Титаны и шедевры культуры эпохи возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 16:06, реферат

Описание работы

Эпоха Возрождения имеет исключительное значение в развитии мировой культуры. В это время человек пришел к гармонии, к новому мировоззрению. Культура в это время обладает специфическими особенностями переходной эпохи от средневековья к новому времени. Это и гуманизм, и возрождение античных идеалов (откуда произошло название эпохи), и светский характер, и т.д.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Проторенессанс – подготовительный этап.........................................................4
Раннее Возрождение...........................................................................................6
Высокое Возрождение и его гении.......................................................................9
Поздний Ренессанс.................................................................................................13
Заключение..............................................................................................................16
Список использованной литературы...............

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 57.72 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Санкт-Петербургский  государственный университет 
 

Кафедра истории 
 
 

Дисциплина: Культурология 
 

Реферат 
 

ТИТАНЫ  И ШЕДЕВРЫ КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 
 
 
 

                    Студент группы 2 А III

                    А.С. Тесленко

                    Руководитель:

                    Канд.ист. наук, доцент

                    В.Ю.Жуков 
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Санкт-Петербург

2011 

   ОГЛАВЛЕНИЕ 

   Введение...................................................................................................................3

  1. Проторенессанс – подготовительный этап.........................................................4
  2. Раннее Возрождение...........................................................................................6
  3. Высокое Возрождение и его гении.......................................................................9
  4. Поздний Ренессанс.................................................................................................13

Заключение..............................................................................................................16

Список  использованной литературы....................................................................17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ВВЕДЕНИЕ 

   Эпоха Возрождения имеет исключительное значение в развитии мировой культуры. В это время человек пришел к гармонии, к новому мировоззрению. Культура  в это время обладает специфическими особенностями переходной эпохи от средневековья к новому времени. Это и гуманизм, и возрождение античных идеалов (откуда произошло название эпохи), и светский характер, и т.д.

   В наше время эта тема по-прежнему актуальна, так как гений человека никогда еще не достигал таких высот, такого мастерства и великолепия, как во время Ренессанса. В этот период создано огромное количество шедевров культуры. Цель данной работы – рассказать о наиболее значимых из них, а так же о людях, которые их создали и оставили свой след в истории человеческой культуры.

   Мне эта тема показалась наиболее значимой, поскольку Возрождение для меня – вершина художественной культуры, достигнутая величайшими мастерами. Ни в одно другое время человек  не смог соединить творчество и следование правилам с такой виртуозностью. Ни античность, ни современное искусство не могут выразить идею так, чтобы ею восхищались еще сотни лет.

   В разных странах культура Возрождения  имела особенности и прошла разные этапы становления и развития. Раньше всего Возрождение началось в Италии (XIV—XVI вв.). В других европейских  странах культура Возрождения зародилась позже и охватывает XV—XVII вв. Эпоху итальянского Возрождения подразделяют на три этапа:  Ранний Ренессанс  (триченто и кватроченто) —  середина XIV–XV в.; Высокий Ренессанс (чинквеченто) — до второй трети XVI в.; Поздний Ренессанс — вторая треть XVI — первая половина XVII в. Также есть подготовительный этап Возрождения – Проторенессанс, он охватывает период XIII — начала XIV в.

   Таким образом, можно рассмотреть шедевры  культуры Ренессанса с точки зрения принятой периодизации. 

   ПРОТОРЕНЕССАНС  – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП 

   Культура  Италии XII – XIV веков неоднозначна и сложна: сочетая органическую связь с общеевропейской средневековой культурой, в ней возникают совершенно новые черты, предвещающие развитие Ренессанса. Литература в период Проторенессанса ознаменовывается творчеством итальянского поэта-гуманиста Данте Алигьери. Что же касается живописи, скульптуры и архитектуры, то здесь творчество живописцев Джотто ди Бондоне, зодчего Арнольфо ди Камбио и скульптора Николло Пизано стали фундаментальным началом обновления искусства. 

   Данте Алигьери (1265–1321) — итальянский  поэт, создавший уже в раннем возрасте произведения различных жанров —  сонеты, канцоны, баллады, автобиографическую повесть, автор философских и политических трактатов («Пир», «О народной речи», «Послания»).

   Вершина творчества Данте — поэма «Божественная комедия» в трех частях («Ад», «Чистилище», «Рай»), изложенных в 100 песнях. Поэма получила всемирную известность, ее признали поэтической энциклопедией Средних веков. Поэма утверждает мощь человеческого разума, соравного божественному в постижении добра и зла, право человека на свободу волеизъявления. «Божественная комедия» — это прорыв из мрака ада в ослепительное сияние рая, из монашеского Средневековья — в жизнерадостную стихию Ренессанса. В ней предвосхищаются многие идеи, темы, образы мировой культуры нового времени. Поэма была выпущена в свет на итальянском языке, в то время когда такие произведения писались на латыни. Поэтому Данте вошел в историю как создатель итальянского литературного языка.1 

   Джотто ди Бондоне (1266/1267–1337) — один из основоположников искусства Проторенессанса. Рожденное в трудной и сложной борьбе с феодальным мировоззрением и принципами средневековой художественной культуры, его искусство заключало в себе ряд новых и смелых реформ, несмотря на то, что Джотто не выходил из круга традиционных, освященных веками религиозно-библейских тем. Именно этим художником были заложены основы для последующего развития реалистического искусства.

   Наиболее  известными произведениями Джотто являются фрески капеллы дель Арена в Падуе и церкви Санта-Кроче во Флоренции. В этих шедеврах отказался от плоскостного характера иконописных изображений в пользу трехмерности – этим он совершил поворот к реалистичному искусству.

   Джотто создал один из наиболее трогательных образов — образ Христа в сцене «Поцелуй Иуды» (фреска капеллы дель Арена в Падуе).2 Невероятную выразительность Джотто придает взглядам Христа и Иуды.  Выделяя эти два центральных персонажа  на передний план, перенося весь акцент на их душевное состояние, художник достигает в этой сцене максимальной драматической насыщенности действия. По своей образной глубине «Поцелуй Иуды» едва ли не лучшая фреска из всего цикла Капеллы дель Арена. 

   У истоков итальянского Проторенессанса  стоит работавший во второй половине XIII века в Пизе мастер Никколо Пизано (1220-1278) – основатель пизанской школы скульптуры. У него и его последователей рельеф скульптурных фигур был максимально приближен к формам живых людей. Он, несомненно, изучал скульптурное оформление позднеримских и раннехристианских саркофагов. Шестигранная мраморная кафедра (1260 г.), выполненная им для баптистерия в Пизе повлияла на ее дальнейшее формирование ренессансной культуры. По средневековой традиции, на стенках кафедры представлены рельефы на сюжеты из жизни Христа, между ними располагаются фигуры пророков и аллегорических добродетелей, однако, кафедра принадлежит уже новой эпохе. В скульптуре пизанской школы использование классической традиции, акцентировка объема, материальности и весомости фигуры,  предметов,  стремление внести в изображение религиозной сцены элементы  реального земного события создали основу для широкого обновления искусства.  

   Архитектура проторенессанса долго следовала средневековым традициям, но она тяготела к спокойным крупным формам, ровному свету, горизонтальным членениям архитектуры, широким поверхностям стен. Церковь Санта-Кроче, одна из самых больших во Флоренции, была начата Арнольфо ди Камбио в конце XIII в. Храм отличается широкими пролётами, единым светлым внутренним пространством, вместо сложных готических сводов в нём использовано деревянное потолочное перекрытие.

   Арнольфо ди Камбио (1240-1302) итальянский скульптор и архитектор, проявивший заинтересованность в античном наследии, добивался монументальной пластики образов. Он был одним из архитекторов собора Санта-Мария дель Фиоре во Флоренции, он задумал создать купол над алтарной частью храма, однако после его смерти строительство возобновилось только в период Раннего Возрождения. 

   РАННЕЕ  ВОЗРОЖДЕНИЕ 

   К периоду Раннего Ренессанса относится  литературное творчество Джованни Боккаччо. В изобразительном искусстве прославились Мазаччо и Сандро Боттичелли, в пластическом искусстве - скульптор Донателло, основоположником архитектуры Ренессанса стал Филиппо Брунеллески.3 

   Джованни  Бокаччо , выдающийс флорентийский литератор XIV века, поэт, ученый и, прежде всего, прозаик, создатель новоевропейской новеллы (небольшого рассказа с острой, стремительной фабулой) - автор знаменитейшего "Декамерона", что в переводе с греческого означает "Десять дней".

   Многие ученые видят в "Декамероне" такую же грандиозную идейно-эстетическую "сумму" средневековья, какой для XIV в. стала "Божественная комедия" Данте. Средневековые истории пересказаны автором по-своему, переосмыслены.  В "Декамероне" художественно последовательно проведено новое единство произведения, основанное на качественно новой системе нравственно-эстетических оценок реальности.

   В одной книге Боккаччо сумел собрать все добродетели и пороки человеческого рода. Никто до него, не знал так хорошо человеческого сердца, никто не обладал в такой степени той мощью комизма, которая может заставить людей смеяться над собственными слабостями и делает их мудрее и лучше на их собственный счет. 

   Художник  Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи, прозванный Мазаччо (1401—1428) по словам Вазари, «стремился изображать фигуры с большой живостью и величайшей непосредственностью наподобие действительности». Созданные им типы людей насыщены таким глубоким чувством материального бытия, что мы полностью ощущаем их силу, мужество и духовную выразительность.4

   Мазаччо принадлежит знаменитый цикл фресок капеллы Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине.   Перед живописцем стояла задача средствами линейной и воздушной перспективы построить пространство, разместить в нем мощные фигуры персонажей, правдиво изобразить их движения. Мазаччо справился с этой задачей и сумел передать психологическую глубину образов. Сюжеты росписей в основном посвящены истории апостола Петра. Самая известная композиция «Чудо со статиром». Композиция соединяет три разновременных эпизода, в которых трижды предстает апостол.

   Еще один шедевр Мазаччо – «Изгнание  из рая». Главное здесь - не библейский сюжет и внешние детали, а ощущение беспредельного человеческого отчаяния, которым охвачены Адам, закрывший лицо руками, и рыдающая Ева, с запавшими глазами и тёмным провалом искажённого криком рта. 

   Сандро Боттичелли (1445—1510), родился во Флоренции. Он учился живописи у Филиппе Липпи, посещал мастерскую знаменитого Верроккьо. Его имя стало известно благодаря картине «Поклонение волхвов», которая привлекла к себе внимание семьи Медичи. На картине были изображены три их поколения.  
   В своем искусстве художник, исключительно чуткий и искренний, прошел сложный и трагический путь творческих исканий — от поэтического восприятия мира в юности до болезненного пессимизма в зрелом возрасте.

   Самая известная картина Боттичелли –  «Рождение Венеры» стала прототипом ренессансной картины большого стиля  XVI века. Центральный образ картины -богиня Венера, рожденная из пены морской, подплывающая на раковине к берегу.5

   Приподнятость чувств на картине граничит с меланхолической  задумчивостью, рождая эмоциональную атмосферу, пронизанную светом. Все в композиции несет на себе отпечаток субъективного мира художника. Он дал остро личное истолкование строк древнегреческих поэтов, которые легли в основу сюжета картины.  

   Реформатор  итальянской скульптуры, Донателло (около 1386—1466), во Флоренции, Сиене, Риме, Падуе. С одной стороны, Донателло жаждал в искусстве жизненной правды. С другой, он придавал своим работам черты возвышенной героики. Эти качества проявились уже в ранних работах мастера — статуях святых, предназначенных для наружных ниш фасадов церкви Ор Сан - Микеле во Флоренции, и ветхозаветных пророков флорентийской кампанилы.

      В 1430 г. Донателло создал «Давида» первую обнажённую статую в итальянской скульптуре Возрождения. Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. Изображая Давида, Донателло, несомненно, исходил из античных образцов, но переработал их в духе своего времени. Задумчивый и спокойный Давид в пастушьей шляпе, затеняющей его лицо, попирает ногой голову Голиафа и словно не  
сознаёт ещё совершённого им подвига.

   Также Донателло выполнил в Падуе конную статую кондотьера Эразмо де Нарни, прозванного Гаттамелатой. Это один из первых ренессансных конных монументов. Спокойное достоинство разлито во всём облике Гаттамелаты, одетого в римские доспехи, с обнажённой на римский манер головой, которая является великолепным образцом портретного искусства. 

Информация о работе Титаны и шедевры культуры эпохи возрождения