Устойчивое сохранение одного из древнейших обычаев гостеприимства у народов Северного Кавказа

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 11:54, реферат

Описание работы

Гостеприимство на Кавказе считается чуть ли не самым главным адатом. В переводе с арабского языка слово «адат» значит «обычай». Древнему обычаю гостеприимства кавказцы следуют и сегодня. Существует много поговорок, притч и легенд, посвященных этому замечательному обычаю. Старики на Кавказе любят говорить: «Куда не приходит гость, туда не приходит и благодать».

Содержание

Введение…………………………………………………………......3
1. Семейно-родовые культы…………………………………….....4
2. Гостеприимство народов Северного Кавказа…………………6
3. Обычаи гостеприимства на примере Осетии…………………..9
Заключение………………………………………………………….23
Список литературы…………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

Реферат по регионоведению.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

     В последние годы всевозможные «встречи»  получили значительное распространение, организуются по поводу и без повода: родился ребенок, исполнился ему  год, поступил в вуз, окончил его, уходит в армию и т. п., и даже когда человек в нетрезвом  состоянии совершил аварию, но отделался сравнительно благополучно — давай зови гостей и благодари всевышнего или судьбу. Причем все это зачастую делается не просто так, скромно, а с размахом, широко, масштабно. Организаторы таких «посиделок» по поводу и без, как правило, преследуют корыстные цели, спекулируя на добром обычае гостеприимства. Организация всевозможных приемов у таких людей стала дифференцироваться по степени важности событий, которым они посвящены, а также заранее определяются примерные размеры расходов на их организацию и доходов от них. Аналогичным образом обстоит дело во всех других пиршествах. В итоге семья во всех случаях оказывается в выигрыше. Но зато довольно накладно получается для тех, кто приходит с дорогими подарками или денежными взносами. А это приходится повторять в течение месяца как минимум два раза. 

     Интересно в этой связи рассуждение колхозника из села Сунжа Бязрова Г. Д. Он говорит, что при организации пышных пиров  одни руководствуются чисто престижными  соображениями, в погоне за дешевым авторитетом, организовать пир как можно лучше, лучше других, а некоторые из материальных соображений, чтобы люди принесли подарки и деньги. В самом деле, нельзя сделать ни шагу без денег, без подарков, будь это поминки, свадьба, день рождения или новоселье. Люди устали от всевозможных «взносов», ничем не оправданные расходы самым серьезным образом сказываются на семейном бюджете. И здесь уместно высказать основной принцип, которым мы должны руководствоваться в борьбе против любителей спекулировать обычаями: борьбу надо вести не против обычаев, а за чистоту их, против наносных новшеств в них. 

     Трудность здесь заключается в том, что  теоретически и, пожалуй, внутренне  они как бы осуждаются, а на практике получается совершенно иное. Перед  людьми встает какой-то психологический барьер, который никак не могут преодолеть. Мешают всесильные слова «неудобно, обидятся» и т. п. Жертвой действия этих и им подобных «магических» слов нередко становятся даже отдельные всеми уважаемые трезвенники. Следует сказать, что «модернистов» не так уж много, тем не менее они в повседневном нашем быту почему-то оказываются в центре внимания людей, в роли задающих тон, при этом самое удивительное в том, что все это делается с молчаливого согласия окружающих. Некому остановить их, сказать: не вносите в нашу жизнь ничего такого, что противоречит принципам добрых народных традиций. А между тем без привлечения общественности нельзя добиться в этом деле положительных результатов. Самым эффективным средством в борьбе против этого наносного в обычаях должно быть общественное мнение. Но и здесь нельзя полагаться на самотек, на его автоматическое действие. Надо организовывать и направлять его по пути осуждения, создания вокруг организаторов пьяных компании и бравирующих своей дешевой щедростью обстановку нетерпимости. Важную роль в этом должны играть средства массовой информации. Они призваны формировать и направлять общественное мнение. 

     Порой приходится наблюдать и такое, когда  в хороший народный обычай пытаются внести чуждые его смыслу и духу элементы, одним из которых является использование его далеко не в благородных целях. Отдельные люди руководствуются не соображениями искренности и дружественного расположения к приглашаемым, а подхалимством, унижающим человеческое достоинство, отдавая предпочтение людям, занимающим какое-то руководящее положение в обществе, в расчете на то, чтобы заручиться их поддержкой, услугами, получением каких-то материальных благ в обход закона. 

     Таким образом, любители «щедрых угощений»  преследуют весьма определенные корыстные цели, в их поведении нет ничего общего с настоящим гостеприимством. 

     Такое лицемерие несовместимо с традиционными  представлениями осетинского народа. Как правило, подобными делами занимаются дельцы, живущие нечестным трудом, которые под прикрытием доброго народного обычая, попирая самые элементарные требования законности, допускают всякие злоупотребления. Для них не существует никаких моральных и правовых норм, кроме как «ты — мне, я — тебе». 

     Все это, разумеется, противоречит традиционным представлениям о гостеприимстве и вообще основным принципам нормальной жизни в обществе.

     Заключение 

     Гостеприимство-это  святой долг народов Северного Кавказа. 

     В истории горцев Кавказа, как и  многих других народов мира, гостеприимство считалось и считается поныне важным нравственным установлением. Возникновение  и функционирование этого обычая обусловлены определенными социально-экономическими условиями, потребностями общения и контактов. 

     Замкнутый образ жизни, отсутствие регулярных связей с внешним миром, одни и  те же постоянно повторяющиеся виды деятельности, общение с одними и  теми же людьми при отсутствии каких-либо правовых норм у горцев Кавказа вызывали к жизни такие нормы и правила поведения, которые были призваны регулировать взаимоотношения друг с другом, иноплеменниками, обществом. 

     Этими же жизненными условиями был вызван обычай гостеприимства. Он содержал в себе высокое нравственное достоинство, а так же отвечал духовным потребностям народов Северного Кавказа. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы 

     1. Российский этнографический музей (по материалам http://www.ethnomuseum.ru/section69/23/180/92.htm)

     2. Танцы народов Кавказа (по материалам http://tanci-kavkaza.ru/gostepriimstvo-svyatoj-dolg-kavkazca/#more-680)

     3. Луценко В. В. – Обычаи и традиции народов Северного Кавказа. Часть 2, Краснодар: -2007 С. 105

     4. Хелен Краг, Ларс Функ Хансен. Северный Кавказ: народы на перепутье. Спб – 1996 С. 126

     5. Б. Калоев. Осетины глазами русских и иностранных путешественников, 1976, с. 38.

     6. Б. Калоев. Осетины глазами русских и иностранных путешественников, 1976, с. 260.

     7. Б. Калоев. Осетины глазами русских и иностранных путешественников, 1976, с. 158.

     8. Б. Калоев. Осетины глазами русских и иностранных путешественников, 1976, с. 260.

     9.    Энциклопедический словарь. Ф. А. Бракгауз и А. Эфрон.

     10.    Д. Дюмезиль. Осетинский эпос и мифология. М, 1976, с. 8-9.

     11. С.В. Лурье. Историческая Этнология. Глава I. ( по материалам www.psyhology.org)

     12.    В.В. Луценко – ОТНСК / Часть-1 , Кр.: 2006 г. С. 77

     13.  Алимова Б.М. — Брак и свадебные  обычаи в прошлом и настоящем. (по материалам www. shax-dag.ru)

     14.   www. Interkavkaz. Info

     15.    Луценко В. В. – Обычаи и традиции народов Северного Кавказа. Часть 2, Краснодар: -2007 С. 105

     16.   Хелен Краг, Ларс Функ Хансен. Северный Кавказ: народы на перепутье. Спб – 1996 С. 126

Информация о работе Устойчивое сохранение одного из древнейших обычаев гостеприимства у народов Северного Кавказа