Факторы развития внешнеторговых политики России

Автор: i**********@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 13:12, курсовая работа

Описание работы

Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основа международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует, что интернационализация хозяйственных связей обусловлено развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости интернационализации производства. Для экономического роста и развития стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень большое значение имеет внешняя торговля.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность внешнеторговой политики
1.1 Понятие внешнеторговой политики и её цели…………………………..…6
1.2 Виды внешнеторговой политики……………………………………………8
1.2.1 Свободная торговля……………………………………………………….9
1.2.2 Протекционизм………………………………………….…………………10
Глава 2. Внешнеторговая политики России.
2.1 Тенденции и факторы развития внешнеторговой политики России……..14
2.2 Внешнеторговый оборот России………………………..………………….16
2.3 Современный этап внешнеторговой политики России……………..……19
Заключение………………………………………………………………………28
Список литературы………………………………………….…………………..30

Работа содержит 1 файл

rehcfx.docx

— 45.45 Кб (Скачать)

    Средний уровень нетарифных ограничений  рассчитывается как стоимостная  доля импорта/экспорта, подпадающая  под эти ограничения, с учетом интенсивности их применения.

    В различные периоды истории внешнеторговая практика склонялась то в одну, то в  другую сторону, однако никогда не принимала  ни одну из экстремальных форм. В 50-60-е  годы для международной экономики  был характерен отход от протекционизма в сторону большей либерализации  и свободы внешней торговли. С  начала 70-х годов проявилась обратная тенденция - страны стали "отгораживаться" друг от друга все более изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции. Современный протекционизм концентрируется в относительно узких областях. В отношениях развитых стран между собой это области сельского хозяйства, текстиля, одежды и стали. В торговле развитых стран с развивающимися - экспорт промышленных товаров развивающимися странами. В торговле развивающихся стран между собой - товары традиционного экспорта.

    Выделяют  несколько форм протекционизма:

    • селективный протекционизм - направлен против отдельных стран или отдельных товаров;

    • отраслевой протекционизм - защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма;

    • коллективный протекционизм - проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;

    • скрытый протекционизм - осуществляется методами внутренней экономической политики.

    В Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) предложили следующие критерии оценки внешнеторговой политики государства:

    1. Экономический выигрыш для отрасли  или фирмы в виде прироста  объема производства, прибыли или  создания дополнительных рабочих  мест.

    2. Направления и объемы изменения  бюджета государства при применении  конкретного метода внешнеторговой  политики.

    3. Изменение внутренних цен или  потребления товара в стране, где применяется данная мера.

    4. Изменение структуры рынка данного  товара и конкуренции на нем.

    5. Способствует ли данная мера  структурной перестройке отрасли  и выведению ее на конкурентоспособный  уровень или консервирует ее  технологическую отсталость.

    6. Как влияет на смежные отрасли  производства.

    7. Какова может быть реакция  другой страны на данную меру.

    8. Соответствует ли данная мера  обязательствам страны перед  партнерами по многосторонним  и двусторонним соглашениям.

    В МТ принято считать, что идет постоянный процесс ослабления протекционизма - либерализация торговли.

    Протекционизм может быть агрессивным, если его  применяют более развитые государства  по отношению к менее развитым, либо монополии, имеющие более развитое производство. В этом случае он реакционен, поскольку затрудняет конкуренцию и ведет к застою в экономике.

    Он  также может быть прогрессивным, если его применяют менее развитые государства по отношению к более  развитым, если защищаются менее развитые и младенческие отрасли.

    Страна  сама формирует концепции и стратегии  развития внешнеторговых связей и основных принципов внешнеторговой политики, обеспечивает экономическую безопасность, защиту экономического суверенитета и  экономических интересов.

    В ведении страны находятся государственное  регулирование внешнеторговой деятельности, включая финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом.

    В рамках международно-экономических  отношении на внешнеторговую политику влияют:

    геополитические и экономические изменения в  динамике и структуре мирового хозяйства;

    колебания валютных курсов, особенно по отношению  к мировым валютам доллару  и евро;

    различия  в уровне жизни стран, особенно приграничных;

    миграция  населения и кризисы в МЭ:

    циклические,

    структурные,

    финансовые.

    Внешнеторговая  политика, являясь составной частью экономической политики государства, может рассматриваться как вполне самостоятельный фактор, влияющий на экономический рост страны, ее стран - партнеров и, следовательно, МЭ в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     

    Глава 2. Внешнеторговая политики России.

    2.1 Тенденции и факторы развития внешнеторговой политики России.

    Одна  тенденция - мировая экономика становится все более цельной, единой, связной, взаимозависимой, - медленно, но верно  идет формирование единого правового, культурно-информационного и экономического пространства, где свободно распространяются идеи и передвигаются их носители, перемещаются капиталы, товары и услуги, создаются возможности для оперативного управления огромными финансово-промышленными  империями, части которых разбросаны по всему миру. Этому, как отмечают многие исследователи, способствуют следующие  факторы:

    масштаб - рост объемов производства, концентрации и централизации капитала и как  следствие появление организационных  форм, деятельность которых выходит  за рамки национальных границ, приобретая международный характер и способствуя  формированию единого мирового рынка;

    организационно-технологический - качественно новый уровень средств  транспорта и связи, обеспечивающий быстрое распространение товаров  и услуг, ресурсов и идей с приложением  их в наиболее благоприятных условиях, а также радикальное изменение  средств делового общения, ускорение  обмена экономической, финансовой информацией, создающее возможности для оперативного, своевременного и эффективного решения  производственных, научно-технических, коммерческих задач на международном  уровне;

    научно-технологический - определяемый экономическими выгодами использования передового научно-технического, технологического и квалификационного уровней ведущих специалистов для ускоренного внедрения новых решений при относительно малых затратах;

    социологический - проявляющийся в преодолении национальной ограниченности, ослаблении роли привычек и традиций, социальных связей и обычаев, что повышает мобильность людей в территориальном, духовном и психологическом отношениях, способствуя международной миграции;

    политический - выражающийся в ослаблении жесткости  государственных границ, облегчении свободы передвижения граждан, товаров  и услуг, капиталов, а также в  усилении "политического единства" мира после крушения СССР.

    Все эти тенденции проявляются в  развитии внешней торговли России.

    Во-первых, происходит ее либерализация, выражающаяся, прежде всего, в уменьшении препятствий  для свободного перемещения товаров  и услуг.

    Во-вторых, нарастают процессы международной  интеграции, проявляющейся в создании и укреплении межгосударственных торгово-экономических  блоков - ЕЭС, АСЕАН, НАФТА, МЕРКОСУР, Андской  группы.

    В-третьих, усиливаются интернационализация, глобализация мирового хозяйства, под  которыми большинство экспертов  понимают процесс возникновения  и развития транснациональных форм хозяйствования, в их рамках определенная доля производства, потребления, экспорта, импорта и дохода стран зависит  от решений международных центров, находящихся за их пределами.

    В-четвертых, происходит углубление международного разделения труда, межстрановая специализация.

    В-пятых, происходящие процессы универсализации, унификации, стандартизации распространяются на всю экономическую и политическую жизнь, стандарты производства и  потребления, системы ценностей  и законодательные нормы, научно-технический  прогресс, что в итоге приведет к формированию единой зоны, единого  правового и культурно-информационного  поля. 
 
 

    2.2 Внешнеторговый оборот России.

    В I полугодии 2007 г. развитие внешней торговли проходило в условиях сохранения благоприятной внешнеэкономической  конъюнктуры, укрепления рубля и  повышения платежеспособного внутреннего  спроса, отмечается в мониторинге  социально-экономического развития РФ за первое полугодие 2007 года, подготовленном МЭРТ.

    Внешнеторговый  оборот России, по оценке Минэкономразвития  России, в I полугодии 2007 г. составил 257,2 млрд. долларов США, что выше уровня соответствующего периода 2006 г. на 20,4%, в том числе со странами дальнего зарубежья - 218,2 млрд. долларов США (рост на 18,9%), со странами СНГ - 39,1 млрд. долларов США (рост на 29,3%).

    В общем объеме товарооборота на долю экспорта приходилось 62,4%, импорта-37,6%.

    Значительное  превышение темпов роста импорта (138,5%) над темпами роста экспорта (111,6%) привело к сокращению положительного сальдо торгового баланса в I полугодии 2007 г. на 13,8% по сравнению с I полугодием 2006 года. Темпы роста товарооборота  существенно замедлились в связи  со значительным снижением прироста стоимостных объемов экспорта.

    В географической структуре внешней  торговли России важнейшее место  занимает Евросоюз: на его долю в  январе-мае 2007 г. приходилось 52,1% российского  товарооборота (в январе-мае 2006 г. - 56,6%), на страны СНГ - 15,4% (14,4%), на страны АТЭС-18,1% (15,6%).

    Изменение географической структуры внешней  торговли РФ произошло за счет увеличения доли стран Азии в общем объеме товарооборота. Так, с Китаем рост товарооборота  происходил за счет увеличения темпов роста импорта машин, оборудования и транспортных средств, текстиля, текстильных  изделий и обуви, составляющих около 70% импорта России из этой страны. С  Японией и Кореей товарооборот рос  за счет опережающих темпов роста  экспорта минеральных продуктов, металлов и изделий из них и импорта  химической продукции, металлов, продовольственных  товаров, машин и оборудования.

    Наблюдалось снижение доли в товарообороте России Германии и Италии в связи с  сокращением экспорта, обусловленным  снижением цен на топливно-энергетические товары и существенным сокращением  физических объемов из-за уменьшения спроса на эти товары в результате резкого повышения цен на них  в предыдущем году.

    В январе-мае 2007 года сохранялась сырьевая направленность российского экспорта. Основными товарными группами экспорта были топливно-энергетические товары, металлы и изделия из них.

    В товарной структуре российского  импорта наибольший удельный вес  занимали машины, оборудование и транспортные средства. Доля этой группы товаров  из стран дальнего зарубежья была значительно выше, чем из стран  СНГ, что обусловлено необходимостью обновления производственного оборудования и увеличивающимся спросом населения  на товары высокого качества.

    Товарооборот  России со странами дальнего зарубежья  в январе-мае 2007 г. составил 166,4 млрд долларов США, что выше уровня января-мая 2006 г. на 19,8%. При этом экспорт увеличился на 7,4%, импорт - в 1,5 раза. Сальдо торгового баланса сложилось положительное и составило 52,6 млрд долларов США и уменьшилось на 19,1%. На долю стран дальнего зарубежья пришлось 84,6% внешнеторгового оборота России, в том числе - 85,1% экспорта и 83,7% импорта. Лидирующее положение среди основных торговых партнеров России из стран Европы по-прежнему занимают Германия, Нидерланды и Италия, среди основных торговых партнеров из стран Азии-Китай, и Республика Корея.

    Товарооборот  России со странами СНГ в январе-мае 2007 г. составил 30,3 млрд долларов США, что выше уровня января-мая 2006 г. на 29,1%, в том числе экспорт - 19,2 млрд долларов США (рост на 21,7%), импорт - 11,1 млрд долларов США (рост на 44,4%). Доля стран СНГ в товарообороте России возросла с 14,4% до 15,4%, в экспорте - с 13,4% до 14,9%, в импорте снизилась с 17,2% до 16,3%. Положительное для России сальдо торговли не изменилось. В структуре экспорта в страны СНГ снизилась доля топливно-энергетических товаров в связи с замедлением по сравнению с соответствующим периодом прошлого года темпов их роста. Основными торговыми партнерами России среди стран СНГ продолжают оставаться Украина, Беларусь и Казахстан. На их долю в январе-мае 2007 года приходилось 88,2% внешней торговли в регионе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Факторы развития внешнеторговых политики России