Театральная жизнь современного Минска

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 12:31, реферат

Описание работы

Победа Октябрьской революции и установление Советской власти открыли широкие возможности для развития белорусского театра. Сейчас в Минске работают шесть профессиональных театров, которые представляют все виды театрального искусства: театр имени Янки Купалы, академический большой театр оперы и балета Белорусской ССР, государственный русский драматический театр Белорусской ССР имени М. Горького, государственный театр музыкальной комедии Белорусской ССР, Республиканский театр юного зрителя, государственный театр игрушек Белорусской ССР.
В республике созданы условия для подготовки кадров национального театра.
Театры Минска гастролируют не только по Беларуси, но и в другие республики Советского Союза.

Содержание

Введение
1. История Белорусского театра 3
2. Искусство Беларуси на современном этапе 13
Заключение 15
Список использованной литературы 17

Работа содержит 1 файл

Театральная жизнь современного Минска.docx

— 57.10 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

Белорусский национальный технический университет

Кафедра истории, мировой и отечественной  культуры 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

по истории  Беларуси

на тему: «Театральная жизнь современного Минска»

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент группы 112170

Строительного факультета БНТУ

Новик Владислав  Витальевич

Руководитель: канд. ист. наук,

доц. Беляев А.В. 
 
 
 
 
 
 
 

Минск, 2010

Оглавление 

Введение

1. История Белорусского театра                                                                                     3

2. Искусство  Беларуси на современном этапе                                                               13

Заключение                                                                                                                       15   

Список  использованной литературы                                                                            17

 

     Введение

    Победа  Октябрьской революции и установление Советской власти открыли широкие  возможности для развития белорусского театра. Сейчас в Минске работают шесть профессиональных театров, которые представляют все виды театрального искусства: театр имени Янки Купалы, академический большой театр оперы и балета Белорусской ССР, государственный русский драматический театр Белорусской ССР  имени М. Горького, государственный театр музыкальной комедии Белорусской ССР, Республиканский театр юного зрителя, государственный театр игрушек Белорусской ССР.

    В республике созданы условия для  подготовки кадров национального театра.

    Театры  Минска гастролируют не только по Беларуси, но и в другие республики Советского Союза.

    Театр имени Я. Купалы справедливо считается  лабораторией национальной драматургии.

    Его путь отмечен стремлением к искусству  глубоких мыслей, больших страстей, к выражению социальной темы. Коллектив театра стремится идти в ногу со временем, быстро отзываясь на все важные моменты жизни народа.

    Значительное  место в репертуаре занимали и  занимают спектакли по лучшим произведениям  русской классической и советской  драматургии. Театром были поставлены пьесы А. Островского, Л. Толстого, А. Чехова, М. Горького, Л. Леонова и др.

    Демократизация  общественной жизни позволила исчезнуть цензуре, способствовала взаимосвязям с зарубежными деятелями театрального искусства и вхождению белорусского театра в европейскую культуру. Так же проявились и те  сложные проблемы, которые встали перед деятелями культуры. Характерной особенностью театрального процесса стала очевидная утрата театром привелигированного  места в общественной и культурной жизни страны. Необходимо было не только определить роль и место театра в современном обществе, но и приоритетные направления его творчества. Впервые за последние десятилетия на обсуждения общественности были вынесены наиболее актуальные проблемы современного искусства.

    В современном театре особенно остро встает вопрос продолжения и развития реалистического направления в искусстве, которое изначально было характерно славянскому театру.

    Для понимания данных проблем необходимо разобраться с историей развития и становления Белорусского театра. 
 
 
 
 
 
 
 

    История белорусского театра.

    В самостоятельную отрасль науки  театроведение выделилось в начале XX столетия, когда в Беларуси были созданы профессиональные драматические театры, а также широкое развитие получило самодеятельное творчество. Однако в довоенный период исследований в области театра было немного, они имели фрагментарный, локальный характер. Систематическое изучение истории, теории и современного состояния театрального искусства началось в 1957 году вместе с организацией в ИИЭФ НАН Беларуси сектора театра и кино (с 1977 сектор, с 1986 отдел театра, с 1995 отдел театрального искусства).

    Театроведение – это наука, которая изучает  происхождение и развитие театра, его место и роль в обществе, современный театральный процесс. Исходя из того, что коммуникативная  цепочка театрального процесса состоит  из драматургии, сценического искусства, зрителя, театральной критики и театроведения, каждая из этих основных составляющих является предметом изучения соответствующих разделов науки о театре, которые в свою очередь имеют отдельные структурные подразделы. Это теория драмы, общая история и теория театра, режиссерское и актерское искусство, сценография, музыкальное оформление спектаклей, социология зрительской аудитории и восприятие зрителя, театральная критика, образование и педагогика, техника сцены, экономика и организация театрального дела и т. д.  Ведущие направления белорусского театроведения на всех этапах развития были обусловлены общим состоянием и требованиями национального театра, а также идеями и задачами государственной культурной политики в контексте отечественной истории.

    С момента создания отдел театрального искусства становится центром театроведческой науки и настоящей кузницей  научных кадров. Сотрудники отдела были всегда востребованы  и, защитив кандидатские  и докторские диссертации, часто переходили на службу в другие государственные учреждения. Так, доктор искусствоведения, профессор, заведующий отделом театрального искусства (с 1988) Р.Б.Смольский одновременно является ректором Белорусской государственной академии искусств. Эту же должность в 1984 – 1989 гг. занимал доктор искусствоведения, профессор А.В.Соболевский. В 1973 – 1975 гг. кандидат искусствоведения С.О.Петрович являлся заместителем  министра культуры Беларуси, а кандидат филологических наук О.К.Санников в 1971 – 1975 гг. был главным редактором репертуарно-редакционной коллегии Министерства культуры Беларуси. Доктор искусствоведения, профессор Г.И.Барышев в 1967 – 1973 гг. занимал должность заведующего редакции издательства БелСЭ, а кандидат искусствоведения А.А.Лобович  был заведующим  этого издания (1971 – 1979). Благодаря усилиям А.В.Соболевского в республике начал выходить журнал "Тэатральная творчасць”, главным редактором которого он был в 1991 – 1998 гг. На протяжении десятилетий эти ученые возглавляли разные кафедры в Белорусской академии искусств и Белорусском университете культуры и искусства. Кандидат искусствоведения В.Т.Халип в 1970 – 1973 гг. занимал должность инструктора отдела культуры в ЦК КПБ, а в 1973 – 1981 гг. являлся главным редактором Госкино БССР.

    Таким образом, состав сотрудников отдела постоянно обновлялся. В настоящее  время в нем работают: 2 доктора  искусствоведения, профессора Р.Б.Смольский  и А.В. Соболевский; 4 кандидата искусствоведения – Т.Е Гаробченко, А.А.Савицкая, В.Н.Ярмолинская, Л.Г.Климович; 2 младшие научные сотрудники – Е.В.Устинова и В.А.Грибайло.

    С первых дней существования отдела театрального искусства перед его сотрудниками возникла задача провести значительный  труд по формированию   архивных материалов, на основе которых начались научные исследования. Сразу же определились и их приоритетные направления: история белорусского театра, драматургия, творчество деятелей сцены. Большая заслуга в разработке вопросов истории белорусского театра принадлежит члену-корреспонденту  АН Беларуси, доктору искусствоведения, профессору В.И.Нефеду, который с небольшим перерывом  на протяжении тридцати лет (1957 – 1987 гг.) был заведующим отдела театра. В 1959 году им издана обобщающая работа «Беларускі тэатр: нарыс гісторыі”. Изучение театральной истории и практики было углублено в следующих работах В.И.Нефеда: “Тэатр у вогненныя гады” (1959), “Сучасны беларускі тэатр” (1961), “Становление белорусского  саветского  театра” (1965). За последние три книги в 1966 году В.Нефеду была присуждена  Государственная премия Беларуси. На основе предыдущих разработок автор в 1982 году издал учебное пособие для студентов творческих ВУЗов “Гісторыя беларускага тэатра”. Одновременно В.Нефед был в числе основателей Белорусского театрального общества (1946), а также Белорусского государственного театрально-художественного института (1945), в котором преподавал до 1990 г.

    Рядом с обобщающими трудами появляются монографии, посвященные отдельным, наиболее крупным коллективам республики: «Беларускі акадэмічны тэатр імя Янкі Купалы” (1970) и “Беларускі тэатр імя Якуба Коласа” (1976) В.Нефеда, “Дзіцячы тэатр БССР (1931-1941)” С.Петровича (1983), “Тэатра лялек Савецкай Беларусі” М.Колодинского (1976). Продолжается исследование исторического прошлого театрального искусства, анализируются его народные формы, деятельность профессиональных театров на территории Беларуси в дореволюционный период: “Беларускі народны тэатр батлейка” Г.Барышева и О.Санникова (1962), «Руский драматический театр в Белоруссии  XIX в.” Ю.А.Пашкина (1980), «Народны тэатр” (1983, составитель и автор вступительной статьи и комментариев М.Колодинский), “Школьны тэатр Беларусі XYI – XYIII стст.” (2000) С.М.Миско.

    Значительные  научные разработки позволили сотрудникам  отдела начать подготовку трехтомной (в 4-х книгах) “Гісторыі беларускага тэатра”. Авторский коллектив, куда вошли ведущие театроведы республики (А.В.Соболевский, Р.Б.Смольский, Г.И.Барышев, С.О.Петрович, Ю.А.Пашкин, К.Б.Кузнецова, М.А.Колодинский, Т.Е.Горобченко, Ю. М. Сохарь и др.), возглавил В.И.Нефед. В 1983 г. появился  в печати первый том, в 1985 – второй, в 1987 – третий. Выход многотомной “Гісторыі беларускага тэатра”, первого издания такого плана среди других искусствоведческих наук, стала значительным  событием в культурной жизни республики.

    Комплексно-системный  подход к изучению истории национального  театра помог авторам глубоко проанализировать и выявить место и значение сценического искусства в системе духовной культуры белорусского народа, его исключительную роль в процессе формирования белорусов как нации.  Авторский коллектив  исследовал и научно обосновал национальное своеобразие, многогранность форм и художественных стилей профессионального белорусского театра, скоморохов, народной драмы, батлейки, школьного и крепостного театров, любительского и первых начинаний  профессионального театра, авторы главное внимание придают обобщению опыта ведущих национальных коллективов – Театра имени Янки Купалы, Театра имени Якуба Колоса,  Труппы Владислава Голубка.  Рассматривается деятельность Театра юного зрителя, русского, польского, еврейского коллективов, театров рабочей молодежи, областных и колхозно-совхозных театров, а также театральной жизни Западной Беларуси. Таким образом, впервые в белорусском театроведении так широко исследуются полиэтнические  театральные культуры, их уникальное и необычайно плодотворное для национального сценического искусства взаимодействие и взаимообогащение.

    Особенностью  этого издания является научное  освещение отдельных «белых пятен» в истории театра. Так, достаточно полно подается деятельность репрессированных и позже реабилитированных режиссеров Ф.Ждановича и Вл. Голубка, Драматургов В.Сташевского и В.Шашелевича, актеров А.Криницы  и Е.Горобченко, критиков Б.Микулича, Т.Гартного и др. В многотомной истории всесторонне анализируется современная белорусская драматургия, состояние режиссуры, актерского искусства, репертуарная афиша театров. Научный анализ соединяется с образным обновлением художественной структуры спектаклей. Все это помогает не только  возобновить общую картину развития белорусского театра, но и выявить самобытность мастеров национальной сцены, проследить взаимосвязь творческих поколений, преемственность культурных сценических традиций. В «Гісторыі беларускага тэатра” впервые появились разделы, посвященные театральному образованию, критике и театроведению, самодеятельному творчеству, межнациональным театральным связям. В результате исследователи создают общую концепцию развития белорусского театрального искусства от истоков до средины 1980-х годов. Каждый том имеет подробный иллюстративный и справочный аппарат, который включает алфавитное перечисление фамилий драматургов и деятелей сцены, а также драматических произведений, поставленных в разное время в театрах Беларуси.

    Трехтомная  «Гісторыя беларускага тэатра” – работа, в значительной степени новаторская в отечественном искусствоведении, - стала итогом многолетней поисковой, научно-исследовательской работы белорусских ученых. Вместе с тем нельзя не отметить и определенную идеологизированность этого издания, некоторые просчеты, обусловленные противоречиями общественно-политического, социально-экономического и культурного развития страны в советский период истории. Поэтому сегодня перед сотрудниками отдела театрального искусства стоит необходимость создать учебные и методические пособия для студентов творческих ВУЗов, основанных на современных научных подходах и новых методологиях.

    В научной разработке проблем белорусской  драматургии и ее сценического воплощения первенство принадлежит А. Соболевскому. В его трудах «Беларуская савецкая драма” (кн. 1-2, 1969, 1972) на широком фоне литературного процесса анализируется художественный метод и индивидуальный  авторский стиль отдельных писателей, выявляется богатство их жанровых и тематических приоритетов. А в монографии «Беларуская драматургія ў тэатрах народаў СССР” (1972) автор исследует национальное драматургическое наследие в контексте сценической культуры не только белорусов, но и народов других национальностей. Безусловную научную ценность представляет и «Хрэстаматыя па гісторыі беларускага тэатра і драматургіі” в двух томах (1975), составление, редактирование текстов, вступительных статей  и комментарии А.Соболевского.

Информация о работе Театральная жизнь современного Минска