Язык и символы молодёжных субкультур: хиппи, байкеров, растаманов

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

В данной работе речь будет вестись о языке и символах именно молодёжной субкультуры, т. к. последняя отличается от официальной культуры и множества других субкультур знаниями, целями и ценностями, суждениями и оценками, нравами и вкусами, жаргоном и манерой поведения. Молодежь как социальная общность достаточно однородна, имеет сходные позиции и настроения, общие символы, вкусы, ценности, которые, как правило, проявляются в сфере досуга и не затрагивают трудовых и семейных отношений. Это своеобразная культурная автономия, которая формирует внутренний мир личности. Однако поле молодежных субкультур не однородно, оно состоит из множества субкультур, которые создают полифоничность и расширяют пространство для индивидуального и социального самоопределения и самореализации молодых людей.
Цель работы: выявление особенностей языка и символов молодёжных субкульту

Работа содержит 1 файл

курсовая_ОКС.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

Типологии молодёжных субкультур

 

     Признав молодёжную субкультуру как объективно-обусловленную часть социальной реальности обществ многих стран, целый ряд исследователей сделали попытку её типологизации. В данной работе будут приведены типологии молодёжных субкультур следующих авторов Брейка М., Левиковой С.И., Сергеева С.А., Толстых А.В., Фролова С.С.

     Одной из известных является концепция  российского учёного С.А. Сергеева, который в качестве критериев своей типологии молодежных субкультур определил характер деятельности, ценностную систему данной субкультуры, а также время ее возникновения. По критерию ценностных ориентаций Сергеев выделяет следующие типы субкультур: романтико-эскапистские (хиппи, толкинисты, байкеры); гедонистическо-развлекательные (мажоры, растаманы, рэперы); криминальные (гопники, люберы); анархо-нигилистические или радикально-деструктивные (панки, металлисты, сатанисты и пр.). По временному критерию автор выделяет традиционные молодежные субкультуры, имеющие достаточно длительную историю (хиппи, панки, битломаны и пр.), и новые, возникшие в последнее десятилетие (толкиенисты, униформисты, металлисты и пр.).

     Если  говорить об отечественных молодёжных субкультурах, то в истории их формирования выделяется несколько этапов. Отрезок времени с конца 60-х по 1982 год отмечается как первый период в формировании и распространении молодежных субкультур в СССР, первыми представителями которых являлись хиппи. Приблизительно в 1976–1977 года в СССР появились и первые панки. Второй период (1983–1987 года) характеризуется спадом их активности и общей кризисной ситуацией. Дело в том, что хиппи были рассчитаны на студенческую аудиторию, то есть на молодежь 17-ти-20-ти лет, имеющую определенный интеллектуальный уровень, в 1982 году к хиппизму пришли «пионеры» (ученики ПТУ, средних классов школы), которые в силу объективных причин не могли усвоить философские и эстетические концепции хипповских кругов. В связи с отсутствием новых форм деятельности переживали кризис и панки, их тусовки были автономными, система коммуникации и обмена информацией развита слабо. Третий период развития молодежных субкультур приходится на 1987–1992 года, это время постоянных конфликтов между консервативно настроенной частью молодежи и «продвинутыми неформалами». Неоднородная как в социальном, так и в интеллектуальном плане молодежная среда не понимала и отрицала идеи неформалов. Четвертый период (1992–1995 года) – отличается спадом активности контркультурой среды. Для молодежных субкультур того периода характерен значительный пессимизм, омоложение состава. Тусовки покидает значительная часть «олдовых» (старших). В этот период бурно развивается романтико-эскапистская молодежная субкультура, в первую очередь группы толкинистов. В 1996 году начинается пятый период развития молодежных субкультур, который продолжается до нашего времени. В нём с одной стороны наблюдается повышение интеллектуального уровня контркультурой среды; с другой – прогрессирующее омоложение околоандеграундной среды и полный отказ от интеллектуального роста. Одновременно идет значительный рост гедонистично-развлекательных (прежде всего музыкальных) молодежных субкультур, которые состоят в основном из подростков. Особую популярность приобретают рэперы.

     Необходимо  отметить, что на формировавшиеся  отечественные молодёжные субкультуры оказывали существенное влияние западные. Часто представители хиппи, панков, рэйверов или стиляг просто копировали западные образцы. Однако особенность отечественных молодёжных субкультур теперь состоит в том, что большинство из них ориентированы либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации, тогда как на Западе альтернативное движение выросшее из молодёжных субкультур 60–70 годов, активно участвует в социальных программах, помощи больным, инвалидам, престарелым, наркоманам и т.д. Причина такого различия может быть тесно связана с российской спецификой, а также местом и ролью нашего государства, которое долгое время отлучало граждан от самодеятельности и спонтанной активности.

     Типология молодёжных субкультур, предложенная известным отечественным социологом и философом С.С. Фроловым отражает особенности социально-политических процессов, протекающих в России в начале 21 века. Автор выделяет группы молодёжи по принадлежности: ингруппы, к которым молодой человек ощущает свою принадлежность, идентифицируя себя с другими её членами, таким образом, что оценивает членов группы как «мы». Молодёжь в данных группах разделяет определённые чувства и мнения, цели жизни; аутогруппы, к которым молодой человек не принадлежит и для которых он подбирает значения «не мы», «другие». По взаимоотношениям выделяются: первичные группы, в которых каждый её член видит в другом индивида и личность, у молодых людей общие надежды и чувства, они полностью удовлетворяют свои потребности в общении; вторичные группы, контакты в которых носят безличный и односторонний характер, а дружеские личностные контакты с другими членами необязательны. При этом Фролов отмечает, что в первичных группах личность формируется и социализируется. В этих группах молодые люди находят интимную среду, симпатии и возможности реализации личностных интересов, здесь удовлетворяется их потребность в самореализации и самовыражении. В то же время члены вторичных групп достигают определённых целей, ценой потери интимности и теплоты во взаимоотношениях, хотя это довольно часто компенсируется присутствием во вторичных группах некоторого числа первичных. Наконец выделяются группы по степени общения: малые группы, в которых молодые люди имеют личностные контакты каждый с каждым. Для них не характерна ориентация на групповые цели и действия. Групповое мнение здесь выступает в качестве постоянного фактора социального контроля; большие группы, где непосредственного общения молодых людей со всеми членами группы нет. Им присущи рационально целенаправленные действия, контроль за которыми осуществляется сверху вниз, групповое же мнение учитывается редко.

     Анализируя  долю участия молодого человека в той или иной субкультуре, С.И. Левикова разделяет молодёжные субкультуры на группы: «чистые» («регулярные»), становящиеся самоцелью для молодых людей. Эти группы как правило закрыты не только для представителей других поколений, но и для «чужих» вообще; «смешанные» или «неполные» («нерегулярные»), участие в которых – не самоцель, а дополнение, компенсация недополученного молодым человеком в формальных социальных институтах.

     А.В. Толстых типологизировал молодёжные субкультуры по направлениям деятельности, выделив группы: общественно-политические, пропагандирующие определённые общественно-политические взгляды; радикалов; эколого-этические; образа жизни, или собственно неформальные молодёжные объединения (панки, хиппи, и др.); нетрадиционно-религиозные (сатанисты, культовые группы); по интересам (например, фанаты).

     Классификация молодёжных субкультур английскими  социологами представляет собой  деление последних на два основных типа: прошкольные, ориентированные  на интенсивную учёбу и конформность и антишкольные, представленные двумя разновидностями: так называемыми уличной и поп-медиа. Типичными ценностями уличной культуры являются интерес к спорту (футболу, бейсболу, единоборствам), танцы, посещение кафе, пивных баров, просто проведение времени в компании. Субкультуры поп-медиа основываются на ценностях, ролях и видах деятельности, предлагаемых для молодёжного потребления средствами массовой информации. Главными объектами потребления при этом оказываются музыка, мода, молодёжная пресса, телевидение и кино. В субкультуры подобного типа вовлечены, как правило, подростки из среды среднего класса, не имеющие доступа к уличной культуре.

     М. Брейк различает молодёжные субкультуры на два типа по классовому признаку – это молодежные субкультуры рабочего класса и молодежные субкультуры среднего класса, высший класс не учитывается по причине своей малочисленности и закрытости. Автор полагает, что эти субкультуры различаются как по своей структуре, так и по организации. Молодежные субкультуры рабочего класса базируются на культуре ближайшего окружения и кратковременны. Они ограничены промежутком между учебой и началом работы, семейной жизни. Среднеклассовые молодежные субкультуры более разнообразны, члены этих молодежных субкультур вовлечены в них на протяжении большего промежутка времени, эти субкультуры более интернациональны по своему духу.

     М. Брейк также, предлагает разделить изучение молодежи на четыре главные области, представителями которых являются: респектабельная молодежь, деликвентная молодежь, культурные бунтари и политически активная молодежь. Респектабельная молодежь принадлежит к среднему классу и может использовать некоторые атирбуты стилей других субкультурных групп (но не стиль жизни). Деликвентная молодежь принадлежит чаще всего к рабочему классу и находится под влиянием молодых взрослых. Характерологические особенности этой группы − воровство, насилие, вандализм. Культурные бунтари входят в субкультуры с богемными традициями на периферии литературно-артистического мира и принадлежат в основном к среднему классу.

     Политически активная молодёжь – группа, типологически  объединяющая различные группы с радикальными политическими традициями, охватывающая широкую сферу деятельности. К ним относятся различные молодёжные движения: за мир, за гражданские права, экологические и им подобные.

     Далее в работе будут выявлены особенности  языка и символов хиппи, и байкеров, которые в соответствии с типологией С.А. Сергеева относятся к романтико-эскапистскому типу молодёжной субкультуры, а также растаманов примыкающим к гедонистическо-развлекательному типу молодёжных субкультур. 

Язык  и символы молодёжных субкультур

Содержание  понятий: знак, символ, язык, код

 

     Определяющее  содержание понятия знак прорабатывалось  следующими авторами Бирюков Б.В., Шейкин А.Г. Понятия символ, код определяли Джери Д., Ожегов С.И. В работах Лотмана Ю.М., Ожегова С.И., Шейкина А.Г. содержалось определение понятия язык.

     Наука «семиотика» находит свои объекты  повсюду – в языке, математике, социологии, художественной литературе, в отдельном произведении литературы, в архитектуре, планировке квартиры, в организации семьи, в процессах подсознательного. Но везде её непосредственным предметом является информационная система, т.е. система, несущая информацию, и элементарное ядро такой системы – знаковая система (совокупность знаков, устроенная определённым образом). Каковы бы ни были такие системы – действуют ли они в обществе, в природе или в организме, мышлении и психике человека – они предмет семиотики. Вообще же, семиотика – (от греческого semeiotike – учение о знаках), наука, изучающая свойства знаковых систем. Из вышесказанного следует то, что понятие знака – минимальной единицы знаковой системы, или языка, несущего информацию, которое лежит в основе семиотики, требует отдельного рассмотрения. Целесообразно также определение содержания понятий символа и кода.

     По А.Г. Шейкину, знак – материальный объект, выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта (предмета, свойства, явления, понятия, действия), замещающий его. 3нак является основным средством культуры, с его помощью осуществляется фиксация и оценка индивидуальной и общезначимой информации о человеке и мире в культурных текстах, общение индивидов и социальных групп между собой, совместное целедостижение. Знак тесно связан с такими более сложными формами фиксации культурно-значимой информации, как символ, художественный образ, культурный код. Б.В. Бирюков трактует знак, как материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Различают языковые (входящие в некоторую знаковую систему) и неязыковые знаки. Среди последних можно выделить знаки – копии, знаки – признаки, знаки – символы. Знаки – копии – это воспроизведения, репродукции, более или менее сходные с обозначаемым (таковы фотографии, отпечатки пальцев). Знаки – признаки – это знаки, связанные с обозначаемыми предметами как действия со своими причинами (то, что иначе называется симптомами, приметами и т.п.). Знаки – символы – знаки, которые в силу заключённого в них наглядного образа используются для выражения некоторого, часто весьма значительного и отвлечённого, содержания (например, изображение древне-греческой театральной маски как символ современного театра и театрального искусства). В соответствии со способом восприятия, знаки делятся на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. В человеческой коммуникации используются в основном первые три типа. Так, языковые знаки относятся к первому или ко второму типу (письменная и устная формы). К зрительным знакам относятся также сигналы светофора, регулировщика, дорожные знаки, мимика, жесты, позы и т.д. Среди слуховых знаков можно отметить гудки и сирены, звонки (телефонные, школьные), выстрел стартового пистолета и т.п. К разряду осязательных знаков принадлежат, например, жесты-касания: похлопывания, пожатия, поглаживания и др. Для слепых и глухих людей этот вид знаков становится основным. В коммуникации многих видов животных особую роль играют обонятельные знаки. По длительности существования означающего знаки делятся на моментальные и длительные (стабильные). К моментальным, т.е. исчезающим сразу после использования, относятся, например, звучащие слова, в то время как написанные слова являются длительными знаками. Среди классификаций, задающих типологию содержания знаков, главным следует считать разбиение знаков на слова и предложения, особенно важное для естественного языка. В соответствии со строением различаются простые (элементарные) и сложные (неэлементарные) знаки.

     Принципиальное  отличие знака от символа заключается  в том, что смысл символа не подразумевает прямого указания на означаемый объект. Знак становится символом тогда, когда его употребление предполагает общезначимую реакцию не на сам символизируемый объект, а на отвлеченное значение (или чаще целый спектр значений), в той или иной степени связываемых с этим объектом.

     Слово «символ» одно из самых многозначных в системе семиотических наук. Выражение «символическое значение» широко употребляется как простой синоним знаковости. Символ – знак, в котором связь между ним и значением является в большей мере условной, чем естественной. По Ожегову символ-то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, чего-нибудь отвлечённого. В искусственных формализованных языках символ – понятие, тождественное знаку. В эстетике и философии искусства – универсальная категория, отражающая специфику образного освоения жизни искусством – элемент художественного произведения, рассматриваемый в своем знаковом выражении. В социокультурных науках – материальный культурный объект, выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе как знак, значение которого является аналогом значения иного объекта. Важное (но не необходимое) свойство символа – его репрезентативность, эстетическая привлекательность, которая подчеркивает важность и общезначимость символа, но вместе с тем часто сочетается с формальной простотой, актуальной для употребления символа в коммуникативной ситуации. Нередко следствием коммуникативной актуальности символа оказывается формирование его повседневного аналога, выраженного языковыми средствами, наиболее употребительными в обыденной коммуникации (вербальными, жестовыми). Символ может функционировать как общекультурный, в рамках субкультуры (этнической, языковой, профессиональной и т.д.), быть специфичным для того или иного уровня или формы культуры.

     Язык  – грамматическая система, виртуально существующая у каждого в мозгу, точнее, у целой совокупности индивидов, ибо язык не существует полностью ни в одном из них, он существует в полной мере лишь в коллективе. Ожегов трактует язык, как систему звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующую работу мышления и являющуюся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе; речь, способность говорить; систему знаков (звуков, сигналов и т.п.), передающих информацию. А.Г. Шейкин выделяет язык культуры – совокупность культурных объектов, обладающая внутренней структурой (комплексом устойчивых отношений, инвариантных при любых преобразованиях), явными или неявными правилами образования, осмысления и употребления её элементов, и служащая для осуществления коммуникативных и трансляционных процессов (производства культурных текстов). Язык культуры формируется и существует только во взаимодействии людей, внутри сообщества, принявшего правила этого языка. Совокупность языка культуры – основное коммуникационное средство в культуре (субкультуре), поэтому освоение языка культуры – ключевой элемент социализации, аккультурации. Каждому языку культуры соответствует, как правило, своя область действительности или человеческой деятельности, представленная в определённых смыслах, а также собственно знаковая система – выразительность, средство языка. Язык культуры можно дифференцировать по отнесенности к определённой области действительности или человеческой деятельности (язык искусства, сленг математики); по принадлежности определённой (этнической, профессиональной, историко-типологической и т.д.) субкультуре, языковому сообществу (английский язык, язык хиппи); по знаковой представленности, её типам (вербальный, жестовый, графический, иконический, образный, формализованный языки) и видам – определённым культурным порядкам (язык причесок, язык костюма); по специфике смысловой выразительности (информационно содержательные, эмоционально выразительные, экспрессивно значимые) и ориентации на определённый способ восприятия (рациональное познание, интуитивное понимание); по специфике внутренних грамматических, синтаксических и семантических правил (семантически открытые и замкнутые языки, языки с полным и неполным синтаксисом и т.д.); по ориентации на определённые коммуникативные и трансляционные ситуации (язык полит, речей, язык офиц. документов); с т. зрения приоритетности и популярности на том или ином уровне культуры, в той или иной ее специализированной форме, в той или иной субкультуре.

Информация о работе Язык и символы молодёжных субкультур: хиппи, байкеров, растаманов