Борьба с контрафактом на таможне

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2011 в 16:57, реферат

Описание работы

Удельный вес товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (ОИС) в объеме экспортно-импортных операций, неуклонно возрастает. Таможенные органы могут первыми выявлять признаки перемещения импортируемой или экспортируемой контрафактной продукции и оперативно реагировать на противоправные действия.

Содержание

Введение 2

1 Проблемы борьбы с контрафактом 2

2 Меры по борьбе с контрафактом 2

3 Борьба с «контрафактом по почте» 2

Заключение 2

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 37.35 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО  «Сибирский государственный технологический  университет» 

Факультет: Экономический

Кафедра: ЭООЛХК 
 
 
 
 
 

Реферат по дисциплине:

Основы  внешнеэкономической  деятельности

на  тему:

«Борьба с контрафактом на таможне» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Руководитель:

      ____________Е.Л.  Юдакова

           (подпись)

      _________________________

                   (оценка, дата)

      Выполнила:

      Студентка группы 84-1

      ____________ К.П. Кузеванова

           (подпись)

      _________________________

                        (дата) 
 
 
 
 
 

Красноярск 2010

Содержание

 
 

Введение 2

1 Проблемы борьбы  с контрафактом 2

2 Меры по борьбе  с контрафактом 2

3 Борьба с «контрафактом  по почте» 2

Заключение 2 
 

 

Введение

 
 

    Контрафакт  – это материальный носитель, в котором незаконно выражен результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации (ст. 1252 ГК РФ). В основе контрафакта лежит нарушение интеллектуальных прав.

    Удельный  вес товаров, содержащих объекты  интеллектуальной собственности (ОИС) в объеме экспортно-импортных операций, неуклонно возрастает. Таможенные органы могут первыми выявлять признаки перемещения импортируемой или  экспортируемой контрафактной продукции  и оперативно реагировать на противоправные действия.

    За  последние годы распространение  контрафактной продукции на территории Российской Федерации приобрело  масштабы, сравнимые с угрозой  национальной безопасности. По различным  оценкам специалистов, ежегодные  убытки нашей страны в виде недополученных налоговых платежей в бюджет составляют десятки миллиардов долларов. Сложившееся  положение на российском рынке не только наносит существенный материальный ущерб, но и тормозит рост благосостояния граждан, снижает авторитет государства  на международной арене. Последнее  особенно актуально на пороге вступления России в ВТО. 
 
 

 

1 Проблемы борьбы с контрафактом

 
 

    В России продолжают реализовываться  значительные объемы фальсифицированной и контрафактной продукции как  отечественного, так и импортного производства, тем самым причиняется  ущерб государству, здоровью населения  и окружающей среде. Доля подделок у  нас по отдельным товарам значительно  выше, чем в других странах: по различным  оценкам экспертов количество подобной продукции в обороте, например, зарубежных стран составляет в среднем 5-10%, в России же доля контрафактной и фальсифицированной продукции по разным товарным группам составляет от 35-40 до 90%, ежегодно увеличиваясь на 10-15 процентов.

    Ранее лидером по ввозу контрафакта  в Россию была Турция. Сейчас же в  лидеры вышел Китай, но контрафакт поступает также из Японии и Америки.

    Поток контрафактной продукции из Китая  может увеличиться с переносом  таможенного контроля на внешнюю  границу Таможенного союза. Страны Таможенного союза планируют перенести таможенный контроль на внешние границы ТС по белорусскому контуру с 1 июля 2010 года, а по казахскому – с 1 июля 2011 года. Это означает, что таможенники РФ не смогут выявлять контрафакт на российской границе. Специалисты опасаются, что пограничные регионы не смогут полноценно выполнить роль фильтра против подделок из Китая, которые хлынут на отечественный рынок под видом казахстанской продукции, так как у Китая есть свободная экономическая зона на границе с Киргизией и Казахстаном. Таможня будет заниматься другими функциями и стоять на внешней границе. Но это не значит, что с контрафактом никто бороться не будет. Нагрузка ляжет больше на органы внутренних дел и прокуратуры. Поставленная руководством страны жесткая задача по обязательному уничтожению поддельной одежды и обуви может дать положительный эффект – мошенники могут уйти из легкой промышленности в другие сферы.

    По  статистике таможенных органов России, наибольшее количество подделок выявляется в отношении одежды и обуви, на втором месте находятся кондитерские изделия и продукты питания, третье место - это парфюмерия и косметика, алкогольная и табачная продукция, четвертое место занимают CD- и DVD-диски, кожгалантерея, часы, аксессуары, бытовая  техника, следом идет фармацевтическая продукция. Новой тенденцией стало  поступление на российский рынок  контрафактных товаров с олимпийской символикой. Также предметами таможенных правонарушений становятся запасные части автомобильной техники, маркированные отечественными охраняемыми товарными знаками "КАМАЗ", "ЗИЛ", "Русский Лес". Сегодня «серый» контрафакт, и импортный, и производимый в подпольных цехах в России с использованием китайской и вьетнамской рабочей силы, по разным оценкам, составляет от 30% до 40% торговли в РФ. Если «пиратских» дисков с музыкой и фильмами в последние годы благодаря действиям правоохранительных органов стало значительно меньше (раньше они составляли более 50% рынка, теперь записи можно скачивать из интернета), то объемы «левой» парфюмерии и одежды остаются достаточно большими. Особую озабоченность вызывает проблема фальсификации лекарственных средств и продуктов питания, с чем связаны наиболее тяжкие последствия – причинение вреда здоровью и жизни человека. Доля фальсифицированных лекарственных препаратов и алкогольных напитков, реализуемых на внутреннем рынке, равна 20 процентам. В сфере производства парфюмерно-косметических товаров, обуви, одежды, предметов бытовой химии, мясных, молочных и рыбных консервов, чая, кофе и кондитерских изделий от 30 до 50 процентов выпускаемой продукции признаются фальсифицированными.

    По  мнению специалистов, основными причинами  этого положения является то, что  предприниматели избегают официальной  огласки фактов подделки своей продукции, опасаясь снижения объемов продаж, и они не всегда в состоянии  оценить реальный ущерб от подделки и продажи их продукции третьими лицами. Следовательно, они не могут  определить экономически допустимую сумму  расходов на профилактику появления  контрафакта. Они также считают, что вне зависимости от собственных  усилий существующие государственные  механизмы не позволяют эффективно обеспечить защиту правообладателя. А  в отдельных случаях стремятся  получить сверхприбыль за счет выпуска  неучтенной (контрафактной) продукции  сверх количества, разрешенного лицензиями, патентами и т.п.

    Практически беспрепятственная реализация контрафактной  продукции на российском рынке возможна также вследствие неинформированности  покупателей о низких потребительских  свойствах такой продукции и  о том, что выпуск такой продукции  нарушает права правообладателей. Причинами  распространения контрафакта зачастую являются низкий уровень доходов  населения, неэффективный таможенный контроль, недостаточность демпинговых  и антидемпинговых мер, отсутствие должного дорыночного контроля.

    Определенную  негативную роль сыграло широкое  развитие внемагазинных форм торговли, в том числе на рынках, которые  остаются одной из самых неблагоприятных  сфер торговли, а также реализация некачественной продукции через  новые формы торговли: дистанционную, посылочную, разносную, где контроль качества товара отсутствует.

    Но  главная проблема – в специфике законодательства. Сегодня таможенный досмотр производится выборочно, а не тотально, под досмотр попадает не каждая партия товара, а только те, которые вызывают подозрения либо по которым имеется предварительная информация (например, заявление правообладателя о факте подделки его продукции на территории третьих стран). Помимо того, наказать можно только за ввоз контрафакта. Если в декларации вместо торговой марки стоит обтекаемая фраза «сотовый телефон в пластиковом корпусе», формально товар уже не является объектом интеллектуальной собственности, и вся ответственность за его реализацию ложится на торговую точку. 

    Нормы действующего законодательства регулируют отдельные аспекты борьбы с контрафактной  продукцией, однако эти нормы не унифицированы для различных  объектов интеллектуальной собственности, являющихся предметом контрафакта. Они требуют согласования процессуальных действий и норм гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности. Оборот фальсифицированной продукции  практически не влечет какой-либо ответственности, не сформирована институциональная  структура противодействия такому обороту.

    Следует отметить, что результативность работы по защите ОИС зависит не только от таможни, но и от позиции правообладателей. К сожалению, правообладатели не всегда занимают четкую и однозначную  позицию в защите своих прав.

    Например,  в соответствии с главой 38 Таможенного кодекса по заявлению правообладателя они приостанавливали выпуск товаров, обладающих признаками контрафактных, но в дальнейшем правообладатель отказывался от защиты своих прав. В таких случаях должностные лица таможни выполняют свою задачу полностью, но проведение дальнейших действий без правообладателей незаконно. О таких случаях незамедлительно сообщается в вышестоящий таможенный орган. При неоднократном повторении подобных фактов такие правообладатели могут быть исключены из реестра ОИС ФТС и, следовательно, выпуск таких товаров в будущем таможней приостанавливаться не будет.

 

2 Меры по борьбе с контрафактом

 

    Защита  прав интеллектуальной собственности  – одна из важных задач ФТС России. Таможенное регулирование осуществляется посредством установления определенных административно-правовых отношений, т. е. путем установления определенных правил поведения субъектов правоотношений и применения норм таможенного законодательства. Нормы таможенного законодательства регулируют взаимоотношения таможенных органов, физических и юридических лиц, их взаимные права и обязанности и вследствие этого придают этим регулируемым отношениям особый юридический статус – характер таможенно-правовых отношений, при этом субъекты данных отношений выступают в качестве носителей специфических, таможенных прав и обязанностей. Деятельность таможенной службы регулируется следующими основными нормативно-правовыми документами:

  • ТК (гл. 38 «Меры, принимаемые таможенными органами в отношении отдельных товаров»);
  • ГК РФ (часть четвертая «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации»);
  • КоАП (ст. 14.10 «Незаконное использование товарного знака»; 7.12 «Нарушение авторских и смежных прав»; ст. 27.10 «Изъятие вещей и документов»;
  • УК (ст. 146, 170, 180, 272).
 

      За последние несколько лет  ФТС России удалось достичь  прогресса в деле борьбы с  контрафактной продукцией. По данными  ФТС России, за период с 2006 по 2008 гг. число выявленных поставок контрафактной продукции выросло более чем в 10 раз. В 2009 г. российские таможенные органы выявили более 10 млн. единиц контрафактной продукции, что в 3 раза превышает показатель 2008 г. При этом возбуждено 1500 дел об административном правонарушении, в том числе около 600 дел, связанных с ввозом поддельной одежды и обуви. Ежегодно таможенными органами возбуждается 200-300 уголовных дел по фактам производства и распространения контрафактной продукции. По ст. 14.10 КоАП возбуждено 1383 дел, из них около 80% связаны с товарными знаками, включенными в реестр объектов интеллектуальной собственности ФТС России. В соответствии с ч. 1 ст. 7.12 КоАП возбуждено 117 дел об административных правонарушениях.

    Для борьбы с контрафактом на сегодняшний день главное – стимулировать отечественного производителя, чтобы его продукция была конкурентоспособной и качественной и имела мотивацию к потреблению. Для этого необходимы меры таможенно-тарифного регулирования, которые находятся в стадии разработки. По договоренности с членами ВТО существует понятие «связанные ставки», то есть такие ставки импортного тарифа, в том числе на сельскохозяйственную продукцию, которые таможня берет обязательства не повышать после вступления в ВТО. Таможня может использовать достаточно рычагов и механизмов для выравнивания баланса импортных и отечественных товаров и тем самым минимизировать поступления на российский рынок контрафактной продукции.

Информация о работе Борьба с контрафактом на таможне