов и картотек в условиях автоматизации / Тамара Ефременко, Татьяна Хлусович // Библиотечное дело. – 2008. – № 19. – С. 41– 43.
  19. Жабко, Е. Д. Онлайновый доступ к внешним базам данных как вид справочно-библиографического обслуживания / Е.Д. Жабко // Науч. и техн. б-ки. – 1999. – №11. – С. 54 – 66.
  20. Жабко, Е. Д. Формирование ресурсной базы онлайнового справочно-библиографического обслуживания / Е. Д. Жабко // Науч. и техн. б-ки. – 2000. – №8. – С. 20 – 29.
  21. Керзум А. П. Библиография – технология, наука и творчество / А. П. Керзум // Библиография. – 2008. – № 5. – С. 35 – 38.
  22. Коготков, Д. Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, управление, технология: учебник/ Д. Я. Коготков. – СПб.: Профессия, 2003. – 304с.
  23. Коготков, Д.Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, технология, управление / Д.Я. Коготков. – СПб.: Профессия, 2002. – 528 с. – (Библиотека).
  24. Коршунов, О. П. Библиографоведение. Общий курс: учебник для вузов / О. П. Коршунов. – М.: Кн. палата, 1990. – 232с.
  25. Коршунов, О. П. Библиография: теория, методология, методика / О. П. Коршунов. – М.: Книга, 1986. – 287с. 
  26. Краева А. Г. Когнитивный потенциал систематического каталога библиотеки / А. Г. Краева // Библиография. – 2008. – № 5. – С. 84 – 87.
  27. Левин, Г. Л. Библиографический поиск: теоретический аспект / Г. Л. Левин // Библиотековедение. – 2000. – №4. – С. 47 – 50.
  28. Лойкова, А. М. Новые аспекты в справочно-библиографическом обслуживании / А. М. Лойкова // Науч. и техн. б-ки. – 2008.– №4. – С. 72-77.
  29. Матвеева, И. Ю. Библиотечная инноватика: учеб. пособие / И. Ю. Матвеева; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2010. – 127с.
  30. Матвеева, И. Ю. Школа инноватики в системе развития персонала библиотеки / И. Ю. Матвеева // Библ. технологии. – 2010. – №2. – С. 37- 41. 
  31. Моргенштерн, И. Г. Развитие СБО в отечественных библиотеках / И. Г. Моргенштерн // Историко-библиографические исследования. – 1994. – Вып. 4. – С. 65– 84.
  32. Моргенштерн, И.Г. Справочно-библиографическое обслуживание в библиотеках / И.Г. Моргенштерн. – науч.-практ. пособие. – М.: Либерия, 1999. – 79 с.
  33. Моргенштерн, И. Г. Общее библиографоведение / И. Г. Моргенштерн; ЧГАКИ. – СПб.: Профессия, 2006. – 208с. – (Библиотека).
  34. Моргенштерн И. Г. Справочно-библиографическое обслуживание: теория и практика / И.Г Моргенштерн; сост. Г. А. Губанова. – М.: Либерея-Бибинформ, 2011. – 176 с.
  35. Моргенштерн, И. Г. Виртуальная справочная служба: итоги и проблемы / И. Г. Моргенштерн // Библиография. – 2006. – №5. – С. 85 – 88.
  36. Нещерет, М. Ю. Виды ответов на запросы пользователей: учёт в СБО / М. Ю. Нещерет // Библиография. – 2009. – №4. – С. 47–54.
  37. Нещерет, М. Ю. Услуги в системе справочно-библиографического обслуживания Российской государственной библиотеки/ М .Ю. Нещерет // Библиотечное дело ХХI век. – 2006. – №1(11). – С.113–121.
  38. Нохрина В. А. Использование электронных библиотек в справочно-библиографическом обслуживании / В. А. Нохрина, Ю. В. Нохрин // Библиография. – 2008. – № 1. – С. 11–17.
  39. Отчет СОУНБ им. Белинского за 2010,- Екатеренбург,2010.- 32 с.
  40. Поручи поиск человеку: виртуальные справочные службы в современных библиотеках / Михнова И.Б. и др.- М. : ФАИР – ПРЕСС,2005.-304 с.- (Специальный издательский проект для библиотек).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ОБЩАЯ ПРОГРАММА (АЛГОРИТМ) ПОИСКА ПО РАЗОВЫМ ЗАПРОСАМ

     Общая программа (алгоритм) выполняется поэтапно и предусматривает:

    • информационную подготовку поиска (прием, регистрацию и анализ запроса, уточнение исходных данных, полную и по возможности точную формулировку темы и цели запроса, получение сведений о степени информированности читателя в интересующем его вопросе, о том, какие материалы уже были им
    • изучены до обращения в библиотеку, выявление наиболее существенных, устойчивых поисковых признаков, анализ собственного опыта по выполнению аналогичных или близких характеру справок и определение степени новизны данного запроса);
    • моделирование источников поиска (определение предполагаемых источников, соответствующих содержанию и цели запроса) так как чем конкретнее, Оке запрос, тем труднее ответить на него с помощью одного только СБА. В ряде случаев бывает необходимо обращение к различным изданиям — учебным, справочным, производственно-практическим и др., имеющимся в cpoiut-библиотеки);
    • выбор оптимального пути поиска (отбор среди предполагаемых источников тех, которые в наибольшей степени отвечают запросу, то есть, адекватны ему; при необходимости следует провести проверку и корректировку полученных данных);
    • реализацию поисковой программы (получение информации, отвечающей требованиям запроса). Если необходимо выдать письменный ответ, то составляют библиографический список по теме запроса или предоставляют распечатку из БД. Копии сложных библиографических справок, которые, по мнению библиографа (библиотекаря), могут оказаться востребованными другими читателями, хранятся в фонде выполненных справок;
    • при выполнении уточняющих библиографических и фактографических справок следует обязательно называть источник, содержащий требуемую информацию, что содействует повышению уровня библиографической грамотности читателей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Информация о работе Справочно-библиографическое обслуживание: традиции и новации