Титаны и шедевры культуры эпохи возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 16:06, реферат

Описание работы

Эпоха Возрождения имеет исключительное значение в развитии мировой культуры. В это время человек пришел к гармонии, к новому мировоззрению. Культура в это время обладает специфическими особенностями переходной эпохи от средневековья к новому времени. Это и гуманизм, и возрождение античных идеалов (откуда произошло название эпохи), и светский характер, и т.д.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Проторенессанс – подготовительный этап.........................................................4
Раннее Возрождение...........................................................................................6
Высокое Возрождение и его гении.......................................................................9
Поздний Ренессанс.................................................................................................13
Заключение..............................................................................................................16
Список использованной литературы...............

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 57.72 Кб (Скачать)

   Филиппо Брунеллески (1377—1446)- родоначальник ренессансной архитектуры Италии, один из создателей научной теории перспективы (возводил постройки на основе точных математических расчётов). Он является пионером в создании новых архитектурных типов и жанров, будь то центрально-купольная композиция, базилика или палаццо. Он - первый представитель последовательного ордерного мышления, возникшего на почве нового, гуманистического мировоззрения.6

   Ранняя  постройка Брунеллеско - купол собораСанта-Мария дель Фьоре во Флоренции; это образец блестящего пластического и инженерного решения. Для перекрывания пролета в 42 метра без возведения лесов зодчий изобрёл необычайно сложную конструкцию : лёгкий пустотелый купол имел двойную оболочку и каркас из восьми рёбер, который опоясывали кольца.

   Вторая  знаменитая постройка Брунеллеско - Воспитательный дом во Флоренции. В этом доме весь нижний этаж оформлен в виде приветливой открытой лоджии — галереи. Тип лоджии с полукруглыми арками и широко расставленными тонкими колоннами стал прототипом утвердившихся позже внутренних дворов ренессансных палаццо. 

   ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ И  ЕГО ГЕНИИ 

   Высокий Ренессанс длился всего 30 лет. Этот период связан с именами трех генальных мастеров- Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти и Микеланджело Буонаротти. В их творчестве достигли вершины реалистические и гуманистические основы культуры Ренессанса.

   Среди представителей Возрождения по степени  одаренности и универсальности сравниться с Леонардо да Винчи (1452-1519) не может никто.7 В числе новаций Леонардо следует отметить особую манеру живописи, получившую название «сфумато», которая в сочетании с перспективой передавала глубину пространства.

   Одно  из известнейших его произведений –  фреска «Тайная вечеря». Изображена драматическая кульминация трапезы, когда Христос произнёс роковые слова: «Один из вас предаст меня». Они вызывают у апостолов гамму разнообразных чувств. Леонардо отказался от традиционного размещения Иуды по другую сторону стола, но предатель сразу узнаётся среди участников трапезы — по отпрянувшей назад фигуре, судорожному жесту руки, сжимающей кошель, зловещему затенённому профилю. Образ Христа — не только пространственный, колористический, но и духовный центр композиции.

   Портрет, известный как « Мона Лиза Джоконда», стал одним из самых прославленных произведений мировой живописи. Небольшой, окутанный воздушной дымкой портрет молодой женщины, сидящей на фоне голубовато-зелёного странного скалистого пейзажа, полон такой живой и нежной трепетности, что, по словам Вазари, в углублении шеи Моны Лизы можно видеть биение пульса.

   Творчество  Леонардо до Винчи неисчерпаемо. О  масштабе и уникальности его дарования  позволяют судить рисунки мастера, его записи,  составляющие 7 тысяч листов. С ними неразрывно связаны не только рукописи, посвящённые точным наукам, но и работы по теории искусства. В знаменитом «Трактате о живописи» и других его записях большое внимание уделено изучению человеческого тела, сведениям по анатомии, пропорциям, зависимости между движениями, мимикой и эмоциональным состоянием человека. Много места отдано проблемам светотени, объёмной моделировке, линейной и воздушной перспективе. 

   Вошел в историю мировой культуры великий  живописец Рафаэль Санти (1483 – 1520). Принято считать, что среди гениев Высокого Возрождения Рафаэль был главным носителем гармонии.

   Начало  его творчества связано с картиной «Мадонна Конестабиле», проникнутой изяществом и лиризмом. Образная концентрация здесь усилена как в самом действии — Мария и младенец Христос взаимно объединены тем, что взоры их обоих устремлены на книгу, — так и в композиции — в плавном обобщенном силуэте мадонны, в линиях фигуры младенца, следующих очертаниям картины, и, наконец, в том, что сама форма картины «Мадонна Конестабиле» с круглым обрамлением придает образному Замыслу характер особой завершенности.

   В истории искусства «Сикстинская Мадонна» Рафаэля - образ совершенной красоты. Эта большая алтарная картина изображает чудо явления Небесной Царицы, несущей людям своего Сына как искупительную жертву. В обрамлении зелёных занавесей на светлых облаках стоит Мария с Младенцем на руках. Взгляд её тёмных без блеска глаз устремлён мимо и как бы сквозь зрителя. В образе Христа, крупного красивого ребёнка, угадывается что-то напряжённое и провидческое. Художник достиг здесь редкого динамического равновесия: кажущаяся ясная простота, черты отвлечённой идеальности, божественность чуда и реальная весомость форм сплетаются, дополняют и обогащают друг друга.  «Здесь душа живописца, без всяких хитростей искусства, но с удивительною простотою и легкостью, передала холстине то чудо, которое во внутренности ее совершалось8,» - писал Жуковский о своих впечатлениях от картины Рафаэля. 

   Микеланджело  Буонарроти (1475— 1564)- величайший мастер Высокого Возрождения, создавший выдающиеся произведения скульптуры, живописи и архитектуры. Сам Микеланджело скульптуру ставил выше других искусств. Свои скульптуры он ваял из единой мраморной глыбы. Ваяние — это высекание путем откалывания и обтесывания камня. Статуи Микеланджело хранят свою каменную природу, у них монолитный объем. У его статуй нет свободно отведенных, отделенных от корпуса рук, в них преувеличенны бугры мускулов, толщина шеи; массивны окружности бедер.9

   Самое известное произведение первого  римского периода — «Пьета» в капелле собора Святого Петра. На коленях слишком юной для такого взрослого сына Марии распростёрто безжизненное тело Христа. Горе матери светло и возвышенно, лишь в жесте левой руки словно выплёскивается наружу душевное страдание.  
Еще более известная скульпутра Микеланджело – «Давид». Статуя достигает пяти с половиной метров высоты и олицетворяет безграничную мощь человека. Давид только готовится нанести противнику удар камнем, но уже ощущается, что это будущий победитель, полный сознания своей физической и духовной силы.

   Самое грандиозное произведение монументальной живописи Высокого Возрождения-роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане. В общей сложности написано несколько сотен фигур на пространстве 600 кв. метров: целый народ, целое поколение титанов, где есть и старики, и юные, и женщины, и младенцы. В этих фигурах Микеланджело развернул своего рода энциклопедию пластики, неистощимое разнообразие контрапостов и ракурсов. Это нечто вроде завещания всем будущим скульпторам.

   На  торцевой стене Сикстинской капеллы  Микеланджело написал знаменитую фреску «Страшный суд». На фоне холодного  неба множество фигур охвачено вихревым движением. Господствует трагическое  чувство мировой катастрофы. Справа неумолимым потоком низвергаются в ад грешники. Слева возносятся к небесам праведники. В центре высится могучая обнажённая фигура Христа, вершащего Суд. Работая в Сикстинской капелле, Микеланджело, несмотря на постоянные душевные смуты, подверженность недугам, совершил подвиг: он отказался от помощников и всю работу выполнил один, собственноручно.

    
В немецком Возрождении становится известен Альбрехт Дюрер (1471-1528).  Он — единственный мастер Северного Возрождения, который может быть сопоставлен с величайшими мастерами итальянского Возрождения.

   Первая  значительная работа Дюрера — серия  пейзажей, выполненных во время путешествия  в Италию. Это первые «чистые» пейзажи в истории европейского искусства. Одной из главных тем творчества Дюрера в 1500-х гг. становится поиск идеальных пропорций человеческого тела, секреты которых он ищет, рисуя обнаженные мужские и женские фигуры (Дюрер первым в Германии обратился к изучению обнаженной натуры), суммируя их в гравюре на меди «Адам и Ева» и одноименном большом живописном диптихе.

   Уникальность  Дюрера в том, что ведущее место  среди его ранних работ занимает автопортрет. Тяга к самопознанию получает развитие в трех первых живописных автопортретах, причем в последнем из них мастер изображен строго в фас, и его правильное лицо, обрамленное длинными волосами и небольшой бородой, напоминает об изображениях Христа.

   Дюрер также превратил гравюру в один из ведущих видов искусства. Резким контрастом ранним, спокойным и ясным живописным работам стала уже его первая большая графическая серия — 15 гравюр на дереве на темы апокалипсиса. Важнейшее место в творческом наследии Дюрера занимают гравюры «Рыцарь, Смерть и Дьявол», «Св. Иероним в келье», «Меланхолия», выполненные с виртуозной тонкостью в технике резцовой гравюры.

   Сила  духа, открытая Дюрером в его современниках, обретает новый масштаб в его  последней живописной работе - «Четыре апостола». Огромные фигуры апостолов Иоанна, Петра и Павла, евангелиста Марка, олицетворяющие четыре темперамента, трактуются с такой монументальностью, что могут быть сопоставлены только с образами мастеров итальянского Высокого Возрождения. 

   ПОЗДНИЙ РЕНЕССАНС 

   В этот период получило развитие реалистическое, гуманистическое творчество живописцев венецианской школы: Паоло Веронезе, Якопо Тинторетто и архитектора Андреа Палладио. 

   Андреа Палладио (1508—1580)-крупнейший   ренессансный архитектор Северной Италии в эпоху позднего Возрождения. Палладио заложил принципы зодчества, которые были развиты в архитектуре европейского классицизма XVII— XVIII вв. и получили название палладианства. Палладио использовал в своих работах ордерную систему, рассматривая ее творческое применение как универсальный принцип зодчества. Он написал трактат об архитектуре, в котором отразил особенности своего творческого метода, который позже оказал влияние на формирование архитектуры классицизма.10

   Архитектура Палладио – это торжество единичного дома, городского дворца или загородной виллы богатого аристократа, и в этом отдельном единичном доме, почти не знающем никаких ансамблевых связей со своим окружением, фасадная стена играет роль основного носителя архитектурного замысла.11

   Самая знаменитая вилла «Ротонда» (1551—15б7 гг.) близ Виченцы — первое центрально-купольное здание светского назначения. Блестяще найденное Палладио композиционное и пластическое решение «Ротонды» послужило в будущем прообразом для многих храмов и мавзолеев.

   Паоло Веронезе (1528-1588) – автор праздничных, светских по духу картин, панно, росписей. Центральное место в станковой живописи Паоло Веронезе занимают его знаменитые монументальные холсты на евангельские сюжеты, которые художник, черпавший вдохновение в общественной жизни Венеции, наполнил впечатлениями от многолюдных и ярких венецианских празднеств. Эти произведения известны под общим названием «Пиры Веронезе». К ним относятся, в частности, картины «Брак в Кане» и «Пир в доме Левия».

   На  огромном полотне «Брак в Кане», на котором запечатлены около  ста тридцати фигур, сцена пиршества развертывается у подножия роскошной дворцовой террасы. В красочной толпе художник поместил европейских государей, а в облике музыкантов на переднем плане изобразил Тинторетто и самого себя. 
  

      Полной противоположностью Веронезе  был его современник Тинторетто (1518—1594). Мастер восстал против  сложившихся традиций в изобразительном  искусстве — соблюдения симметрии,  строгого равновесия, статичности, расширил границы пространства, насытил его динамикой, драматичным действием.

   Славу ему принесла картина «Чудо Святого  Марка». Выразительность форм и насыщенная цветовая гамма из крупных пятен  красного и синего создают впечатление  чуда, происходящего на глазах у  смятенной толпы. Стремительно летящий  вниз головой Святой Марк в развевающейся  алой одежде останавливает казнь  несправедливо осуждённого.

   Истории мощей святого Марка, который почитался в Венеции, он посвятил целый цикл своих произведений. Тинторетто был также автором больших декоративных работ, в которых уже ощутимы тенденции, ведущие к искусству следующего столетия, к барокко ("Голгофа", "Рай", "Тайная вечеря").12 
 
 

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

   Итак, на основе всего вышесказанного можно  сделать вывод, что в Эпоху  Возрождения произошел настоящий  расцвет искусства и культуры. В это время мастера отходят  от правил, ищут гармонию, обращают свой взгляд на человека, на его тело, мысли, потребности. И живописцы, скульпторы, архитекторы, литераторы находят идеальные  пропорции, которые закладывают  основу всему последующему искусству.

   Почему  же создано так много шедевров именно в это время? Потому что  человеческое сознание уже не загнано  в рамки, как в эпоху Средневековья, ему не диктуют правила монастыри  и каноны. И в то же время оно не создает искусство ради искусства, как позже, во время маньеризма и барокко. Искусство в это время служит человеку средством поиска гармонии, идеала. И человек находит совершенное равновесие – в «Мадонне» Рафаэля Санти, в «Моне Лизе» Леонардо да Винчи, в «Ротонде» Андреа Палладио.

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

Информация о работе Титаны и шедевры культуры эпохи возрождения