Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 14:06, реферат
В своем  реферате я  хотел бы  рассказать о  культуре Византии,  одном из  государств, которое  внесло большой  вклад в  развитие культуры  в Европе Средних  веков. В истории  мировой культуры Византии  принадлежит  особое,  выдающееся  место.  В художественном  творчестве  Византия  дала  средневековому   миру   высокие  образы   литературы и  искусства, которые  отличались  благородным  изяществом   форм,  образным  видением  мысли,    утонченностью   эстетического    мышления,   глубиной философской  мысли. По  силе выразительности   и глубокой одухотворенности Византия  многие  столетия  стояла  впереди  всех  стран  средневековой Европы. Прямая  наследница  греко-римского  мира  и эллинистического Востока, Византия всегда оставалась центром  
 своеобразной и воистину блестящей культуры
Введение
1.сер.IV-пер. Пол.VII   вв.   -   период   разложения    
 рабовладельческого  строя  и   становления  средневекового   общества.
•	Первые столетия  существования Византийского  государства
•	Духовная  жизнь  тогдашнего  общества
 2.сер.VII-нач.XIII вв. - появление и развитие феодализма в  Византии.
•	Расцвет  византийского  искусства  
•	Церковное богослужение  
 3.XII-сер.XV  вв.  -  последний  период,  характеризующийся 
 дальнейшим развитием феодализма и началом его разложения.                     
•	"Источники знания"  Дамаскина.
•	Культура Византии в это время
Заключение
Список литературы
идейного и художественного содержания литературы за счет усиления
народной фольклорной традиции, героического эпоса наиболее наглядно
предстает в эпической поэме о Дигенисе Акрите, созданной на основе
цикла народных песен в X-XI вв. Фольклорные мотивы проникают и в
возродившийся в ту пору эллинистический любовно-приключенческий роман.
      
На  второй  период  приходится  
также  и  расцвет  
эстетики. Развитие эстетической мысли в VIII-IX вв. было стимулировано
борьбой вокруг культовых изображений. Иконопочитателям пришлось
подытожить главные христианские концепции образа и на их основе
разработать теорию соотношения образа и архетипа, прежде всего
применительно к изобразительному искусству. Были изучены функции
образа в духовной культуре прошлого, осуществлен сравнительный анализ
образов символических и миметических (подражательных), - по-новому
 осмысленно 
отношение образа к  слову, 
поставлена проблема 
живописи в религиозной культуре.
Наиболее полное развитие получило в ту эпоху антикизируещее
направление эстетики, ориентировавшееся на античные критерии
прекрасного. Возрождался интерес к физической (телесной) красоте
человека; получала новую жизнь, порицавшаяся религиозными ригористами
эстетика эротизма; вновь пользовалось особым вниманием светское
искусство. Новые импульсы обрела также теория символизма, особенно
концепция аллегории; стало цениться садово-парковое искусство;
 возрождение 
коснулось и драматического 
посвящались специальные труды.
В целом эстетическая мысль в Византии в VIII-XII вв. достигла,
пожалуй, высшей точки своего развития, оказывая сильной влияние на
художественную практику ряда других стран Европы и Азии.
Кризисные явления переходной эпохи в византийской культуре были
 особенно 
затяжными в сфере 
судьбах, которого сильнее, чем в других отраслях, сказалось
иконоборчество. Развитие наиболее массовых, религиозных видов
изобразительного искусства (иконописи и фресковой живописи)
возобновилось лишь после 843 г., т.е. после победы иконопочитания.
Особенность нового этапа состояла в том, что, с одной стороны, заметно
возросло воздействие античной традиции, а с другой - все более
устойчивые рамки приобретал вырабатывавшийся в ту эпоху
 иконографический 
канон с его устойчивыми 
сюжета, соотношения фигур, самых их поз, подбора красок, распределения
светотеней и т.п. Этому канону в последующем будут строго следовать
 византийские 
художники. Создание 
 усилением  
стилизации,  призванной  служить  
целям  передачи  через  зрительный 
образ не столько 
Достигает в тот период нового расцвета искусство цветного
мозаичного изображения. В IX-XI вв. реставрировались и старые
памятники. Возобновлялись мозаики и в храме св. Софии. Появились новые
 сюжеты, в 
которых находила отражение 
В VIII-XII вв. оформилось специальное музыкально-поэтическое
церковное искусство. Благодаря его высоким художественным
достоинствам, ослабело влияние на церковную музыку музыки фольклорной,
мелодии, которой ранее проникали ранее даже в литургию. В целях еще
 большей изоляции 
музыкальных основ 
была проведена канонизация ладотональной системы - "октоиха"
(восьмигласия). Икосы представляли собой некие мелодические формулы.
 Однако музыкально-
система икосов не исключала звукорядного понимания. Наиболее
популярными жанрами церковной музыки стали канон (музыкально-
поэтическая композиция во время церковной службы) и тропарь (едва ли
не основная ячейка византийской гимнографии). Тропари сочинялись ко
всем праздникам, всем торжественным событиям и памятным датам.
       
 
Заключение
Как итог, я хотела бы сказать, что Византия во время второго периода достигла наивысшего могущества и наивысшей точки развития
 культуры.  
В  общественном  развитии  
и  в эволюции культуры 
очевидны противоречивые тенденции, обусловленные ее срединным
положением между Востоком и Западом.
Третий же период (XII-XIV вв.) можно кратко охарактеризовать, как
наивысшую точку развития феодализма и развал Византийской империи.
Ввиду недостатка материала по данному периоду скажу лишь, что,
несмотря на то, что Византия просуществовала на 1000 лет дольше
Великой Римской империи, она была завоевана таки в XIV в.
турками-сельджуками. Но, несмотря на это, Византия внесла огромный
 вклад в 
развитие мировой культуры. Ее 
основные принципы и 
культуры перешли к соседним государствам. Практически все время
средневековая Европа развивалась на основе достижений византийской
культуры. Византию можно назвать "вторым Римом", т.к. ее вклад в
 развитие 
Европы и всего мира ничем 
не уступает Римской империи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список литературы
Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. - Киев, 1991.
Каждан А.П. Византийская культура (Х-XII вв.). – М., 1997.
Культура Византии. В 3-х т. – М., 1984-1991.
Поляковская М.А., Чекалова А.А. Византия: быт и нравы. – Свердловск, 1989.
Удальцова З.В. Византийская культура. – М., 1988.