Толерантность как основа культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:35, реферат

Описание работы

Проблемы толерантности актуальны не только для России, но и для всего мира вообще, потому что сейчас особо обострены межэтнические отношения: Великобритания – Северная Ирландия, проблема Кипра – греческие и турецкие киприоты, конфликты есть даже в таких благополучных странах, как Франция – Корсика.
В России проживает более 120 национальностей. Однако в нашей многонациональной стране толерантность отнюдь не снижена. Социологический опрос выявил, что людей больше беспокоят проблемы терроризма, наркотиков, чем межэтнические отношения. Однако все-таки тревожит поведение мигрантов.

Работа содержит 1 файл

Толерантность как основа культуры..doc

— 73.00 Кб (Скачать)

ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ОСНОВА КУЛЬТУРЫ.

Проблемы толерантности  актуальны не только для России, но и для всего мира вообще, потому что сейчас особо обострены межэтнические  отношения: Великобритания – Северная Ирландия, проблема Кипра – греческие  и турецкие киприоты, конфликты есть даже в таких благополучных странах, как Франция – Корсика.

В России проживает  более 120 национальностей. Однако в  нашей многонациональной стране толерантность отнюдь не снижена. Социологический  опрос выявил, что людей больше беспокоят проблемы терроризма, наркотиков, чем межэтнические отношения. Однако все-таки тревожит поведение мигрантов.

Некоторым политикам  и общественным организациям не очень  нравится иностранное происхождение  слова "толерантность". Они справедливо  напоминают, что принципы терпимости и согласия издавна были в российском обществе, и многое в стране держалось и держится на них. Как это ни странно, при всех политических и социальных распрях последних двух десятилетий и даже при конфликтах на Северном Кавказе, по данным исследований, Россия и россияне проявляют вполне достойные терпимость и уважение к культурным различиям. В стране сохраняется высокий уровень смешанных браков, в рамках российской культуры развиваются не только русские культура и язык, но и языки и культуры меньшинств. Население приняло более десяти миллионов мигрантов из числа бывших соотечественников и с удовольствием открывает для себя внешний мир, заимствуя другие культурные обычаи: от пищи и домоустройства до праздников и практик врачевания.

Можно отметить значимую роль СМИ, которые сохраняют толерантность публикаций, хотя встречаются и нетолерантные. Сейчас, благодаря грамотному журналистскому подходу, больше материалов, посвященных межконфессиональным, межэтническим отношениям.

Негативизм  рождается от незнания культуры. Однако в стране налажены контакты с национальными меньшинствами. Власти уделяют внимание противодействию и профилактике экстремизма.

Развитие толерантности  является объективной потребностью современного общества. В условиях формирования новых социально-экономических отношений особое значение приобретает проблема научно-обоснованной адаптации системы образования к ним. В то же время настоящий период развития российского образования, общества и государства является достаточно сложным и противоречивым. Социальная нестабильность последнего десятилетия XX века привела к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений, в том числе и толерантных.

Российский  ребенок, жизнедеятельность которого с первых месяцев и лет протекает в семье конкретного этноса, воспитывается в рамках одной, преимущественно национальной культуры, а общение в социальной среде и обучение в школе с каждой из культур составляет с одной стороны,  
его уникальность и индивидуальность, а с другой стороны, поликультурную направленность его личности, ее толерантность. Поэтому постановка проблемы толерантного воспитания в условиях поликультурной России является, по нашему мнению, актуальной и прогрессивной тенденцией, имеющей социокультурную и политическую значимость, поскольку в поликультурных условиях особую важность приобретает задача консолидации общества на основе толерантных ценностей, готовности защиты интересов личности ребенка и общества в целом. Вот почему на одно из центральных мест в России выдвинута идея формирования миротворческой личности, которая связана с формированием толерантности, миролюбия, позитивного и конструктивного решения жизненных проблем.

Необходимым условием успешности педагогической деятельности является принятие ребенка таким, какой он есть, принятие инаковости партнера по взаимодействию. Это еще более важно при работе в коррекционных образовательных учреждениях. Толерантный педагог, благодаря особой тактике построения своего поведения по отношению к учащимся добивается, большей результативности. Проблемы, с которыми сталкивается современное  образование: осложнения межэтнических отношений, расслоение населения на «богатых и бедных», нетерпимость к человеку другой веры и др. – объясняют практический интерес к исследованиям в области межэтнической толерантности.

В связи с  этим актуализируется задача создания педагогических условий для формирования у младших школьников опыта толерантных  отношений и толерантного поведения. Мы определяем условия не только как  совокупность факторов и обстоятельств, от которых зависит эффективность процесса разрешения интолерантной ситуации или конфликта, но и как среду, как совокупность стимулов, привлекательных средств этой среды, в которой протекает процесс формирования толерантности. Творческий поиск в этом направлении детерминирован необходимостью разрешения ряда противоречий, характерных для современного образовательного процесса в школе и семье:

- между потребностями  общества и государства в формировании  толерантных личностей и недостаточной  реальной практикой конструирования педагогического процесса как средства развития толерантности у младших школьников;

- между потенциальными  воспитательными возможностями  начальной школы и семьи в  преодолении интолерантного поведения  и недостаточной теоретической и практической разработанностью технологий её формирования;

- между темпами  совершенствования новых востребованных  технологий и готовностью школы,  семьи к внедрению их в свою  деятельность.

Следует отметить, что в последние годы проблема толерантности изучается в сфере негативных положений, как психологами, так и педагогами (агрессия, жестокость, девиации, деструктивность).

Несомненно, в  силу практической значимости, проблема толерантности изучается в разных науках. Например, философские основы исследований заложены в трудах И.Б. Гасанова, В.М. Золотухина, А.И. Ильина, Ю.А. Ищенко, В.О. Тишкова. Они рассматривают проблему толерантности как форму активного взаимодействия с миром, которое выражается в терпимом отношении к чужим мнениям, поведению и вере, в признании и учете в деятельности многомерности общественного бытия. Толерантность является практической нормой общения и связана с самоопределением личности, ее целостности в деятельности и общении.

В отечественной  психологии толерантность как феномен изучается сравнительно недавно. Понимание толерантности как уважения и признания равенства, отказа от доминирования и насилия, признания многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения находит отражение в работах А.Г. Асмолова, Г.У. Солдатовой.

Человечество  делится на общества, которые мы называем государствами и которые  разделены строго определенными  границами и режимами, часто противостоящими. Если не все государства многонациональны, то все они поликультурны. Ни одно общество, о чем убедительно свидетельствует история и те события, которые происходят в наши дни, не может пока быть отмечено тем, что взаимоотношения в нем базируются на толерантности, другой стороны; между потребностью в конкретных разнообразных средствах воспитания этнической толерантности студентов, с одной стороны, и их дефицитом в образовательных учреждениях, с другой стороны.

В общественном сознании распространены некоторые неопределенные понятия, истинность которых полагается очевидной. Например, понятие "свобода" все считают выражением истины бытия человека: никто не хочет быть рабом, все стремятся к независимости. Когда же это понятие конкретизируется, возникают вопросы и сомнения. Например, кто будет защищать свободу убийцы? Большинство, наверное, выступит против такой свободы.

"Толерантность" (терпимость) относится к числу  понятий, сходных в своей сущности  с понятием "свобода". На самом  деле кто может смириться с  нетерпимостью, проявляемой к его личным качествам, естественным и социальным свойствам? В этом смысле все - за толерантность: но как только ставится вопрос о толерантности в отношении специфики образа жизни, привычек, ментальности конкретных индивидов, возникает немало проблем.

Например, трудно проявлять толерантность в отношении  сидящего в общественном транспорте бомжа, носителя педикулеза, инфекций или дебошира, нарушающего общественный порядок. Это очевидные явления. Но существует и такая несовместимость, которая порождает неоднозначную реакцию. Это относится к феноменам духовной, культурной, нравственной жизни.

Толерантность является важнейшим условием нахождения компромиссов, преодоления конфликтов. Нетерпимость ведет человечество к  братской могиле, поэтому проблема толерантности сегодня обрела международный смысл. Не случайно Генеральная Ассамблея ООН в декабре 1992 года приняла резолюцию, приветствующую инициативу ЮНЕСКО провести год Организации Объединенных Наций, посвященный терпимости. Этот год был приурочен к пятидесятой годовщине образования ООН и ЮНЕСКО.

Государства-члены  ООН объявили 16 ноября ежегодным  международным Днем Толерантности. «Толерантность — это то, что  делает возможным достижение мира и  ведет от культуры войны к культуре мира», — говорится в Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году. В Декларации определено понятие толерантности как:

    • уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности;
    • отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждение норм, установленных в международно-правовых актах в области прав человека.

Толерантность — не уступка, снисхождение или потворство, а, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.

Толерантность — привилегия сильных и умных, не сомневающихся  в своих способностях продвигаться на пути к истине через диалог и  разнообразие мнений и позиций.

ООН выступает против дискриминации – расовой, по признаку пола, национальности, в системе образования и т. д. Однако дискриминация возникает, как следствие различия в экономическом и социальном положении людей.

В этой связи кажется естественной постановка проблемы различения нормальных и чрезмерных требований. Имеется в виду, что недопустимо терпимое отношение к чрезмерным требованиям.

На что может претендовать каждый? Что относится к области  универсальных прав? Вот вопросы, которые обретают практическое значение в этом контексте. "Как отличить потребность, которая может обоснованно рассматриваться как часть общественно финансируемой и четко определенной системы здравоохранения, от желания получить специальное обслуживание, которое общество не обязано обеспечивать?"11. Такая конкретизация общего вопроса может затрагивать многие сферы жизни. Трудность заключается в следующем: то, что вчера считалось элементом специального обслуживания, сегодня становится общей потребностью. И как вообще можно относить к узкой сфере специального обслуживания то, от чего может зависеть жизнь человека?

Результаты  проведенных многочисленных исследований свидетельствуют о том, что толерантность, к сожалению, не является целевой  установкой воспитания подрастающего  поколения. Несмотря на то, что не отрицается ее значимость, педагоги не предпринимают целенаправленных действий по формированию толерантности. В связи с этим возникают следующие противоречия:

- между насущной потребностью  общества в толерантной личности  и недостаточной направленностью системы образования на ее воспитание;

- между потребностью образовательной  практики в научно-методическом  и содержательном обеспечении  процесса воспитания толерантности  и недостаточной его разработанностью  в педагогической теории и  практике;

- между нормами, ценностями семьи школьника, социальной и этнической группой, к которой он принадлежит, и нормами, ценностями общества, членом которого он является;

- между увеличивающимися  интеграционными процессами в  образовании, миграционными потоками, приводящими к интеграции и ассимиляции культур, и отсутствием наработок по построению толерантной среды в образовательных учреждениях.

Образование должно использовать свой потенциал для  консолидации общества, сохранения единого  социокультурного пространства страны, для преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства.

Обновление  содержания образования выступает  как решающее условие формирования у россиян системы современных  социально значимых ценностей и  общественных установок. С раскрепощением личной свободы и расширением кругозора преодолевается синдром нетерпимости к любому инакомыслию. В результате чувство терпимости становится существенным элементом духовного пространства нашего общества. Таким образом, толерантность в процессе социализации личности должна стать естественной нормой, определяющей стиль ее поведения и мышления.

Характерной особенностью образовательного пространства является то, что оно объективно предлагает информационное обеспечение самообразования  участников образования, которое проявляется в процессах обмена информацией с окружением. Такой обмен информацией осуществляется по четырем координатам, что учитывается нами при построении толерантной среды:

- нормативно-регламентирующей, которая представлена спектром  законов, других законодательных документов, в которых отражаются права и обязанности участников образования, регламентируются условия их жизнедеятельности;

- перспективно-ориентирующей,  представленной доктринами образования  или программами развития образования,  которые определяют перспективы образования на обозримо длительный период;

- коммуникативно-информационной, которая создает условия для  обмена информацией и представлена  специально отобранными сведениями  о реальном мире и о роли  человека в нем, служит специфическим средством обмена между участниками образования;

Информация о работе Толерантность как основа культуры