Государственное регулирование внешнеторговой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 10:14, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - рассмотреть государственное регулирование внешнеторговой деятельности РФ.
Исходя из цели выделим следующие задачи:
Изучим теоретические аспекты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
Рассмотрим особенности современного государственного механизма регулирования внешнеторговой деятельности в России.  

Содержание

Ведение……………………………………………………...…………………3
1. Теоретические аспекты государственного регулирования внешнеторговой деятельности ……………………………………….........................................................4
Основные концепции и положения государственного регулирования внешнеторговой деятельности …………………………………4
1.2.Методы государственного регулирования……………………………8
2. Особенности современного государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России……………………………...………..17
2.1. Современная внешнеторговая политика России………………...…17
2.2. Проблемы государственного регулирования внешнеторговой деятельности………………………………………………………………..……20
Заключение …………………………………………………….…………24
Список использованных источников и литературы…………….……...25
Приложение А………………………………………………………..…....27

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 69.81 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Ведение……………………………………………………...…………………3

1. Теоретические аспекты государственного  регулирования внешнеторговой деятельности ……………………………………….........................................................4

    1. Основные концепции и положения государственного регулирования внешнеторговой деятельности …………………………………4

1.2.Методы  государственного регулирования……………………………8

2. Особенности современного государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России……………………………...………..17

2.1. Современная  внешнеторговая политика России………………...…17

2.2. Проблемы государственного регулирования внешнеторговой деятельности………………………………………………………………..……20

Заключение …………………………………………………….…………24

Список использованных источников и литературы…………….……...25

Приложение А………………………………………………………..…....27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одной из наиболее острых и актуальных задач, стоящих перед современной Россией, является максимальное использование  внешней торговли и внешнеэкономических  связей в целом для обеспечения  выхода страны из экономического кризиса, осуществления структурной перестройки  экономики, повышения ее эффективности  за счет интегрирования экономики Российской Федерации в мировую экономику  и ее подключения к системе  международного разделения труда. На протяжении всей истории России, включая ее советский период, внешняя торговля играла существенную роль в решении задач социально-экономического развития государства. При этом в течение ряда десятилетий внешняя торговля оставалась для экономики бывшего СССР тем "коридором", который связывал "советскую" плановую экономику с рыночным хозяйством зарубежных стран. На начальном этапе экономических реформ в России со сферой внешней торговли связывались задачи по устранению существовавшего в тот период острейшего товарного дефицита, пополнение государственного бюджета отчислениями от доходов внешнеторговой деятельности, по привлечению в российскую экономику конвертируемой валюты.

Цель  данной курсовой работы - рассмотреть государственное регулирование внешнеторговой деятельности РФ.

Исходя  из цели выделим следующие задачи:

Изучим  теоретические аспекты государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности;

Рассмотрим  особенности современного государственного механизма регулирования внешнеторговой деятельности в России.

Объект  исследования – внешнеторговая политика в России.

Предмет – государственное регулирование  внешнеторговой деятельности России.

  

1. Теоретические аспекты государственного регулирования внешнеторговой деятельности

    1. Основные концепции и положения государственного регулирования внешнеторговой деятельности

Для того чтобы приступить к анализу внешнеторговой деятельности, нужно определить ряд наиболее важных понятий по данной теме.

Под внешнеэкономической  деятельностью понимается предпринимательская  деятельность, связанная с перемещением через таможенную границу России товаров (продукции) и капитала (финансовых средств), а также оказание услуг  и выполнение работ на территории иностранного государства. В отличие от ВЭС внешнеэкономическая деятельность осуществляется на уровне коммерческих организаций (фирм, предприятий, кооперативов, банков, бирж и др. организаций), а также гражданами, т.е. физическими лицами. В качестве видов ВЭД можно назвать внешнеторговую деятельность, валютные и финансово-кредитные отношения, производственную кооперацию, инвестиционное сотрудничество.

Согласно  ФЗ «Об основах регулирования  внешнеторговой деятельности» от 21.11.2003 г. внешнеторговая деятельность - деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

 Как правило, цели государственного регулирования внешнеторговой деятельности устанавливаются и закрепляются государством на законодательном уровне. В Российской Федерации они были закреплены первоначально в Федеральном законе "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" 1995 года, а в настоящий момент - в действующем Федеральном законе "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 21.11.2003 года.

Сформировавшийся  на данный момент механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности нацелен на:

    • защиту экономического суверенитета;
    • обеспечение экономической безопасности Российской Федерации;
    • стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности;
    • обеспечение условий эффективной интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику.

Все взгляды  на государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности можно разделить на 2 категории:

а) Свободная  торговля – согласно концепции торговли (или либерализма, фритредерства), мировая экономика достигает наиболее высокого уровня материального благосостояния и эффективного размещения ресурсов именно благодаря свободной торговле, то есть при невмешательстве или ограниченном вмешательстве государства в торговую деятельность. Данная концепция была обоснована ещё классиками А. Смитом и Д. Рикардо на основе принципов абсолютных и сравнительных преимуществ1. Предполагается, что для международной специализации стран определяющими факторами являются природо-климатические факторы, а также различный уровень экономического развития стран, и страны должны производить именно ту продукцию, издержки на производство которой являются ниже, чем в других странах. Являясь противниками государственного вмешательства в экономику, сторонники свободной торговли полагали, что оно консервирует отсталость отраслей в стране. Принципов свободной торговли придерживаются в первую очередь сторонники монетаризма;

б) Протекционизм  – согласно концепции протекционизма, государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности необходимо для поддержания и  развития отечественных производителей, для поддержания активного торгового баланса. Сторонники кейнсианства и институционализма являются приверженцами концепции протекционизма.

Концепции либерализма и протекционизма в  чистом виде являются диаметрально противоположными. Стоит отметить, что в чистом виде ни та, ни другая концепция не существует ни в одной стране мира с рыночной экономикой. Однако в зависимости  от экономических взглядов лиц, ответственных  за государственное регулирование, и от экономической конъюнктуры  эти концепции применяются на практике в разных пропорциях.

Несмотря  на наличие различных взглядов на государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, можно выделить несколько причин, почему государственное вмешательство может быть просто необходимо.

Во-первых, оно необходимо для поддержания  отечественных предпринимателей, которые  зачастую оказывают давление на правительства  своих стран, требуя ограничить свободную  торговлю.

Во-вторых, свободная торговля не всегда способствует обеспечению безопасности страны. К  этому подталкивают и международные  соглашения. Например, несмотря на перспективу  получения огромной прибыли, продажа  ядерного оружия террористическим организациям запрещена международным законодательством  и национальным законодательством  всех стран.

В-третьих, свободная торговля может привести к прекращению деятельности целых  отраслей промышленности, что приведёт к росту уровня безработицы и  падению уровня благосостояния населения.

Наконец, свободная торговля не способствует развитию новых отраслей в экономике  страны, для этого необходима протекционистская  политика.

Следует добавить, что свободная торговля в большей степени на руку и  более развитым, и, следовательно, конкурентоспособным  странам, в то время как протекционизм  более приемлем для экономически менее развитых стран.

Государственное регулирование основывается на определённых принципах, заложенных в законодательных  актах государства, а также в  международных соглашениях. Согласно ст.4  ФЗ «Об основах регулирования внешнеторговой деятельности» от 21.11.2003 г. к основным принципам государственного регулирования внешнеторговой деятельности относят:

1) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;

3) единство таможенной территории Российской Федерации;

4) взаимность в отношении другого  государства (группы государств);

5) обеспечение  выполнения обязательств Российской  Федерации по международным договорам  Российской Федерации и осуществление  возникающих из этих договоров  прав Российской Федерации; 

6) выбор  мер государственного регулирования  внешнеторговой деятельности, являющихся  не более обременительными для  участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения  эффективного достижения целей,  для осуществления которых предполагается  применить меры государственного  регулирования внешнеторговой деятельности;  

7) гласность  в разработке, принятии и применении  мер государственного регулирования  внешнеторговой деятельности;  

8) обоснованность  и объективность применения мер  государственного регулирования  внешнеторговой деятельности; 

9) исключение  неоправданного вмешательства государства  или его органов во внешнеторговую  деятельность и нанесения ущерба  участникам внешнеторговой деятельности  и экономике Российской Федерации;

10) обеспечение  обороны страны и безопасности  государства;

11) обеспечение  права на обжалование в судебном  или ином установленном законом  порядке незаконных действий (бездействия)  государственных органов и их  должностных лиц, а также права  на оспаривание нормативных правовых  актов Российской Федерации, ущемляющих  право участника внешнеторговой  деятельности на осуществление  внешнеторговой деятельности; 

12) единство  системы государственного регулирования  внешнеторговой деятельности; 

13) единство  применения методов государственного  регулирования внешнеторговой деятельности  на всей территории Российской  Федерации.

Для государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности применяются определённые меры, или  методы. Существует две основные классификации  методов регулирования внешнеэкономических  отношений. Они делятся на административные (квотирование, лицензирование, введение эмбарго) и экономические, включающие в себя политику таможенных пошлин и сборов, политику банковской процентной ставки и политику курса валют. В следующем разделе мы проанализируем методы, используя другую классификацию, разделяя их на таможенно-тарифные и нетарифные.

1.2.Методы государственного регулирования

Таможенно-тарифные методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых с грузовладельцев при прохождении товаров через таможенную государственную границу. Обычно таможенный тариф содержит детализированные названия товаров, облагаемых таможенными пошлинами, ставки пошлин с указанием их метода исчисления и перечень товаров, пропускаемых беспошлинно.

Таможенная пошлина – это  налог, взимаемый государством с  провозимых через национальную границу  товаров по ставкам, предусмотренным  таможенным тарифом.

Согласно статье 4 Федерального закона РФ «О таможенном тарифе»2 таможенные пошлины делятся по способу взимания на адвалорные, специфические и комбинированные.

Адвалорная таможенная пошлина - это  пошлина, начисляемая в процентах  к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости). Данный вид таможенной пошлины схож с пропорциональным налогом на продажу и применяется при необходимости взимания пошлины с качественно неоднородных товаров одной товарной группы. Адвалорная пошлина позволяет поддерживать одинаковый уровень поддержки отечественного производителя вне зависимости от рыночной цены товара. Таким образом, при ставке адвалорной пошлины, равной 40%, мы имеем следующее: при цене товара в 100 долларов взимается 40 долларов, а при цене товара в 200 долларов взимается 80 долларов. Однако, вне зависимости от цены, адвалорная пошлин поднимает цену импортного товара на 40%. Недостатком данной пошлины является тот факт, что оценить цену товара не всегда просто, также цена может подвергаться постоянным колебаниям. Всё это может приводить к злоупотреблениям как со стороны импортёров, так и со стороны представителей таможенных органов.

Информация о работе Государственное регулирование внешнеторговой деятельности