Улучшение окружающей среды по средствам досуга

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 23:31, контрольная работа

Описание работы

Этот новый термин «неформальное образование» получает за последние годы все более широкое распространение во многих странах, используется в материалах и рекомендациях различных международных конференций. Под неформальным образованием понимается деятельность по распространению знаний, выходящая за рамки программ обучения в школах, производственно-технических училищах, техникумах, институтах и университетах, т. е. проводимая вне учебных заведений.

Работа содержит 1 файл

Улучшение окружающей среды по средствам досуга..doc

— 95.00 Кб (Скачать)

  В области природоохранительного  просвещения активную деятельность проводят добровольные организации  по охране среды Скандинавских стран. Финская Федерация ассоциаций по охране окружающей среды и Ассоциация по охране природы и окружающей среды включают около 40 местных ассоциаций и молодежную организацию, охватывают 20 тыс. человек. Информацию по проблемам окружающей среды они распространяют через журналы.

  Шведское  общество охраны природы и его  молодежная организация совместно  выпускают учебники, фильмы, брошюры, книги по проблемам окружающей среды. В основном в этих материалах рассматриваются  вопросы охраны природы, а также  международные аспекты природопользования. Деятельность природоохранительных организаций рассчитана на специалистов и на широкую общественность.

  Распространением  знаний по охране природы в определенной мере занимаются частные национальные организации США, связанные с  использованием различных природных ресурсов (лесов, диких животных, парков, заповедников) . Их влияние простирается на школы, различные молодежные и природоохранительные организации, а также на членов национального Одюбоновского общества, Национальной федерации охраны диких животных, Общества нетронутой природы и др. Некоторые из этих организаций издают журналы и сводки природоведческих новостей. Национальное Одюбоновское общество через свои местные центры просвещения (например, Дэйтон в Огайо и Гринвич в Коннектикуте) обеспечивает полевые занятия для окрестных школ. Центр в Гринвиче, находящийся в заповеднике, организует курсы для учителей и взрослого населения, заинтересованных в полевой биологии. Центр в Дэйтоне, расположенный также на территории заповедника, проводит периодически занятия с учащимися городских школ в возрасте от 6 до 12 лет. Занятия ведут штатные экскурсоводы. Массачусетсское Одюбоновское общество, владея 12 заповедниками, занимается природоохранительным просвещением путем организации курсов по охране природы и естественным наукам в однодневных лагерях для учащихся, чтения лекций, показа фильмов о животных, выставок специальной литературы, издания регулярных брошюр и журналов. Его постоянный штат - 20 учителей естествознания, которые проводят занятия по полевой биологии и связанным с ней предметам в школах штата. Это общество сотрудничает с Гарвардским университетом.

  Распространением  природоохранительных знаний среди  населения занимается и Фонд по руководству  охраной диких животных в Африке. В положении об этой организации указано, что она стимулирует разработку проектов по охране природы Кении и затем передает их соответствующим организациям. Фонд учредил специальный колледж по изучению дикой природы.

  Большую работу по неформальному образованию  в области окружающей среды проводит Кенийская ассоциация клубов охраны природы. При ее содействии предпринимаются поездки в сельскохозяйственный центр и центр здравоохранения, где специальные лекторы проводят занятия по проблемам охраны окружающей среды. Исполнительная группа ассоциации организует ежегодный семинар по охране среды, готовит к печати брошюры, обеспечивает материалами радиопрограммы в службе школьного радиовещания «Голос Кении», устраивает в школах просмотры фильмов и популярные лекции по охране природы, организует бесплатное посещение национальных парков для учащихся сельских школ.

  Различные добровольные организации Индии  занимаются распространением знаний по охране природы среди населения. Разнообразные программы по проблемам окружающей среды для молодежи осуществляет общественный научный центр «Викрам и Сарабхай» в Ахмедабаде.

  В Центре просвещения Кибаха в Танзании программа по образованию населения  в области охраны природы тесно  взаимосвязана с проблемами развития сельской местности. Практические работы учащихся основываются на данных более глубокого изучения поставленной проблемы с учетом целей национального развития. При этом программы составлены для учащихся всех возрастных групп.

  Природоохранительное просвещение в заповедниках и полевых центрах

  В настоящее время во многих заповедниках создаются полевые центры или  музеи природы, которые обеспечивают посетителей пособиями и специальными программами, предназначенными для  использования на месте в целях изучения окружающей природной среды.Часто недалеко от музея размещаются участки для демонстрации в натуре наиболее интересных видов растительного и животного мира заповедника. Во многих заповедниках имеются кинозалы с современными средствами для демонстрации фильмов о природе и работе заповедника. Издаются фотоальбомы, серии фотооткрыток и диапозитивов, практикуются другие формы художественной информации.

  Сотрудники  государственных заповедников систематически читают лекции, проводят беседы и экскурсии  для посетителей по заранее определенным маршрутам. Очень разнообразны формы работы сотрудников заповедников по природоохранительному просвещению молодежи: организация школ с биологическим уклоном, станций юных натуралистов, биологических станций университетов, работающих по согласованным с заповедниками программам, а также проведение на базе заповедников производственной и дипломной практики студентов, аспирантской подготовки, учебных семинаров преподавателей и т. п.

  Природоохранительное  просвещение в Великобритании в системе музеев и полевых центров осуществляет Совет содействия полевым исследованиям, основателем которого был учитель естественных наук Франсис Бутлер. Первый полевой центр открылся в 1946 г. В настоящее время в Англии имеется несколько полевых центров. Они организуются на базе старых сельских домов, которые выбираются в районах, отличающихся разнообразием ландшафта, богатством флоры и фауны, доступностью для учащихся. В гостинице каждого центра имеется специальная библиотека, оборудование для практических работ, классы, где можно проводить лабораторные исследования и вести полевой дневник. Возглавляют центры опытные руководители, в распоряжении которых по два наставника-преподавателя. Отличительной чертой английских полевых центров является то, что их штат и приезжие специалисты занимаются изучением разнообразных проблем окружающей среды. Результаты таких исследований обычно обобщаются в обзорах, которые затем используются в учебных программах центра.

  Более 60% посетителей полевых центров  составляют учащиеся средних школ, посещают их также младшие школьники, студенты и любители природы. В полевых центрах организуются курсы по вопросам охраны природы для взрослых продолжительностью одну неделю. Совет по образованию в области окружающей среды опубликовал в 1973 г. справочник «Центры по образованию на открытом воздухе в Англии и Уэльсе», где перечислены 298 центров, а в 1976 г. их стало уже 361. Все центры по образованию на открытом воздухе различаются по типам, размерам в зависимости от окружающей природы: лесные школы, фермы, железнодорожные станции, сельские домики.

  В США в 1916 г. была создана правительственная  организация - Служба национальных парков, которая занимается организацией экскурсий  на природу. Для целей просвещения  в области охраны природы, так же как в Великобритании, используются специально созданные центры. В настоящее время в Соединенных Штатах имеется около 800 природоведческих центров. В 1966 г. их насчитывалось 160. Полевые лагеря организуют Студенческая ассоциация охраны природы и Молодежный корпус охраны природы США. С 1968 г. организуются летние курсы по охране природы для учителей на базе экологических хозрасчетных лагерей, где они могут отдыхать вместе с семьями.

  Примером  этого типа неформального образования  могут служить научные лагеря, созданные в штате Квебек (Канада) в 60-70-х годах («Молодые экспо», «Полевая школа ШИКОБИ», «Молодые биологи» и др.). В этих лагерях организуется летняя практика по естественным наукам для учащихся второй ступени различных районов Квебека. Часто основное внимание уделяется экологическому аспекту изучения окружающей среды. За период пребывания в лагере (две недели) школьники под руководством преподавателей участвуют в проведении наблюдений за представителями флоры и фауны данного района, исследуют природные ландшафты и ландшафты, измененные человеком, ставят простейшие опыты. Они самостоятельно выбирают темы для исследований, образуя научные группы по интересам. Обычно юным исследователям предлагаются темы по геологии, метеорологии, орнитологии, маммалогии, энтомологии, лимнологии, экологии, ботанике, педологии и некоторым другим естественным наукам. Результатом такой внешкольной работы молодежи является улучшение ее научного образования в области познания окружающей природы, получение опыта исследовательской работы. Кроме того, школьники видят и реальные плоды своей деятельности - ими создаются большие гербарии, описи видового состава флоры и фауны данного района. Для молодежи старшего возраста существуют центры по изучению и охране окружающей среды. Участие в деятельности этих центров позволяет юношам и девушкам применить уже имеющиеся знания на практике, участвовать в самостоятельных научных исследованиях. Примером такой организации может служить Центр по водным исследованиям, созданный в 1966 г. советом Лавальского университета. Центр считает своей целью планирование и развитие исследований в области использования и охраны водных ресурсов, включение полученных результатов в проект многодисциплинарного управления окружающей средой.

  В государственных заказниках Швеции проводятся специально организованные занятия для учащихся. Издается литература о природе для детей, в том числе упрощенные и красочно иллюстрированные определители животных, растений, грибов.

  Одним из видов деятельности Института  по образованию в области окружающей среды в Нидерландах является организация лагерей охраны природы в заповедниках. Цель этих лагерей - познакомить добровольцев с вопросами охраны природы и управления окружающей средой и оказать помощь владельцу заповедника (государственному или районному обществу по охране природы, государственной службе леса и т. п.) в практическом управлении, таком, как очистка лесных участков, срезание кустарников, очистка водоемов и рвов и т. д. Составной частью лагерной жизни является обучение. Обычно работа выполняется утром и днем, вечера отводятся лекциям, показам кинофильмов, обсуждениям. Каждый лагерь начинает работу с посещения заповедника, где группа собирается работать, и короткой лекции о том, почему это необходимо делать. Для заданий, требующих определенной профессиональной квалификации, добровольцы получают инструкции и помощь от постоянных работников заповедника. В 1972 г. было организовано 35 таких лагерей.

  Более 75% посетителей лагерей - молодежь в  возрасте от 15 до 18 лет, причем 92% молодых людей учатся в средних школах, колледжах для подготовки учителей или университетах, в то время как только 8% являются рабочими. Лагеря Института по образованию в области окружающей среды предоставляют возможность для молодых людей внести свой личный вклад в дело охраны окружающей среды, в то же время они вооружают учащихся некоторой основной информацией по проблемам охраны природы, Особенно полезным является участие в работе таких лагерей для студентов колледжей по подготовке учителей.

  Международный координационный совет по программе ЮНЕСКО «Человек и биосфера» высказал пожелание, чтобы в ходе выполнения всех проектов данной программы уделялось внимание подготовке и повышению квалификации специалистов. Решение этих задач, в частности, целесообразно увязать с проектом № 8 программы ЮНЕСКО «Сохранение природных районов и содержащегося в них генетического материала», который предусматривает организацию сети биосферных заповедников. Такими заповедниками предложено объявить наиболее типичные для определенной ландшафтно-географической зоны участки биосферы с целью сохранения ценных экологических систем, а также сообществ и генетического фонда животных и растений. Здесь должны проводиться многолетние стационарные комплексные исследования различных природных процессов, закономерностей биологического и геологического круговорота веществ, сравнительное изучение явлений в природе на строго охраняемых и прилежащих эксплуатируемых территориях (акваториях).

  В биосферных заповедниках, представляющих собой базовые станции (научные полигоны), намечено проводить контроль за состоянием окружающей среды (мониторинг), следить за изменением состава атмосферного воздуха, наличием в воздухе, а также в водоемах и почве различных пестицидов. В этих заповедниках намечено организовать накопление данных о параметрах среды для последующего сравнительного изучения происходящих в ней изменений.

  Биосферные  заповедники - это удобные центры для образования в области  окружающей среды. В них можно  с большим успехом проводить  стажировку специалистов, привлекаемых к биогеоценотическим и экологическим исследованиям, в том числе по программе «Человек и биосфера», созывать семинары для учителей школ и преподавателей высших учебных заведений, инженерно-технических работников различных отраслей промышленности, специалистов сельского хозяйства, руководящих кадров местных органов, принимать экскурсии школьников, в особенности старших классов, организовывать практику студентов вузов и учащихся техникумов.

  Роль  музеев и публичных  библиотек в неформальном образовании по вопросам охраны и улучшения окружающей среды

  В природоохранительном просвещении  важную роль могут играть музеи, публичные  библиотеки, а также выставки достижений науки и техники. Библиотеки и  музеи предоставляют учащимся возможность  сравнить местные условия с условиями, господствующими в других регионах мира. Большое внимание проблемам окружающей среды уделяет Международный совет музеев (International Council of Museums), неправительственная организация при ЮНЕСКО, которая объединяет различные музеи мира. На генеральных конференциях Международного совета музеев обсуждаются проблемы лекционной и экскурсионной работы в музеях и вопросы, связанные с созданием экспозиций, посвященных охране окружающей среды. Одной из основных задач музеев является научное раскрытие и объяснение сути взаимоотношений человека и природы на местных примерах. Некоторые музеи и библиотеки принимают активное участие в разработке и осуществлении местных проектов по охране и улучшению окружающей среды. Эту работу они часто проводят в сотрудничестве с другими организациями, в частности с природоведческими обществами. Так, педагоги США указывают па положительный опыт библиотеки штата Миннесота, которая уделяет много внимания проблемам охраны окружающей среды.

  В нашей стране разнообразную деятельность по природоохранительному просвещению проводят естественно-исторические музеи, среди которых головным является Музей землеведения МГУ. Сотрудники музея руководят различными научными кружками, в музейном лектории читается курс лекций по вопросам рационального использования природных ресурсов. Успешную работу по пропаганде охраны природы ведут многочисленные краеведческие музеи.Для воспитания у населения эстетического восприятия окружающей среды, правильного, внимательного отношения к природе, к ее ценностям и красотам используются художественные галереи. В качестве примера может быть приведена галерея чехословацкого города Лоуны, одной из главных тем экспозиции которой является охрана окружающей среды.

Информация о работе Улучшение окружающей среды по средствам досуга