Традиции Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 17:07, реферат

Описание работы

Китай… Древняя и немного загадочная страна…

Сегодня Китай – это страна, преодолевшая тяжелые последствия “культурной революции”, трагедии, не имевшей ничего общего ни с культурой, ни с революционными традициями; это страна соединившее в себе старое и новое, древность и современность, молодое и отжившее.

Работа содержит 1 файл

традиции китая.doc

— 377.00 Кб (Скачать)

В жизни современной  китайской семьи большой проблемой  является демографическая. Учитывая большой  прирост населения в стране, китайское  правительство взяло курс на планирование рождаемости, чтобы в семье было не более одного ребенка. Родители, придерживающиеся этого, получают от государства различные льготы. Те же, кто нарушает этот курс, подвергаются различным санкциям (дополнительным налогам, ущемлениям прав на работе и т.п.).

2. Религии.     

В Китае много верующих людей и функционируют различные религии: буддизм, даосизм, ислам, католичество, протестантство. Однако наиболее распространенными из них традиционно считаются “три религии”, или, как их называют в стране,  “три учения” – конфуцианство, даосизм и буддизм.

Конфуцианство.      

Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.) принадлежит к числу выдающихся мыслителей древнего мира. Его учение изложено в трактате «Луньюй» («Рассуждения и беседы») и имеет этико-политический характер.  В центре его внимания - проблемы человека, его умственного и нравственного облика. Конфуций первым разработал концепцию идеального человека (цзюньцзы), благородного мужа - не по происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры, - который прежде всего должен обладать жэнь - гуманностью, человечностью, любовью к людям; проявления жэнь - справедливость, верность, искренность и т.д. Конфуций придавал очень большое значение этому высшему эталону человеческой добродетели. Благородный муж у Конфуция – образец поведения, человек, которому должны подражать все жители Поднебесной. Согласно этой концепции, каждый мог стать цзюньцзы, все                                                                                    

5  

зависело от самого человека. Главой государства мог быть только благородный муж.      

Конечной и  высшей целью управления Конфуций провозглашал интересы народа. Однако при этом они были убеждены, что самому народу его интересы непонятны и недоступны и без опеки образованных конфуцианцев – управителей он обойтись никак не может: “Народ следует заставлять идти должным путем, но не нужно объяснять, почему.”      

Одной из важных основ  социального порядка, по Конфуцию, было строгое повиновение старшим. Слепое повиновение его воле, слову, желанию  – это элементарная норма для младшего, подчиненного, подданного как в рамках государства в целом, так и в рядах клана, семьи. Конфуций напоминал, что государство – это большая семья, а семья малое государство.       

Конфуцианство придало  культу предков глубокий смысл символа специального порядка и

превратило его  в первейшую обязанность каждого  китайца. Конфуций разработал учение о  сяо,

сыновей почтительности. Смысл сяо – служить родителям  по правилам ли, похоронить их по правилам ли и приносить им в жертву по правилам ли. Наконец, Конфуций придавал большое значение юе - музыке, лучшему средству изменения плохих нравов и обычаев, а главенствующую роль отводил ли - этикету, т.е. правилам благопристойности, регулирующим поведение человека в разных жизненных ситуациях. Исходной точкой учения Конфуция о четком иерархическом разделении обязанностей в обществе была концепция чжен мин - выпрямления (исправления) имен, т.е. приведения вещей в соответствие с их названием…      

Конфуцианский культ  предков и нормы сяо способствовал расцвету культа семьи и клана. Семья считалась сердцевиной общества, интересы семьи намного превосходили интересы отдельной личности. Отсюда и постоянная тенденция к росту семьи. При благоприятных экономических возможностях стремлении к совместному проживанию близких родственников резко преобладало над сепаратистскими наклонностями. Возникал мощный разветвленный клан и родичей, державшихся друг за друга и населявших порой целую деревню.

И в семье и в  обществе в целом любой, в том  числе влиятельный глава семьи, важный чиновник императора, представлял собой прежде всего социальную единицы, вписанную в строгие рамки конфуцианских традиций, выйти за пределы которых было невозможно: это означало бы “потерять лицо”, а потеря лица для китайца равносильно гражданской смерти. Отклонения от нормы не допускались, и никакой экстравагантности, оригинальности ума или высшего облика китайские конфуцианство не поощряло: строгие нормы культа предков и соответствующего воспитания подавляли эгоистические наклонности с детства.

Человек с детства  привыкал к тому, что личное, эмоциональное, свое на шкале ценностей несоизмеримо с общим, принятым, рационально обусловленным  и обязательным для всех.

Конфуцианство сумело занять ведущие позиции в китайском  обществе, приобрести структурную прочность и обосновать свой крайний консерватизм, нашедший наивысшее выражение в культе неизменной формы. Соблюсти форму, во чтобы то ни стало сократить вид, не потерять лицо – всё это стало теперь играть особо важную роль, ибо рассматривалось как гарантия стабильности. Наконец, Конфуцианство выступало и как регулятор во взаимоотношениях страны с небом и – от имени неба – с различными племенами и народами, населявшими мир. Конфуцианство поддержало и вознесло созданный в иньско-чжоуское время культ правителя, императора “сына неба” управляющего  поднебесной от степи великого неба. Отсюда был только шаг до разделения всего мира на цивилизованный Китай и некультурных варваров, прозябавших в теплоте и невежестве и черпавших знания и культуру из одного источника – из центра Мира, Китая.      

Не будучи религией, в полном смысле слова, конфуцианство  стало большим, нежели просто религия. Конфуцианство – это так же и политика, и административная система, и верховный регулятор экономических  и социальных процессов – словом это основа всего китайского образа жизни, квинтэссенция китайской цивилизации. В течение двух с лишним тысяч лет конфуцианство формировало умы и чувства китайцев влияло на сих убеждения, психологию поведение, мышление, восприятие, на их быт и уклад жизни.

Даосизм.       

В период Чуньцю и  Чжанго возникло еще одно крупное  этико-философское течение –                                                                                    

6

даосизм, выражавшее материалистические идеи в древнекитайской идеологии. Концепции даосов изложены в основном даоском каноне «Даодэцзин». Основателем даосизма считается был Лао Цзы , собственное его имя Ли Эр (Ли Боян, Лао Дань). По преданию родился в 604 г. до н.э., однако история его личности вызывает сомнения.. Даоские мыслители Лаоцзы и Чжуанцзы выступали против каких-либо законов и правил, ограничивавших деятельность человека. Они считали, что конфуцианские правила и нормы морали, так же как и легистские законы, имеют целью насилие над человеческой личностью. Люди должны следовать законам, свойственным самой природе. Проповедуя отказ от достижений цивилизации с ее «фальшивыми» ценностями, идеологи даосизма воспевали чистый мир природы и агитировали человека следовать естественности первых людей.      

К основным идеям даосизма относятся следующие: Дао - это невидимый вездесущий закон природы. Дао бездействует, тем самым, порождая все, оно вечно и безымянно, пусто и неисчерпаемо. В соответствии с Дао взаимодействуют два противоположных начала - инь и ян, достигая своего предела. они переходят друг в друга. Во II в. даосизм оформляется организационно, начало ему положила школа «Путь небесных наставников», основанная полулегендарным Чжан Лином. В начале V в. оформляются ритуал и вероучение, даосизм становится государственной религией, затем распадается на множество сект и направлений. Исходя из учения о Дао, даосизм предложил оригинальную концепцию наилучшего государственного управления - недеяния: если правитель пребывает в бездействии, то в силу Дао дела сами наладятся. И, так же как и другие философские учения, даосизм осуждает войну.

Буддизм.      

Будда принадлежал  к царскому роду Шакья,  правившему в  небольшой области на склонах непальских Гималаев. Будда" означает "Просветленный", "Пробужденный", это - церковное имя. Учение Будды вращается около двух пунктов: страдания и спасения. "Подобно тому,  монахи, говорится в нем, как океан имеет только один вкус - вкус  соли,  так и это учение имеет только один вкус -вкус спасения".  Оно ставит себе  таким  образом  вполне  определенную практическую цель - спасение.      

Все учение  Будды основываются на так называемых "четырех благородных истинах". Эти истины следующие: страдание,  происхождение  страдания, уничтожение страдания  и путь,  который ведет к уничтожению страдания. Другими словами: 1) Все, что существует, подлежит страданию. 2) Причина страдания - человеческие страсти.  3) Освобождение от страстей ос-

вобождает от страдания.  4) Путь к освобождению - "благородный  восьмичленный путь".  Первая истина устанавливает, следовательно, присутствие страдания в мире,  вторая объясняет причину его, третья утверждает, что оно может быть уничтожено, и четвертая поясняет, как его можно

уничтожить. Эти четыре благородные истины играют главную  роль  уже  в первой проповеди Будды.      

Четвертая истина  получила  в  буддизме  тщательную разработку на протяжении двух с половиной тысячелетий, собственно она и является религиозной практикой буддизма. Для достижения просветления и освобождения следует продвигаться путями,  включающими Три Практики  (тришикша): практику нравственности  (шила),  практику сосредоточения  (самадхи),

практику мудрости (праджня).     

Хотя практика  нравственности  имеет  много форм,  но в основе их всех лежит этика воздержания от 10 недобродетелей.  Из них 3 относятся к действиям тела, 4 - к действиям речи, и 3 - к действиям ума.     

Три физические греха  суть:     

1. Лишение  жизни  живого  существа:  от  убийства  насекомого до

убийства человека.      

2. Воровство:  завладеть имуществом другого без его согласия, не-

зависимо от ценности этого имущества или от того, было ли действие со-

вершено самолично  или через чье-то посредство.                                                                                    

7       

3. Сексуальный проступок: разврат.     

Четыре недобродетели  речи:     

4. Ложь: обманывать  других словами или действиями.      

5. Злословие: вносить  распри или раздоры, побуждая  тех, кто был в

согласии, ссориться, или тех, кто был в ссоре, зайти  в тупик.     

6. Грубость: оскорблять других.     

7. Пустословие:  вести разговоры о глупостях под влиянием желаний

и прочих скверн.     

Три недобродетели  ума:     

8. Зависть:  думать  - "вот было бы это моим",  желать что-либо,

принадлежащее другому.      

9. Злонамеренность:  желание  причинить вред другим,  большой или

малый.     

10. Ложные взгляды:  представлять несуществующим нечто существую-

щее, как например закон перерождений, четыре благородные  истины и тому

подобные доктринальные  положения буддизма.     

Пять первых пунктов  обязательны  для  любого  верующего  мирянина (иногда 5-ый  пункт  для мирян заменяется запретом пить опьяняющие напитки), остальные пять (разумеется, вместе с первыми пятью) - для монаха.     

Практика сосредоточения включает медитацию, которая представляет собой однонаправленное сосредоточение сознания на  предмете  размышления. Имеется  много видов медитативного сосредоточения,  среди которых выделяется особо практика безмятежности (самадхи). Суть самадхи – это сосредоточенное удержание сознания на каком-либо объекте, без отвлечений, в соединении с блаженной подвластностью воле.     

Не ограничиваясь  отрицанием вечной души, буддизм вводит новое понятие, которое должно определить то,  что в других доктринах именуется "душой". Этим понятием становится "поток" (сантана). По учению буддизма, личность - лишь ряд взаимосменяющих друг друга состояний сознания, но она остается тем не менее чем-то единым на  протяжении многих перерождений и все ее элементы,  постоянно обновляясь, сохраняют связь между собой. Представление о сантане служит в буддистской доктрине предпосылкой к своеобразной трактовке идеи кармы.  Смерть есть неизбежное прекращение сантаны,  "приостановка потока", причем прежние связи рвутся и целое окончательно распадается на элементы.  Однако на элементах остаются следы  переживаний,  размышлений и поступков закончившейся жизни, они предопределяют изменения в элементах так,  что похожий поток воспроизводится вновь и вновь, не отпуская индивида из круга повторяющихся в разных мирах существований.  В этом смысле новое рождение - результат событий, происшедших  в  предыдущей  жизни.      

Теория "расчленения  личности" легла в основу позднейшей философии буддизма, центром которой  стала так называемая теория дхарм. Речь идет о комплексе психических  первоэлементов, из которых состоит всякое состояние сознания,  неважно относится оно к восприятию  тела  и  внешних предметов или к восприятию внутренних переживаний и мыслей (которые мы

Информация о работе Традиции Китая