Толерантность как основа культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:35, реферат

Описание работы

Проблемы толерантности актуальны не только для России, но и для всего мира вообще, потому что сейчас особо обострены межэтнические отношения: Великобритания – Северная Ирландия, проблема Кипра – греческие и турецкие киприоты, конфликты есть даже в таких благополучных странах, как Франция – Корсика.
В России проживает более 120 национальностей. Однако в нашей многонациональной стране толерантность отнюдь не снижена. Социологический опрос выявил, что людей больше беспокоят проблемы терроризма, наркотиков, чем межэтнические отношения. Однако все-таки тревожит поведение мигрантов.

Работа содержит 1 файл

Толерантность как основа культуры..doc

— 73.00 Кб (Скачать)

- деятельностно-стимулирующей,  предназначенной для побуждения  участников образования не только  к исполнению своих обязанностей, но и к удовлетворению познавательных  и иных духовных потребностей.

Построение  толерантной среды актуально для процесса формирования новой модели непрерывного образования, смещающей акценты воспитания с компенсаторно-адаптивных задач на задачи подготовки ребенка к участию в позитивных изменениях и обновлениях социальной среды, в том числе в ситуациях неопределенности.

Толерантная среда  основывается на гуманистических, нравственных ценностях и создает условия  для развития интерсубъектного процесса образования на фоне актуальных преобразований личности и сама является условием гуманистического образования, развивающего и воспитывающего толерантную личность с адекватной самооценкой, активно осваивающую и преобразующую окружающий мир, открытую и свободную, с высоко развитыми механизмами самоидентификации, выражающую определенные духовные и культурно-исторические ценности.

Осмысливая  содержание толерантной среды, нельзя не обратиться и к другой объективной  реальности, имеющей противоположное  начало - интолерантная среда.

Присутствие интолерантности  в пространстве учебного заведения  объясняется тем, что она является частью живой человеческой реальности, которая может разрушить первоначальные установки на объективизм восприятия, когда одним из участников общения выступает интолерантная личность, несущая на себе груз системы ценностей той культуры, к которой принадлежит.

Деление детей  на толерантных и интолерантных  достаточно условно, так как ребенок  в своей жизни совершает как  толерантные, так и интолерантные  поступки. Тем не менее, склонность вести себя толерантно или интолерантно может стать устойчивой личностной чертой, что и позволяет проводить различия между толерантной и интолерантной личностями и характеризовать их.

Присутствие и  взаимодействие толерантных и интолерантных  детей в пространстве учебного заведения  обусловлено их общим местом жизнедеятельности и одинаковыми контактами с окружением. Однако их ценностные установки, приемы общения и взаимодействия остаются разными.

Проявление  интолерантности ведет к возникновению  конфликтных ситуаций, затрудняет успешность, в конечном счете, препятствует самому образовательному процессу и личностному росту..

Преимуществом толерантных людей является то, что  они действуют в интересах  успешности ведения «культурного»  диалога и в целях избежания  межкультурных конфликтов с различными социальными, культурными группами или их представителями. Взаимодействие на основе построения толерантного мировосприятия помогает построить открытую, бережную, свободную от напряженности среду в вузе, которая позволит студентам свободно делиться своими переживаниями, идеями и представлениями.

Мы выделяем два механизма перехода от интолерантной  среды к толерантной. Первый заключается  в пресечении негативных, агрессивных  или враждебных реакций по отношению  к другому. Это могут быть определенные ограничения, описанные в правилах, уставе и других регламентирующих документах учебного учреждения наподобие тех, что можно найти в международных стандартах прав человека, различных законах, в которых содержатся не просто конкретные формулировки такого рода ограничений, но и налагается ответственность за проявления интолерантности. К сожалению, такие ограничения выражают минимальный уровень уважения к другим, и, если он не выдерживается, люди и общество скатываются к нетерпимости и нарушению прав человека.

Регламентирующие  правила могут касаться, к примеру, общественных отношений, которые в толерантной среде основаны на взаимном уважении человеческого достоинства всех членов общества и уважении прав человека и характеризуются равенством (равным доступом к получению образовательных услуг, независимо от социальной принадлежности, пола, национальности, вероисповедания, возраста и т.д.).

Другой механизм развития и укрепления толерантности  выражается в создании условий, необходимых  для осуществления прав человека и утверждения демократии. В рамках образовательного пространства вуза переход к толерантности означает культивирование отношений открытости, реальную заинтересованность в культурных различиях, признание многообразия, развития способности распознавать несправедливость и предпринимать шаги по ее преодолению, а также способность конструктивно разрешать разногласия и обеспечивать продвижение от конфликтных ситуаций к примирению и разрешению противоречий. Он проявляется в нацеленности преподавателей и студентов на конструктивное разрешение конфликтов совместной деятельности, которая формируются благодаря таким важным качествам как самоатрибуция, самоубеждение и самооправдание, основными агентами влияния которых являются они сами и усвоенное ими представление о себе, а также в организации групповой рефлексии, в которой отражается понимание различного поведения людей.

Эти механизмы  не конкурируют между собой, а  находятся в отношениях взаимного  дополнения, особенно в ситуации, когда  налицо проявления интолерантности. Задача преподавателя моментально реагировать и пресекать такие проявления. Но самая важная задача педагога - научиться видеть и различать первые признаки возможной конфликтной ситуации, дабы предотвратить ее развитие или найти компромиссный, толерантный выход из конфликта.

Доминирующими методами воспитания-самовоспитания толерантности во взаимоотношениях являются: убеждение и самоубеждение, стимулирование и мотивация, внушение и самовнушение, требование и упражнение, коррекция и самокоррекция, воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания, метод дилемм и рефлексия.

Практическая  подготовленность ребенка состоит  в приобретении умений и навыков  гибкого реагирования на различные  социальные воздействия, в формировании запаса творческих решений реальных социально-значимых задач, выработке потребности творческих исканий, принятии оптимальных решений, уверенности в своих возможностях.

Современное образовательное  пространство учебного учреждения ценным и значимым признает культурную самобытность каждого, в нем открывается доступ ко всем цивилизациям мира, включая собственную, в нем происходит снятие внешних ограничений доступности к другим образовательным системам. Здесь формируется некая социокультурная и жизненная установка, каждый ощущает комфортность бытия, самодостаточность, стремление к самосовершенствованию. Однако специфика развития общества создает систему препятствий для реализации этих целей (опять-таки с известной степенью условности допустимо называть это "негативным" влиянием).

Исследование  влияния этих факторов на процесс  развития толерантности показало, что осознание и учет их способствуют повышению его эффективности. Умелое использование этих факторов зависит от знания условий, влияющих на становление толерантной личности, т.е. составных частей или характеристики среды, в которой развивается ребенок. Система всех факторов и условий жизнедеятельности образует среду обитания человека, которая является важным условием мировоспитания личности ребенка, ибо создает актуальный образ в сфере межличностных отношений, в основе которых лежит толерантность.

Общественные  условия развития личности, степень  ее социальной зрелости и активности, психический настрой, личностные качества, характер и содержание социальных противоречий, экономические и политические, культурные и бытовые условия, составляют среду становления и развития человека как социального объекта. Педагогические и дидактические условия должны обеспечивать успешность обучения и воспитания толерантности. Характер межличностных отношений, основанный на толерантности, должен обусловливать эффективное становление толерантной личности.

Воспитание  в духе толерантности, прежде всего, решает задачу раскрытия смысла бытия  человека в мире через понимание  характера и способов его взаимодействия с этим миром. Процесс образования  и воспитания в толерантной среде состоит в осмыслении человеком своего места в мире, в овладении способами взаимодействия с ним. В конечном счете, речь идет о восприятии толерантности как личностно-значимой ценности.

Построение  толерантной среды в образовательном  пространстве любого учебного заведения затрагивает социологический, психолого-педагогический и методологический уровни в пространственной организации жизнедеятельности человека. Идея формирования толерантности в образовательных заведениях имеет определенную специфику, которая состоит в том, что эта идея получает здесь дополнительную межличностную окраску. В качестве особой ценности образования рассматривается взаимодействие с другими людьми, в ходе которого происходит личностное взаимообогащение и развитие.

Построение толерантной среды - поэтапный процесс целенаправленной деятельности всех субъектов образовательного социума, который характеризуется наличием деструктивных факторов, ведущих к формированию интолерантности. Поэтому особую значимость приобретают педагогические механизмы перехода от интолерантной среды к толерантной, которые помогут пресечению проявлений интолерантности и доминированию толерантных взаимоотношений.

 

 

Список литературы:

1. Амонашвили Ш.А. Созидая  человека. - М.: Педагогика,1982

2. Барднер Г. Я хочу / Психологическое сопровождение естественного развития ребенка.- СПб.: Стройлеспечать,1996

3. Блонский П.П. Психология  младшего школьника.- М.: МПСИ: Воронеж:  НПО МОДЕК, 1997

4. Божович Л.И. Проблемы  формирования личности.- М.: МПСИ: Воронеж: НПО МОДЕК, 1999

5. Васильева - Гиагнус  Л. Азбука вежлисости. - М.: Педагогика, 1990

6. Возрастная и педагогическая  психология/ Под ред. А.В.Петровского.- М.: Просвещение, 1989

7. Давыдов В.В. Психологические  проблемы процесса обучения младших  школьников.- М.: ИПП, 1996

8. Кононко Е. Чтобы  личность состоялась. - Киев: 1997

9. Крутецкий В.А. Психологические  особенности младшего школьника  / Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: ИПП, 1997

 

 

 

 


Информация о работе Толерантность как основа культуры