Театр и драматургия в эпоху Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 23:34, курсовая работа

Описание работы

Эпоха Возрождения, период в истории культуры Западной и Центральной Европы XIV – XVI вв., основным содержанием которого было становление новой, «земной», светской по своей сути картины мира, кардинально отличной от средневековой. Новая картина мира нашла выражение в гуманизме, ведущем идейном течении эпохи, и натурфилософии, проявилась в искусстве и науке, претерпевших революционные изменения. Строительным материалом для здания новой культуры послужила античность, которая как бы «возрождалось» к новой жизни, – отсюда название эпохи – «Возрождение», или «Ренессанс» (на французский манер), данное ей впоследствии.

Содержание

1. Введение …………………………………………………………….………… 3 стр.
2. Сущность Ренессанса – гуманизм ………………………….….…………….. 4 стр.
3. Искусство эпохи Возрождения ………………………………………………. 5 стр.
4. Театр эпохи Возрождения ……………………………………………………. 8 стр.
4.1. Италия ………………………………………………………………… 8 стр.
4.2. Англия ……………………………………………………………….. 10 стр.
4.3. Испания ……………………………………………………………… 12 стр.
5. Искусство представления …………………………………………………… 15 стр.
6. Уильям Шекспир …………………………………………………………….. 19 стр.
7. Драматургия ………………………………………………………………….. 23 стр.
8. Заключение …………………………………………………………………... 26 стр.
9. Список литературы ………………………………………………………….. 31 стр.

Работа содержит 1 файл

Курсовая. ЛЕОНТЬЕВА.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

4.1 Италия.

    Принципы ренессансного искусства – и театра в том числе – закладывались в Италии. Обращение к идеалам античности в итальянском искусстве началось практически на несколько веков раньше, нежели в остальной Западной Европе – сначала в литературе, потом в изобразительном искусстве (XIII в. – Данте Алигьери; XIV в. – Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо; XV в. – Микеланджело Буонарроти и Рафаэль Санти). Для итальянцев Ренессанс стал возрождением своих собственных традиций, своего собственного культурного наследия.

    Однако история итальянского театрального Возрождения весьма парадоксальна: итальянский Ренессанс, с его непревзойдёнными шедеврами изобразительных искусств – живописи, скульптуры – не дал ни одного драматурга, равного по масштабам творчества Шекспиру (Англия), Лопе де Вега или Кальдерону (Испания). В культурологической и искусствоведческой литературе широко исследовались причины этого парадокса. Основными из них принято считать две – во многом взаимосвязанные.

    Первая объясняет это явление с точки зрения видовых особенностей театра. В основе театрального действа всегда лежит конфликт – принципиальная движущая сила театрального произведения, как пьесы, так и спектакля. Однако понятие конфликта само по себе противоречит мировоззренческим идеалам гармонии, мощно звучащим в итальянской литературе и изобразительном искусстве.

    Вторая причина основывается на принципах социального функционирования театрального искусства. Для его расцвета необходима некая идея, объединяющая разные слои общества, национальное самосознание, т. н. «широкий народный фон». Однако в XIV – XV вв. итальянцы чувствовали себя скорее гражданами отдельных городов, чем всей страны.

    И всё же здесь, именно в Италии, были заложены основы нового гуманистического театра: возрождены комедия, трагедия, пастораль; создана опера; построены первые театральные здания; разработаны принципы профессионального сценического и площадного театра, дан толчок к теоретическому осмыслению драматургических канонов.

    Развитие ренессансного итальянского театра в основном шло по двум линиям: «учёной комедии» – la commedia erudite (к этой же линии с некоторой натяжкой можно отнести и литературную трагедию) и народного импровизационного театра – Комедия дель арте, оказавшей огромное влияние на развитие всего мирового театрального искусства.

    Итальянская «учёная комедия», к созданию которой обращались крупные писатели и мыслители XV – XVI вв. (Лудовико Ариосто, Никколо Макиавелли, Пьетро Аретино, Джордано Бруно), представляла собой преимущественно догматические перепевы античных сюжетов и была рассчитана скорее на академический интерес узкого круга учёных и просветителей. Те же тенденции свойственны и итальянской ренессансной трагедии (Джан-Джорджо Триссино, Джованни Ручеллан, Луиджи Аламанка, Торквато Тассо и др.). К концу XVI в. развитие итальянской ренессансной комедии и трагедии практически завершилось. Зато к этому времени окреп и получил большую популярность третий жанр итальянской драматургии – пастораль7.

    Самой же яркой страницей итальянского Возрождения был тогда и остаётся импровизационный уличный театр масок – комедия дель арте8, по сути, сформировавший первый в истории профессиональный театр.

    Развитию всех жанров литературного театра итальянского Ренессанса сопутствовал перелом в мировой театральной архитектуре: разработка и практическое воплощение специальных театральных зданий нового типа, – «рангового» или «ярусного» театра. Отталкиваясь от принципов театральной архитектуры Витрувия (I в. до н. э.) итальянский архитектор-реформатор Себастьян Серлио в своей книге «Об архитектуре» (1545) создал общую концепцию театрального строительства, включающую в себя обустройство сцены и зрительного зала как гармонического целого. Здесь же намечены и новаторские принципы театрально-декорационного искусства, в том числе – создание живописных декораций с перспективой. Поиски Серлио в XVI – XVII вв. были продолжены архитекторами Андреа Палладио, Винченцо Скамоцци, Джованни-Баттиста Алеотти, Бернардо Буонталетти.  

4.2 Англия.

    В Англию Возрождение пришло поздно, но было изумительно мощным. При этом английский Ренессанс был именно театральным. Никогда – ни прежде, ни после – английское театральное искусство и европейский театр вообще не создавали подобных шедевров. Пиком английского ренессансного искусства стало творчество Шекспира, остающегося доныне самым репертуарным драматургом мирового театра. Именно в Шекспировском театре отразилась главная особенность английского Возрождения: не столько восстановление античных мотивов, сюжетов и схем, сколько выход на новый обобщающий философский уровень. Театр Шекспира стал универсальной, внеисторической моделью мироздания, где сосредоточились вечные проблемы взаимоотношения личности и общества. Кстати, этому в немалой степени способствовали и предельно условные постановочные принципы английского ренессансного театра: основной акцент переносился на смысловое содержание и на игру актёров. Это обусловливало мощный всплеск развития и драматургии, и актёрского искусства.

    Английский Ренессанс можно условно разделить на три этапа развития:

  • Первый – конец XV в. и первые три четверти XVI в. – начальный период формирования нового мировоззрения; в театре сопровождался переходом от средневекового моралите9 и интерлюдии10 к основным театральным жанрам – трагедии и комедии;
  • Второй – конец XVI в. и начало XVII в., до смерти Шекспира в 1616 г. – наивысший расцвет английского театра эпохи Возрождения;
  • Третий – от смерти Шекспира в 1616 г. до закрытия пуританскими властями театров в 1642 г. – знаменует кризис и упадок английского театра.

    Отсчёт английского театра Возрождения можно вести от любительских студенческих постановок Оксфорда и Кембриджа, где в конце XV – начале XVI вв. ставились спектакли на латинском языке. Поворот к профессионализму произошёл в конце 1580-х гг., когда в английскую драматургию практически одновременно вошёл целый ряд драматургов, получивших прозвище «университетские умы»: Роберт Грин, Кристофер Марло, Джон Лили, Томас Лодж, Джордж Пиль, Томас Кид. Почти все они имели университетские дипломы Оксфорда и Кембриджа.

    Пьесы «университетских умов», сформировав литературно-философскую концепцию утверждения индивидуальности, могущества человеческой личности, подготовили появление Уильяма Шекспира. Три этапа, на которые принято делить творчество Шекспира, предельно ярко отразили трансформацию общей идеологии Ренессанса – от торжествующе-ликующей веры в гармонию к усталому разочарованию.

    Четверть века, прошедшие после смерти Шекспира до парламентского запрета на все публичные представления в 1642 г., дала плеяду интересных драматургов, в творчестве которых продолжился кризис ренессансного мировоззрения. Наиболее яркие и интересные из них – Бен Джонсон, Джордж Чапмен, Джон Уэбстер, Фрэнсис Бомонт и Джон Флетчер. Однако к 1630 г. английский театр уже был совершенно непохож на театр-трибуну времён Шекспира. Блистательный период Ренессанса в Англии подошел к концу. 

4.3 Испания.

    Совершенно иначе история ренессансного театра развивается в Испании. Профессиональный театр здесь сформировался в XVI в., во времена движения Реконкиста (в буквальном переводе – «отвоевание»), ставящего своей целью освобождение страны от мавританского владычества, продолжавшегося около пяти веков, и возрождение национального самосознания.

    Реконкиста была не только освободительной, но и религиозной войной, которая велась с захватчиками-мусульманами под знаменем христианства. Торжество победившего католичества обусловило чрезвычайно длительный период существования в Испании средневекового религиозного театра, и его основного жанра – ауто, спектаклей, разыгрываемых на празднике Тела Христова. Ауто, наряду со светским театром, существовали в Испании до второй половины XVIII в.; их литературную обработку начал Лопе де Вега. Однако при этом ауто и ренессансный испанский театр существовали изолированно друг от друга, практически не поддаваясь взаимовлиянию. Эта «двойная жизнь» испанского театра в эпоху Возрождения очень интересно переплеталась и с судьбами драматургов.

    Испанская церковь, после победы Реконкисты провозгласив себя оплотом католичества в Европе, особенно непримиримо относилась к светскому театру. При этом чуть ли не все значительные драматурги этого времени рано или поздно принимали монашеский сан. Они одинаково успешно писали и ауто, и светские пьесы; собственно, то же самое они практиковали и в личной жизни: монашеский сан нисколько не мешал многочисленным бурным интригам и мирским соблазнам Лопе де Вега, Тирсо де Молина. Похоже, что плутовские сюжеты, которыми изобиловала испанская ренессансная драматургия, были знакомы её авторам отнюдь не понаслышке.

    Создателем светской драмы в Испании был Хуан дель Энсина, придворный поэт и композитор герцога Альбы. Первый спектакль с актёрами любителями из числа герцогской челяди Энсина поставил в 1492-ом – году победного завершения Реконкисты11.

    Свои пьесы в стихах Энсина называл эклогами, позаимствовав это название у Вергилия. Сохранились 14 эклог Энсины, из них шесть написаны на религиозные темы, остальные разрабатывают чисто светские, любовные сюжеты («О сильных ливнях», «Действо о потасовке», «Пласида и Виториано» и др.). Темы эклог и античные сюжеты были продолжены в работах последователя Энсины – Бартоломео Торрес Наварро («Диалог о рождестве», «Хасинта», «Солдатня», «Людская», «Акилана», «Именео» и др.). Наварро первый в Испании сделал попытку теоретического обоснования драматургии (предисловие к своему сборнику пьес Пропалладия).

    Однако настоящая история испанского ренессансного театра начинается с Лопе де Руэда, актёра, руководителя театральной труппы и драматурга. В его творчестве присутствуют две непересекающиеся жанровые линии: комедии, подражающие итальянской «учёной комедии» («Эуфемия», «Армелина», «Обманутые», «Медора» и др.), и фарсы, которые в Испании назывались пасос («Слуги», «Маска», «Гость», «Платить или не платить», «Честная потасовка», «Страна Хауха» и др.).    

    В комедиях Руэды действуют гранды, благородные отцы, нежные влюблённые; в пасос – самые демократические круги населения. Пасос Руэды – яркие комические жанровые зарисовки, написанные сочным и ярким языком.

    Следующий этап испанского ренессансного театра связан с именем Мигеля Сервантеса де Сааведра, автора великого «Дон Кихота».

    Драматургические опыты Сервантеса были более скромными, что, в частности, связано с противоречиями его теоретических воззрений с собственной практикой. Выступая в качестве приверженца канонов учёной драмы, на практике Сервантес разрушает эти каноны – и не только в комедиях, но и в драмах («Алжирские нравы», «Нумансия»), которые скорее представляют собой драматизированный эпос.

    Наибольший интерес представляют его забавные фарсовые интермедии, написанные живым остроумным языком («Судья по бракоразводным делам», «Вдовый мошенник», «Бдительный страж», «Бискаец-самозванец», «Театр чудес» и др.).

    Пик театра испанского Возрождения приходится на творчество Лопе де Вега, создавшего огромное количество пьес, разнообразных как по жанрам, так и по тематике. Однако большинство его пьес строятся по единой сюжетной схеме – воссоединение влюблённых, преодолевающих самые разные препятствия.

    В театроведении существует любопытная гипотеза, что драматургия Лопе де Вега сформирована по принципам комедии дель арте: бесконечные вариации единого сюжета.

    В его творчестве присутствуют две основных линии: т. н. «крестьянская», народная драма, высшим достижением которой стала пьеса «Фуэнте Овехуна»; и «комедия плаща и шпаги» («Учитель танцев», «Собака на сене», «Валенсианская вдова», «Девушка с кувшином», «Глупая для других и умная для себя» и др.). В обеих явственно чувствуются главные мотивы мировоззрения Ренессанса: жизнелюбие, стремление к гармонии, обостренное чувство достоинства, отвага, ум и изобретательность в достижении цели.

    Лопе де Вега создал целую школу драматургов, среди которых были Гильен де Кастро, Хуан Руис де Аларкон, Тирсо де Молина. В произведениях этих авторов уже намечается некоторый кризис идеалов Возрождения: возникает тенденция к восстановлению сословных различий; переосмысливается понятие личной свободы, которая может не только вести к всеобщему благу, но и оказаться разрушительной силой; усиливается религиозная направленность.

    Последним значительным драматургом испанского ренессансного театра был Дон Педро Кальдерон де ла Барка. В драматургии Кальдерона полностью трансформируется гармоничное мироощущение Ренессанса, здесь господствуют трагические мотивы неразрешимых противоречий, ясно ощутимые не только в поздних религиозно-символических и мифологических драмах, но и в ранних комедиях («Луис Перес», «Галисиец», «Дама-невидимка», «Стойкий принц», «С любовью не шутят», «Любовь после смерти», «Жизнь – это сон» и др.). Движитель сюжетов пьес Кальдерона – не свободная воля героев, но стечение обстоятельств, случай, рок, судьба.

    Так в XVII в. подошёл к концу один из самых интересных и значительных периодов истории театрального искусства Западной Европы – эпоха Возрождения. 

5. Искусство представления.

Информация о работе Театр и драматургия в эпоху Возрождения