Формы и методы валютного регулирования применяемых в различных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:08, курсовая работа

Описание работы

Рыночное и государственное валютное регулирование дополняют друг друга. Первое, основанное на конкуренции, порождает стимулы развития, а второе направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений. Граница между этими двумя регуляторами определяется выгодами и потерями в конкретной ситуации. Поэтому соотношение между ними часто меняется. В условиях кризисных потрясений, войн, послевоенной разрухи преобладает государственное валютное регулирование, порой весьма жесткое. При улучшении валютно-экономического положения происходит либерализация валютных операций, поощряется рыночная конкуренция в этой сфере. Но государство всегда сохраняет валютный контроль в целях регламентации и надзора за валютными отношениями.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Международные валютно-кредитные отношения
1.1. Валютный курс и валютный рынок………………………………………………...5
1.2. Методы регулирования валютных отношений в различных валютных системах………………………………………………………………………….9
Глава 2. Государственное регулирование валютных отношений
2.1. Необходимость и цели государственного регулирования валютного курса…………………………………………………………………………….13
2.2. Меры государственного регулирования в современных условиях…………………………………………………………………………………………17
2.3. Государственное регулирование валютных отношений в различных странах…………………………………………………………………………23
Заключение 33
Список литературы 35

Работа содержит 1 файл

Курсовая вал.рег 2.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

Не допускается  установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.

.Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям. Центральный банк Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а также специально уполномоченные на то Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, без ограничений.

Валютные  операции между резидентами и  нерезидентами. Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 ФЗ 173, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

Глава 3 посвящена  Репатриации резидентами  иностранной валюты и валюты Российской Федерации и обязательная продажа части валютной выручки.

В главе 4 говорится о  валютном контроле. Указаны права и обязанности  органов и агентов валютного  контроля и их должностных лиц,  права и обязанности резидентов и нерезидентов, ответственность  за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Вторая  мировая война привела к углублению кризиса Генуэзской валютной системы. Разработка проекта новой мировой  валютной системы началась еще в  годы войны (в апреле 1943 г.), так как страны опасались потрясений, подобных валютному кризису после первой мировой войны и в 30-х годах. На валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г. были установлены правила организации мировой торговли, валютных, кредитных и финансовых отношений и оформлена третья мировая валютная система.

Для соблюдения пределов колебаний курсов валют  центральные банки были обязаны  проводить валютную интервенцию  в долларах. Впервые в истории  созданы международные валютно-кредитные  организации МВФ и МБРР. МВФ предоставляет кредиты в иностранной валюте для покрытия дефицита платежных балансов в целях поддержки нестабильных валют, осуществляет контроль за соблюдением странами-членами принципов мировой валютной системы, обеспечивает валютное сотрудничество стран. Под давлением США в рамках Бреттонвудской системы утвердился долларовый стандарт — мировая валютная система, основанная на господстве доллара. Доллар единственная валюта, конвертируемая в золото, стал базой валютных паритетов, преобладающим средством международных расчетов, валютной интервенции и резервных активов.

Тем самым  США установили монопольную валютную гегемонию, оттеснив своего давнего  конкурента — Великобританию. Фунт стерлингов, хотя за ним в силу исторической традиции также была закреплена роль резервной валюты, стал крайне нестабильным. США использовали статус доллара как резервной валюты для покрытия национальной валютой дефицита своего платежного баланса. Специфика долларового стандарта в рамках Бреттонвудской системы заключалась в сохранении связи доллара с золотом. США из двух путей стабилизации валютного курса — узкие пределы его колебаний или конверсия доллара в золото — предпочли второй.

Тем самым  они возложили на своих партнеров  заботу о поддержании фиксированных курсов их валют к доллару путем валютной интервенции. В итоге усилилось давление США на валютные рынки. Засилие США в Бреттонвудской системе было обусловлено новой расстановкой сил в мировом хозяйстве. США сосредоточили в 1949 г. 54,6% капиталистического промышленного производства, 33% экспорта, почти 75% золотых резервов.

Экономическое превосходство США и слабость их конкурентов обусловили господствующее положение доллара, который пользовался  всеобщим спросом. Опорой долларовой гегемонии  служил также «долларовый голод» — острая нехватка долларов, вызываемая дефицитом платежного баланса, особенно по расчетам с США, и недостатком золотовалютных резервов. Он отражал в концентрированном виде тяжелое валютно-экономическое положение стран Западной Европы и Японии, их зависимость от США, долларовую гегемонию.

Активное  участие государства в организации  и осуществлении внешнеэкономической  деятельности (ВЭД) – характерная  особенность Японии на протяжении последних  четырех десятилетий. Государственное  регулирование охватило практически все стадии ВЭД, начиная от анализа ситуации в стране и за рубежом, выработки внешнеэкономической стратегии, определения структурных и географических приоритетов и кончая использованием широкой системы мер контрольно-регулирующего и финансово-стимулирующего характера.

Продуманная государственная политика регулирования  ВЭД стала одним из главных  рычагов превращения внешнеэкономических  связей в действенный фактор развития страны. Она способствовала интеграции Японии в мировое хозяйство с  максимальным учетом национальных интересов, превращению ее во влиятельного участника мирохозяйственных связей, крупный международный экономический, научно-технический, финансовый и торговый центр.

В практике государственного регулирования ВЭД  используется широкий арсенал взаимно дополняющих методов – законодательных, административно-правовых, экономических, неформальных, что позволяет обеспечивать достижение поставленных целей.

Японская  практика регулирования ВЭД опирается  на широкую нормативно-правовую базу. Система мер законодательного и административно-правового регулирования представляет собой иерархическую пирамиду, которую венчает Закон о валютном обмене и внешней торговле, определяющий общую концепцию государственного регулирования и носящий рамочный характер.

Поскольку в этом законе содержится принцип  свободной и многосторонней торговли, фигурирующий в основных международных  договоренностях о либерализации  и в кодексах МВФ, ОЭСР, ГАТТ/ВТО, его можно считать либеральным. Исходя из принципа свободы внешнеэкономических операций, при нормальных условиях он предусматривает лишь минимально необходимый государственный контроль. Введение системы лицензирования трансакций допускается лишь при чрезвычайных обстоятельствах (например, при резком ухудшении платежного баланса страны). Нося рамочный характер, закон делегирует полномочия детального регулирования ВЭД в тех или иных областях подзаконным актам. Такое “распределение обязанностей”, по мнению японцев, позволяет более полно учитывать и адекватно реагировать на изменения в международной экономической обстановке и новые моменты в развитии национального хозяйства.

“Второй этаж” законодательных актов  составляют законы, регулирующие основные блоки ВЭД: экспортно-импортные операции; таможенно-тарифную сферу; обслуживание внешней торговли (законы об экспортной инспекции, страховании внешней торговли, чрезвычайных мерах по развитию импорта и расширению прямых иностранных инвестиций в Японии, банках, страховом бизнесе, ценных бумагах и биржах и пр.); стандарты и технические требования (Закон о промышленной стандартизации и др.); права интеллектуальной собственности (законы о патентах, авторских правах и т.д.).

В основании  пирамиды лежат многочисленные нормативные  акты, принятые в развитие и во исполнение упомянутых выше законов. К ним относятся в первую очередь постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и т.п.

В отличие  от других стран, в том числе и  России, где данные о сделках, отвечающих определенным критериям, в обязательном порядке передаются в органы, призванные бороться с отмыванием капиталов, во Франции сегодня финансовые посредники сами решают, подозрительна сделка или нет. А вся система валютного регулирования во Франции прошла в своем развитии несколько этапов.

Этап  первый – зарождение. Первый этап - зарождение системы государственного валютного регулирования. Необходимость регулирования валютных отношений возникла вследствие I Мировой войны, истощившей национальные экономики, ввергнув мировые державы в состояние разрухи. Системы денежного обращения этих стран, и без того находившиеся в состоянии перманентного кризиса, были нарушены. Поэтому Франция с августа 1914 г. ввела принудительный курс банкнот и отменила их размен на золото.

После Великой депрессии и последовавшей  за ней девальвацией доллара и фунта стерлингов по отношению к франку было нарушено главное преимущество Франции - низкая стоимость национальной валюты. В 1935 г. из страны начался отток капитала. Возникла необходимость валютного регулирования. Последовали первые решения для предотвращения оттока капитала. В 1936 г. Банк Франции рекомендовал коммерческим банкам не производить:

  • продажу иностранной валюты резидентам без доказательств необходимости ее для коммерческих целей;
  • продажу иностранных банкнот физическим лицам, за исключением туристов;
  • предоставление кредитов во французских франках для спекуляций на валютной бирже;
  • спекулятивные операции с французским франком;

продажу золота для целей тезаврации.

Но данные меры оказывались неэффективными, так  как носили половинчатый, рекомендательный характер. Правительство было вынужденно принять закон, запрещающий операции с золотом и его ввоз-вывоз без разрешения Банка Франции, и провести ряд девальваций в 1936-1938 гг. Эти действия и обязательство не восстанавливать валютный контроль дали возможность вернуть значительное количество «блуждающих капиталов».

Этап  второй - жесткое регулирование

Второй  этап (1945-1958 гг.) - жесткая система  государственного валютного регулирования. После II Мировой войны в валютном регулировании Франции происходят качественные изменения. Оно приобретает постоянный характер, но реализуется преимущественно в форме валютных ограничений. Система валютных ограничений во Франции в этот период начинается с декрета от 15 июля 1947 г. и отдельных распоряжений, издаваемых Министерством финансов и экономики или входящим в это министерство Валютным бюро.

Указанный декрет предоставлял Валютному бюро право:

  • реквизировать иностранную валюту и золото;
  • предписывать французским физическим и юридическим лицам, а также проживающим во Франции иностранцам, передачу в распоряжение Валютного стабилизационного фонда принадлежащих им авуаров в иностранной валюте;
  • выдавать импортерам разрешения на покупку иностранной валюты, необходимой им для оплаты ввозимых товаров.

Этап  третий - переход к либерализации

Третий  этап (1958-1985 гг.) - переходный период от жесткой системы валютного регулирования  и контроля к либерализации. Пришедший  к власти генерал де Голль взял курс на сохранение и дальнейшее обеспечение  стабильности французского франка. Закономерным итогом такой последовательной политики явилось введение с 1958 г. внешней обратимости национальной валюты по текущим операциям: франки на счетах нерезидентов свободно конвертировались в другие обратимые валюты, в том числе в доллары США.

Международное положение франка, активное сальдо платежного баланса, накопленные золотовалютные резервы (в 1958-1966 годах они выросли практически в 5.5 раза), рост производства - все это позволило де Голлю продолжить политику либерализации валютного регулирования.

28 декабря  1966 г. во Франции был принят  закон, призванный либерализовать  торговлю страны с внешним  миром. В статье 1 его финансовые  отношения между Францией и  заграницей объявлялись свободными. Новый закон носил в большей  степени рекомендательный характер и не содержал норм прямого воздействия. Все ограничения вводились с помощью издаваемых правительством и центробанком Франции подзаконных актов, разъясняющих те или иные положения статей закона. Практически без изменений этот закон действует и сегодня. Курс на либерализацию валютного регулирования не изменился.

На фоне очевидных успехов совершенно неожиданным  оказался разразившийся в 1968-1969 гг. второй валютный кризис во Франции. Непосредственным толчком к нему послужили события  в мае-июне 1968 г. (студенческие волнения, всеобщая забастовка), а также спекуляция в пользу западногерманской марки в ожидании ее ревальвации. Однако эти факторы смогли вызвать валютный кризис только лишь вследствие действий структурного порядка.

Валютная  либерализация позволила осуществить т.н. «игру на сроках». В обстановке растущего недоверия к французской валюте и ожидания ее девальвации экспортеры замедляли репатриацию своей валютной выручки из-за границы, а импортеры ускоряли платежи за границу.

Определенную  роль сыграла и неустойчивость мировой валютной системы. Недоверие к резервным валютам вызвало дополнительный спрос на золото.

Валютный  кризис еще раз показал, что политические факторы могут очень весомо влиять на экономическую стабильность в  стране.

Информация о работе Формы и методы валютного регулирования применяемых в различных странах