Японская чайная церемония

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:08, курсовая работа

Описание работы

Японская чайная церемония - что это? Традиция, искусство, блажь или что-то другое, непостижимое для понимания обывателя? Для чего существует маленький домик с соломенной крышей, спрятанный от суеты под тенью вековой сосны? Ты входишь, оставляя на пороге сандалии, покрытые пылью шумных мостовых, зависть, разъедающую сердце еще сильнее, чем время, оставляешь все, что может помешать тебе слиться с природой и ощутить удивительную внутреннюю гармонию.
Древняя культура Японии насыщена непривычными для нас символами и традициями, загадочными, как иероглиф. Одна из таких традиций - знаменитая на весь мир чайная церемония.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3 стр.

I. Японская церемония - искусство жить……..…………………………..4 стр.


1) Знакомство Японии с чаем……………...………………………………4 стр.

2) Вкус чая" и "вкус дзэна…………………………………………………6 стр.

3) Принципы чайной церемонии………………………………………….8 стр.

4) Чайный домик…………………………………………………………..11 стр.

5) Чайное действо………………………………………………………….14 стр.

6) Как готовить чай………………………………………………………...20 стр.

II. Немного о родине чая………………………………………………….21 стр.

1) Чай в китайской культуре…….………………………………………..21 стр.

2) О китайской чайной церемонии.………………………………………26 стр.

Заключение……………………………………………………………….29 стр.

Список использованной литературы…………………………………….30 стр.

Работа содержит 1 файл

Чайная церемония.doc

— 1.02 Мб (Скачать)

1) Чай в китайской культуре.

   Чай родом из Китая. И как растение (доказано, что индийские сорта чайных кустов вторичны по отношению к китайским), и как напиток, и как явление культуры.

  У китайского этапа истории чая есть два слоя. Слой легендарно-мифологический, и слой, состоящих из документально подтвержденных и выглядящих достоверно событий. Естественно, как и во всякой приличной истории, эти два слоя тесно переплетаются.

   История чайного дерева уходит корнями в глубокую древность, окутана легендами и мифами. Божественный Шэнь Нун (чье имя переводится как «Пахарь Духа»), пришедший в этот мир чтобы научить людей использовать целебные свойства растений и возделывать почву - его появление относится к 2737 году до нашей эры - имел тело, будто из прозрачного нефрита, поэтому сквозь кожу можно было видеть всё происходящее в его организме. Он пробовал разные травы и из 100 растений 72 нашел ядовитыми.

   О лечебных свойствах чая предание сохранилось следующее. Однажды Шэнь Нун лежал под деревом, и с чайного куста ему в рот скатилась нагретая солнцем росинка. Он проглотил её, почувствовал прилив силы и бодрости и с тех пор употреблял чай как противоядие. Есть и дугой вариант этого придания, согласно которому чай он обнаружил, когда спускался с гор и очень хотел пить. В его чашу  с дерева упал листок.  Он этот листок рассмотрел, понюхал и попробовал. Так все и началось. То, что Шен Нун открыл чай, вовсе не означает, что именно он начал его заваривать. И китайцы, следуя за Вторым Императором, чай тоже поначалу использовали исключительно в лекарственных целях - в первую очередь, как противоядие.

 
   После себя небожитель оставил фармакологический трактат «Шень Нун Бэнь Цао», который является самым древним трактатом по лекарственным растениям в Китае, и плуг для полевых работ. Так что китайские боги вполне реальны.

   Дальнейшая чайная китайская хронология начинает приобретать уже более научный характер - на сцену выходят письменные документы. В 770 году до н.э. некий Чжоу-Гун в своей книге «Эрья» пишет о чае, как об одном из продуктов потребления. Чай упоминается в трактате «Изначальная Книга Божественного Дракона» и в тексте «Теория Еды» товарища Хуа То.

   В 222 году чай точно упоминается в переписке китайских аристократов, как альтернатива вину. О чае много писали врачи, ему посвящали стихи поэты. В эпоху Цзинь (265-420) в письменных источниках упоминаются чайные лавки и коллективные чаепития. В 400-600 годах историками зафиксировано возрастание количества письменных упоминаний об употреблении чая. В пищу использовались преимущественно листья дикорастущего чая, также зафиксированы первые попытки культивации чая. Чаще всего, чай используется как лекарство или как ритуальный напиток буддийских и даоистских монахов, но также применяется и как пищевой напиток. В те времена был принят следующий способ приготовления: чайные листья сминались в своеобразные лепешки, которые слегка поджаривались (кроме этого, лепешки часто сушили в виде плиток или кирпичиков).  После этого лепешку (или ее часть) клали в керамический горшок и заливали кипятком; после этого добавляли соль, лук, специи, имбирь. Получался своего рода чайный суп, рецепт которого в зависимости от региона мог быть довольно разным.

   В IV-V веке происходит одно из самых важных событий в истории чая. Богатый жизненный опыт показывает, что самый лучший чай получается из самых молодых листьев. В связи с этим к разнообразным названиям напитка прибавилось еще одно - «ча», что значит «молодой листок». Именно от этого слова и произошло, например, русское название напитка. И не только русское.

   С пятого по седьмой века чай получает распространение на севере и северо-западе Китая. В летописи 479 года зафиксированы факты обмена чая на другие товары. Фактически, так началось движение чая по знаменитому Шелковому Пути. Во времена династии Тан (618-906 года) популярность приобретает порошковый чай, который, впоследствии, лег в основу японской чайной церемонии (после того, как попал в Японию, конечно).  Приготовление и питье подобного чая становится модным занятием у знати и аристократов. Начинается оживленная чайная торговля по Шелковому Пути с Индией, Турцией (что там тогда было на ее территории) и с регионами нынешней Средней Азии. Кстати, чай в то время пили с солью (ее добавляли при кипячении воды). Так что вкус напитка сильно отличался от современного. 

   В 780 году поэт Лу Ю (Лу Юй) написал первую книгу о чае («Чацзин» - «Чайный Канон»). Эта книга приобрела необычайную популярность, еще при жизни Лу Юй обрел любовь и покровительство Императора. В книге (вернее, в трех книгах из десяти глав) были впервые описаны сорта чая, его выращивание и приготовление (в том числе была описана и вода для чая), ритуал чаепития. Есть основания предполагать, что именно после этой книги началось триумфальное шествие чая по Китаю. В этом же году был впервые введен налог на чай - он составлял треть урожая.

   Лу Юй (733-804 гг.), первый в истории системный исследователь чая, живший при Великих Танах, почитается как один из трёх чайных божеств. Он в совершенстве постиг Чайный путь и считается непревзойдённым мастером чая во всей Поднебесной.  
Лу Юй родился в Фучжоу в Цзинлине (в настоящее время провинция Хубэй), в годы правления династии Тан (618-907 гг.). Он посвятил себя изучению чайного дела, и результаты своих исследований описал в труде всей своей жизни - «Чайном каноне», первом в истории специальном трактате по чаю.

   Лу Юй любил чай и изобрёл способ варки чая. Танский Ли Чжао, написавший «Дополнение к истории Китая», также называет Лу Юя самым известным мастером чайного искусства.

   После смерти Лу Юй был возведен в статус ча шэнь - чайного божества, или ча сянь - чайного бессмертного, что также произошло в династию Тан. И до настоящего времени существует традиция ставить изображения Лу Юя рядом с чайными инструментами. Множество видов керамических статуэток Лу Юя продаются вместе с чайной утварью. Владельцы чайных магазинов и чайных домов ублажают Лу Юя, ставя перед его изображением чашечку с чаем, и возжигая благовония.

   Начиная с 10 века чайное искусство в Китае развивалось очень быстро. К распространению чая подключились буддийские монахи. Начинается и социалистическое соревнование китайских крестьян за звание лучшего чаевода.  Продукция которого, естественно, подавалась к императорскому столу. Во времена правления династии Сун (960-1280) порошковый чай становится массовым напитком. Начинается расцвет китайской чайной керамики. Появились темные толстостенные глиняные чашки, покрытые темно - синей (зеленой), черной и коричневой глазурью, которые красиво контрастировали с яркой пеной взбитого порошка зеленого чая.

   Император Хуи Цунг (Hui Tsung), царствовавший в период с 1101 по 1125 год, собрал и описал лучшие способы приготовления порошкового чая. Любитель чая и покровитель чайного производства, он стал устраивать чайные турниры, в которых участники узнавали и оценивали различные сорта чая.  Легенда гласит, что он стал настолько одержимым фанатиком чая, что не заметил татаро-монголов, которые и разрушили его империю. Во время его царствования производство чая в Китае увеличилось в несколько раз, процветала чайная торговля.  А вот после этого все стало плохо. Во времена правления династии Юань (1206-1368) территория Китая более чем на столетие была оккупирована Чингисханом и Кублаханом.  Большинство чайных плантаций было уничтожено, чай вновь становится редким и элитным напитком, массовая культура питья чая утрачивается. Что характерно, Марко Поло во время своего путешествия в Китай даже не попробовал чай. Изначальная чайная традиция (связанная с порошковым чаем) сохранилась только в Японии, куда монах Эйсай Мэйан привез чай в 1191 году. А монголы до Японии не добрались - тонули два раза.

   Но и этот период китайской истории подошел к концу, и во времена династии Мин (1368-1644) в Китае наступает чайный «ренессанс», возрождается массовое употребление чая. Становится популярным новый метод заваривания - в кипяток опускаются целые листьев.  Приготовление порошкового чая непопулярно, искусство его заваривания постепенно утрачивается. Полученный в результате нового способа заваривания настой является гораздо более бледным (бледнее порошкового). Отсюда возникает потребность в новой чайной посуде. Появляется и становится модной керамика Исин (Yixing) - тонкостенные чашки и чайники из фарфора или из светлой глины. Фактически именно в это время зарождается современная традиция чаепития. Кстати, заварочные чайники появились и получили распространение в это же время.

   В эпоху Цин (1644-1911) чайное искусство развивается и «шлифуется». Результатом этого развития стала церемония Гунфу Ча, обилие сортов китайского чая и способов их пития. В эту же эпоху правил и император Цянь Лун - еще один страстный поклонник чая. Именно ему принадлежит фраза «Государь даже один день не может обойтись без чая». В 1557 году открывается португальское посольство в Макао, в начале 17 века с китайским чаем познакомились голландцы.  Следует, правда, отметить, что в это время политика Китая была скорее изоляционистской и все контакты с остальным миром были результатом больших стараний дипломатов и военных. Кстати, в это же время в Китае начинает работать Императорское чайное управление, которое держит все под жестким контролем, к тому же пытается классифицировать чай.

  В 1576 году казачьи атаманы Петров и Ялышев побывали в Китае, испробовали и описали местный напиток - чай. В принципе, казаки узнали о чае еще раньше - в процессе покорения Сибирского ханства. Например, к этому времени они уже были знакомы с бурятским плиточным чаем. Есть предположение, что чай попал в Россию в 1547 году и был преподнесен в подарок царю казаками.

   В 1661 году жители Тайваня начали пить дикорастущий чай (а сейчас тайваньские улуны - одни из самых знаменитых). В 1679 году был заключен первый торговый договор между Россией и Китаем (благодаря активным действиям русского посла в Китае - грека Сапфария) на поставки в Россию «сушеной китайской травки». Чай доставляли из северного Китая (там он называется «ча-и», или «ча-э», отсюда и русское «чай») по Кяхтинскому тракту.

   В 1776 году Англия отправляет первую партию опиума Китаю.    Распространенность опиомании в Китае делает опиум весьма выгодной «валютой». Чайная торговля значительно усиливается (чай в обмен на опиум), но с момента начала «опиумных войн» (1839), наоборот, приходит в упадок.  

   С 1790 года бостонские торговцы на быстроходных клиперах начинают мировую торговлю, в обмен на северо-американские меха в Южной Америке закупали медь и железо, а их обменивали в китайском порту Кантон на чай и чайный фарфор, которые везли обратно в Америку. 

   В 1834 году императорским указом все китайские порты объявляются закрытыми для иностранцев. До окончания первой опиумной войны (в 1842), чайная торговля с Китаем практически полностью прекращена.

   В 1841 году Китай разрешил продажу в России элитных желтых чаев, недоступных европейцам. Чай обменивали на меха. В 1886 году Китай экспортировал 80 тысяч тонн чая, обеспечивая потребности всего мира в этом замечательном напитке.

   В 20-е годы двадцатого века прекращает свое существование Императорское чайное управление. В 1949 году Китай произвел всего 41 тысячу тонн чая. Такое снижение производства было вызвано, во-первых, войнами, а во-вторых, низкой рентабельностью традиционного китайского ручного производства по сравнению с механизированным в Индии, на Цейлоне и Яве. Ситуация начала изменяться в лучшую сторону только сейчас.

   Ну и, наконец, с постепенной интеграцией Китая в мировую экономику, образованием крупных китайских диаспор в разных странах мира, китайский чай - в том числе и элитные его сорта - стал доступен любителям и ценителям. В том числе и в России.    

2) Китайская чайная церемония.

 

  Помните Киплинга, который говорил, что Запад - это Запад, а Восток - это Восток. И им никогда не сойтись друг с другом.  Наверняка все помнят, что чайные традиции, которым, вроде бы, можно претендовать на некую объединяющую роль для двух этих цивилизаций, тоже мудрость Киплинга подтверждают.

   После того, как у западного человека проходит первое очарование экзотикой и эстетикой китайской (и японской, кстати) чайной церемонии, у него возникает один и тот же вопрос: Зачем? Почему китайцы пьют чай так, но не иначе?  Ответ на это непростой вопрос заключается в одной простой фразе Конфуция. «Преодолей себя - соблюдай ритуалы». Одной из основ китайского мировоззрения является вера в то, что точное соблюдение разнообразных и многочисленных ритуалов вносит в жизнь порядок и смысл. Причем и в жизнь каждого конкретного человека, и в жизнь любого человеческого сообщества (от семьи до государства), и, если хотите, в упорядоченность и «правильность» всей вселенной.  Безукоризненно соблюдая любой ритуал, человек, прежде всего, увеличивает содержание совершенного - и в себе самом и в окружающем его мире. И какой ритуал при этом соблюдается - не очень важно. Именно это стремление к совершенству обуславливает многообразие китайской чайной культуры - одних сортов чая столько, что их не перечесть.  Если принять во внимание вышесказанное, то чаепитие для китайца - это гораздо больше, чем просто употребление напитка.  И рамки чаепития выходят очень далеко за границы таких, в общем-то, узких, понятий, как эстетика, мастерство, вкус, аромат или что-либо еще. Даже если все перечисленные категории бесподобны. Чаепитие - это один из многочисленных способов достижения внутренней гармонии и естественного позиционирования себя во Вселенной.

   Именно поэтому китайский чайный этикет отличается от западного чайного этикета. Последний подразумевает приличное поведение в обществе. Первый - перед самим собой. И конечной его целью является не соблюдение абстрактных приличий - а получение максимальной радости от совершенно исполненного ритуала.  Кстати, в приведенной фразе Конфуция первая часть - «Преодолей себя...» - не менее важна, чем вторая. Соблюдать ритуалы действительно очень сложно. Особенно наедине с собой.

   На протяжении всего рассказа о китайской чайной традиции мы ни словом не обмолвились о китайских чайных домиках, которые, на самом деле, стали прообразами аналогичных японских сооружений и причиной моды на чайные беседки в Англии.

   Эти сооружения были достаточно обширными и изначально - исключительно роскошными. Так что это, наверное, скорее не домики, а павильоны или дворцы. Мало того, располагались они первоначально в живописнейших уголках и, естественно, были привилегией высшей китайской аристократии.  Дворцы были своеобразными эстетическими центрами. Чаепитие могло сопровождаться музыкой, небольшой иллюминацией, рассуждениями об искусстве и созерцанием произведений этого самого искусства. В павильонах гадали, слагали стихи, играли в шахматы и, конечно, пили чай.  Постепенно чайные павильоны демократизировались и приобрели более широкую популярность - небольшой домик для чаепитий могла себе позволить и относительно небогатая китайская семья.  И, наконец, примерно в XVII веке стали появляться общинные чайные домики, которые, несколько видоизменившись, дожили до наших дней. Сейчас, кстати, чайные комнаты часто создаются в офисах китайских компаний.

Информация о работе Японская чайная церемония