Японский театр Кабуки

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является максимально полное рассмотрение зарождения театра Кабуки, изучение его истоков, специфики и роли в культуре Японии.

Исходя из цели работы, автор поставил следующие задачи:

◦Рассмотреть возникновение театра Кабуки
◦Изучить театр Кабуки в эпохи Токугава и Мэйдзи;
◦Исследовать все элементы, составляющие театр Кабуки;
Хронологические рамки

Нижняя хронологическая граница работы определена эпохой Токугава (1603-1868), временем начала зарождения театра Кабуки. Верхняя граница датируется нашим временем, так как театр Кабуки существует до сих пор и имеет некоторые современные изменения.

Содержание

Введение 3
1. История развития театра Кабуки 5
2. Элементы театра Кабуки 12
3. Драматургия в театре Кабуки 29
Заключение 33
Список использованных источников и литературы 35

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2курс.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

     Правительство строго следило за соблюдением всевозможных сословных разграничений. Таким образом, театр Ноо был предназначен для развлечения высших слоев классов, а Кабуки для горожан. Но не смотря на всевозможные запреты, самураи низкого ранга ходили туда совершенно открыто. Представителям же более высших рангов приходилось посещать театр тайком. Аресты, тюремные заключения и изгнание не останавливали их.

     Развитие  Кабуки в то время тормозила система  законов в отношении одежды. Актерам  театра Кабуки не разрешалось появляться на сцене в костюмах из парчи, шелка  и других дорогих тканей, так как актеры были горожанами.

     Богатые костюмы из парчи и шелка, являются существенной частью театра, Ноо в значительной мере определяли эффектность ее представлений. Этим театр Ноо очень выигрывал от театра Кабуки, и поэтому запрещение этих костюмов было для театра чувствительным ограничением.

     Существовали  запретительные законы, касающиеся содержания пьес, которое могло оказать на зрителей нежелательное моральное или политическое влияние. Драматургам запрещалось затрагивать современные события, действующими лицами которых являлись представители правящего класса. Поэтому драматурги часто смешивали факты и вымысел, путали хронологию, изменяли имена героев, место действие ит.д.

     В первой половине XVIII века начался культурный обмен между районом Киото-Осака и Эдо. Именно после этого Кабуки взял многое в кукольном театре Дзерури, центром которого был город Осака. Из этого театра в Кабуки пришла драма, представляющая интерес и в литературном плане. Так же были заимствованы и наиболее выразительные сценические приемы.

     Перенося  на свою сцену пьесы Дзерури, труппы Кабуки приспособляли их к условиям своего искусства. В спектаклях сохранился обязательный для Дзерури сказитель-рассказчик, который под аккомпанемент трехструнного  сямисэна вел рассказ, актеры же в  пантомиме воспроизводили действенные сцены. Так, в драматургическую ткань пьес Кабуки вошла пантомима14

     Революция Мэйдзи резко изменила ход исторического  развития страны. Япония встала на путь капиталистического развития, началась широкая полоса заимствований опыта  европейских стран, перестройки и обновления всех областей жизни японского общества. После революции Мэйдзи японское общество было полно новыми идеями. Новое театральное искусство грозило разрушить искусство Кабуки, и возможно так бы оно и было, но благодаря усилиям выдающихся актеров и театральных деятелей кабуки смог выжить и добиться новых успехов в новую эпоху.

     Делая вывод, можно сказать, что если бы не те препятствия, с которыми столкнулся театр Кабуки в эпоху феодальной Японии, мы бы не видели его таким, каким он является сейчас. 
 
 

2.Элементы театра Кабуки 

     Кабуки  – ведущий жанр японского традиционного  искусства, вобравший в себя все лучшее из богатой сокровищницы многовековой театральной культуры. Это театр синтетический.

     Его искусство – органическое соединение музыки, слова, актерской игры, традиционного японского танца, пантомимы и необыкновенной декоративности постановки15 

     Организация. С организационной точки зрения театральное объединение, культивирующее жанр Кабуки, возглавляется директором. Этим последним может быть и какой-нибудь театральный предприниматель-коммерсант, и главный, основной актер труппы, и автор-писатель. Очень часто в одном лице соединяется и главный актер, и коммерсант, иногда же, а в прежнее время почти как правило – актер, и автор, и коммерсант16

     Во  главе всего театрального дела всегда стоит одно лицо – когёси или когёсю. Все подчиненные главного руководителя делятся на: хозяйственное и художественное.

     Во  главе хозяйственного управления стоит  – тёмото, главный администратор  театра, которому подчинены:

    1. офуда – ближайший помощник администратора по всем отраслям хозяйственного управления театра, т.е. универсальный работник по административно-хозяйственной линии.
    2. нака-тёба – заведующий финансовой частью.
    3. уриба – заведующий зрительным залом, регулирующий распространение билетов.
    4. оириба – заведующий фойе, т.е. впуском и выпуском публики.
    5. кококу-гакари – заведующий рекламой.
    6. яку-гари – заведующий внешними делами театра.

     Во  главе художественного управления стоит руководитель всей зрелищной стороной предприятия – окуяку. Он ответственный руководитель всей постановочной частью. Главными подчиненными ему элементами в театре являются:

    1. тодори – помощник заведующего, главный исполнитель всех его распоряжений и указаний, руководящий всеми деталями постановочной части.
    2. хайю – актеры, которые делятся на два разряда: главных – надай и вторых – надай-сита.
    3. сакуся – авторы-драматургии.

     Эта структура является только основой, которая допускает различные модификации и частичные отклонения.17 

     Сцена и декорации. Одна из уникальных характеристик Кабуки это живописное оборудование сцены. Например, типичный японский замок периода Эдо может быть сконструирован на сцене, или двухэтажная «Чайная» (Тяя), или даже храм могут присутствовать на сцене, не считая «Нагая» (ряд домов) и города с главной улицей, и даже океанов и рек, которые могут быть воспроизведены так, как их видели в давние времена.18

     Основываясь на «Догутё» (книга оборудования или схемы конструкций сцены) и добавлениях современной технологии сцены, новые приспособления были изобретены на текущей основе, создавая для зрителей атмосферу, которая уносит их далеко в прошлое.

     Спектакли Кабуки происходят в больших, специально оборудованных театральных помещениях, на широкой, но неглубокой сцене. Сначала труппы использовали сцену, заимствованную в театре Ноо. По мере развития и усложнения искусства Кабуки внесли изменения и в устройство сцены. Появился задергивающийся занавес – хикимару. Этот занавес стал постоянной и обязательной принадлежностью театра, когда на сцене появились многоактные пьесы. Хикимару – это полотнище, подвешенное на кольцах на тросе, протянутом над сценой. Открывается он с лева направо, задергивается справа налево специальным рабочим сцены, который одет во все черное.

     Сцена в театре Кабуки имеет своеобразное строение. Её авансцена ханамити (яп. 花道, букв. «цветочная тропа» или «путь цветка»), по которой актеры входят на сцену и выходят с неё во время театрального действа, расположена прямо в зрительном зале.19

     Ханамити  – это деревянный помост шириной примерно в два метра, идущий на уровне сцены от  левого ее края через весь зрительный зал. Сначала ханамити располагали наискосок, но постепенно она приобрела современный вид и идет перпендикулярно сцене. В конце ханамити находится небольшая комната с зеркалом, где актер ждет свой выход. Ханамити служит не только для входа и ухода актеров. Это еще и очень удобная дополнительная сценическая площадка, на которой разыгрываются многие важные сцены.

     Наличие ханамити обусловливает и ряд  чисто постановочных эффектов. Некоторые эпизоды полностью переносятся на эту тропу. Часто дается соединенная игра сцены и тропы совместно. Иногда действие планомерно перебрасывается со сцены на тропу и обратно. Бывают случаи, когда надстраивается и вторая тропа – с правой стороны. Тогда мы можем наблюдать интереснейший образец параллельной игры: актер на левой тропе и актер на правой играют в строгом ритмическом и пластическом соответствии. Когда же сюда включается еще и сценическая площадка, перед зрителем предстает исключительное по сложности композиции зрелище.20

     Помимо  ханамити в оборудование сцены кабуки было внесено еще одно усовершенствование. Известный драматург и изобретатель сценических эффектов Намики Сёдзо (1730-1773) впервые в мире создал вращающуюся сцену. Его еще одним серьезным усовершенствованием сцены было сооружение поднимающихся и опускающихся площадок.

     Оркестровой ямы в Кабуки нет. Музыканты располагаются  слева за сценой.

     В спектаклях Кабуки широко применяются  различные световые эффекты. Огромные сцены Кабуки бывают буквально залиты светом.

     В эпоху Эдо в Японии не было электричества. По этой причине представления Кабуки проходили в течение дня с рассвета до сумерек, использовав солнечное освещение как главную осветительную систему.

     Во время сумерек для освещения сцены использовались свечи. Благодаря развитию современной системы освещения в целях искусства Кабуки смог создать зрелищную яркую осветительную систему, которой никогда не было в мире театральных представлений. Например, тени совершенно исчезли со сцены. Этот вид технологий уникален для Кабуки. Более того, световая система Кабуки создает специальное освещение для подчеркивания красоты актера в ночных сценах. Чтобы тронуть зрителей, осветительная система Кабуки вносит жизнь и пикантность в искусственную сцену.

     Одним из самых важных элементов сцены  кабуки являются декорации. Декорации  носят общее название – одогу. Один и тот же помост с тремя  ступеньками посредине или сбоку может обозначать ставку военачальника, лавку купца или комнату куртизанки – все зависит от того, какие детали к нему добавлены. Чтобы актеры казались крупнее, дома и обстановка на сцене делаются меньше обычного. Условность искусства Кабуки выражается и в присутствии на сцене курого – одетых в черное рабочих сцены.  Так же большое внимание уделяется реквизиту – кодогу. Он делится на дэгогу – это домашняя утварь, украшения и другие предметы и мотидоку – это головные уборы, оружие, зонты ит.д. Искусство изготовления реквизита, как и искусство актерской игры в Кабуки, передается от отца к сыну. 
 

     Амплуа. Театр кабуки - это прежде всего театр формы, представления, это мир позы, жеста, но не активного действия, - хотя там много и движения и действие не прерывается для того, чтобы дать зрителю возможность восхищаться какой-либо мизансценой. Едва ли будет преувеличением утверждать, что пьесы театра кабуки - это театрализованная живопись, в сюжете которой физическое напряжение персонажа должно вызывать восхищение, подчеркивать и продлевать эффект текста. Словно ожившие статуи в красочной феерии декораций и костюмах, актеры позволяют вовлекать себя в ритм музыки, проговаривая хотя и вторичный здесь, но необходимый текст, также подчиненный ритму21

     Качество  игры актеров, - которая иногда кажется немного монотонной,- основано на выдающемся исполнении, именно характер исполнения и породил типичные для театра амплуа. Первоначально их было всего несколько, позднее их становится больше, вследствие того что возникла определенная монополия на роли из-за привычки актеров в целом не затруднять себя, приспосабливая к себе образ персонажа, уже разработанный товарищем. Мимика, голосовые модуляции, жесты все более оттачивались, образовались традиционные канонические приемы для каждого амплуа. Таким образом, различия в манере исполнения той или иной роли увеличили традиционный набор персонажей, их оказалось около сорока, и в результате репертуар театра кабуки стал более разнообразным. 

     
Деление актеров:
актеры на мужские  роли Актеры  на женские роли Актеры на детские  роли Актеры  на роли животных
Герой (татияку) Злодей (катакияку) Комик (докэяку) Молодой человек (вакасюяку) Старик (родзиньяку) Героиня (химэяку) Молодая девушка (мусумэяку) Старуха (родаиньяку) Дифференциации  не имеют Лошадиные ноги обезьяна

             В театре Кабуки существуют такие амплуа:

  • Татияку – положительный герой, умный, сильный, красивый. Подразделяется на три вида: арагото – воин, богатырь, обладающий сверхъестественной силой; вагато – изнеженный красавец, молодой любовник; дзицугото – рассудительный, терпеливый, мудрый и справедливый муж.
  • Катакияку – враг главного героя татияку. Этот персонаж играет важную роль в развитии интриги пьесы. Его амплуа подразделяются на несколько видов: дзицуаку – откровенный негодяй, преступник; кугэаку – благородный негодяй, аристократ, силой обстоятельств вынужденный действовать как негодяй; ироаку – злодей с внешностью изнеженного красавца; хандокатаки – полукомический мелкий враг и др.
  • Докэката – комический персонаж. Он может быть рассеянным простофилей, вертопрахом или совмещающим сразу два амплуа.
  • Кояку -  роль ребенка, обычно исполняемая детьми актеров. С таких ролей начинается сценическая жизнь актеров Кабуки. Зрители любят детей на сцене, поэтому во многих пьесах Кабуки фигурируют персонажи Кояку. Для них выработана особая манера движения на сцене, специфические интонации, рассчитанные на то, чтобы растрогать аудиторию. Эти юные актеры нередко вызывают слезы у зрителей во время трагических моментов. Кабуки использует детский труд и не оплачивает его, считая все выступления детей на сцене как один из элементов обучения их актерскому мастерству.
  • Оннагата – женская роль, исполняемая мужчиной. Как и другие амплуа, оннагата подразделяется на несколько видов. Главный из них – молодая красивая героиня. Среди этих героинь различаются: мусмэката – юная девушка со скромной девичьей прической и в кимоно с длинными рукавами; акахимэ – обольстительная красавица из высших слоев аристократии в самом роскошном парике и в богатых одеждах красного цвета; кэйсэй – куртизанка высокого ранга; сэванёбо – послушная, преданная жена из купеческого сословия; онна будо – женщина, владеющая воинским искусством и выступающая как воин; акуба, или докуфу, - злая женщина, женщина – вамп, способная на убийство и любое злодейство. Так же существует амплуа немолодых женщин: касягата – старая женщина и фукэояма – женщина средних лет.22

Информация о работе Японский театр Кабуки