Декларирование соответствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:17, реферат

Описание работы

Оценка соответствия - прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.
Подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договора.

Работа содержит 1 файл

декларирование соответствия.doc

— 245.00 Кб (Скачать)

Сейчас орган по сертификации и испытательная лаборатория - одно юридическое лицо. Рекомендация ЕС - разделить, их так результаты будут объективнее. Но для нас пока это утопия. Независимость испытательных лабораторий - это задача, которую надо решить, развивая декларирование, следует развивать рынок испытательных лабораторий как источник независимых исследований, по результатам которых предприниматель может судить о выполнении требований и на этой основе принимать или не принимать декларации о соответствии.

 

3.5. Политика глобального подхода

 

Если исходить из целей закона о техническом регулировании и концепции реформирования экономики России, наибольшее предпочтителен для дальнейшего развития отечественной законодательной базы технического регулирования является практика ЕС. Каков его опыт?

Европейский союз решил выработать в области оценки соответствия политику, которая сбалансирует необходимость обеспечения свободного обращения товаров на едином внутреннем рынке ЕС с требованиями гарантировать "высокий уровень охраны здоровья, обеспечения безопасности и защиты окружающей среды, а также защиты интересов потребителя". Эта политика получила название "глобальный подход".

Главная цель "глобального подхода" заключается в обеспечении прозрачности систем оценки соответствия. Одним из основных средств достижения этого является гарантия компетентности органов по оценке соответствия и уровня доверия к ним, которые можно объективно проверить. А это в свою очередь способствует взаимному признанию и принятию результатов (протоколов испытаний, сертификатов и т.д.) деятельности органов по оценке соответствия.

Разработчики политики "глобального подхода" определяют орган по оценке соответствия как "глобальный зонтик", который накрывает все связанные с этой деятельностью органы, т.е. органы по аккредитации, контроля, испытательные и поверочные лаборатории, а также органы по сертификации. Органы по оценке соответствия, назначенные согласно директивам ЕС на основе "глобального подхода", известны как "нотификационные органы". (Нотификация - официальное уведомление одним государством другого о своей позиции по какому-либо международному вопросу).

Основная проблема реализации "глобального подхода", имеющая общеполитический характер касается назначения нотификационных органов.

Хотя аккредитация органов по оценке соответствия впервые была введена на добровольной основе, в "глобальном подходе" подчеркивается ее значимость и необходимость ссылки на нее. В настоящее время имеется более 20 директив, разработанных на основе глобального подхода" и распространяющихся на широкий спектр промышленной продукции. Для того, чтобы усилить меры по укреплению доверия к аккредитации Европейская комиссия поддержала работу в духе Многостороннего соглашения (Multilateral Agreement ), разработанного специально организацией Европейского сотрудничества в области аккредитации ( European Cooperation for Accreditation ), ее назначение способствовать взаимному признанию результатов оценки соответствия протоколов испытания, сертификатов на продукцию и т.д.), выдаваемых аккредитованными органами по оценке соответствия.

Наряду с аккредитацией ключевая роль в "глобальном подходе" отводится стандартам. Так директивы, разработанные в рамках политики глобального подхода, утверждают, что нотификационные органы, отвечающие критериям соответствующих гармонизированных стандартов, соответствуют и требованиям директив.

Основные модули глобального подхода, применяемые для подтверждения соответствия приведены в табл. 5.

 

Таблица 5

 

Основные модули глобального подхода

 

Обозначение модуля

Процедуры модуля и его исполнители

A

Изготовитель

Приводит собственные доказательства соответствия .

Принимает декларацию о соответствии

Маркирует продукцию знаком СЕ

 

B

Уполномоченный орган

Рассматривает техническую документацию

Испытывает образец продукции

Выдает сертификат типа

C

Следует после выполнения модуля В

Изготовитель

Получив сертификат на тип продукции

Принимает декларацию о соответствии

Маркирует продукцию знаком ЕС

D,E

Следует после выполнения модуля В

Уполномоченный орган

Оценивает систему качества

Изготовитель

Принимает декларации о соответствии

Маркирует продукцию знаком ЕС

Уполномоченный орган

Осуществляет надзор за системой качества

F

Следует после выполнения модуля В

Уполномоченный орган

Осуществляет контроль партий выпускаемой продукции

Выдает сертификаты соответствия на проверенные партии

Изготовитель

Принимает декларацию о соответствии

Маркирует продукцию знаком СЕ

G

Уполномоченный орган

Проводит испытания каждого изделия.

Выдает сертификаты на проверенные изделия

Изготовитель

Принимает декларацию о соответствии

Маркирует продукцию знаком ЕС

H

Уполномоченный орган

Оценивает систему качества на стадиях проектирования и производства

Изготовитель

Принимает декларации о соответствии

Маркирует продукцию знаком ЕС

Уполномоченный орган

Осуществляет надзор за системой качества

Hbis

Уполномоченный орган

Оценивает систему качества на стадиях проектирования и производства

Выдает сертификат на проект

Изготовитель

Принимает декларации о соответствии

Маркирует продукцию знаком ЕС

Уполномоченный орган

Осуществляет надзор за системой качества

Aa

Aa

Cbis

Cbis

Изготовитель

Принимает декларации о соответствии

Маркирует продукцию знаком ЕС

Уполномоченный орган

Осуществляет надзор (инспекционный контроль)

за продукцией с помощью периодических испытаний


 

 

Рис.17 Знаки соответствия бытовых электроприборов требованиям безопасности

а) Франция, б) Австрия, в) Германия, г)Великобритания

 

3.6. Государственный контроль

 

Качество и безопасность товаров, обращающихся на российском рынке, во многом зависит от эффективности государственного контроля, действенности применения государственными инспекторами по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений и другими должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы и рассматривать дела об административных нарушениях, государственных мер воздействия за совершение правонарушений, предусмотренных законодательством РФ,

Законодательной базой ответственности изготовителей, продавцов, исполнителей за нарушение требований к качеству и безопасности товаров, работ, услуг является Кодекс РФ об административных нарушениях, уголовный и гражданский кодексы РФ, Закон РФ "О защите прав потребителей" и др.

За нарушения обязательных требований и правил оценки соответствия законодательством РФ предусмотрена административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность физических и юридических лиц.

Основные положения по государственному контролю на настоящий момент определяются Постановление Госстандарта от 1.09.2003 г. № 99.

Государственный надзор и контроль осуществляется за соблюдением обязательных требований к продукции, установленных ФЗ, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами и нормативными документами.

Государственный надзор и контроль за соблюдением обязательных требований осуществляется согласно перечням, утвержденным Правительством РФ от13.08.1997 г. №1013, Постановлением Правительства РФ от 7.07.1999 № 766, Постановление Правительства РФ от10.02.2004 г № 72, а также номенклатуре продукции, в отношении которой законодательными актами РФ предусмотрена их обязательная сертификация и номенклатуре продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии. В дальнейшем по мере разработки технических регламентов государственный надзор и контроль будет проверять соответствие продукции требованиям технических регламентов.

Государственный надзор и контроль за соблюдением обязательных требований к продукции осуществляется на стадиях ее жизненного цикла, предусмотренных действующим законодательством РФ

При проведении государственного контроля и надзора проверяется:

- продукция,

- техническая документация на продукцию, в том числе документация на соответствие ее обязательным требованиям в области подтверждения соответствия;

- соблюдение юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями требований нормативных и правовых документов, устанавливающих правила проведения обязательного подтверждения соответствия в отношении проверяемой продукции, а также нормативных и правовых документов систем сертификации однородных групп продукции.

Государственный надзор и контроль осуществляется в соответствии с планами, утвержденными главным государственным инспектором РФ по надзору.

Государственный контроль и надзор проводится посредством выборочных проверок.

Плановые мероприятия по государственному контролю и надзору проводятся не более, чем один раз в два года в отношении оного юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Внеплановые мероприятия по государственному надзору и контролю проводятся в случаях:

- проверки исполнения выданных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предписаний по результатам государственного контроля и надзора;

- получении информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти об изменении или нарушении технологических процессов, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружаемей среды, имуществу граждан, юридических лиц;

- возникновению угрозы здоровью и жизни граждан, окружающей среды, повреждения имущества физических и юридических лиц;

- обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав.

Продолжительность мероприятий по государственному контролю надзор не должна превышать одного месяца, в исключительных случаях мероприятия могут продлены еще не более чем на месяц.

Федеральный закон "О техническом регулировании" создал основу для реформирования контрольно-надзорной деятельности в стране, установив ряд принципиально новых положений и норм в сфере организации проведения государственного контроля.

Новые нормы положения условно можно разделить на три основные группы.

Первая включает технические аспекты, определяющие сферу государственного контроля, как контроля за соблюдением требований ТР - нормативных правовых документов, законодательно устанавливающих обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования. Контроль наряду с аккредитацией, испытаниям, регистрацией, подтверждением соответствия признан одной из форм подтверждения соответствия.

Вторая группа касается организационных аспектов, устанавливающих недопустимость совмещения органами государственного контроля полномочий органов по сертификации, а также ограничения на выполнение иных видов платных работ и услуг (экспертиз, испытаний и др.).

Третья группа охватывает финансово-экономические аспекты, базирующиеся на принципах недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля .

Целью разработки проекта Концепции по вопросам государственного контроля является установление общих принципов и определение основных подходов по совершенствованию и развитию государственного контроля в РФ в рамках проведения административной реформы. Положения Концепции распространяются на объекты технического регулирования, находящиеся в сфере действия законов "О техническом регулировании", "О защите прав потребителей" и "О защите прав юридических лиц индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля.

При разработке Концепции в значительной мере учитывался зарубежный опыт организации и проведения контрольно-надзорной деятельности.

Основные положения проекта сводятся к следующему.

1.      Предложена принципиально новая терминология.

Так, государственный надзор определен как документальная проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований к объектам надзора. Государственный надзор осуществляется исключительно органами исполнительной власти. Мероприятия по государственному надзору могут включать мероприятия по инструментальной проверке с привлечением компетентных организаций.

Контроль - это процедура оценивания соответствия путем наблюдения выводов, сопровождаемых соответствующими измерениями, испытаниями, калибровкой.

Объекты государственного надзора - объекты технического регулирования (продукция, в том числе здания, строения, сооружения, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации утилизации).

Обращение продукции - реализация, использование, хранение, транспортирование и утилизация продукции.

2.      Государственный надзор должен осуществляться на соответствие объектов требованиям ТР.

На переходный период государственный надзор проводится за соответствием обязательным требованиям нормативных правовых документов.

3.      Основные принципы организации и виды государственного контроля следующие:

o         Профилактика нарушений;

o         Повышение ответственности производителей;

o         Презумпция невиновности проверяемых субъектов;

o         Запрет на совмещение функций по государственному надзору с хозяйственной деятельностью;

o         Адекватность мер воздействия степени тяжести нарушения;

o         Прозрачность, компетентность и независимость надзорных органов;

o         Проверка продукции исключительно на стадии обращения, иные объекты проверяются на стадии эксплуатации.

Установлены следующие виды государственного контроля за безопасностью:

o         Продукции;

o         В строительстве;

o         В области связи;

o         На промышленных объектах и в горно-добывающей промышленности;

o         На транспорте;

o         В энергетических системах;

o         Радиоционной;

o         Пожарной;

o         Контроль за обеспечением единства измерений.

4.      Органы государственного надзора должны иметь статус самостоятельных федеральных органов исполнительной власти.

5.      Порядок проведения контрольно-надзорных мероприятий подлежит унификации через законодательство.

6.      Меры, применяемые органами государственного надзора к нарушителям должны включать профилактически-предупредительные, досудебные и судебные.

Информация о работе Декларирование соответствия