Язык и символы молодёжных субкультур: хиппи, байкеров, растаманов

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

В данной работе речь будет вестись о языке и символах именно молодёжной субкультуры, т. к. последняя отличается от официальной культуры и множества других субкультур знаниями, целями и ценностями, суждениями и оценками, нравами и вкусами, жаргоном и манерой поведения. Молодежь как социальная общность достаточно однородна, имеет сходные позиции и настроения, общие символы, вкусы, ценности, которые, как правило, проявляются в сфере досуга и не затрагивают трудовых и семейных отношений. Это своеобразная культурная автономия, которая формирует внутренний мир личности. Однако поле молодежных субкультур не однородно, оно состоит из множества субкультур, которые создают полифоничность и расширяют пространство для индивидуального и социального самоопределения и самореализации молодых людей.
Цель работы: выявление особенностей языка и символов молодёжных субкульту

Работа содержит 1 файл

курсовая_ОКС.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

     Другим  не менее важным понятием в семиотике  является понятие кода. Код –  система условных обозначений или сигналов. Социологи определяют код как дифференциальное использование системы или совокупности признаков, отмечающих дифференциальную социальную принадлежность. Кравченко А.И. определил код, как совокупность знаков (символов) и систему определённых правил, при помощи которых информация может быть представлена (закодирована) в виде набора из таких символов для передачи, обработки и хранения (запоминания). Правила, регулирующие код, устанавливаются по соглашению между носителями одной и той же культуры. Код представляет собой систему, которая включает структуру знаков и правила её функционирования. При передаче какого-либо сообщения от одного лица другому, код задаёт соответствие означаемых и означающих, т.е. задаёт набор знаков. Код должен быть выбран так, чтобы с помощью соответствующих означающих можно было составить требуемое сообщение. Должны также подходить друг другу среда и означающие кода. Код должен быть известен получателю, а среда и означающие должны быть доступны его восприятию. Таким образом, воспринимая означающие, посланные отправителем, получатель с помощью кода переводит их означаемые и принимает сообщение.

     Далее в ходе выявления особенностей языка  и символов молодёжных субкультур будут  использованы следующие определяющие содержания понятий знак, символ, язык, код: определение знак – материальный объект, выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта (предмета, свойства, явления, понятия, действия), замещающий его (по Шейкину А.Г.); символ – знак, в котором связь между ним и значением является в большей мере условной, чем естественной (по автору Джери Д.); язык – система знаков (звуков, сигналов и т.п.), передающих информацию (Ожегов С.И.); код – совокупность знаков (символов) и система определённых правил, при помощи которых информация может быть представлена (закодирована) в виде набора из таких символов для передачи, обработки и хранения (запоминания) (Кравченко А.И.).

 Заключение

 

     В процессе теоретического исследования гуманитарной литературы по данной теме поставленная цель была выполнена с помощью конкретных задач исследования.

     При анализе гуманитарной литературы определены понятия «молодёжь», «субкультура», «молодёжная субкультура». Выявлены типологии молодёжных субкультур В работе определены понятия «знак», «символ», «язык», «код». Шейкин А.Г. рассматривал понятие «знак» – материальный объект, выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта (предмета, свойства, явления, понятия, действия), замещающий его. Согласно Джери Д. понятие «символ» – это знак, в котором связь между ним и значением является в большей мере условной, чем естественной. По Ожегову С.И. «язык» – система знаков (звуков, сигналов и т.п.), передающих информацию. Кравченко А.И. определил понятие «код» – совокупность знаков (символов) и система определённых правил, при помощи которых информация может быть представлена (закодирована) в виде набора из таких символов для передачи, обработки и хранения (запоминания).

     Итак, особенности языка и символов молодёжных субкультур хиппи, байкеров и растаманов выявлены. В языке всех трёх субкультур отмечается существование своего сленга – варианта разговорной речи, не совпадающего с нормами литературного языка, важной функцией которого является кодирование «своих» каналов коммуникации, отделение их от всех прочих. Но источники заимствований для лексики сленга у каждой субкультуры свои.

     Символика же, как и сленг, составляет основу внутренней коммуникативной среды любой субкультуры, отделяя её от внешнего мира. И у хиппи, и у байкеров и у растаманов прослеживается наличие своих символов во внешнем виде и одежде служащих простором для самовыражения. 

 Список литературы

 

1. Анцупов А.Я. Молодёжи субкультура / Словарь конфликтолога: 2 издание. – СПб.: 2006. – С. 252.

2. Бирюков Б.В. Знак / Философский энциклопедический словарь 2 издание // – М.:» Советская энциклопедия», 1989. – С. 198–199.

3. Гуревич П.С. Субкультура // Культурология 20 век. Энциклопедия. Т2. СПб.: 1998. – С. 236.

4. Джери Д. Код / Большой толковый социологический словарь том 1 // -М.: 1999. – С. 305.

5. Джери Д. Символ / Большой толковый социологический словарь том 2 // -М.: 1999. – С. 198.

6. Кравченко А.И. Код/ Культура и культурология: Словарь // Сост. и ред. А.И. Кравченко. – М.: 2003. – С. 423–424.

7. Кравченко А.И. Молодёжная субкультура/ Культура и культурология: Словарь // Сост. и ред. А.И. Кравченко. – М.: 2003. – С. 585–586.

9. Ожегов С.И. Язык / Словарь русского языка // Сост. Н.Ю. Шведова. – М.: Рус. яз., 1986. – С. 794.

10. Филиппов Ф.Р. Молодёжь / Российская социологическая энциклопедия // – М.:1998. – С. 297.

12. Чупров В.И. Молодёжь / Социальная энциклопедия // Научное издательство «Большая Российская энциклопедия» – М.: 2000. С. 172–174.

13. Шейкин А.Г. Знак // Культурология 20 век. Энциклопедия. Т1. СПб.: 1998. – С. 222.

14. Шейкин А.Г. Язык культуры // Культурология 20 век. Энциклопедия. Т2. СПб.: 1998. – С. 423.

15. Косарецкая С.В. О неформальных объединениях молодёжи // С.В. Косарецкая – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – С. 123–125.

16. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодёжи / Под редакцией В.Т. Лисовского. – СПб: 2000. – С. 32.

17. Лотман Ю.М. После Соссюра / Семиосфера // – Санкт-Петербург: 2001. – С. 153–155.

18. Степанов Ю.С. Семиотика как органон наук // Семиотика: Антология / Сост. Ю.С. Степанов. – М.: 2001. – С. 94–95.

19. Толстых А.В. Типы молодёжных групп // Взрослые и дети: парадоксы общения. – М.: 1988. – С. 22–23.

20. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – Москва, Екатеринбург, 2002. – С. 92

21. Щепанская Т.Б. Субкультура и смежные понятия // Система: тексты и традиции субкультуры. – СПб.: 2006. – С. 30–31.

22. Левикова С.И. Две модели динамики ценностей культуры (на примере молодёжной субкультуры)/ С.И. Левикова // Вопросы философии. – 2006. – №4. – С. 71–79.

23. Сергеев С.А. Молодёжные субкультуры в республике Татарстан/С.А. Сергеев // » Социс». – 1998. – №11. – С. 39–48.

Информация о работе Язык и символы молодёжных субкультур: хиппи, байкеров, растаманов