Устойчивое сохранение одного из древнейших обычаев гостеприимства у народов Северного Кавказа

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 11:54, реферат

Описание работы

Гостеприимство на Кавказе считается чуть ли не самым главным адатом. В переводе с арабского языка слово «адат» значит «обычай». Древнему обычаю гостеприимства кавказцы следуют и сегодня. Существует много поговорок, притч и легенд, посвященных этому замечательному обычаю. Старики на Кавказе любят говорить: «Куда не приходит гость, туда не приходит и благодать».

Содержание

Введение…………………………………………………………......3
1. Семейно-родовые культы…………………………………….....4
2. Гостеприимство народов Северного Кавказа…………………6
3. Обычаи гостеприимства на примере Осетии…………………..9
Заключение………………………………………………………….23
Список литературы…………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

Реферат по регионоведению.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

     Людские пороки распределяются не по национальным признакам, а порождаются определенными  социальными условиями. 

     Ценные  сведения о гостеприимстве у горцев Кавказа и, в частности осетин, оставил также немецкий ученый — лингвист-ориенталист Клапрот. С сердечностью и теплотой описывает он осетинское гостеприимство. «Осетины, —писал он, —имеют подобно другим народам Кавказа очень большое уважение к законам гостеприимства (кунак), почти нет примеров его нарушения. Редко случается, чтобы тот, кто пользовался у них гостеприимством, был обижен или ограблен... Когда чужестранец попадает в осетинское селение, то он может быть уверен, что пока он находится там, его будут охранять наилучшим образом; ему дадут пить и есть, сколько ему нужно, и будут обращаться с ним как с родственником». 

     Многократно повторяя эти мысли, Клапрот в  то же время не указывает ни одного случая, чтобы на протяжении всего  его путешествия по Северной и  Южной Осетии кто-либо его обидел. Напротив, он пишет об осетинах в восторженных топах, относится к ним с любовью, подчеркивая, что везде и всюду оказывали ему сердечный прием и все положенные по этикету гостеприимства почести. Однако парадокс в том, что выводы, к которым приходит он, никак не согласуются со всем до сего сказанным. Более того, Клапрот взял на себя функции советника, «как покорить Осетию», функцию, не относящуюся к области лингвистики.

     «Осетин,—  писал он,— было бы очень легко  держать в руках: для того чтобы  покорить их страну, достаточно было бы направить всего пару егерских полков, несколько трех дюймовых пушек и небольших мортир. Если иметь при себе пушки и мортиры, то можно всюду проложить себе дорогу и прогнать их из всех ущелий. Для таких походов лучшими месяцами являются август, сентябрь и октябрь, так как в это время имеется много хлеба и сена, которые частью можно использовать, а частью сжечь. Благодаря этому можно принудить осетин ко всему, что угодно, поскольку они страшатся голодовки...» Сказано предельно ясно, но не это ли бесчеловечная жестокость: прогнать горцев, влачивших и без того жалкое существование, из их бесплодных ущелий.

     Здесь Клапрот попал под влияние  политики «разделяй и властвуй». Вряд ли он мог рассчитывать на такой  сердечный и теплый прием, который  был оказан ему и который так хорошо и образно описан им же, если бы доверчивые осетины знали, что он потом будет разговаривать с ними языком пушек. Клапрот глубоко заблуждался, рассчитывая покорить осетин «силой пары полков и нескольких пушек».

     Однако  сказанное не снижает ценности сведений, содержащихся в трудах Клапрота о различных сторонах жизни горцев Кавказа.

     Наиболее  подробное описание обычаев гостеприимства встречается у К. Коха, уделившего значительно больше внимания описанию этого обычая. «У осетин,— писал  он,— в значительной степени развито чувство гостеприимства, человек, принятый в семью, рассматривается этой последней как ее член и, как таковой, попадает под ее защиту до тех пор, пока он остается достойным этой защиты».

      

     Среди горцев Кавказа бытовало мнение как неписаный закон, что принять гостя это дело чести и достоинства, и его придерживались строго и неукоснительно. «Осетин,— писал Кох,— скорее проведет много времени в страшной нужде, чем будет упрекать себя в том, что плохо угостил своего гостя». О6 этом же свидетельствует известный русский ученый В.С. Миллер. «Гостеприимство,— писал он,— составляет до сих пор выдающуюся черту осетин; с большой искренностью и радушием оно соблюдается в местах, меньше тронутых европейской культурой»

     Гостеприимство - специфическое человеческое, нравственное установление, чувство, бытующее у всех народов с древнейших времен в различных формах проявления и в разной степени развитости, в зависимости от экономического уклада жизни людей. В Аравии, например, издавна существует обычай держать на возвышенных местах огни для указания путникам дороги. Это своеобразное проявление чувства гостеприимства, поэтому огни эти называются огнями гостеприимства. И вообще гостеприимство — явление глобальное, интернациональное, оно присуще всем народам, но у одних оно проявляется в более ярко выраженной форме, у других —менее. Как социальное явление, оно работает в сфере установления контактов, взаимопонимания между людьми, причем предельно широк диапазон его действия, начиная с обыденной жизни и кончая межгосударственными общениями. 

     Горцы - народ гордый, уважение среди них  «приобреталось отнюдь не показным или постоянным богатством; устройство празднеств многолюдных, ежечасная готовность к гостеприимству, безудержная и безграничная щедрость, храбрость в бою и красноречие — вот что возвышало людей, все богатство которых заключалось в прекрасном оружии и добрых конях»9. Горцы жили в неимоверно трудных экономических условиях в бесплодных горных ущельях Главного Кавказского хребта, с трудом сводили концы с концами. И даже при этих условиях неукоснительно соблюдали обычай гостеприимства, унаследованный ими от далеких предков, рассматривая его как закон, нарушение коего кем бы то ни было строго осуждалось общественным мнением. Обычай характеризуется высокой гуманностью и человечностью, содержит в себе элементы общечеловеческих, нравственных установлений, что обуславливает его долговечность. Кто бы ни был — чужестранец ли, представитель своей или другой этнической группы, знакомый или незнакомый — все равно отношение к нему было искреннее и доброжелательное, без фальши, так как гостеприимство рассматривалось как высшая добродетель. Народности Кавказа, как бы ни находились в стороне от магистральной линии истории, как-то общались с внешним миром доступными им средствами. Кавказ и его обитатели всегда привлекали к себе внимание многих ученых. К их жизни, культуре, истории и этнографии проявляли интерес не только русские, но и западноевропейские ученые и путешественники. На Кавказ приезжало много разного люда: ученые, просто путешественники, многих из которых больше интересовала экзотика края, нежели быт, думы и чаяния народа. Тем не менее они, естественно, становились гостями, и им, как таковым, горцы оказывали положенные по этикету гостеприимства прием и почести.

     Суровые природные условия также в  какой-то мере содействовали возникновению, развитию у людей чувства гостеприимства. Горцы в прежние времена жили в ущельях Главного Кавказского хребта, в местах труднодоступных, где в условиях бездорожья и отсутствия необходимого транспорта для преодоления даже небольшого расстояния требовалось много времени и труда. Кроме того, и передвигаться при таких условиях не всегда было безопасно для жизни. Обычай гостеприимства обеспечивал не только приют, но и безопасность путника. При этом горцы всегда были склонны больше видеть в людях, откуда бы те не были, доброе, нежели негативное. Этим, собственно, объясняется их искренность и добродушие при приеме гостей. 

     Вот что писал К. Хетагуров в связи  с этим: «Гость — божий гость»,—  говорят осетины. И действительно, при наших путях сообщения  и повсеместного разбоя попасть из одного ущелья в другое — равносильно явлению с небес. 

     Когда вы идете по аулу, сидящий встает при вашем приближении, говорящий  замолкает, занятый работой бросает  ее, чтобы приветствовать вас, точно  старого знакомого».  

     Важной  чертой этого обычая является то, что в нем никогда не усматривалась корысть, все услуги, оказываемые гостю, делались без фальши, с открытой душой. Душевная чистота и доверчивость, доходящая иногда до наивности, были выдающейся чертой нравственного принципа осетин. Но если они теряли веру в добропорядочность человека, трудно было потом добиться их расположения. Горцам, жившим своей духовной жизнью, ничто человеческое не было чуждо. Высоко они ценили свободу и независимость, честь и человеческое достоинство, храбрость и отвагу, верность данному слову, взаимопомощь и в радости и в горе. Даже самый бедный Никогда не терял чувство человеческой гордости. Гость у горцев всегда считался почетным человеком, и никто не смел обижать его, так как это считалось оскорблением не только гостя, но, в первую очередь хозяина дома. 

     Более того, в народном сознании бытовало твердое убеждение как неписаный  закон, что гость является гостем не только хозяина, у которого остановился, но всего аула. 

     Почти во всех домах отводилась специальная  комната—уазагдон (кунацкая) для гостей, она находилась в состоянии постоянной готовности к приему гостей. Постелью, предназначенной для кунацкой, никто из домашних не должен был пользоваться. 

     Замечательная черта обычая гостеприимства, как  нравственного установления, в том, что воплощает в себе гуманизм, уважение человеческой личности и тем самым способствует установлению контактов, дружественных связей между людьми и народами. Важной особенностью обычая является то, что гость, хотя и символически, считается гостем всего аула, находится полностью на обеспечении хозяина, который по своим скромным возможностям делает все так, чтобы гостю было хорошо. 

     Оказывая  всяческие почести гостю, положенные по обычаю, хозяин вполне сознавал, что  этим самым выполняет свой моральный долг, имеющий для него, конечно, престижное значение, сознавал и то, что; этим самым поддерживает честь и достоинство своего народа (племени). Даже самый бедный, еле сводивший концы с концами, часто даже отказывая себе и семье в самом необходимом, исходил из высоких нравственных соображений, считая, что не принять гостя, как положено по обычаю, значит не выполнить моральный долг, потерять честь и уважение. В основе всего этого лежало понимание того, что материальные расходы, содержание гостя с трудом как-то восполнимы, а потеря чести и достоинства в глазах людей никем и ничем не восполнима. Честь не продается и не покупается — такова народная мудрость. 

     Обычай  гостеприимства, как все на свете, подвержен изменениям. И по мере развития общества, установления связей с внешним миром и особенно с развитием капиталистических отношений, несущих с собой новые порядки, новый образ жизни, основанных на угнетении и эксплуатации человека человеком, он подвергся заметным изменениям, его соблюдение местами становилось менее строгим и обязательным. Частнособственническое предпринимательство, которое стало развиваться в Осетии, особенно во второй половине 19 века, оказывало определенное влияние на все веками установившиеся архаические устои, отношения и понятия, в том числе и на гостеприимство. Однако это не коснулось основы, самого существа последнего, поскольку оно охватывает своим действием такие нравственные стороны, такие людские отношения, которые были и будут всегда. Это как закон социальной жизни. Все социальные явления, уходящие своими корнями в глубь народной жизни, служат народу, живут вместе с народом, т. е. имеют непреходящее значение, несмотря на всякие зигзаги истории. 

     Обычай  гостеприимства в основе своей сохраняется, передаваясь из поколения в поколение, поскольку люди всегда во всех формах общественной организации нуждаются и в такой форме общения. Доказательством этого является сама жизненная практика людей, подтверждающая, что обычай этот правился всегда и нравится теперь всем — и тому, кто принимает гостя, и тому, кого принимают. Более того, можно сказать, что он настолько прочно вошел в быт людской и стал настолько привычным, что в их сознании он ассоциируется как нечто должное, как обязательный элемент нравственного поведения. 

     Глубокие  социально-экономические преобразования в городе и деревне, развитие новейших систем индустрии, транспорта, коммуникаций, быстрого культурного обслуживания, распространение городского образа жизни, процессы урбанизации привели к изменению форм общения. При наличии современных транспортных средств и других форм связи стало не обязательным оставаться в гостях, как это бывало в прошлом, и создавать кому-то дополнительные хлопоты и неудобства. Люди теперь предпочитают останавливаться в гостиницах со всеми удобствами. Но, разумеется, от этого обычай нисколько не теряет своего смысла и значения. 

     Однако  в ходе развития общества к этому  доброму обычаю пристают негативные наросты, покрывая его как бы ржавчиной, в результате чего он начинает терять свой нравственный блеск. 

     В практической жизни нередко приходится наблюдать случаи и факты, когда он подвергается грубейшим искажениям, ведущим к исчезновению в нем нравственного колорита. 

     Конечно, каждый волен в своих действиях  и поступках и решает по своему разумению приглашать к себе в  гости или нет и кого приглашать. В этом, конечно, ничего плохого не усматривается: позвать к себе друзей, товарищей, знакомых, посидеть с ними, обменяться мнениями, отдохнуть, повеселиться. Все это естественная потребность людей. Думается, что временные трудности, переживаемые нашим народом, не заглушат в нем добрые чувства гостеприимства, которые, как и прежде, будут использованы для благородных целей, чтобы не было случаев, когда подобные встречи превращаются в пьяные застолья, а их участники напиваются до потери сознания. По странному недоразумению или недомыслию «знатоки» обычаев считают дурным тоном, если хозяин не довел своих гостей «до полной кондиции», до такого состояния, что они начинают терять человеческий облик. Достоинство и сила человека в таких случаях измеряются количеством выпитого спиртного. При всем этом самым отвратительным является то, что люди идут на сознательное сумасшествие, напиваясь вполне добровольно, и других заставляют буквально силой под различными предлогами, выдуманными пьяной фантазией. Удовольствия от всего этого, разумеется, никакого, а вред очевиден. 

     Это не поддержка, а глумление над  хорошими чувствами обычая гостеприимства. 

     Хорошо  известно, что подобное явление никогда  в прошлом не сопутствовало этому  обычаю. Напротив, по правилам гостеприимства считалось недостойным чело века и даже унизительным. Человек, злоупотреблявший спиртными напитками, терял уважение окружавших, вызывал их презрение. Конечно, найдутся люди, особенно среди любителей спиртного, которые могут сказать, что все это частное дело и не нуждается ни в каких наставлениях. Но надо иметь в виду, что мы живем не в вакууме, а в обществе, в коллективе, перед которым ответственны за свои поступки и поведение. Следовательно, личное перерастает в общественное. Следует всегда помнить не только о правах, но и об обязанностях человека перед обществом. Для общества совершенно не безразлично, как ведет себя тот или иной член данного коллектива, какое влияние он оказывает на дела последнего и какое участие принимает в его свершениях. 

Информация о работе Устойчивое сохранение одного из древнейших обычаев гостеприимства у народов Северного Кавказа