Сравнительный анализ иудаизма и христианства

Автор: a************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 08:53, контрольная работа

Описание работы

Христианство, одна из трёх мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет 3 основные ветви: католицизм, православие, протестантизм. Общий признак, объединяющий христианское вероисповедания и секты,— вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира, воплощение второго лица триединого божества.Xристианство возникло в 1 в. н. э. в вост. пров. Рим. империи (в Палестине).

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
Основная часть: «Сравнительный анализ иудаизма и христианства»
1.Христианство…………..……………………………………………...………4
2.Иудаизм……………………………………………………………….…………8
3.Иудейско-христианские отношения. Россия и Израиль.……….………11
Заключение……………………………………………...…………..………….13
Список используемой литературы………………………………………...…14

Работа содержит 1 файл

культурология..doc

— 64.00 Кб (Скачать)

Содержание: 
 

Введение………………………………………………………………………..…3

Основная часть: «Сравнительный анализ иудаизма и христианства»

1.Христианство…………..……………………………………………...………4

2.Иудаизм……………………………………………………………….…………8

3.Иудейско-христианские  отношения. Россия и Израиль.……….………11 

Заключение……………………………………………...…………..………….13 

Список используемой литературы………………………………………...…14

 

Введение. 

     Темой  данной контрольной работы является: «Иудейско-христианские отношения».

     Моя  задача при выполнении данной  контрольной работы состояла в том, чтобы рассмотреть эти две религии и провести сравнительный анализ иудаизма и христианства.

     Иудаизм,  монотеистическоя  религия с культом  бога Яхве. Возникла в 1-м тыс.  до н.э. в Палестине; распространена  среди евреев. Основные положения иудаизма собраны в Талмуде. Официальная религия государства Израиль.

     Христианство, одна из трёх  мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет 3 основные  ветви: католицизм, православие, протестантизм. Общий признак, объединяющий христианское вероисповедания и секты,— вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира, воплощение второго лица триединого божества.Xристианство возникло в 1 в. н. э. в вост. пров. Рим. империи (в Палестине).

         

    

   
 
 
 
 
 
 
 
 

Основная  часть.

1.Христианство. 

      Христианство является одной из наиболее распространенных и развитых религиозных систем мира. И хотя оно встречается на всех континентах, это прежде всего религия Запада.

Парадоксально, но эта самая западная религия своими корнями уходит в культуру Древнего Востока, откуда она черпала свой богатый мифо-поэтический и ритуально-догматический потенциал. Рассмотрим проблему происхождения христианства - еще одной мировой религии, появившейся после буддизма.

      Историки религии (Л.О. Васильев, Й. Келлер и др.) указывают на следующие условия возникновения христианства. Во-первых, оно появилось в достаточно развитом обществе, раздираемом множеством противоречий, и, следовательно, должно было предложить миллионам людей достаточно весомые способы разрешения этих противоречий. Во-вторых, ему следовало преодолеть этическую ограниченность, свойственную ранним религиозным системам, чтобы привлечь на свою сторону представителей самых различных сословий и групп. И наконец, новая религия должна была иметь высокий интеллектуальный уровень и аккумулировать в себе достижения существовавших до нее религиозных систем ближневосточно-средиземноморского региона.

       Удовлетворить всем этим условиям  было непросто, однако в ответ  на «вызов» эпохи на рубеже новой эры в антично-эллинистическом мире уже сформировались религиозные системы, удовлетворявшие названным выше требованиям. Среди них можно упомянуть иранский митраизм, получивший широкое распространение в Римской империи и повлиявший на последующее формирование христианства. Очевидно, при благоприятных условиях такой системой мог стать и неоплатонизм как религиозное осмысление платоновской философии. На эту роль могла претендовать и какая-либо из восточных религий при условии превращения ее в универсальную систему. Однако исторически судьба благоприятствовала победе христианства, впитавшего в себя многое из соперничавших с ним религиозных учений.

       Христианство как наднациональная  «вселенская» религиозная система возникло в условиях, когда почти весь ближневосточно-средиземноморский мир входил в мировую Римскую империю. Но первоначальные очаги этой религии возникли на периферии империи — в южной и юго-восточной части, где были весьма мощные пласты культурной традиции и где всегда сосредоточивались центры пересечения различных идейных и культурных влияний. Это было влияние и иудейских сект, и греко-римской философии, и религий Востока.

      В свое время иудаизм (по подсчетам специалистов, число его адептов исчислялось несколькими миллионами в Иудее и иудейских средиземноморских колониях) переживал глубокий кризис. В конечном счете он-то и привел к широкому распространению в умах поколений идеи о великом мессии, Христе, который пришел, не был узнан и понят, погиб, приняв на себя грехи людей, и, чудесным образом воскреснув, стал божественным спасителем человечества. Данная идея и была взята на вооружение в ранних иудео-христианских сектах, появившихся в самой Иудее и в ближайших к ней районах расселения евреев диаспоры.

       В конце I в. в христианские общины вливаются представители нееврейского населения и приносят с собой восточные культы и мистерии со своими божествами-спасителями — Осирисом, Таммузом, Адонисом, Аттисом, Дионисом. В эпоху разложения античных и восточных государств там развивались религиозные мистерии — зачатки религий, стремящихся к универсальности, ибо мистерии объединяли людей не по племенному или национальному признаку, а по вероисповеданию. Не менее существенно и то, что языческие мистерии были связаны с представлениями о загробной жизни, помогая индивиду улучшить свое положение в потустороннем мире. Это не что иное, как учение о спасении души. Наличие подобных культов на почве эллинизма благоприятствовало распространению иудаистского мессианизма. Из античных и восточных культов в христианство пришла идея непорочного зачатия Иисуса Христа девой Марией, причем корни верования о половой связи бога со смертной женщиной уходят в древний тотемизм.

       В христианство проникают элементы, явно заимствованные из языческих религий и культов. Христианское учение о смерти и воскресении бога отражает восточные культы умирающих и воскресающих богов. Та же христианская пасхальная обрядность повторяет известные обряды смерти и воскресения Аттиса; день Рождества Христова совпадает с празднованием в момент зимнего солнцестояния рождения Митры.

       Почитание христианской божьей  матери скопировано с культа  древнеегипетской Исиды; из древнеегипетской религии позаимствован целый ряд основополагающих идей — идея загробного суда, идея сотворения мира словом бога и др. В общем, включение языческих, неиудаистских элементов в учение и культ раннехристианских общин привело к существенным изменениям христианской догматики и обрядности.

       В христианстве, вобравшем в себя  немалое наследие предшествовавших религий и учений Востока и концепций эллинистического мира, выкристаллизовалось оригинальное миропонимание. Основная идея христианства — идея греха и спасения человека. Люди грешны перед богом, и именно это уравнивает их всех: греков и иудеев, римлян и варваров, рабов и свободных, богатых и бедных — все грешники, все «рабы божьи». Но могут ли люди очиститься от грехов, начиная с «первородного» греха Адама и Евы, который тяжелым камнем висит на человечестве? Могут, но только в том случае, если они осознают, что грешны, если направят свои помыслы в сторону очищения от грехов, если поверят в великого божественного спасителя, который был прислан богом на землю и принял на себя грехи человеческие. Иисус Христос мученической смертью своей искупил эти грехи и указал людям путь к спасению. Этот путь — вера в великого и единого в трех лицах бога: бога-отца, бога-сына (Иисус) и бога-«святого духа», образующих святую троицу, благочестивая жизнь, покаяние в грехах и надежда на царство небесное после смерти. Праведнику воздастся на том свете, любой бедняк и раб может попасть в рай, тогда как нечестивец и стяжатель попадет в ад, будет гореть в «геенне огненной». Кроме «того света», нечестивцам и грешникам грозит и «второе пришествие» Христа, за которым последует «страшный суд» здесь, на земле.

 

2.Иудаизм. 

       Религия евреев — иудаизм —  одна из немногих национальных религий древнего мира, сохранившаяся лишь с небольшими изменениями вплоть до наших дней. В общей истории религий иудаизм сыграл чрезвычайно большую роль, так как вошел весьма существенной частью в состав христианства и ислама — двух крупнейших современных мировых религий.

       Иудаизм называют иногда также  религией Моисея, Моисеевым законом  (англичане говорят даже «мозаизм»)  — по имени легендарного законодателя евреев.

      Естествен большой интерес к  этой религии. Огромно количество  посвященных ей сочинений. Но  с этой же особой ролью иудаизма  связана и большая трудность  в изучении его истории. В  странах Европы еврейская религиозная традиция, принятая в состав христианской традиции, долгое время считалась богооткровенной истиной, не подлежащей никакой критике. Многие свободомыслящие ученые поплатились жизнью за попытку усомниться в этой истине. Даже и сейчас для верующих евреев и христиан, особенно для католического и православного духовенства, основная священная книга евреев — Библия остается отнюдь не историческим, источником, а предметом веры и преклонения, непререкаемым авторитетом, книгой, написанной по вдохновению святого духа. Вплоть до наших дней для церковников и реакционной буржуазии защита Библии от критики является составной частью их борьбы против всяких прогрессивных идей. Это и понятно. Ведь Библия по сие время остается важнейшим идейным защитником классового эксплуататорского строя.

      С другой стороны, именно поэтому  всякая критика и феодально-крепостнического и позже капиталистического строя, исходившая от прогрессивных общественных кругов, неминуемо включала и включает в  себя также и критику Библии, а следовательно, еврейской религии. На этом поле вот уже более четырех веков идет ожесточенная борьба между силами прогресса и силами реакции. В ходе этой борьбы сложилась целая наука — библеистика.

      Основной источник изучения древнееврейской  религии — Библия. Других, независимых  от нее источников почти нет.  Библия — по-гречески означает «книги» (перевод еврейского соферим с тем же значением). Это не одно сочинение, а большое количество разных литературных произведений. Согласно традиции, они делятся на три большие группы.

      Прежде всего это книги закона (по-еврейски Тора), или так называемое «Пятикнижие Моисея»,— книги, составление которых приписывается легендарно-мифическому Моисею. Сюда входят: Бытие — рассказ о сотворении богом мира и человека, о жизни первых людей в раю, об их грехопадении и изгнании их из рая, о размножении человечества и его древнейшей истории, о всемирном потопе и о спасшемся от него Ное с семейством, о патриархах — родоначальниках еврейского народа — Аврааме, Исааке, Иакове, Иосифе с братьями, о поселении евреев в Египте; Исход — книга, которая повествует о жизни и деятельности законодателя евреев Моисея и об освобождении евреев из египетского плена, в ней содержатся знаменитые 10 заповедей бога (Исход. 20: 1—17) и другие религиозные предписания; Левит— религиозное законодательство; Числа — законодательство и история евреев после выхода из Египта и до завоевания Палестины («земли Ханаанской»); Второзаконие — религиозное законодательство. К Пятикнижию примыкает книга Иисуса Навина, содержащая в себе рассказ о завоевании евреями «земли Ханаанской» под предводительством Иисуса Навина.

       Вторую группу библейских книг  составляют «исторические» книги, или «писания»: это книга Судей, Руфь, четыре книги Царств (две книги Самуила и две книги Царей), две книги Паралипоменон (Хроник), книги Ездры, Неемии, Есфирь (Эсфирь), Иова, а также Псалтирь (Псалмы; книга религиозных гимнов, приписываемых царю Давиду), книга Притчей Соломоновых, Екклесиаст, книга Песни Песней.

Наконец, третья группа — это пророческие книги: пророков Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила и книги 12 так называемых «малых пророков»: Осии (Иосии), Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии.

        Все эти книги вместе христиане  называют Ветхим заветом (ветхозаветная  литература, в отличие от собственно христианских (евреями не признаваемых) книг Нового завета.

       Действительное происхождение всех  этих книг до сих пор окончательно  не установлено, хотя научная  критика сделала в этом отношении  очень много.

 

3.Иудейско-христианские отношения. Россия и Израиль.  

     Иудаизм  сосуществует с православием  на протяжении всего периода  существования последнего, от Византии  до тысячелетнего присутствия  христианства и еврейства в  Российской империи. Две религии  связаны интимной связью и  взаимопроникновением, окрашенным не только в мрачные тона, которые порой преобладали. В истории еврейско-православных соприкосновений есть и серьезные попытки понять друг друга, понять иудейские истоки христианства, и православия в частности, ведущего свою традицию служения непосредственно от того скрытого завесой веков периода, когда христианство вызревало среди духовных поисков еврейского народа на грани двух эр.

       Россия и Израиль сближаются  немало и тем, что обе страны  созданы как светские демократические общественные образования. Но каждое из государств покоится на глубокой исторической и национальной традиции, осмысляемой в религиозных терминах. Иудаизм, как впрочем и некоторые христианские и мусульманские деноминации, - национальная религия. Это проявляется в отождествлении понятий религии и народности и в тождестве для евреев слов "еврей" и "иудаист". Русский язык, да и то только в советский период, был единственным языком, выработавшим терминологическое различение между двумя этими словами. Это отражало несомненно глубокую секуляризацию всего российского общества, включая его еврейскую составляющую в первой половине еще текущего века. В иудаизме по определению религия считается национальной религией еврейского народа. Это выражается в отношении еврейской традиции к тому, кто сменил религию предков. Он считается ушедшим не только из иудаизма как религии, но и из еврейства как народа. Впрочем, преобладание этнического компонента над религиозным в самосознании советских евреев привело к появлению религиозной толерантности. Как следствие этого мы отмечаем заметное распространение христианства, в том числе и в его православной форме среди евреев в последние два десятилетия советской власти.

Информация о работе Сравнительный анализ иудаизма и христианства