Язык и письмо древних египтян

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 12:27, реферат

Описание работы

В научной литературе, как в нашей, так и в зарубежной, иногда встречается термин «древнеегипетский язык», под которым подразумевается язык населения древнего Египта.
Этот термин неточен, ибо, называя какой-либо язык древним (например, древнекитайский, древнегреческий и т. д.), имеют в виду существование такого же нового, современного нам языка. Иначе говоря, определение «древний» создает впечатление, что речь идет о древней стадии живого современного языка.

Работа содержит 1 файл

ЯЗЫК И ПИСЬМО ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

     Из  этого растения древние обитатели  долины Нила научились выделывать первоклассный писчий материал. Материал для письма из папируса изготовлялся следующим образом: стебель растения освобождался от корня и цветка и разрезался на длинные продольные полосы, которые накладывались краем друг на друга и склеивались в листы. Такой лист состоял из двух слоев. В нижнем слое полосы стебля располагались вертикально, в верхнем — горизонтально. Оба слоя вместе подвергались сильному давлению и затем высушивались. Подобный метод производства папируса был проверен в наше время на практике: в Каирском музее экспонирован папирус, изготовленный так английским египтологом Б. Ганном из растений, росших в его саду в Каире. Отдельные листы папируса склеивались в «витки. Длинные свитки встречаются редко. Самые длинные из известных папирусов следующие: папирус Вильбур  — 10 м; папирус Эберса —20 м; папирус Харрис —45 м. Толщина папируса приблизительно такая же, как и толщина некоторых сортов современной писчей бумаги. Папирус иногда использовали больше одного раза: с листа смывали ненужный уже написанный текст и на смытой поверхности писали новый. Такой папирус называется палимпсестом .

     Вновь изготовленный папирус — белого пли почти белого цвета. С течением времени он темнеет и становится светло-желтым или даже коричневым. Новый папирус отличался эластичностью, благодаря чему легко сворачивался в свитки, но под влиянием времени он терял эти свойства и становился очень хрупким и ломким. Когда папирус свертывали в свиток, то та его сторона, которая состояла из горизонтальных полос (называемая в науке recto), оказывалась внутри, а та, которая состояла из вертикальных полос (называемая в науке verso),— снаружи. Этот способ сворачивания папируса в свиток подсказывался следующими двумя соображениями: во-первых, если при свертывании папируса сторона verso была бы внутренней, то волокна папируса подвергались бы большому давлению и он легче рвался; во-вторых, так как заполнение папируса начиналось всегда с внутренней его стороны (т. е. с recto) и сторона могла быть лишь частично исписанной, то такой способ свертывания папируса обеспечивал лучшую сохранность большей части текста. Однако вполне понятно, что в отдельных случаях были различные отклонения от этого общего порядка.

     Обычно  египетские писцы (скрибы), как это  видно из сохранившихся скульптур, писали, сидя на полу, скрестив ноги (в  эпоху Нового царства они сидели на стуле). Свиток папируса писец держал в левой руке, а правой писал на развернутой части папируса, положив его на колени. Наносить знаки он начинал на правый конец папируса, справа налево.

     В качестве писчего материала египтяне употребляли и кожу. Текстов, написанных на коже, сохранилось немного, и все они датируются временем Нового царства. В частности, в анналах Тутмоса III, высеченных на стенах Карнакского храма, сказано, что они представляют собой извлечение из подробных записей на коже о деяниях и походах этого фараона.

     Инструмент, которым египтяне писали на папирусе и коже, нам хорошо известен, так как от разных времен дошли до нас письменные приборы египетских писцов. Они состояли из дощечки, в углублениях которой держали в сухом виде красные и черные чернила, миниатюрной каменной ступы с пестиком для растирания чернил, кисточки, футляра для ее хранения и маленького сосуда для воды, в котором смачивали кисточку. Дощечка, футляр и сосуд были соединены шнурком. Черные чернила изготовлялись из сажи, красные — из охры. Кисточки делались из стебля болотного растения Junctus maritimus, произраставшего в Египте в соленых озерах и болотах; один конец стебля, по-видимому, разжевывался. Длина кисточки была от 16 до 23 см. В римское время кисточку вытеснило перо, заимствованное египтянами у греков. Оно изготовлялось из камыша Chragmiles communis. Конец пера расщепляли на две продольные части и заостряли.

     Письменные  приборы имеются во многих музеях мира, в том числе в Государственном Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве. В последнем хранятся два прибора: у одного — дощечка деревянная, у другого — каменная.

     Папирус как писчий материал широко распространился  из Египта в древнем мире: он проник в Палестину и Финикию задолго  до нашей эры. Почти все древнейшие семитские и греческие папирусы XVI—V вв. до н. э. происходят из Египта, где они сохранились благодаря сухости климата. Основным поставщиком папируса в эллинистические времена была Александрия. Затем папирус изготовлялся и в Риме. Использовался он и в Европе в раннем средневековье. В VIII в. н. э.. египетский папирус постепенно стала вытеснять бумага, проникшая в Европу из Китая через. Багдад. Однако в арабском Египте папирус широко применялся до IX в. н.э. (если не позже); здесь его изготовляли так же, как и в древности.

     Египетская  система письма (наряду с шумерийской) — древнейшая в мире. Как и  вся египетская культура в целом, египетское письмо возникло вполне самостоятельно. Попытки доказать месопотамское происхождение культуры Египта не получили признания в науке. Конечно, можно допустить существование каких-то связей между долиной Нила и Двуречьем в очень отдаленные времена, но из этого никак нельзя сделать вывод о заимствованиях. Что же касается египетского письма, то «туземное его происхождение совершенно и не подлежит сомнению уже потому, что оно тесно связано с природой и бытом народа»,— писал Б. А. Тураев.

     Термин  «иероглифы» взят у Клемента Александрийского (II - III вв.), которым этот автор называл знаки, высеченные или написанные на камне. В современной науке им обозначают письменные знаки ряда других систем письма, если эти знаки изображают людей и животных и части их тела, здания, растения, разные предметы и т. д. Даже знаки китайского письма в настоящее время называют иероглифическими, несмотря на то что каждый из них в данное время не изображает конкретный предмет. Китайское письмо называется иероглифическим также потому, что некогда, в глубокой древности, китайские, иероглифы были изображениями людей, животных и предметов.

     Египетское иероглифическое письмо состоит из знаков, изображающих предметы — одушевленные и неодушевленные. Наиболее употребительных знаков насчитывается около 700 (эти данные относятся ко времени от XI до XIX династии включительно). Начертание отдельных знаков менялось в разные времена и отчасти зависело от вкусов, умения в склонностей писца, что в первую очередь относится к скорописному — иератическому — письму.

     Иероглифы принято классифицировать по их внешнему виду. Общепринятой является классификация английского египтолога А. Гардинера. Согласно этой классификации, всё иероглифы разделяются на двадцать шесть групп в зависимости от того, что они изображают.

     Знаки иероглифического письма наглядно отражают природу страны и быт народа. Изучение их с этой точки зрения представляет большой интерес и значительно обогащает наши сведения о многих сторонах жизни древнего Египта. А. Гардинер очень точно подметил, что иероглифическое письмо «является отпрыском живописи». Оно сохранило свой декоративный характер до последних дней существования. Стены храмов, гробниц и других монументальных сооружений покрывались иероглифами, нередко ярко раскрашенными и достигавшими значительных размеров, оживлявшими монотонную поверхность камня. Египетские художники-писцы стремились, когда только было возможно, реально воспроизвести то существо или предмет, которые изображал иероглифический знак. Они это делали настолько реалистически, что по иероглифам, изображавшим живые существа (млекопитающие, пресмыкающиеся, птицы, рыбы и т. д.), ученым удалось в значительной степени восстановить фауну древнего Египта. Конечно, на поверхностях  мелких предметов (вазы, амулеты и т. п.) нельзя было представить все детали изображаемого предмета, и иероглифическое письмо подвергалось стилизации. Рисунок все более упрощался, превращаясь в контур. В результате этого наряду с монументальными художественными иероглифами существовали и упрощенные их формы.

     Что касается направления письма, то строки могли располагаться горизонтально — справа налево и наоборот — или же вертикально — сверху вниз. Определить направление письма нетрудно: если головы людей и животных обращены направо — текст читается справа налево, если же они обращены налево — текст читается слева направо.

     Направление строк подчинялось стремлению писцов и художников расположить текст на поверхности стены, колонны, обелиска, стелы или статуи симметрично — вокруг изображений или архитектурных деталей, как этого требовали эстетические каноны искусства древних египтян.

     Пропорциональность  величины иероглифов, определенные правила сочетания .длинных вертикальных и горизонтальных иероглифических знаков с компактными, симметрия — все это имело первостепенное значение при расположении иероглифических текстов.

     Строка  иероглифического текста разделялась на так называемые «квадраты» (по современной научной терминологии), т. е. на части, каждая из которых плотно заполнялась иероглифическими знаками, более пли менее тесно связанными смыслом, и вписывалась в квадрат. Иероглифический текст не терпел вакуума. Это обстоятельство в значительной мере способствует реконструкции фрагментированных слов: зная написание того или иного слова, нередко можно догадаться, какие именно знаки могли уместиться на разрушенной поверхности текста.

     Все эти художественные требования имели решающее/ влияние на орфографию и способствовали в значительной мере стабилизации написания отдельных слов. Однако они вместе с тем предоставляли писцу известную свободу — в пределах соблюдения художественного канона — изменять эту орфографию по собственному усмотрению. Поэтому графические метатезы или эллипсы нередко встречаются в иероглифических текстах. Словоразделительные знаки и пунктуация в иероглифическом письме отсутствовали.

     Все вышесказанное относится к внешнему облику иероглифических текстов и отдельных знаков. С течением времени контуры отдельных знаков сильно менялись. Более того, отдельные знаки выходили из употребления и заменялись новыми. Наконец, число знаков было отнюдь не постоянным: если в классический период (т. е. от XI до конца XVIII династии" включительно) наиболее употребительных знаков, как уже говорилось, было приблизительно семьсот, то в греко-римскую эпоху — несколько тысяч.

     Египетская  иероглифическая система сложилась  очень рано. К сожалению, мы располагаем лишь весьма незначительным числом памятников, проливающих некоторый свет на ее происхождение. Однако картинный изобразительный характер египетского иероглифического письма, а также наблюдение над иероглифическими системами письма других народов указывают на пиктографию как на исходную точку его развития. Немногочисленные и очень архаические (так называемые «шиферные») таблички «дают нам возможность присутствовать при развитии этого письма,— писал Б. А. Тураев.— Изображение на них — это символические представления событий, их описание при помощи доступных тогда средств, своего -рода пиктография, подобная мексиканской, где символизм и идеография мало-помалу вытесняют реальные изображения. Так, бык представляет царя, гербы — области, бывшие под его началом, и т. п. Рядом с этим появляются и настоящие иероглифы для выражения собственных имен — начали передавать не только мысли, но и звуки. На пластинках и булаве Нармера, этих хрониках, изображенных пиктографией, фонетического элемента уже порядочно».

     Родившаяся  из рисунка пиктография — древнейший вид письма. Пиктограммы, сохранившиеся от глубокой древности,—первые попытки человеческого ума фиксировать мысли и впечатления путем реалистического изображения события или предмета. Строго говоря, пиктограмма — это комплексное изображение события, это картина, и, как таковая, она является элементом искусства. Пиктограмму можно только толковать, интерпретировать, но не читать, и именно поэтому одна и та же пиктограмма может разными лицами пониматься по-разному.

     Идеограмма же, изображающая отдельные предметы и понятия, представляет уже элемент письма. Если знак письма изображает и означает, например, солнце, то перед нами обычная идеограмма. Если же знак изображает предмет, а означает не этот предмет, а какое-то отвлеченное понятие, например дружбу, любовь, ненависть и т. п., то это уже идеограмма-символ. Из пиктограммы развиваются как идеограммы, так и фонограммы (т. е. знаки, означающие звуки), ибо идеограмма не только воспринимается мысленно, но и произносится. Таким образом, наряду с идеографией появляется переплетающееся с ней звуковое письмо. Эти фонетические элементы письма приобретают все большее и большее значение, поскольку лишь они отражают грамматические формы языка, без которых невозможна точная передача мыслей.

Египетское  иероглифическое письмо в основном является уже именно фонетическим, звуковым письмом.

Информация о работе Язык и письмо древних египтян